Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2007

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Светлана АЛЕКСЕЕВА,
учитель гимназии № 3 г. Зеленодольска,
комментарии Н.В. НЕЧАЕВОЙ

Анализируем вместе

Обучение грамоте

1 класс

автор УМК Наталия Васильевна НЕЧАЕВАВ период обучения грамоте первоклассники не только учатся читать, писать, дифференцировать звуки речи, но и в соответствии с программой исследуют грамматические и лексические свойства слова, его жизнь в предложении и тексте. Мы предлагаем опыт органичного соединения разных аспектов анализа слова с комментариями автора УМК Наталии Васильевны НЕЧАЕВОЙ.

Тема. «Многозначные слова. Сильная и слабая позиции согласного звука».

Цели. Расширить знания о многозначных словах; учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся; воспитывать любовь к книге, любознательность; способствовать воспитанию доброжелательного отношения учащихся друг к другу.

Оборудование. «Азбука» (авт. Н.В. Нечаева); книга А.Н. Толстого «Золотой ключик»; фишки звуков; карточки со словами; иллюстрации.

Наш комментарий

Каждый педагог, читая проведенный другим учителем урок, видит его по-своему. Чтобы получился наш с вами совместный анализ, я буду комментировать лишь отдельные эпизоды, предоставляя вам возможность поразмышлять над другими поставленными вопросами. Как хотелось бы, чтобы ответы на них сопровождали протоколы ваших уроков!
И вот первые вопросы: читая этот урок, сделайте вывод, насколько удалось реализовать поставленные задачи. Да и надо ли стремиться к их безусловному решению? Возникает ли у вас желание после проведенного урока отредактировать задачи, сформулированные при его подготовке? Если возникает, то о чем это свидетельствует: о том, что урок не удался, или о том, что вы его модифицировали в соответствии с возникшей ситуацией, или о том и другом? Как вы используете в своей работе примерное поурочное планирование, предложенное в методических пояснениях к «Азбуке»?

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

II. Актуализация опорных знаний

У. Закройте глаза. Я сейчас назову слово, а вы представьте предмет, который это слово называет: ключ.

Дети. Ключ от двери.

– Я в музыкальной школе писал скрипичный ключ.

– Мы набираем воду из ключа.

– Когда чиним машину.

– В кроссвордах ищем ключ к разгадке.

У. На уроках мы тоже ищем ключ к разгадке научных тайн. Почему так получилось, что я назвала одно слово, а вы говорили о разных его значениях?

Д. Есть слова, у которых несколько значений. Это многозначные слова.

У. Посмотрите в словаре: действительно, у слова ключ несколько значений. Посмотрите на этот ключ. Кто его узнал?

Д. Этот ключ искал Буратино.

У. Он искал его повсюду и одновременно пытался найти ключ к разгадке тайны. Какой?

Д. Он хотел узнать, что спрятано за дверью, которую открывает этот ключ.

У. Сейчас этот ключ лежит на дне пруда. Поможем Буратино поднять ключ?

Д. Да!

Наш комментарий

Мы знаем, что у учителей разное отношение к привлечению литературных героев в качестве формального стержня урока. Признаюсь, что я редко видела органичное соединение формальной и содержательной основы урока.
Но в данном случае структурирование урока с опорой на сказку А.Н. Толстого «Золотой ключик» прямо работает на все три задачи урока, о чем свидетельствует уже первый эпизод.
Но в этом же эпизоде мы сталкиваемся с недостатком многих протоколов уроков (не уроков, а именно их протоколов!): отсутствие комментариев учителя, раскрывающих обстановку в классе, поясняющих ответы детей.
В данном случае у читателя может возникнуть недоверие к столь уместному для учителя ответу: «В кроссвордах ищем ключ к разгадке».
Вызывает недоумение и следующее предложение первоклассникам, данное мимоходом: «Посмотрите в словаре (как это – «посмотрите»? в каком словаре?): действительно, у слова ключ несколько значений». Могу только предположить, что учитель показал словарь, в котором дается семь значений слова ключ. Необходимо еще одно пояснение: ученики уже работали с понятием многозначности слов на с. 6 и 8 рабочей тетради для чтения «Я читаю?».

III. Знакомство с новыми многозначными словами

У. Какая первая книга была у Буратино?

Д. «Азбука».

У. Вот и вы сейчас откройте свою «Азбуку» на с. 47 и найдите пары рисунков, которые можно назвать одним словом.

Д. Я вижу камеру хранения и камеру от мяча.

– А еще есть камера, которой снимают фильмы.

– У велосипеда тоже есть камера.

– Я вижу кассу букв и кассу магазина.

– А у мамы туфли-лодочки, и лодочки плывут по реке.

– По дереву лезут кошки, и человек забирается на столб.

У. Посмотрите, с помощью чего человек поднимается?

Д. Это похоже на когти у кошки.

У. Это приспособление для лазания так и называется – кошки. Наблюдайте за окружающим миром. Человек многому учится у природы. Может быть, и вы создадите когда-нибудь новый предмет.

Наш комментарий

Одним из показателей развития является выход за рамки заданного. В «Азбуке» даны рисунки камеры хранения и камеры от мяча, их дети видят. В данном случае мысль рождалась с опорой на наглядный образ. Все другие ответы – это результат словесно-образного мышления, совершаемого во внутреннем плане. Чрезвычайно ценно то, что учитель, видимо, стимулирует многозначность ответов. Мы судим об этом и по первому, и по второму эпизодам урока.
Но за рамками протокола осталось то, за счет чего педагог это делает:
1) сильный состав класса – осталось только не останавливать детей в их желании дать свой ответ;
2) планомерная работа в течение всей первой четверти начиная от показа учителем возможности многоаспектного анализа любого объекта на всех учебных предметах.
А как вы стимулируете многоаспектный анализ? Как преодолеваете неизбежный на первых порах повтор учениками уже данных ответов?

На доске по мере называния слов вывешиваются карточки со словами, данными под рисунками. В них вписаны пройденные буквы и пропущены еще не изученные:

  

а

м

е

р

а

  

  

а

  

  

а

  

  

л

о

д

о

  

  

а

  

о

  

  

и

  

  

У. Что общего у этих слов?

Д. Это многозначные слова.

У. Читаем слова поочередно:

1) первый ряд;
2) второй ряд;
3) третий ряд;
4) девочки;
5) мальчики.

Наш комментарий

Можно было бы ожидать, что дети засомневаются в правильности схемы слова касса, так как вряд ли знают, что в этом слове пишется удвоенная буква с. Жаль, что этот момент не отражен в протоколе, – ведь во всех классах начальной школы учителям приходится пояснять (а как это делать, с какой степенью подробности?) еще не изученные случаи, еще не изученные явления.

У. Впишите недостающие буквы в слова в «Азбуке». Ключик двигаем. Встаем на фонетическую зарядку вместе с лягушками:

1) тихо:

а – и;

2) громко:

и – ы – и;

3) от тихого к громкому:

у – а – у – а;

4) от громкого к тихому:

о – а – о – а.

IV. Сравнение фонетического и графического образа слов. Создание проблемной ситуации

У. Отгадайте ребус:

Д. Дерево.

Наш комментарий

Как вы учите детей отгадывать ребусы? От класса к классу ребусы усложняются. Как меняется методика работы с ними, чтобы не был забыт ни один ребенок?

У. На каком дереве лиса Алиса и кот Базилио подвесили Буратино?

Д. На дубе.

На доску вывешиваются карточки со словами:

дуб

дубок

У. На каком из этих деревьев?

Д. На дубе: он большой, у него ветки крепче.

– А дубок маленький.

У. Чем похожи слова в написании?

Д. У них есть общая часть.

– Можно, я ее выделю?

У. Можно.

А сейчас составим схемы этих слов. Когда будете составлять, вслушайтесь в слова.

Дети составляют схемы слов в «Азбуке» и на доске цветными фишками.

У. Назовите звук буквы, на которую указывает стрелка.

Д. Звук [п].

У. Какой он?

Д. Это согласный звук.

У. Где находится?

Д. В конце слова.

У. Какой буквой обозначен?

Д. Буквой б.

У. А это какой звук?

Д. Звук [б]. Он согласный, находится в середине слова, после него стоит гласный.

У. Здесь все понятно: звук [б] и буква б. Может быть, в первом слове ошибка? И надо писать другую букву?

Д. Да, там ошибка. Надо писать: дуп.

– Нет, это слово написано правильно.

– Мы встречали такие слова, где звук один, а буква другая. Например, нора.

– Это мы встречали у гласных.

– Это слабая позиция.

У. Может быть, слабая позиция есть и у согласных звуков?

Д. Наверное, да.

– Вот здесь.

У. Покажи где.

Ученик подчеркивает.

У. Где находится согласный в слабой позиции?

Д. В конце слова.

У. Найдите сильную позицию согласного звука.

Дети находят.

– Что придает ему силы?

Д. Гласный звук.

У. Два огромных бульдога помогали ловить Буратино.

На доске:

бульдог

бульдоги

У. В каком слове написание расходится с произношением?

Д. Бульдог (произносят, доказывают).

У. Подчеркните букву, которая обозначает не свой звук. Почему пишется эта буква?

Д. В сильной позиции – бульдоги.

У. Подчеркните слабую позицию. Где она находится?

Наш комментарий

Корневые орфограммы дети будут изучать во 2-м классе. Чтобы тогда они смогли усвоить этот материал, теоретические и практические его основы должны вводиться и осваиваться постепенно. Вот почему уже в период обучения грамоте дети сравнивают не только слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков, но и буквы, которыми они обозначаются, сравнивают слова с одинаковым корнем и близким значением со словами с похожим буквенным составом (например: шила – пришила; Оля – Оленька; гора – пригорок – горе; сторож – сторожа и проч.). В соответствии с программой этот материал усваивается на уровне представления.

Ключик двигается.

V. Физкультминутка о Буратино

VI. Первичное закрепление

У. Прочитайте пары слов в «Азбуке», которые мы еще не читали.

Д. Удав – удавы, дог – у дога, город – за городом.

– Слова бульдог и дог очень похожи.

– А собаки между собой не похожи.

– Дога мы видели на с. 45.

У. Подчеркните те места в словах, где произношение расходится с написанием.

Дети работают в парах. Отвечают.

– Почему в конце слов написаны именно эти буквы согласных?

Дети доказывают.

– Прочитайте последнюю пару слов.

Дети читают.

– Кто знает, в каком городе родился Буратино?

Дети затрудняются. Учитель зачитывает из книги: «В городке на берегу Средиземного моря...».

– Посмотрите, какая из иллюстраций в «Азбуке» больше похожа на городок Буратино?

Дети показывают и объясняют свой выбор.

– А может быть, кто-нибудь из вас сочинит новые истории «Приключения Буратино в XXI веке»?

Как в далекие времена называли город?

Д. Папа мне читал сказку, там называли «град».

У. Напечатайте это слово.

Дети печатают по-разному: грат и град.

Д. Я согласен с Алией.

– А я – с Ваней.

Дети доказывают, подчеркивают слабую позицию, находят сильную позицию.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом град.

У. Может быть, эту карточку повесить в другое место?

Дети задумываются.

Саша. Я понял – вот сюда! (Вывешивает ее к многозначным словам.)

У. Почему Саша так решил?

Д. Это многозначное слово.

– Есть дождь, а есть град.

– Это такие осадки. Я их видел.

У. Прочитайте тихо:

город – град, Новгород, Волгоград.

Ключик подвинулся к Буратино.

VII. Итог урока

У. Что нового вы узнали?

Д. Интересные многозначные слова.

– У согласных тоже есть слабая позиция.

У. Что было трудно?

Д. Слушать звуки.

– Подчеркивать.

У. Что понравилось?

Д. Помогать Буратино.

У. Буратино вас благодарит и раздает вам ключики.

Наш комментарий

В примерном поурочном планировании, которое представлено нами в методических пояснениях «Обучение грамоте», прочитанный урок обозначен следующим образом: «№ 40, тема: «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука. Тематические группы слов. Правила поведения на улице». «Азбука» – с. 47, Тетради по чтению – с. 10, Тетради по письму – с. 21.»
Теперь вы можете ответить на вопрос: как Светлана Геннадьевна Алексеева использует в своей работе примерное поурочное планирование? И ваш ответ, безусловно, подтвердит, что Светлана Геннадьевна – творческий учитель, который планирует и строит свою работу, ориентируясь на особенности детей своего класса.