Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена ФИЛИМОНОВА,
пос. Горный-1,
Читинская обл.

Лес, точно терем расписной...

Тема. «Лес, точно терем расписной».

Цели. Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир; вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления природы; воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта.

Оборудование. Учебник «Родная речь», (4 класс) (авт. В.Г. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет писателя; книга И. Бунина «Листопад»; репродукции картин «Золотая осень» И.С. Остроухова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана; запись части «Осень» из концерта «Времена года» А. Вивальди.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть стихотворения об осени («Осень» А.С. Пушкина; «Сон», «Шишкопад» Р.Г. Граубина). Двое учеников сами сочинили стихотворения об осени.

III. Беседа по картинам об осени

Учитель. Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только поэты и писатели. Привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами три картины разных художников: Ильи Семеновича Остроухова, Василия Дмитриевича Поленова, Исаака Ильича Левитана. Название каждой – «Золотая осень».

Какие краски используют художники, изображая золотую осень?

Дети. Желто-золотистый цвет, красный и т.д.

У. Что изобразили на первом плане художники?

Д. Остроухов изобразил два старых клена с поникшими ветвями.

– Поленов – поляну с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк.

– Левитан – реку, берег.

У. Как видим, каждый художник подходит к решению образа осени по-своему. И все же название «Золотая осень» ассоциируется в нашем сознании с произведением Левитана.

IV. Сообщение темы урока

У. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним стихотворением, посвященным осени. Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.

На доске:

Б 2 3 4 У 1 N 7 5 Н 3 4 G 7 5 И 7 8 Н 

Д. Бунин.

У. Вспомните имя и отчество поэта.

Д. Иван Алексеевич.

У. Сегодня мы познакомимся с произведением этого поэта, посвященным осени.

V. Беседа об И.А. Бунине

У. Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Выслушиваются высказывания детей.) Действительно, ребята, это замечательный человек, поэт, писатель. Бунин говорил: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа...» Таким человеком был и сам Иван Алексеевич. Вот почему он близок и дорог нам, читателям.

Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в восемь лет. За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений. Какие из его стихотворений вам известны?

Д. «Первый снег», «Собака», «Вечер», «Помню – долгий зимний вечер...», «Небо», «Речка», «Мороз» и др.

VI. Работа с текстом

У. Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся.

Д. «Листопад».

У. Что означает слово листопад?

Д. Явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев.

У. На сегодняшнем уроке мы познакомимся только с отрывком из стихотворения. Но прежде выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении.

На доске:

Терем – высокий дом с расписными ставнями, украшенной крышей.
Вдова – женщина, оставшаяся без мужа.

– Ваша одноклассница прочтет стихотворение. Вы внимательно слушайте и попытайтесь ответить на вопрос: какую осень вы увидели?

Ученица читает стихотворение Бунина «Листопад».

– Что вы увидели? (Дети отвечают.) А теперь закройте глаза. Представьте себе расписной терем, сверкающий красками, на лесной поляне, яркое солнышко. Мертвое молчание. Спокойствие... Красота необыкновенная!

Звучит «Осень» из симфонического концерта А. Вивальди «Времена года».

– Ребята, вы слушали музыкальное произведение, которое называется «Осень». Его автор – Антонио Вивальди. Удалось ли композитору с помощью музыки рассказать об осени?

Выслушиваются ответы детей.

– Неторопливо прочитайте стихотворение «Листопад». Какие приметы осени открылись вам в бунинских строках?

Д. Великолепие красок, праздник цвета, торжество природы.

У. Каким настроением проникнуто стихотворение?

Д. Автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая его с теремом.

У. Какая интонация должна возникнуть при чтении?

Д. Мы будем читать медленно, спокойно, так как осенью все явления происходят в медленном темпе, но ведь и восхищение картиной надо выразить!

У. Какие слова вам подсказывают интонацию?

Д. «На паутине замирает...», «Такое мертвое молчанье...», «Завороженный тишиной...»

У. Теперь прочтите, доказывая свою интонацию.

Читают несколько учеников.

– Ребята, вообразите осень – красивую, спокойную. Кого она вам напоминает?

Д. Женщину.

У. Какое слово в тексте, употребленное автором, подсказало вам это?

Д. «И Осень тихою вдовой...»

У. Чем привлекательна пора осени? Как поэт выразил эту привлекательность?

Д. «Сегодня так светло кругом, такое мертвое молчанье...»

У. Ребята, почему автор повторил эти слова?

Д. Он хотел подчеркнуть, что было очень светло и очень тихо.

У. Как вы думаете, зачем поэт повторил начало стихотворения в его завершении? Все ли он повторил?

Д. Автор не перестает восторгаться прелестью золотой осени, ему хочется, чтобы читатели прониклись этим чувством.

У. Поэт усиливает этим повтором свое впечатление от всей картины, подчеркивает ее исключительность и восхищается ею. Почему Иван Бунин в конце стихотворения поставил многоточие? Как, на ваш взгляд, следует прочитать заключительные строчки?

Дети отвечают.

– Прочитаем эти строки.

Дети читают.

Почему автор назвал стихотворение «Листопад»? Как еще можно озаглавить произведение Бунина?

Д. «Золотая осень», «Осенний лес».

VII. Итог урока

У. Ребята, что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке? Что показалось вам наиболее интересным?
Дома подготовьтесь выразительно читать стихотворение и попробуйте изобразить бунинскую осень в цвете.