Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2007

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Продолжение. См. № 5, 10/2007

Среди слов

Повесть

Глава 12. Как устраняли вирус засорения речи

– Итак, сегодня мы поговорим о разных стилях речи, – напомнила в начале занятия Анна Александровна. – Как вы, наверно, помните, слова-оронимы могут относиться к тому или иному стилю речи. Впрочем, не всегда слова, обозначающие что-то схожее, но разным языком, – оронимы. Они могут быть и синонимами – разными по своим корням, но сходными по значению.

– Мы про синонимы в школе проходили, – сказала Диана. – Синонимы – это, например: дом и здание, писатель и автор...

– Бегемот и гиппопотам, – добавил Юлик.

– И не всегда мы можем употребить любой из синонимов, – продолжила Анна Александровна. – Какие, например, из только что сказанных вами слов вы употребите в разговоре друг с другом?

– Гиппопотам! – вдруг ответил Федот. – Это так кого-нибудь можно подразнить.

– Но если вы просто назовете зверя, то скажете, наверное, «бегемот». И скажете «дом», а не «здание». «Мое здание номер восемь» – разве так говорят?

– Нет, конечно, – согласился Юлик. – И говорят чаще «писатель», а не «автор».

– А теперь включим компьютер... – начала Анна Александровна, но тут снизу пришел дежурный и попросил ее к телефону.

– Подождите, – попросила преподавательница и вышла из комнаты. Прошло уже более пяти минут, но она не возвращалась.

– А давайте включим компьютер сами, – предложил Федот.

– Ты что! – одернул его Юлик. – Не надо, вдруг что-нибудь напортим!

Но Федот уже включил компьютер... Тут раздались какой-то треск и странные звуки, похожие на хохот.

– Ну, все, что-то испортилось, – заключила
Агата.

После минуты ряби на экране зажглась-таки надпись: «Стили речи».

– Попробую кликну, – предложил теперь Юлик. – Смотрите: тут много чего зажглось! Ну, например, это: «Спортивный репортаж». Интересно...

– А может, не надо? – испугалась Диана.

Зазвучал голос комментатора:

«Сегодня ведущие фигуристы мира продемонстрируют нам свои творческие инициативы, стремление украсить ход своей миссии на льду. В результате переговоров, которые провели с ними тренеры, они выдвинут решающие козыри в борьбе за мировое первенство. Вот на лед выходит наша пара – постоянные участники соревновательного процесса в промежутке пяти последних лет... Ниже в протоколе следуют их основные соперники – представители ведущих мировых держав...»

– Ой, что-то не то! – сказал Федот. – Разве так рассказывают о фигурном катании? «В результате переговоров... представители ведущих мировых держав...» – это на какого-то ведущего новостей похоже.

– Давайте я кликну что-нибудь другое! – Юлик посмотрел на разные клапаны и выбрал: «Научно-популярный очерк».

Голос, каким обычно ведут по телевизору научные программы, начал рассказывать:

«Знаете, граждане, я вам сейчас такую штуку расскажу! Стало быть, есть в Антарктиде – это Бог знает где – так вот, есть в этой самой Антарктиде этакое! Живут там пингвины – птицы такие, даром что птицы – крыльями хлопают, а летать – ни в какую! Вот бы знать, с чего это все произошло! Да ведь то-то и оно, что не надобно пингвинам летать, им и так сойдет! Ведь они едят-то рыбу: в море бултых! – и с ней на берег. Вдругорядь бултых! – и снова шасть на берег!»

– Это что, научно-популярный очерк? – удивилась Диана. – Это как будто дедушка мой рассказывает.

– Да тут все испортилось! – понял Юлик. – Попробуем исправить! Кликну вот этот клапан – может быть, все поправится?

Но только Юлик кликнул, как все ребята оказались в компьютере! Сначала они ничего не поняли. Потом увидели вокруг себя какую-то дымку и мутный экран с другой стороны.

– Вот влипли! – протянул Федот. – Да как же мы выберемся?

– А может, мы сейчас все и исправим? – нашелся Юлик.

– Смотрите, тут что-то пищит, – прислушалась Агафья.

Какой-то тонкий голос действительно пищал:

«Дорогие ребята! Приглашаем вас послушать сказку про Ивана-царевича и Серого Волка!»

– Давайте послушаем! – сказал Юлик.

Раздался выразительный голос рассказчика:

«В некотором царстве, в тридесятом государстве жили были царь с царицей. Были у партнеров по браку три сына: Петр-царевич, Василий-царевич и Иван-царевич. Устроил однажды царь саммит сыновей и говорит им: “Дошла до меня информация об одном знаковом явлении. Есть за тридевять земель эксклюзивная птица. Перья у нее светятся и горят огнем – такой гламур! Собирайтесь, дети, поезжайте за Жар-птицей. У кого будет самый быстрый трафик и кто мне ее доставит, тому я дам полцарства”. Собрали царевичи свои аксессуары и поехали по дороге в режиме нон-стоп...»

– Никогда не слышал, чтобы сказку рассказывали с такими словами! – отозвался Федот.

Голос продолжал:

«И увидел Иван-царевич камень с месседжем: “Кто прямо пойдет – с конем пропадет, кто налево пойдет – сам погибнет, а конь жив будет, кто направо пойдет – коня потеряет, а сам жив останется”. “Ну, – думает Иван-царевич, – направо поеду, так хоть жив буду, пусть это и маргинальный вариант”. И бросился на него Серый Волк, и загрыз коня. Горюет Иван-царевич: “Теперь мой проект может не реализоваться”. Вдруг Серый Волк вышел к нему и говорит: “Извини, Иван-царевич, это такой пиар у меня – коня есть. Не смотри на мой имидж, я буду позиционироваться, как твой друг. Садись-ка на меня, и поедем за Жар-птицей”».

– Прямо прикольная сказка какая-то, – вновь прокомментировал Федот.

– Да тут все перепуталось! – сказал Юлик.

«И вот они приехали к саду. “Как будет ночь, иди в сакральный сад, там пройдешь ресепшен, где спят секьюрити. Да бери птицу рукавицами одну, без аксессуаров”, – говорит Серый Волк. Не послушался Иван-царевич, взял клетку и раздались саунд-эффекты. Сбежались секьюрити, схватили Ивана-царевича и привели к царю. “Зачем, Иван-царевич, птицу воруешь? Я отдам ее тебе, если в соседнее царство съездишь. Там есть такой артефакт: златогривый конь. Прояви креативное мышление – приведи его ко мне, и птица твоя”, – сказал царь. Пришел царевич к Волку, а тот говорит: “Не получается у нас с тобой корпоративная солидарность! Ну что ж, поедем дальше...” И мега-проект «Иван-Царевич и Серый Волк» продолжился...»

– Ой, не могу! – сказала Агафья. – Хватит уже!

– Бежим отсюда! – предложил Федот.

– Куда? – спросила Диана.

– Не знаю...

Бежать действительно было некуда.

– Ну-ка, потрогаю эту паутину, – Федот прикоснулся к чему-то наподобие гигантской сетки – по-видимому, к волшебной компьютерной паутине. Тут же раздалась дразнилка:

«Артефакт ты креативный,
Эксклюзив корпоративный,
Маргинальный контингент,
Инфернальный компонент...»

– Ну, тут, кажется, все чокнулось! – только и смог сказать Федот.

– Стойте! – Юлик прислушался. – Слышите – какие-то сигналы!

– Давайте приблизимся! – отозвались другие ребята.

Перед ребятами вдруг появился возникший прямо из ничего файл:

«Внимание! Очень опасно! Компьютер поражен вирусом засорения речи. Для того, чтобы нормализовать положение, щелкните здесь, при неудаче повторите попытку».

– Чем же мы щелкнем? – удивился Федот. – Мышка-то осталась снаружи!

– Но надо что-то тут сделать! – отозвалась Агафья. – А то тут какой-то сумасшедший дом!

Но тут появился еще один файл:

«При невозможности устранить недостатки попробуйте вставить в текст нужное слово».

– Что за слово? – все недоуменно переспросили друг друга.

– Смотрите! – Юлик указал на второй файл на заднем плане. – Давайте приблизимся туда.

Через несколько мгновений ученики достаточно хорошо прочитали:

«Олечка! Какие у тебя красивые... (очи, глаза, гляделки, глазки)».

– Так, – стал рассуждать Юлик. – «Какие у тебя красивые очи» – это как в стихах, а не в разговоре... «Гляделки» – это грубо, так можно обидеть человека.

– Тем более девочку, – вставила Агафья.

– Тем более девочку. «Глаза», «глазки»... «Глазки» – так лучше, ласковее. Напишу ручкой: глазки.

Юлик так и сделал.

– «Олечка! Какие у тебя красивые глазки!» – прочитал он. Появилась строчка:

«Операция выполнена верно».

Фраза про Олечку тут же исчезла – просто растаяла в воздухе. Но появилась другая:

«На его ... было выражение сильного любопытства (физиономия, лицо, рожа, личико, мордашка, лик)».

– Ого! Здесь даже шесть слов! – заметил Федот. – Давайте я попробую! «На его физиономии...», «На его личике...» – нет, это, кажется, фраза из какой-то книги. Значит, слово должно быть книжное. И, понятно, не «рожа». «Лик...» Это у святого, а не у обычного человека. Значит, напишу: лицо. «На его лице!»

Вновь возникла строчка:

«Операция выполнена верно».

– Ай да Стрелец-молодец! – воскликнул Юлик.

– Ай да я! – довольно повторил Федот.

Но перед ребятами уже была новая фраза:

«Санька! Ты из своего ... когда выдвинешься? (дом, жилище, помещение, здание, домик, жилье, домашний очаг)».

Тут заспорили две Агаши.

– Можно вставить «дом» – это ведь разговорная речь, – считала Агафья.

– Но это какой-то молодой человек говорит по-молодежному, – заметила Агата.

– Что же тут вставить? «Домашний очаг», что ли?

– Еще бы «помещение» вставили! – заметил Юлик. – Так как раз пожилые люди говорят.

– Тогда, может быть, «из домика»? – предположила Агаша слева.

– Попробуем, – рискнула Агаша справа. Она вставила нужное слово:

«Ты из своего домика когда выдвинешься?»

– Ура! Снова верно! – увидели ребята.

И – еще одно предложение:

«Получить ... можно на следующий день после фотографирования (карточки, фото, снимки, фотки, фотографии)».

– Давайте теперь напишет Диана, чтобы было по справедливости, – предложила Агата.

Все согласились.

– Получить карточки... Получить фото... Может быть, получить фотографии? – предположила Диана.

– После «фотографирования» «фотографии» – получается тавтология. Масло масляное! А фраза эта похожа на объявление в фотостудии, – заметил Юлик.

– Что же выбрать? – задумалась Диана.

– Еще бы «фотки» выбрать! – съехидничал Федот.

– Да и «карточки» не подойдут. Так тоже говорят, но не пишут в объявлениях, – продолжал комментировать Юлик.

– По-моему, тут подойдет «снимки», – наконец, сказала Диана.

– Я думаю, правильно. Так пишут в фотографии, – отозвался Федот. Диана вставила: снимки.

– Правильно! – воскликнули все.

И вдруг дымка развеялась, что-то щелкнуло, и все впятером вновь оказались в классе.

– Так-так... – раздался голос Анны Александровны. – Сначала я ничего не понимала, но взглянув на компьютер, мне все стало ясно. Вы вызвали серьезный вирус, который с трудом вам же удалось преодолеть.

– Ой, как же мы сначала испугались! – воскликнула Агафья.

– А потом все быстро устранили, – отметил Юлиан.

– Вот как бывает опасно, когда путаются стили речи и слова, им соответствующие! – сказала Анна Александровна.

– А все-таки, что это такое – стили речи? – спросила Диана.

– Ну как же – это речь в книге, речь школьников... – начал отвечать ей Федот.

– Стоп. Все стили речи у языковедов имеют свои названия, – сказала Анна Александровна. – Садитесь перед компьютером, и теперь уже снаружи, а не внутри изучим его программу.

– Надеюсь, что теперь будет все в порядке? – осторожно спросила Агата.

– Все в порядке, только надо уметь пользоваться нашим компьютером: включать его как надо и кликать то, что надо. Итак, «Стили речи».

На экране появился столбик надписей.

– Прочитайте вслух.

– «Торжественная речь», – начал Юлик, – «Нейтральная речь», «Литературная речь», «Разговорная речь», «Просторечие», «Жаргон»...

– Мне непонятно только одно понятие – «нейтральная речь», – заметил Юлик.

– И мне тоже, – отозвалась Диана.

– Нейтральная речь – это речь, общая для вех случаев, когда одно и то же слово или выражение употребляется и в книге, и в разговоре, – пояснила Анна Александровна. – Итак, посмотрим синонимы в разных стилях речи, например, к нейтральному слову «говорить».

И когда в таблицу было введено слово «говорить», рядом с каждым разделом появился синоним.

– Итак, литературное слово – беседовать, торжественное выражение – изрекать, разговорное – болтать, просторечное – совсем уж резко – трепаться, или еще – точить лясы. Есть, кстати, еще и официальный, или деловой, стиль речи. В данном случае подойдут как синонимы словосочетания вести переговоры, обсуждать вопросы. В каких случаях уместны такие выражения?

– Это когда речь идет о какой-нибудь международной встрече или о встрече каких-нибудь руководителей, – ответил Юлик.

– Правильно. А теперь введем в таблицу нейтральное слово встреча. Агата, прочитай, что получилось.

– Торжественная речь, литературная речь – тоже встреча и свидание, деловая речь – сбор, разговорная речь – сборище, жаргон – тусовка.

– А теперь такой вопрос: во всех ли случаях можно применить любое из этих слов и выражений?

– Нет, – продолжал рассуждать Юлик. – «Обсуждают вопросы» – только когда какие-нибудь официальные лица ведут переговоры. А если люди говорят, встретившись на улице, про них не говорят «обсуждают вопросы». Чаще они просто о чем-нибудь болтают. И про серьезную встречу людей не говорят «сборище».

– Но ты не очень прав. Можно сказать в шутку: «Они болтают, все обсуждают какие-то вопросы». И это называется «снижение речи». Иногда и торжественная речь звучит вот так иронически – например, у учителя на уроке: «Что это ты изрек такое, Миша? Ну просто что-то несусветное!»

Ребята засмеялись.

– А иногда бывает и наоборот. Например, в газетной статье или стихотворении может быть употреблено и чисто разговорное и даже жаргонное выражение. Например, какое-нибудь малостоящее совещание журналист называет «тусовкой». Правда, наверное, не следует увлекаться такими выражениями – жаргон остается чьей-то специфической и малокультурной речью.

– А то может получиться как в компьютере, в сказке про Ивана-царевича: «Царь устроил саммит сыновей», «Прояви креативное мышление»... – процитировала Диана.

– Правда, в этом случае в литературную речь вплели не просторечие и не жаргон, а иностранные по происхождению слова и выражения, слишком неоправданно распространившиеся в нашей речи. Ведь никто не мешает написать вместо «саммит» – «встреча», «собрание», «совещание» в каждом подходящем случае, а то все стало «саммитом», хотя лучше называть так международную встречу – на дипломатическом языке.

Так и с «креативным» – для компьютера это, очевидно, нормально, но человек по-русски уже двести лет мыслит творчески. «Криэйшен» по-английски и есть «творчество».

– А почему двести лет? – спросил Федот.

– Потому что двести лет назад слово творчество вместе со многими другими придумал писатель Николай Михайлович Карамзин, про словотворчество которого мы когда-то уже говорили. Но это всегда был попеременный процесс, как вы, может быть, помните. В Петровское время употребляли много заимствованных слов, но старались, где можно, заменить их соответствующими русскими. Только, конечно, не «по гульбищу в позорище».

Все вновь засмеялись, вспоминая прошлые занятия.

– Но есть и более прискорбные случаи. Например, когда говорят о лицах, наделенных властью, и употребляют выражения вообще из жаргона преступных элементов: «подставить», «кинуть» и так далее. Сам подобный язык вокруг властных органов, наверное, портит власть и говорит о малокультурном уровне, о низком ее авторитете. Поэтому во всех разнообразных случаях лучше всего применять соответствующую речь.

– То есть в книге – литературную, в разговоре – разговорную, в документе – деловую, – уточнил Юлик.

– Да. А, например, матросский жаргон уместен только в кают-компании или на пристани. А грубые, оскорбляющие людей выражения...

– Не уместны нигде! – заявила Диана.

– Совершенно верно, не уместны нигде. И в конце нашего занятия – такого необычного – компьютер поможет вам запомнить, что такое разные стили речи.

Анна Александровна поменяла файл, и вдруг зазвучала песенка:

Слова среди людей,
И это всем известно,
Употребляй ты, где
Они звучат уместно.

Вот в классе срок пришел
Готовиться к уроку.
«Потрясно» и «прикол»
Не скажешь педагогу.

Пусть будет спутник твой
«Коллега» – на работе,
«Дружище» – в выходной,
А «компаньон» – в походе.

Ведь стиль литературный –
Как образец культурный,
Язык же обиходный –
В общении пригодный.

Стиль официальный – важный,
А деловой – бумажный.
И есть присловий вечный
Довесок просторечный.

– Только у меня еще вопрос, – сказал Федот. – А к какому стилю речи относится спортивный репортаж?

– Давайте ответим на этот вопрос дома.

И еще определите, по законам каких стилей речи пишутся благодарность ученику в школе и клятва учителей на празднике начала учебного года.

И еще: какими словами, давно существующими в нашем языке, можно заменить ингредиент, аксессуар и месседж?

Продолжение следует