Евгения РАТНИКОВА,
г. Черняховск,
Калининградская область
Приключения Незнайки и его друзей
Урок-обобщение по внеклассному чтению
3 класс
Тема. «Николай Носов. “Приключения
Незнайки и его друзей”».
Цели. Развивать познавательные интересы
учащихся; выяснить особенности мастерства
Н. Носова; воспитывать чувство взаимопомощи на
примерах героев сказки.
Эпиграф. «У этого талантливого человека
вечно юная, по-детски чистая, чудесная душа». (В. Катаев.)
Оборудование. Выставка книг; портрет
Н. Носова; рисунки ребят; аудиозапись песен
героев сказки; Толковый словарь С.И. Ожегова,
Словарь иностранных слов; элементы костюмов
героев сказки; карточки со словами делай, думай.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дети поют первый куплет песни «В траве сидел
кузнечик».
II. Сообщение темы урока
Учитель. Дети, вы ничего не перепутали? У нас
урок чтения, а не музыки. Почему вы поете?
Дети. Эту песню пели малыши из сказки
Николая Носова, когда прощались со своими
друзьями.
У. И мы сегодня прощаемся с полюбившимися
нам героями сказки Носова «Приключения Незнайки
и его друзей».
На доске:
Н. Носов
«Приключения Незнайки и его друзей»
... – сказка. |
– Чего не хватает в этой записи?
Д. Это роман-сказка. В нем много
действующих лиц, сложный сюжет.
III. Работа с выставкой книг
У. По каким признакам мы разделили книги
на группы?
Д. Толстые и тонкие: одна сказка и
трилогия – три сказки.
У. Как вы думаете, почему книга, которую
принес Алеша, такая потрепанная, странички в ней
желтые, краски выцвели?
Д. Ее много раз читали. Она давно издана.
Дети смотрят год издания – 1962-й.
Алеша. Это книга моей бабушки. Сказку читали
бабушка, моя мама, мой дядя и мы с братом.
У. Попробуем разгадать секрет сказки:
почему она интересна людям разных поколений?
IV. Проектирование работы учащимися
Дети под руководством учителя составляют
план урока. На доске по ходу обсуждения
появляется схема.
На доске:
План урока
1.
2. Диктант – 5.
3.
4.
|
1. Загадки о героях.
2. Литературный диктант (5 вопросов).
3. Дружба между мальчиками и девочками.
4. Исследовательская работа: «Почему читать
сказку было интересно?»
V. Работа по плану урока
Загадки-стихи
Дети загадывают приготовленные дома загадки
о героях сказки:
Берусь всегда за
все дела,
Немножко я зазнайка.
Люблю командовать, приврать,
Зовут меня...
(Незнайка.)
В костюме я строгом
И с книжкой под мышкой.
Меня ты узнай-ка.
Конечно, я...
(Знайка.)
Люблю я конфеты,
С вареньем батончик.
Я хитренький, добрый.
Зовут меня...
(Пончик.)
Два веселых друга
Всегда будут дружить:
Один будет лаять,
Другой – говорить.
(Пулька и Булька.)
Музыкальные загадки «Кто это поет?»
Звучит аудиозапись песен героев сказки.
Загадки-рисунки «Чьи это вещи?»
У. Вами были названы многие герои книги.
А кого из них можно назвать главным?
Д. Незнайку.
У. Незнайка обманывает, хвастается,
трусит, не хочет учиться. Почему же он главный
герой?
Учащиеся отвечают.
– А как на этот вопрос ответил сам Николай
Носов?
На доске:
У Незнайки есть жизненный
прототип. Это ребенок, но не такой, которого можно
назвать по имени и фамилии, а ребенок вообще, с
присущей его возрасту неугомонной жаждой
деятельности, неистребимой жаждой знания и в то
же время с неусидчивостью, неспособностью
удержать свое внимание на одном предмете долгое
время... |
– Найдите значение слова прототип
в Словаре иностранных слов.
Д. Прототип – первоначальный образец,
прообраз, действительное лицо как источник для
литературного образа.
На доске вывешены рисунки детей с
изображением Незнайки.
У. Какой художник наиболее точно
изобразил героя сказки?
Дети выбирают рисунок и доказывают свое
мнение чтением отрывка из первой главы:
Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу,
желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с
зеленым галстуком...
– Следующим пунктом плана нашего урока
является литературный диктант. Как и любой
другой диктант, он покажет, как хорошо вы знаете
материал, в данном случае – содержание книги.
Учитель читает отрывок из последних глав
сказки. Дети кратко записывают концовку:
1. Незнайка покраснел от стыда и был готов
провалиться сквозь землю. Он бросился бежать и
спрятался в... (одуванчиках).
2. Малыши дразнили Незнайку, потому что он... (хвастун
и трусишка).
3. Незнайке стало так жаль себя, так жаль, что и
сказать нельзя. Он прижался к забору лбом и... (заплакал).
4. Вместо того чтобы идти играть в городки или в
футбол, Незнайка садился за стол и принимался
за... (чтение).
5. За что малышки стали уважать Незнайку и
говорили, что он совсем не плохой коротыш? (Он
защищал малышек.)
Осуществляется взаимопроверка работ.
– А теперь прочитаем отрывок из главы 28
«Примирение», начиная со слов: «А Незнайка на
самом деле...»
Чтение по ролям. Инсценировка.
– Почему Незнайка подружился с малышками?
Д. Они его пожалели, помогли исправиться.
У. Как же помочь человеку, если он ошибся?
Д. Нужно поверить в него, не дразнить. С
ним надо обращаться поласковее. А дразнить – это
плохо. Он обозлится и начнет вести себя еще хуже.
Если же его пожалеть, то он сильнее почувствует
свою вину и скорее исправится.
У. Бывали ли у вас похожие ситуации?
Дети рассказывают случаи из своей жизни.
– Чему еще научила вас эта сказка?
Д. Чтобы быть поэтом, художником,
музыкантом, надо учиться.
– Нельзя обманывать.
– Терпение и труд все перетрут.
– Мальчикам и девочкам надо дружить.
У. Правильно. Эта сказка поучительная.
Дома найдите и прочитайте произведение любого
жанра о дружбе между мальчиками и девочками.
А теперь мы послушаем отрывки, которые вам
больше всего понравились.
Дети читают в группах смешные отрывки,
подготовленные дома для выразительного чтения.
Командиры групп оценивают чтение каждого.
– Какое настроение было у вас при чтении и
слушании?
Д. Шутливое, задорное, веселое,
юмористическое.
У. Что такое юмор? Найдите объяснение
этого слова в толковом словаре.
Д. «Юмор – беззлобно-насмешливое
отношение к чему-либо».
На доске:
У. Как вы думаете, что вначале
делал Незнайка, а что потом? Поставьте слова в
нужном порядке.
Д. Вначале нужно думать, а потом делать.
У. Почему же с Незнайкой случаются
несчастья?
Д. Не думает сначала, торопится сделать,
а потом уже думает.
У. Какие черты характера высмеивает
Николай Носов в этой сказке? Приведите примеры.
Над чем вы смеялись и почему?
Дети отвечают.
– Эта сказка юмористическая.
Во время выразительного чтения отрывков одна
группа ребят получает задание – провести
исследовательскую работу, чтобы доказать, что
сказка познавательная.
После проведения этой работы дети сообщают,
какие научные сведения содержит это
произведение.
Д. Солнце – огромный раскаленный шар.
– Теплый воздух легче холодного.
– Облака мягкие, как воздух, потому что они
сделаны из тумана.
У. Сказка действительно познавательная!
VI. Итог урока
У. Давайте подытожим все сказанное и
сделаем вывод о том, какая это книга.
В ходе работы на доске появляется схема.
На доске:
Николай Носов
«Приключения Незнайки и его друзей»
Роман-сказка
поучительная
юмористическая
познавательная
|
– За трилогию о Незнайке Николай
Носов был награжден орденом Трудового Красного
Знамени. В столице Японии Токио есть кафе с
названием «Незнайка». Как вы думаете, о чем это
говорит?
Д. Эту книгу читают и любят люди многих
стран.
У. Каким человеком был Николай Носов?
Дети отвечают.
– А теперь прочитайте слова Валентина
Катаева об этом писателе.
Дети читают.
|