Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2007

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Елена КОРОСТЕЛЕВА,
учитель школы села Черемшанка,
Тюменцевского р-на Алтайского края.

Что? Где? Когда?

Окружающий мир

1 класс

Цели. Расширить и обобщить имеющиеся у детей знания о растениях, птицах, животных, насекомых; развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление; воспитывать чувства товарищества, уважения к партнерам и сверстникам, любовь и бережное отношение к природе родного края; учить детей правильно выполнять правила игры.

Оборудование. Игровой столик (две сдвинутые парты); волчок со стрелкой; игровое поле; два музыкальных ключа; черный ящик; карточки; конверты с вопросами; призы.

ХОД ИГРЫ

Дети выходят с песней «Лесной марш».

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые знатоки природы и гости нашей игры «Что? Где? Когда?»! Представляю вам капитанов команд и судей.

Разминка

В. Прежде чем начать первый раунд, проведем разминку и определим, о чем же будут наши вопросы.

Назовите осенние месяцы.

  • Какой месяц совсем «раздевает» деревья?

  • Какое сейчас время года?

  • Лес может быть густым, а может быть и ... (Редким.)

  • Волк – зверь большой, а еж ... (Маленький.)

  • Ягоды малины сладкие, а ягоды калины ... (Горькие.)

  • Хвост у какого животного служит ему парашютом? (У белки.)

  • А упором? (У дятла.)

  • Кто первым землю пашет? (Червяк.)

  • Кто свой домик на себе носит? (Улитка.)

  • Что за дорога: полгода по ней идут, а полгода плывут? (Река.)

  • Кто на своей голове лес носит? (Лось.)

  • Каким бывает лес зимой? (Задумчивым, тихим, серебристым, грустным, волшебным.)

  • Какая погода бывает зимой? (Холодная, морозная, солнечная, метельная, ветреная.)

  • Какие лекарственные растения вы знаете?

Дети называют растения.

– Кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети. О природе.

В. Хорошо! А теперь, капитаны команд, запустите волчок.

Игра

Вопрос 1

Против знатоков играет группа № 4 детского сада. Внесите черный ящик. Отгадайте загадки и определите, что лежит в ящике.

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она –
Скажут весело ребята:
– Ну, рассыпчата, вкусна! (Картошка.)

В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол его позовешь –
Сам не заметишь, как слезы прольешь! (Лук.)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос. (Морковка.)

– А теперь откройте черный ящик. В нем ответы на вопросы.

Вопрос 2

Чем отличается кустарник от дерева? Как деревья готовятся к зиме? Можно ли определить возраст дерева и как? (По годовым кольцам.)

Вопрос 3

Против знатоков играет Старик Лесовик.
– Вы очень любите ходить в лес, а знаете ли вы, как вести себя в лесу? Подумайте и через минуту назовите правила поведения в лесу.

Учитель показывает экологические знаки. Дети дают свои ответы.

Не ломать ветки и деревья в лесу, не качаться на них (рис. 1). Не разорять муравейники (рис. 3). Не разорять птичьи гнезда (рис. 2). Не рвать цветы (рис. 4). Не ловить насекомых (рис. 5). Не разжигать костры, беречь лес от пожара (рис. 6).

Экологические знаки

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Вопрос 4

Против команды знатоков играет художник Светлана Леонидовна.
– Рассмотрите рисунки-загадки и отгадайте:что я нарисовала?

Ответы:

1. Заяц сидит за пеньком (рис. 7).
2. Медведь лезет на дерево (рис. 8).
3. Муравей спрятался за гриб (рис. 9).

Рисунки-загадки

Рис. 7

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 9

Вопрос 5

Против знатоков играет группа № 6 детского сада.
– Уважаемые знатоки! Мы хотели бы выяснить ваши знания о временах года. Мы будем загадывать вам загадки, а вы слушайте и отвечаете.

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мокнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Кто ответит, кто узнает,
Когда это бывает? (Весна.)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Крыши домов побелила
И на санках прокатила. (Зима.)

Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья. (Осень.)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою.
Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю!
И любите за это меня вы...
Ведь я ... (Лето.)

  Вопрос 6

Против знатоков играет учительница Ольга Александровна.

– Как готовятся к зиме медведь, заяц, белка?

Вопрос 7

Против знатоков играет 1-й «А» класс.

– Определите, листья каких растений находятся на подносе?

Дети дают ответы: одуванчик, репейник, сирень, сосна, дуб, малина, смородина.

Вопрос 8

Против знатоков играет лесничий Валерий Иванович.

– Почему зимой погибает много лесных жителей? Как люди могут им помочь?

Вопрос 9

Против команды знатоков природы играет биолог школы Галина Павловна.
– «Ух, как холодно, – сказал дрозд зяблику. – И спрятаться от мороза негде, и поесть нечего. Ничего другого не остается, как погибнуть от холода и голода. А все почему? Поймали нас, поили, а поздней осенью взяли и выпустили на волю».
Внимание, вопрос: какую ошибку допустили люди, выпустив птиц на волю?

Вопрос 10 (блиц-игра)

1. Какое животное называют чистоплотным? (Барсука.)

2. Чьи песни можно слушать в лесу, в поле? (Птиц, животных, ветра, пчел, комара, дятла, кузнечика, ручейка, вьюги, лягушки, дождя, снега и т.д.)

3. Какие хвойные деревья вы знаете и почему их так называют? (Ель, сосна, кедр, лиственница – на ветках хвоя, а не листья, но лиственница сбрасывает хвою на зиму.)

Вопрос 11

Против знатоков играет директор школы Галина Ивановна.
– Иду я на работу и вижу, что на кормушке сидят две серенькие маленькие птички и клюют крошки.
Вскоре к ним прилетели еще две птички с желтенькими грудками в синих сюртуках – они очень любят сало.
Позже прилетели еще три птички с красными грудками и белыми полосками на темно-синих крыльях. Нахохлившись, они начали клевать ягоды рябины.
Внимание, вопрос: какие птицы обедали и сколько их было? (2 воробья, 2 синицы, 3 снегиря – всего 7 птиц.)

Вопрос 12 (блиц-игра)

Против знатоков играет учительница 2-го класса Татьяна Викторовна. Блиц-игра.

1. Многие из вас видели, что ящерица часто остается без хвоста. Вопрос: всегда ли ящерица сбрасывает хвост? (Нет, только когда ей больно.)

2. «Ох, не любят меня люди! Голос мой, видите ли, не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. Так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так вот, подумайте хорошенько: обижать или любить меня надо?» Кто это говорит? (Сова. С 1964 года занесена в Красную книгу и находится под охраной. Одна серая сова за лето съедает тысячи мышей и сохраняет тонну зерна.)

3. На зеленый поднос отберите карточки с названиями видов перелетных птиц, на черный – зимующих.

Пока судьи подводят итоги игры, учитель предлагает детям игру.

Игра “ХОРОШО – ПЛОХО”

Ведущий

Дети

В лесу:

 Много грибов, ягод

Хорошо

 Может возникнуть пожар

Плохо

 Могут прятаться звери, люди, птицы в непогоду

Хорошо

 Когда сплавляют дрова, тонет много леса

Плохо

 Можно послушать пение птиц

Хорошо

 Много нового можно увидеть и услышать

Хорошо

В. Наша игра подходит к концу. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал:
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Сегодняшней игрой вы доказали, что являетесь настоящими знатоками природы. Теперь вы еще больше будете беречь и охранять родную природу.

Команды награждаются грамотами «Умной Совы». Лучший игрок награждается вымпелом.