Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2007

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина СЕМЕНОВА.
педагог-психолог школы №1106,
г. Москва

Продолжение. Начало в № 2, 5/2007.

Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников

ТЕМА 7. ПРОФЕССИЯ — ПИСАТЕЛЬ

ЗАНЯТИЕ 13

Разминка «Внимание»

Учащимся предлагается посмотреть вокруг и найти все предметы, находящиеся в классе, которые начинаются на букву п (или найти все круглые, коричневые, все твердые и тому подобные предметы).

Задание ограничено по времени.

Дискуссия

Ведущий. Профессия, о которой сегодня будет идти речь, всем знакома с раннего детства, и связана она с книгами. Сначала вам их читали родители, а потом вы стали это делать самостоятельно. Эта профессия называется писатель.
Расскажите, что вы знаете об этой профессии.

Устные ответы учащихся. Ведущий обобщает их в виде краткого описания.

Писатель создает словесные картины внешней и внутренней жизни человека, словесные образы. Он обогащает наше представление о мире, в котором мы живем. Благодаря ему мы можем безгранично много узнать и о нашем прошлом, и о нашем настоящем, и даже заглянуть в будущее.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему писателю? Зачем ему нужны математика, русский и иностранны? язык?, история, география, природоведение?
Какими способностями должен обладать писатель?

Выслушиваются ответы учащихся.

– Многие события, которые писатель описывает в своих произведениях, он берет из жизни благодаря внимательному наблюдению за ней. В его поле зрения попадает масса окружающих его деталей, которые для остальных людей могут остаться незамеченными.
Свою способность быть наблюдательными вы проверяли во время разминки.

Работа с подсобным материалом и в тетрадях

Ведущий. Что было бы, если бы писатель не научился грамотно писать?

Идет бсуждение.

– Если бы это случилось с Виктором Драгунским, то его рассказ «Тайное становится явным» выглядел бы как следующий отрывок:

«А я астался с кашей наедене. Я пашлепал ее лошкой. Потом посалил. Папробавал — ну нивозможно есть! Тогда я падумал, что, можит быть, сахару ни хвотает? Пасыпал писку, папробавал... Ищё хужи стало. Я нелюблю кашу, яже говарю».

Перепишите этот отрывок к себе в тетрадь, исправив все имеющиеся в нем ошибки. Затем поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте друг друга.

Игра «Словесная баталия»

Ведущий. Как вы думаете, интересно ли беседовать с человеком, который в разговоре употребляет не более 10 слов? А если он знает 20, 50, 100 слов? А сколько вообще слов в русском языке?
Словари, описывающие значение каждого слова, могут насчитывать несколько десятков тысяч слов. Количество слов, котор?е использует человек в своем общении, называется словарным запасом. Посмотрите в окно и попытайтесь описать то, что вы видите. Подчеркните в своем тексте слова, которые вы использовали несколько раз. Чем меньше вы насчитаете этих слов, тем богаче ваш словарный запас.
Как вы думаете, какой словарный запас должен быть у писателя? Для того чтобы он мог интересно и полно излагать свои мысли, в его багаже должно быть не менее 2000 слов. А теперь попробуем еще раз проверить ваш словарный запас.

1. Напишите как можно больше слов, начинающихся на ге... (оканчивающихся на ...ква).
2. Напишите слова (как можно длиннее) на каждую букву слова спутник.
3. Составьте несколько предложений, где каждое слово начинается на одну из четырех букв: З, И, К, Ч.

Для выполнения каждого задания класс можно разбить на команды. Очки начисляются или по количеству написанных слов, или по суммарному количеству букв в словах.

Работа в тетрадях

Ведущий. Вы, наверное, слышали о том, что русский язык очень богат. Что означает это выражение? Одним из доказательств богатства русского языка является наличие синонимов, то есть слов, похожих по смыслу, но разных по написанию. Например, попробуйте найти синонимы к слову красивый. (прекрасный, великолепный, восхитительный, роскошный и т.д.). В работе писателя очень важно умение употреблять синонимы: любую фразу можно сказать другими словами, сохраняя смысл. Попробуйте и вы написать следующие предложения по-другому, не повторив ни одного слова и не меняя смысла:

Муха села на варенье.
На столе стоит стакан.
Бьют часы двенадцать раз.
Воробей влетел в окно.
Стояла очень жаркая погода.

По окончании выполнения задания учащиеся зачитывают свои варианты.

Обсуждение результатов

  • Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии писателя из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

ЗАНЯТИЕ 14

Разминка «Зрительная память»

Используется репродукция картины в жанре бытовой живописи. Зачитываются название и имя автора полотна. В зависимости от детализации изображения на картине учащимся предоставляется соответству­ющее количество времени для ее детального рассмотрения. Затем картина убирается, а учащиеся должны ответить на ряд вопросов по ее содержанию:

1. Какое время года изображено? Что на это указывает?
2. Какое время суток изображено? По каким признакам это становится понятно?
3. Какой пейзаж изображен на картине?
4. Есть ли на картине изображения людей? Сколько их? Кто они? Как они одеты? Что делают?
5. Есть ли на картине изображения животных? Какие они? Сколько их?
6. Как называется картина? Кто ее автор?

Ведущий. Какую способность вы проверяли во время разминки? Зачем нужна писателю хорошая зрительная память?

Дети. Писатель, рассказывая о каких-либо жизненных событиях, должен наиболее подробно и достоверно их описать. Для этого ему необходимо наилучшим образом все запомнить.

Дискуссия

В ходе дискуссии учащимся надо предоставить возможность поделиться мыслями: что нового они узнали о профессии писателя.

Ведущий. Каких известных писателей вы знаете? Есть ли среди них те, чьи книги вы читаете с наибольшим интересом? Что вам нравится в этих книгах? Есть ли разница между книгой и фильмом, поставленным по ней? Что интереснее и почему?

Работа в тетрадях

Ведущий. Часто про хорошего писателя говорят, что он красноречив. Что означает это слово?

Дети. У него высокий уровень развития речи.

Ведущий. Что нужно, чтобы обладать красноречием?

1. Богатый словарный запас – то, что вы проверяли у себя на предыдущем занятии.

2. Умение грамотно строить предложения. В каждом предложении обычно слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл. Попробуйте в следующих предложениях найти первоначальный смысл, переставив слова местами, причем нельзя использовать дополнительные слова и оставлять «лишние» слова, но можно менять окончания:

  • Дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировать, и, отвертка.

  • Кошки, сидеть, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотреть, диван, сиамский.

  • Сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зеленый, розовый, большой.

3. Умение кратко и понятно излагать свои мысли. Находить простые и доступные объяснения. Это вы проверите с помощью следующей игры.

Игра «Инопланетяне»

Ведущий выступает в роли инопланетянина. Он ходит по классу, показывает на какой-то предмет (книжка, стул, очки, портфель и т.п.) и просит объяснить, что это такое. Объяснения по каждому предмету продолжаются до тех пор, пока не найдена понятная и краткая формулировка.

Работа в тетрадях

Ведущий. Любой писатель должен обладать богатым воображением. Даже описывая реальные события, он имеет право на художественный вымысел. Чтобы заинтересовать читателя, писатель может включить в свое произведение то, чего в действительности никогда не было. В каких произведениях писатели рассказывают, в основном, о нереальных событиях?

Д. В фантастических рассказах, сказках.

Ведущий. Попробуйте и вы немного пофантазировать – придумать новые сказки. Можете выбрать любую из предложенных тем:

1. Старая сказка с новым концом («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»).

2. Сказки-объяснения про овощи с огорода («Почему помидор красный? Почему арбуз полосатый? Откуда у капусты столько листьев?»).

3. Грибные сказки, у которых уже есть начало:

  • «Жила-была семья оранжевых Лисичек, но однажды случилось несчастье: заболела самая младшая из сестер – она не спала, не ела и зеленела день ото дня...»

  • «Родилась у грибного царя Подберезовика I дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей, но не стал приглашать злую колдунью Поганку Белую...»

  • «Посватался как-то красавец Груздь к молодой Волнушке – рыжей хохотушке, что жила на соседней поляне...»

4. Веселая история про:

— ворону, которая любила кататься на велосипеде;
— собаку, которая жила в холодильнике;
— майского жука, который очень боялся высоты.

5. Любая собственная тема.

Предоставить желающим возможность зачитать свою сказку для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

Какими способностями должен обладать писатель? Какие задания было легко выполнять? Какие задания вызывали трудности и почему?

Продолжение следует