«...Начнем с самого
начала – с написания букв. Оговорюсь, что я
разбираю методы обучения с точки зрения
нейропсихологии: может быть, существуют другие
доводы в защиту этих методов. Но о том, что
написание букв по новым принципам “безотрывного
письма” и скорочтение наносят прямой ущерб
нейрофизиологическому здоровью учеников, ученые
твердят давно, ратуя за «здоровьесберегающие
технологии в обучении...»
(Когда учитель плачет,
«Начальная школа», № 12/2006
г.)
О мотивации и методах обучения письму
Дина СИДАКОВА, учитель начальных классов,
Карачаево-Черкесская республика, Хабезский р-н,
аул Хабез, высказывает свое мнение о статье,
отрывок из которой приведен выше.
Я, учитель начальных классов с 33-летним
стажем, согласна с автором статьи,
нейропсихологом А. Соболевой.
Во-первых, каждая буковка сама по себе
«художество», если хотите. И пусть буковка не
обидится, не заплачет, что ее написали некрасиво,
– выведем ее как следует, полюбуемся. Ну, а дальше
примемся за следующую. Буковка за буковкой,
отдельно уделяя внимание и соединительным
палочкам, научим детишек писать правильно, что от
нас и требуется.
Во-вторых, дети ведь поначалу сами себе
диктуют по слогам и пишут эти слоги. Слог ма,
слог ли, слог на – вот вам и малина.
Слоговое чтение, слоговое написание
контролируют ребенка, способствуют
безошибочному прочтению и написанию. И за все
годы работы почерк моих детей вполне сносный и
грамотность не приводит в ужас ни меня, ни
комиссию (при том, что я работаю в национальной
школе).
Относительно скорочтения. Я признаю
только обратное – медленночтение! И не
участвовала в апробировании этого метода.
Почему? Да потому, что скорочтение начисто
перечеркивает вдумчивое, внимательное,
осознанное, правильное чтение. Вот когда
выработаем у детей все требования к чтению,
ребенок и без нас будет быстро читать. Но опять же
встает вопрос: для чего человек читает? Для того,
чтобы понять смысл читаемого. Так зачем и куда
гнать лошадей? Я учу детей видеть то, что
написано, слышать то, что прочитано. Слоговое
письмо и слоговое чтение – непревзойденные
методы обучения. Маленький человек и так
чувствует себя неуверенно, а тут еще сам себя
должен подгонять мыслью о том, что должен
прочесть быстро! Получение знаний с наименьшей
затратой здоровья – вот о чем должны думать
учителя и ученые.
К концу 4-го класса мои дети должны
уметь читать выразительно, выбирая нужную
интонацию, видеть знаки препинания, читать
осмысленно, вдумчиво, бегло, не повторяя по
нескольку раз слоги. После первого прочтения
ребенок должен успевать увидеть, как какое слово
написано. Этим я занимаюсь и на уроках русского
языка, выполняя вид работы «письмо по памяти»,
заучивая предварительно «орфографическим
чтением».
Кроме того, ребенок должен успеть
понять смысл и запомнить содержание
прочитанного. Вот почему я против скорочтения.
Я думаю, что все нововведения, абсолютно все без
исключения, должны рассматриваться прежде всего
с точки зрения психики ребенка. Нам нужны в
конечном счете здоровые люди, а не задерганные
учением. И здоровые дети, получив знания по
способностям, по затраченному труду, выберут
свой жизненный путь.
|