Ольга ИГНАТКИНА,
учитель школы № 53,
г. Калининград
Храбрый Опенок
Литературное чтение. 2 класс
Тема.
«Эдуард Шим. “Храбрый Опенок”».
Цели. Познакомить учащихся со сказкой
Э. Шима «Храбрый Опенок»; учить работать с
текстом произведения; формировать культуру
чтения и оценочные суждения; развивать интерес к
чтению, критическое мышление; воспитывать
эмоциональную отзывчивость, чувство уважения к
альтернативному мнению.
Оборудование.
Учебник литературного чтения для 2-го класса
(авт.-сост. Л.А. Ефросинина); рисунки с
изображениями гриба опенка, кафтана, картуза,
мальчика с белокурыми кудрявыми волосами;
плакаты с высказываниями: «Уйду, не буду
спорить», «Постараюсь доказать, что я прав»,
«Соглашусь с мнением других, потому что их
большинство»; карточки с ключевыми и опорными
словами для характеристики героя и построения
сюжетной линии произведения; рейтинговые листы с
пословицами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. С каким произведением мы работали
на прошлом уроке?
Дети. Мы читали рассказ Михаила Пришвина
«Недосмотренные грибы».
У. Объясните, что значит «недосмотренные
грибы»?
Д. Это грибы, которых не нашли грибники.
Они остались несобранными.
У. Расскажите, описание какого гриба вам
особенно понравилось?
Ученики пересказывают понравившиеся
описания грибов.
У. Вспомните, о чем сожалеет автор в конце
рассказа?
Д. Автор сожалеет, что с приходом зимы
многие грибы так и останутся стоять в лесу,
пропадут. Ему жалко, что они никому не достанутся.
III. Сообщение темы урока
У. Прочитайте предложения, записанные на
доске. Подумайте, что их объединяет?
На доске:
Белка и Ворон
Весело или грустно?
Снег и Кисличка
Приключения зайца |
Д. Это названия произведений
писателя Эдуарда Шима.
У. Что вы знаете о творчестве этого
писателя?
Д. Эдуард Шим писал сказки и рассказы для
детей. Его произведения – о животных и о природе.
У. Эдуард Юрьевич Шим – ученик и
последователь Виталия Бианки. Многие его
произведения – коротенькие диалоги между
человеком и животными или животных между собой.
Но в каждом его произведении животные – это
фактически люди: умные и знающие, добрые и
сострадающие.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним
произведением этого писателя.
Но сначала представьте, что ваше мнение или
поступок вызывают несогласие или негативную
реакцию у большинства. Как вы поступите?
Используется технология развития оценочных
суждений – прием «Три угла».
На доске – предполагаемые ответы:
1. Уйду, не буду спорить.
2. Постараюсь доказать, что я прав.
3. Соглашусь с мнением других, потому что их
большинство. |
Ученики отвечают на вопрос.
Большинство выбрают первый и третий ответы.
Ответы учеников:
Группа 1.
– Не буду спорить. Я знаю, что я прав.
– Не люблю спорить. Так и поссориться можно.
Группа 2.
Ученики не смогли обосновать свой выбор.
Группа 3.
– Если большинство думает не так, значит, я
ошибаюсь.
У. К этому вопросу и вашим ответам мы
вернемся в конце урока.
IV. Знакомство с произведением
У. Прочитайте слова. Объясните их
лексическое значение.
На доске:
кафтан
кудельки |
картуз
кузовок |
|
Ученики объясняют значение слов.
Учитель выставляет на доску рисунки с этими
предметами.
– Прочитайте название произведения. Можно
ли узнать из заглавия, кто герой произведения?
Д. Да. Это гриб Опенок.
У. Как называет его автор?
Д. Храбрый.
У. Как вы понимаете это слово? Как вы
думаете, какого человека можно назвать храбрым?
Д. Это человек, который ничего не боится.
– Храбрый человек – это смелый человек.
– Храбрый – это значит мужественный и
решительный.
– Бесстрашный человек.
Учитель читает текст небольшими отрывками. На
каждой остановке обсуждается содержание
прочитанного, прогнозируется содержание
развития сюжета.
Первая остановка – после слов: «Никто тебе не
поклонится!»
У. Какие чувства вызывает у вас
прослушанный отрывок? Почему?
Д. Мне стало грустно, потому что другие
грибы смеялись над Опенком.
– Мне жалко Опенка, потому что он не такой
красивый, как другие грибы, и его никто не захотел
взять в свою корзинку.
– Мне очень жалко Опенка, потому что с ним
никто не захотел дружить.
У. Прочитайте, как автор называет грибы.
Найдите описание Опенка. Как вы понимаете
значение слов неприбранный, невидный, неказистый?
Дети отвечают.
– Как, по вашему мнению, автор относится к
Опенку?
Д. Я думаю, что автору тоже жалко Опенка,
потому что у него нет ни кафтана, ни картуза.
– Я считаю, что автор жалеет Опенка, называет
его «сиротинушка».
У. Как вы думаете, что произойдет дальше?
Как поступит Опенок?
Д. Я думаю, что Опенок обидится и
спрячется ото всех.
– Я думаю, что Опенок найдет себе других
друзей, таких же, как он, которые не будут над ним
смеяться.
Учитель читает следующий отрывок. Вторая
остановка – после слов: «Неужели так и
пропасть Опенку ни за что ни про что?»
У. Как вы думаете, чем закончится эта
история?
Д. Мне бы хотелось, чтобы Опенка тоже
нашли и взяли в кузовок.
– Я думаю, что Опенок ничего не испугается и
дождется, когда его заметят. Он же храбрый!
– Я думаю, что Опенок не пропадет просто так.
Его обязательно заметят и соберут, потому что он
очень терпеливый.
Учитель дочитывает текст.
V. Работа над содержанием прочитанного
текста
У. Какое настроение вызвало у вас это
произведение? Почему?
Что мы прочитали? Докажите.
Ожидали ли вы, что у сказки может быть такой
конец?
Дети отвечают.
– Что вам понравилось в сказке, а что – нет?
Д. Мне не понравились другие грибы,
потому что они не захотели дружить с Опенком.
– Мне не понравились другие грибы из-за того,
что они смеялись над бедным Опенком.
– Мне понравился Опенок, потому что он
добился своего, его тоже заметили.
– Мне понравился Опенок за храбрость и ум.
– Мне понравились люди, которые нашли Опенка
и поклонились ему.
У. Рассмотрите иллюстрацию к сказке.
Расскажите, что на ней изображено? Найдите и
прочитайте этот фрагмент.
Ученики читают отрывок сказки по ролям.
– Как вы оцениваете поступки других грибов?
Д. Я считаю, что другие грибы поступили
плохо. Они смеялись над Опенком, потому что он не
такой красивый, как они.
– Я думаю, что другие грибы злые, потому что
они не хотели с ним дружить и говорили, что он
никому не нужен.
У. Почему грибы стали «сходить»?
Д. Наступила поздняя осень, и в лесу стало
холодно.
У. Как автор описывает осенний лес? Какие
тропы он использует?
Д. Злые дожди. Мутные тучи. Голый лес.
Снежная крупа.
У. А как теперь автор описывает Опенка?
Найдите в тексте слова-признаки или
слова-действия, характеризующие его.
Ученики отвечают на вопрос. Учитель
выставляет на доску заранее подготовленные
карточки со словами: хитрый, прыткий,
перебрался, вскочил, прыгнул, выглядывает.
– Как вы считаете, о каких чертах характера
героя говорят эти слова?
Д. Он храбрый и стойкий.
– Не испугался ненастья.
– Он умный и находчивый.
У. Рассмотрите иллюстрацию в конце
сказки. Прочитайте отрывок сказки, который
изобразил художник.
Ученики находят в тексте и читают отрывок
сказки, изображенный на рисунке.
– Как вы думаете, почему грибники низко
поклонились Опенку?
VI. Физкультминутка
VII. Работа над сюжетом. Построение сюжетной
линии сказки
У. Давайте еще раз вспомним все основные
события, описанные в сказке, и выстроим ее
сюжетную линию.
Учитель вопросами помогает детям найти
элементы сюжетной линии: завязку, развитие
действия, кульминацию, развязку. Карточки с
ключевыми словами крепятся на схему.
– Как начинается сказка?
Д. «Много по осени грибов уродилось».
У. А с чего начинают разворачиваться
основные события в сказке? Найдите завязку.
Д. «И вдруг вырос еще один гриб – Опенок».
У. Как развивались события дальше?
Д. «Не замечают его грибники».
– «В лесу холоднее становится».
– «Сошли деды боровики.
– «Еще холоднее стало в лесу».
– «Сошли отцы подосиновики».
– «А грибники все равно не замечают Опенка».
У. Как вы считаете, в какой момент
наступает перелом в несчастной судьбе Опенка?
Найдите кульминацию сказки.
Д. «Все грибы сошли».
У. И чем же все закончилось?
Д. «Грибники поклонились Опенку».
На доске – схема сюжетной линии.
VIII. Творческая работа
Класс делится на группы. Одна группа получает
задание – составить модель обложки
произведения. Остальные группы получают листы с
пословицами. Им предлагается установить рейтинг
пословиц, отражающих главную мысль сказки.
Список пословиц: Будет время – и нам люди
поклонятся. Мал телом, да велик делом. Не красавец
лицом, да хорош умом. Храбрым счастье помогает.
Кто стучит, тому откроют. Терпенье и труд все
перетрут. Придет время – и мы ногой топнем.
Проверка проходит фронтально. Первая группа
представляет модель обложки к сказке.
Остальные группы представляют свой рейтинг
пословиц, объясняют свой выбор.
IХ. Итог урока
У. Наш урок подходит к концу. С каким
произведением мы сегодня познакомились? Почему
оно так называется? Как вы считаете, чему учит эта
сказка?
Д. Я считаю, что эта сказка учит быть
храбрым и терпеливым.
– Я думаю, что сказка учит быть добрым.
Нельзя смеяться над другими за то, что они бедные
или некрасивые.
– Надо уважать не за красоту, а за поступки.
– Я думаю, что эта сказка учит доказывать
свою правоту и ничего не бояться.
У. Закончите пословицу: «Встречают по ...».
Д. «...одежке, а провожают по уму».
У. Давайте вспомним, с чего начался урок,
и еще раз вернемся к вопросу, который я задала вам
в начале урока. Как вы теперь на него ответите?
Изменилось ли ваше мнение по этому вопросу?
Повторно проводится упражнение «Три угла».
Ученики, изменившие свое мнение, объясняют,
почему они это сделали. На этот раз большинство
детей выбрали ответ: «Постараюсь доказать, что
я прав».
Д. Если ты прав, то надо это доказать.
– Надо быть храбрым, как Опенок, и добиваться
своего – тогда другие поймут, что они ошибались.
X. Домашнее задание
У. Дома вы должны будете пересказать
сказку от лица главного героя – Опенка. Давайте
подумаем: как можно начать этот пересказ?
Ученики предлагают различные варианты начала
сказки:
Д. «Однажды я встретил в лесу много
красивых грибов. Я хотел с ними подружиться, но...»
– «Вырос я в лесу совсем один. Не было у меня
братьев-опят, но рядом росли другие грибы...»
– «Здравствуйте, друзья! Меня зовут
Опенок...»
– «Когда я появился на свет, я очень хотел,
чтобы меня нашли грибники и взяли в свой
кузовок...»
|