Аркадий КУЗНЕЦОВ
Продолжение. См. № 5, 10/2007
Среди слов
Повесть
Глава 12. Как устраняли вирус засорения
речи
– Итак, сегодня мы поговорим о
разных стилях речи, – напомнила в начале занятия
Анна Александровна. – Как вы, наверно, помните,
слова-оронимы могут относиться к тому или иному
стилю речи. Впрочем, не всегда слова,
обозначающие что-то схожее, но разным языком, –
оронимы. Они могут быть и синонимами – разными по
своим корням, но сходными по значению.
– Мы про синонимы в школе проходили,
– сказала Диана. – Синонимы – это, например: дом
и здание, писатель и автор...
– Бегемот и гиппопотам, – добавил
Юлик.
– И не всегда мы можем употребить
любой из синонимов, – продолжила Анна
Александровна. – Какие, например, из только
что сказанных вами слов вы употребите в
разговоре друг с другом?
– Гиппопотам! – вдруг ответил
Федот. – Это так кого-нибудь можно подразнить.
– Но если вы просто назовете зверя,
то скажете, наверное, «бегемот». И скажете «дом»,
а не «здание». «Мое здание номер восемь» – разве
так говорят?
– Нет, конечно, – согласился Юлик. –
И говорят чаще «писатель», а не «автор».
– А теперь включим компьютер... –
начала Анна Александровна, но тут снизу пришел
дежурный и попросил ее к телефону.
– Подождите, – попросила
преподавательница и вышла из комнаты. Прошло уже
более пяти минут, но она не возвращалась.
– А давайте включим компьютер сами,
– предложил Федот.
– Ты что! – одернул его Юлик. – Не
надо, вдруг что-нибудь напортим!
Но Федот уже включил компьютер... Тут
раздались какой-то треск и странные звуки,
похожие на хохот.
– Ну, все, что-то испортилось, –
заключила
Агата.
После минуты ряби на экране
зажглась-таки надпись: «Стили речи».
– Попробую кликну, – предложил
теперь Юлик. – Смотрите: тут много чего
зажглось! Ну, например, это: «Спортивный
репортаж». Интересно...
– А может, не надо? – испугалась
Диана.
Зазвучал голос комментатора:
«Сегодня ведущие фигуристы мира
продемонстрируют нам свои творческие
инициативы, стремление украсить ход своей миссии
на льду. В результате переговоров, которые
провели с ними тренеры, они выдвинут решающие
козыри в борьбе за мировое первенство. Вот на лед
выходит наша пара – постоянные участники
соревновательного процесса в промежутке пяти
последних лет... Ниже в протоколе следуют их
основные соперники – представители ведущих
мировых держав...»
– Ой, что-то не то! – сказал Федот. –
Разве так рассказывают о фигурном катании? «В
результате переговоров... представители ведущих
мировых держав...» – это на какого-то ведущего
новостей похоже.
– Давайте я кликну что-нибудь
другое! – Юлик посмотрел на разные клапаны и
выбрал: «Научно-популярный очерк».
Голос, каким обычно ведут по
телевизору научные программы, начал
рассказывать:
«Знаете, граждане, я вам сейчас такую
штуку расскажу! Стало быть, есть в Антарктиде –
это Бог знает где – так вот, есть в этой самой
Антарктиде этакое! Живут там пингвины – птицы
такие, даром что птицы – крыльями хлопают, а
летать – ни в какую! Вот бы знать, с чего это все
произошло! Да ведь то-то и оно, что не надобно
пингвинам летать, им и так сойдет! Ведь они
едят-то рыбу: в море бултых! – и с ней на берег.
Вдругорядь бултых! – и снова шасть на берег!»
– Это что, научно-популярный очерк?
– удивилась Диана. – Это как будто дедушка мой
рассказывает.
– Да тут все испортилось! – понял
Юлик. – Попробуем исправить! Кликну вот этот
клапан – может быть, все поправится?
Но только Юлик кликнул, как все ребята
оказались в компьютере! Сначала они ничего не
поняли. Потом увидели вокруг себя какую-то дымку
и мутный экран с другой стороны.
– Вот влипли! – протянул Федот. – Да
как же мы выберемся?
– А может, мы сейчас все и исправим?
– нашелся Юлик.
– Смотрите, тут что-то пищит, –
прислушалась Агафья.
Какой-то тонкий голос действительно
пищал:
«Дорогие ребята! Приглашаем вас
послушать сказку про Ивана-царевича и Серого
Волка!»
– Давайте послушаем! – сказал Юлик.
Раздался выразительный голос
рассказчика:
«В некотором царстве, в тридесятом
государстве жили были царь с царицей. Были у
партнеров по браку три сына: Петр-царевич,
Василий-царевич и Иван-царевич. Устроил однажды
царь саммит сыновей и говорит им: “Дошла до меня
информация об одном знаковом явлении. Есть за
тридевять земель эксклюзивная птица. Перья у нее
светятся и горят огнем – такой гламур!
Собирайтесь, дети, поезжайте за Жар-птицей. У кого
будет самый быстрый трафик и кто мне ее доставит,
тому я дам полцарства”. Собрали царевичи свои
аксессуары и поехали по дороге в режиме
нон-стоп...»
– Никогда не слышал, чтобы сказку
рассказывали с такими словами! – отозвался
Федот.
Голос продолжал:
«И увидел Иван-царевич камень с
месседжем: “Кто прямо пойдет – с конем пропадет,
кто налево пойдет – сам погибнет, а конь жив
будет, кто направо пойдет – коня потеряет, а сам
жив останется”. “Ну, – думает Иван-царевич, –
направо поеду, так хоть жив буду, пусть это и
маргинальный вариант”. И бросился на него Серый
Волк, и загрыз коня. Горюет Иван-царевич: “Теперь
мой проект может не реализоваться”. Вдруг Серый
Волк вышел к нему и говорит: “Извини,
Иван-царевич, это такой пиар у меня – коня есть.
Не смотри на мой имидж, я буду позиционироваться,
как твой друг. Садись-ка на меня, и поедем за
Жар-птицей”».
– Прямо прикольная сказка какая-то,
– вновь прокомментировал Федот.
– Да тут все перепуталось! – сказал
Юлик.
«И вот они приехали к саду. “Как будет
ночь, иди в сакральный сад, там пройдешь ресепшен,
где спят секьюрити. Да бери птицу рукавицами
одну, без аксессуаров”, – говорит Серый Волк. Не
послушался Иван-царевич, взял клетку и раздались
саунд-эффекты. Сбежались секьюрити, схватили
Ивана-царевича и привели к царю. “Зачем,
Иван-царевич, птицу воруешь? Я отдам ее тебе, если
в соседнее царство съездишь. Там есть такой
артефакт: златогривый конь. Прояви креативное
мышление – приведи его ко мне, и птица твоя”, –
сказал царь. Пришел царевич к Волку, а тот
говорит: “Не получается у нас с тобой
корпоративная солидарность! Ну что ж, поедем
дальше...” И мега-проект «Иван-Царевич и Серый
Волк» продолжился...»
– Ой, не могу! – сказала Агафья. –
Хватит уже!
– Бежим отсюда! – предложил Федот.
– Куда? – спросила Диана.
– Не знаю...
Бежать действительно было некуда.
– Ну-ка, потрогаю эту паутину, –
Федот прикоснулся к чему-то наподобие гигантской
сетки – по-видимому, к волшебной компьютерной
паутине. Тут же раздалась дразнилка:
«Артефакт ты креативный,
Эксклюзив корпоративный,
Маргинальный контингент,
Инфернальный компонент...»
– Ну, тут, кажется, все чокнулось! –
только и смог сказать Федот.
– Стойте! – Юлик прислушался. –
Слышите – какие-то сигналы!
– Давайте приблизимся! –
отозвались другие ребята.
Перед ребятами вдруг появился
возникший прямо из ничего файл:
«Внимание! Очень опасно! Компьютер
поражен вирусом засорения речи. Для того, чтобы
нормализовать положение, щелкните здесь, при
неудаче повторите попытку».
– Чем же мы щелкнем? – удивился
Федот. – Мышка-то осталась снаружи!
– Но надо что-то тут сделать! –
отозвалась Агафья. – А то тут какой-то
сумасшедший дом!
Но тут появился еще один файл:
«При невозможности устранить
недостатки попробуйте вставить в текст нужное
слово».
– Что за слово? – все недоуменно
переспросили друг друга.
– Смотрите! – Юлик указал на второй
файл на заднем плане. – Давайте приблизимся туда.
Через несколько мгновений ученики
достаточно хорошо прочитали:
«Олечка! Какие у тебя красивые... (очи,
глаза, гляделки, глазки)».
– Так, – стал рассуждать Юлик. –
«Какие у тебя красивые очи» – это как в стихах, а
не в разговоре... «Гляделки» – это грубо, так
можно обидеть человека.
– Тем более девочку, – вставила
Агафья.
– Тем более девочку. «Глаза»,
«глазки»... «Глазки» – так лучше, ласковее. Напишу
ручкой: глазки.
Юлик так и сделал.
– «Олечка! Какие у тебя красивые
глазки!» – прочитал он. Появилась строчка:
«Операция выполнена верно».
Фраза про Олечку тут же исчезла –
просто растаяла в воздухе. Но появилась другая:
«На его ... было выражение сильного
любопытства (физиономия, лицо, рожа, личико,
мордашка, лик)».
– Ого! Здесь даже шесть слов! –
заметил Федот. – Давайте я попробую! «На его
физиономии...», «На его личике...» – нет, это,
кажется, фраза из какой-то книги. Значит, слово
должно быть книжное. И, понятно, не «рожа». «Лик...»
Это у святого, а не у обычного человека. Значит,
напишу: лицо. «На его лице!»
Вновь возникла строчка:
«Операция выполнена верно».
– Ай да Стрелец-молодец! –
воскликнул Юлик.
– Ай да я! – довольно повторил
Федот.
Но перед ребятами уже была новая фраза:
«Санька! Ты из своего ... когда
выдвинешься? (дом, жилище, помещение, здание,
домик, жилье, домашний очаг)».
Тут заспорили две Агаши.
– Можно вставить «дом» – это ведь
разговорная речь, – считала Агафья.
– Но это какой-то молодой человек
говорит по-молодежному, – заметила Агата.
– Что же тут вставить? «Домашний
очаг», что ли?
– Еще бы «помещение» вставили! –
заметил Юлик. – Так как раз пожилые люди говорят.
– Тогда, может быть, «из домика»? –
предположила Агаша слева.
– Попробуем, – рискнула Агаша
справа. Она вставила нужное слово:
«Ты из своего домика когда
выдвинешься?»
– Ура! Снова верно! – увидели
ребята.
И – еще одно предложение:
«Получить ... можно на следующий день
после фотографирования (карточки, фото, снимки,
фотки, фотографии)».
– Давайте теперь напишет Диана,
чтобы было по справедливости, – предложила
Агата.
Все согласились.
– Получить карточки... Получить
фото... Может быть, получить фотографии? –
предположила Диана.
– После «фотографирования»
«фотографии» – получается тавтология. Масло
масляное! А фраза эта похожа на объявление в
фотостудии, – заметил Юлик.
– Что же выбрать? – задумалась
Диана.
– Еще бы «фотки» выбрать! –
съехидничал Федот.
– Да и «карточки» не подойдут. Так
тоже говорят, но не пишут в объявлениях, –
продолжал комментировать Юлик.
– По-моему, тут подойдет «снимки», –
наконец, сказала Диана.
– Я думаю, правильно. Так пишут в
фотографии, – отозвался Федот. Диана вставила:
снимки.
– Правильно! – воскликнули все.
И вдруг дымка развеялась, что-то
щелкнуло, и все впятером вновь оказались в
классе.
– Так-так... – раздался голос Анны
Александровны. – Сначала я ничего не понимала,
но взглянув на компьютер, мне все стало ясно. Вы
вызвали серьезный вирус, который с трудом вам же
удалось преодолеть.
– Ой, как же мы сначала испугались!
– воскликнула Агафья.
– А потом все быстро устранили, –
отметил Юлиан.
– Вот как бывает опасно, когда
путаются стили речи и слова, им соответствующие!
– сказала Анна Александровна.
– А все-таки, что это такое – стили
речи? – спросила Диана.
– Ну как же – это речь в книге, речь
школьников... – начал отвечать ей Федот.
– Стоп. Все стили речи у языковедов
имеют свои названия, – сказала Анна
Александровна. – Садитесь перед компьютером, и
теперь уже снаружи, а не внутри изучим его
программу.
– Надеюсь, что теперь будет все в
порядке? – осторожно спросила Агата.
– Все в порядке, только надо уметь
пользоваться нашим компьютером: включать его как
надо и кликать то, что надо. Итак, «Стили речи».
На экране появился столбик надписей.
– Прочитайте вслух.
– «Торжественная речь», – начал
Юлик, – «Нейтральная речь», «Литературная речь»,
«Разговорная речь», «Просторечие», «Жаргон»...
– Мне непонятно только одно понятие
– «нейтральная речь», – заметил Юлик.
– И мне тоже, – отозвалась Диана.
– Нейтральная речь – это речь,
общая для вех случаев, когда одно и то же слово
или выражение употребляется и в книге, и в
разговоре, – пояснила Анна Александровна. –
Итак, посмотрим синонимы в разных стилях речи,
например, к нейтральному слову «говорить».
И когда в таблицу было введено слово
«говорить», рядом с каждым разделом появился
синоним.
– Итак, литературное слово – беседовать,
торжественное выражение – изрекать,
разговорное – болтать, просторечное –
совсем уж резко – трепаться, или еще – точить
лясы. Есть, кстати, еще и официальный, или
деловой, стиль речи. В данном случае подойдут как
синонимы словосочетания вести переговоры, обсуждать
вопросы. В каких случаях уместны такие
выражения?
– Это когда речь идет о какой-нибудь
международной встрече или о встрече каких-нибудь
руководителей, – ответил Юлик.
– Правильно. А теперь введем в
таблицу нейтральное слово встреча. Агата,
прочитай, что получилось.
– Торжественная речь, литературная
речь – тоже встреча и свидание, деловая
речь – сбор, разговорная речь – сборище,
жаргон – тусовка.
– А теперь такой вопрос: во всех ли
случаях можно применить любое из этих слов и
выражений?
– Нет, – продолжал рассуждать Юлик.
– «Обсуждают вопросы» – только когда
какие-нибудь официальные лица ведут переговоры.
А если люди говорят, встретившись на улице, про
них не говорят «обсуждают вопросы». Чаще они
просто о чем-нибудь болтают. И про серьезную
встречу людей не говорят «сборище».
– Но ты не очень прав. Можно сказать
в шутку: «Они болтают, все обсуждают какие-то
вопросы». И это называется «снижение речи».
Иногда и торжественная речь звучит вот так
иронически – например, у учителя на уроке: «Что
это ты изрек такое, Миша? Ну просто что-то
несусветное!»
Ребята засмеялись.
– А иногда бывает и наоборот.
Например, в газетной статье или стихотворении
может быть употреблено и чисто разговорное и
даже жаргонное выражение. Например, какое-нибудь
малостоящее совещание журналист называет
«тусовкой». Правда, наверное, не следует
увлекаться такими выражениями – жаргон остается
чьей-то специфической и малокультурной речью.
– А то может получиться как в
компьютере, в сказке про Ивана-царевича: «Царь
устроил саммит сыновей», «Прояви креативное
мышление»... – процитировала Диана.
– Правда, в этом случае в
литературную речь вплели не просторечие и не
жаргон, а иностранные по происхождению слова и
выражения, слишком неоправданно
распространившиеся в нашей речи. Ведь никто не
мешает написать вместо «саммит» – «встреча»,
«собрание», «совещание» в каждом подходящем
случае, а то все стало «саммитом», хотя лучше
называть так международную встречу – на
дипломатическом языке.
Так и с «креативным» – для
компьютера это, очевидно, нормально, но человек
по-русски уже двести лет мыслит творчески.
«Криэйшен» по-английски и есть «творчество».
– А почему двести лет? – спросил
Федот.
– Потому что двести лет назад слово творчество
вместе со многими другими придумал писатель
Николай Михайлович Карамзин, про
словотворчество которого мы когда-то уже
говорили. Но это всегда был попеременный процесс,
как вы, может быть, помните. В Петровское время
употребляли много заимствованных слов, но
старались, где можно, заменить их
соответствующими русскими. Только, конечно, не
«по гульбищу в позорище».
Все вновь засмеялись, вспоминая
прошлые занятия.
– Но есть и более прискорбные
случаи. Например, когда говорят о лицах,
наделенных властью, и употребляют выражения
вообще из жаргона преступных элементов:
«подставить», «кинуть» и так далее. Сам подобный
язык вокруг властных органов, наверное, портит
власть и говорит о малокультурном уровне, о
низком ее авторитете. Поэтому во всех
разнообразных случаях лучше всего применять
соответствующую речь.
– То есть в книге – литературную, в
разговоре – разговорную, в документе –
деловую, – уточнил Юлик.
– Да. А, например, матросский жаргон
уместен только в кают-компании или на пристани. А
грубые, оскорбляющие людей выражения...
– Не уместны нигде! – заявила Диана.
– Совершенно верно, не уместны
нигде. И в конце нашего занятия – такого
необычного – компьютер поможет вам запомнить,
что такое разные стили речи.
Анна Александровна поменяла файл, и
вдруг зазвучала песенка:
Слова среди людей,
И это всем известно,
Употребляй ты, где
Они звучат уместно.
Вот в классе срок пришел
Готовиться к уроку.
«Потрясно» и «прикол»
Не скажешь педагогу.
Пусть будет спутник твой
«Коллега» – на работе,
«Дружище» – в выходной,
А «компаньон» – в походе.
Ведь стиль литературный –
Как образец культурный,
Язык же обиходный –
В общении пригодный.
Стиль официальный – важный,
А деловой – бумажный.
И есть присловий вечный
Довесок просторечный.
– Только у меня еще вопрос, – сказал
Федот. – А к какому стилю речи относится
спортивный репортаж?
– Давайте ответим на этот вопрос
дома.
И еще определите, по законам каких
стилей речи пишутся благодарность ученику в
школе и клятва учителей на празднике начала
учебного года.
И еще: какими словами, давно существующими в
нашем языке, можно заменить ингредиент,
аксессуар и месседж?
Продолжение следует
|