Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2007

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Галина СВИТЛИК,
учитель школы № 28,
станица Еремизино-Борисовская,
Краснодарский край

Поэтическая чуткость

Литературное чтение

1 класс

Тема. «Поэтическая чуткость (по рассказу Виктора Драгунского “Друг детства”)».

Цели. Раскрыть характер главного героя Дениски: как настоящий поэт, он способен оживить своего игрушечного мишку, пожалеть его, почувствовать его боль; обсудить характер главного героя: он мечтатель и фантазер – он живо представляет себя в роли капитана, астронома, работника метро; проанализировать ту часть текста, где Денис вспоминает о своей любимой игрушке: отметить необычное построение предложений в той части текста, где рассказывается, как Дениса захлестнули воспоминания; увидеть, что Денис пережил и почувствовал свой будущий боксерский удар по мишке и устыдился этого; подумать, почему рассказ Виктора Драгунского помещен в раздел «Сады поэзии...»: обнаружить внутреннюю связь со стихотворением Льва Друскина «Беру я вещи в руки осторожно...» (Денис мог бы стать поэтом, так как он чуткий и обладает богатой фантазией и воображением).

ХОД УРОКА

Накануне детям было дано на дом задание составить рассказ от лица любого предмета окружающего мира. Эти предметы перед уроком дети расставили на специальный стол у доски. Учитель заранее готовит таблички с этапами урока и раскладывает под принесенные предметы. У детей на столах зашифрованные тексты, тетради по литературе, учебник В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение».

Учитель. Здравствуйте, дамы! Здравствуйте, кавалеры!

Девочки приседают в реверансе. Мальчики наклоняют головы вперед.

– Присаживайтесь, девочки.

Девочки садятся за парты.

– Присаживайтесь, мальчики.

Мальчики садятся за парты.

– Начинаем урок литературного чтения. Поэт смотрит на мир особым взглядом, он способен открыть тайну там, где мы ее не замечаем; он способен оживить любой предмет, придумать его судьбу, историю о нем. Вчера мы вместе с поэтом Львом Друскиным учились искать тайну и видеть душу во всех предметах.

Вот сколько «волшебных» предметов сегодня у нас в классе!

Учитель подходит к столу с приготовленными предметами.

– Каждый из них торопится «ожить» и поведать свою историю. Эти вещи не только расскажут нам что-то новое, но и помогут построить наш урок. Посмотрите на этот предмет (берет в руки чашку и подносит к уху). Она что-то шепчет, я не могу понять. Кто из вас слышит?

Выходит девочка, которая принесла чашку, и рассказывает от лица чашки:

Ученица 1. Вчера меня забыли помыть. Я стояла на столе, и всю мою гладкую кожу стягивало от высыхающего сладкого чая. Мне бы заплакать, да нечем! Остатки сахара на дне, словно колючки, впивались в меня. И только мама спасла меня от беды. Она подставила меня под теплую струю воды, и я ожила.

У. Спасибо Лене! Она оказалась очень внимательной и чуткой. Но под чашкой что-то есть.

Учитель достает табличку и прикрепляет ее на доске.

На доске:

Сделай разминку.

Выполняются дыхательные упражнения. Учитель подносит к уху чашку.

– Ты довольна, Чашка?

Ставит ее на стол и берет в руки настольную лампу.

– А что интересного в твоей жизни, Лампа?

Выходит мальчик и рассказывает от лица лампы.

Ученик 1. Моя жизнь очень напряженная – я ведь все время нахожусь под электрическим напряжением. Но зато душа светится от счастья, так как я освещаю тетради и книги Андрюше, и ему от этого легче идти по пути знаний. Ведь неученье – тьма, а ученье – свет!

У. Спасибо, Андрей! И тебе удалось понять непростую душу знакомой вещи. Посмотрим, что спряталось под лампой?

Андрей снимает вторую табличку и прикрепляет на доску под первой.

На доске:

Найди лишнее слово: мечтатель, выдумщик, фантазер, воображала

Дети в тетрадях записывают слова, исключая лишнее. Работа выполняется самостоятельно. После этого один ученик читает получившееся и объясняет свой выбор, а остальные дополняют и уточняют объяснение.

У. Молодцы! Вернемся к волшебным предметам, они нас заждались.

Учитель подходит к столу и берет в руки куклу.

– Кукла, ты хочешь поговорить с нами?

Выходит девочка и рассказывает от имени куклы:

Ученица 2. У меня есть подруга – Саша. Она очень бережно ко мне относится, разговаривает со мной, купает, стирает одежду. А ночью она кладет меня с собой в кровать и поет колыбельную песню или рассказывает сказку. Моей душе радостно и спокойно, когда Саша рядом.

У. Спасибо Саше! Кукла для нее не просто игрушка, а настоящий друг. А какое задание приготовила для нас Кукла? (Прикрепляет третью табличку на доске.)

На доске:

Прочитай новый рассказ.

– Возьмите шифровки и поработайте шифровальщиками. Пришла пора узнать, какое произведение мы будем читать сегодня на уроке.

Дети самостоятельно работают с карточками и расшифровывают запись: 5 18 21 4 5 6 20 19 20 3 1, после чего у них получается: «Друг детства» (цифрами обозначен порядок букв в алфавите).

– Молодцы! Это действительно рассказ под названием «Друг детства». Откройте учебник на с. 49, найдите, кто является автором рассказа. Рассмотрите иллюстрации и предположите, о чем это произведение.

Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации к тексту, определяют автора.

Дети. Написал этот рассказ Виктор Драгунский. А герои – мальчик и его игрушка.

У. Верно, автором этого произведения является Виктор Юзефович Драгунский, детский писатель, известный своими веселыми историями о Дениске и его друзьях.

Учитель показывает книгу «Денискины рассказы».

– Один рассказ из этой книги мы сегодня и будем читать. А вот правы ли вы насчет его главных героев, можно будет определить после чтения. Послушайте мое чтение, а кто хочет, может читать «про себя» вместе со мной.

Учитель читает.

– Правы ли вы оказались, когда предположили, кто является героями произведения?

Д. Не совсем, герои – мальчик, игрушечный медвежонок и мама.

– Этот рассказ немного грустный, потому что мальчик чуть не расплакался, когда мама с ним разговаривала.

– У меня тоже был плюшевый мишка. И я с ним тоже любила играть, спать его укладывала.

У. А где он у тебя сейчас?

Ученик 2. Он сидит в шкафу в моей комнате, и когда я делаю уроки, он мне улыбается.

У. И может заговорить с тобой, как разговаривали с нами Чашка, Лампа, Кукла. А что вы чувствуете, когда вам в руки попадает старая забытая игрушка?

Д. Я вспоминаю, как я играл с ней.

– А мне хочется снова стать маленьким, чтобы эта игрушка стала новой.

– Я вспоминаю веселые минуты, которые эта игрушка мне принесла.

У. Мне кажется, Дениска немного похож на вас. Какие моменты, эпизоды рассказа вам особенно запомнились, понравились? Давайте перечитаем их еще раз.

Дети читают «по цепочке».

– Что непонятного было при чтении?

Ученик 3. Я не понял слово челнок.

Д. Это маленькая лодочка.

У. Да. Это выдолбленная из дерева лодка.

Ученик 4. А я не понял, почему мишка поднял лапы вверх.

У. Ребята, кто понял и может это объяснить? Может быть, мы поищем ответ в тексте?

Д. Мишка их не поднимал, а просто лапы были так сделаны.

– Просто Денису так показалось, потому что он хотел колотить мишку, как боксерскую грушу.

– Мишка «обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он заранее сдается».

– Дениска уже почувствовал, что мишка – как живой.

У. Верно! Так, может быть, это и есть самый важный момент рассказа, кульминационный момент? Кто помнит, что такое кульминация?

Д. Кульминация – самый важный момент.

– Самый смешной или самый грустный.

У. Вы все правы. Но можно добавить, что это и переломный момент рассказа, его главное событие. Назовите его.

Д. Я думаю, что это тот момент, когда Дениска вспоминал, как ему было хорошо с мишкой.

– Когда он сказал, что нянькал мишку, как маленького братишку.

– Это конец рассказа, потому, что Дениска передумал быть боксером.

 А мне кажется, что самый главный момент в рассказе – это когда Дениска хотел, чтобы слезы вкатились назад.

У. Я думаю, вы все верно почувствовали, какое у Дениски настроение и что происходит в его душе. Почему же Денис заплакал, ведь он не сделал медвежонку больно?

Д. Когда мальчик вспомнил, сколько хороших моментов было у них с игрушкой, Денису стало стыдно обижать медведя. Ведь у медвежонка была душа.

– И «забавная милая мордочка».

– Потому что Денис хотел отрабатывать на медвежонке удары, а медвежонок все равно сидел и улыбался. Это как наши мамы. Мы часто делаем им плохо, а они все равно нас любят.

– Ему стало стыдно.

– А еще мальчикам стыдно плакать, поэтому он и хотел спрятать слезы.

У. Я вижу, что вы поняли, о каком мальчике рассказал нам Виктор Драгунский, какой характер у Дениски.

Д. Он мечтатель, выдумщик, фантазер. Хотел быть и астрономом, и капитаном, даже работать в метро.

– Дениска чуткий, внимательный, вглядывается в мишку, как в человека.

– В детстве он кормил мишку кашей и вареньем, укладывал с собой спать, рассказывал сказки.

– Он ласково говорит о мишке: «...бархатные тверденькие ушки».

– Он добрый.

– У него отзывчивая душа. Ему жалко игрушку.

У. А как сам автор, на ваш взгляд, относится к Дениске?

Д. Драгунский к нему относится хорошо, если бы относился плохо, то Дениска начал бы колотить по медвежонку, как по груше, а он не написал такого.

– А мне кажется, что он уважает его, поэтому и описал подробно чувства Дениски и «заставил» его заплакать.

У. То есть эти невыкатившиеся слезы и есть показатель отношения автора к своему герою?

Д. Да.

У. Молодцы, ребята! Отношение автора к герою можно понять через его поступки, из которых складывается сюжет рассказа. А еще это отношение автор может выражать особенностями построения речи героя. Найдите абзац, в котором Денис вспоминает, как играл с мишкой, и говорит, почему он расхотел быть боксером. Перечитайте его самостоятельно и обратите внимание, сколько в нем предложений.

Дети читают.

– Сколько же предложений вы обнаружили?

Д. Одно.

– Притом оно еще не закончено, потому что в конце стоит не точка, а многоточие.

У. Почему же оно такое длинное? Кто заметил другую особенность этого предложения, кроме его размера?

Д. Потому что мальчик очень много хорошего вспомнил и еще мог бы дальше вспоминать.

– Мыслей так много, что он не может остановиться.

– Ему стало так хорошо от воспоминаний, что слезы навернулись.

– Часто повторяются слова и я.

У. А зачем? Ведь это не очень красиво, когда мы повторяем одно и то же слово?

Д. Потому что мальчик не знает, как правильно нужно говорить. Это же не писатель рассказывает, а Дениска.

– Дениска переживает, волнуется, сбивается и не выбирает слова.

– А мне кажется, это для того, чтобы мы поняли, что медвежонок – не игрушка, а настоящий друг.

– Ведь он не говорит, а думает.

– И чуть не плачет.

– Когда вы первый раз читали, у меня тоже слезы навернулись. Наверное, поэтому автор и написал именно так.

У. Молодцы! Вот вы и почувствовали, как автор может выразить свое отношение к героям и событиям. Попробуйте перечислить те приемы, с которыми мы встретились сегодня в тексте.

Я нарисовала дома свою самую любимую игрушку. Но узнать, какая это игрушка, вы сможете, если правильно назовете то, о чем мы говорили на уроке. Каждый правильный ответ позволит вам перевернуть одну часть рисунка-мозаики.

Д. Это поступки героев. Например, Дениска заплакал от стыда.

Учитель переворачивает одну из частей рисунка.

 Это особенные слова – например, «как маленького братишку».

Учитель открывает вторую часть рисунка.

 Это построение фраз. Например, Драгунский часто повторяет одни и те же слова: и я.

Учитель открывает последнюю часть рисунка.

У. Молодцы! Вот вы и узнали, какую игрушку мне особенно приятно брать в руки. Дома, если захотите, прочитайте другие рассказы Виктора Драгунского. Найти его книги вам помогут ваши родители или библиотекарь.

Дома я предлагаю вам подумать над вопросом, почему рассказ Виктора Драгунского помещен в раздел «Сады поэзии...».

Если урок вам понравился, покажите это своими аплодисментами. Я же с удовольствием воскликну «Браво!» вам за урок.