Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Материал подготовила
Наталья ГУРЬЕВА,
инспектор-методист управления образования
администрации МО
«Нестеровский городской округ»,
Калининградская обл.

Обучение грамоте. Первые шаги

Автор предлагает дифференцированные задания на карточках, которые можно использовать как на уроке под руководством учителя, так и во внеурочное время. Все задания разделены на варианты по группам в соответствии с уровнем овладения учениками навыком чтения:

  • 1-я группа – ученики, находящиеся на ступени овладения звукобуквенными соответствиями;

  • 2-я группа – ученики, находящиеся на ступени медленного слогового чтения;

  • 3-я группа – ученики, находящиеся на ступени слогового чтения и становления целостных приемов восприятия;

  • 4-я группа – ученики, находящиеся на ступени становления синтетического чтения.

Задания объединены в соответствии с темами (изучаемые буквы) по учебнику «Русская азбука» (авт. Горецкий В.Г. и др.) и вводятся на втором – основном – этапе при изучении первых согласных звуков и их буквенных обозначений. С 13-го занятия используются задания для трех групп, так как первую группу можно объединить со второй.

Занятие 1

Тема. Буква “Н”

Группа 1

1. Обведи в кружок все буквы н.

П Н К Т Ш Н П Т Н Т К Ш М Н

2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Н Н Н Н Т Н Н Н

3. Прочитай.

на но ну ны ни ан он ун ын ин нан
нон нун нын нин он она оно они
Ни-на Ин-на Нон-на Ан-на

Почему последние слова написаны с большой буквы?

 

Группа 2

1. Игра «Буква потерялась».

-и-а, И--а, оси-а, о-и

Прочитай слова, вставляя пропущенную букву.

2. Игра «Превращение слов».

лёд слог сок сыр ра-ма лу-па сал-ки се-ло

Замени одну букву в словах буквой н. Какие слова получились?

3. Прочитай. Подчеркни зелёным цветом букву, которая обозначает мягкий звук [н’].

У Ни-ны и А-ни ня-ня.

 

Группа 3

Прочитай и расставь ударения.

У На-ты шар. Он си-ний, как не-бо, как мо-ре, как ре-ка. На-та ра-да.

 

Группа 4

Прочитай.

Носорог нашёл наволочку. Нюхал. Надкусил – невкусно.
Напялил на носорожью ножищу. Не налезает. Нахлобучил на нос. Надевал набекрень, наискосок, наклонял налево, направо. Никак!
– Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не нужен! – насупился носорог.

1. Отметь трудные для чтения слова.
2. Найди слова в слове носорог.

Занятие 2

Тема. Буква “С”

Группа 1

1. Обведи в кружок все буквы С.

О Ю С Б О С Ю Р С Э С Э О С

2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

С С С С С С С С Э

3. Прочитай.

ас ос ус ыс ис са со су сы си сас сос сус сыс сис
сун сын син нас нос нус ныс нис сни сну сны сно
о-сы о-са ус у-сы се-но са-ни

Подчеркни согласные буквы.

 

Группа 2

Прочитай.

А-ся Са-ня Кос-тя Кос-тик Стас Ста-сик Та-ся
Со-ня Кон-стан-тин Ста-ся Се-ня Ка-тя А-ня

По каким признакам можно разделить эти слова на группы?

 

Группа 3

Прочитай скороговорку. Научись произносить её быстро.

Но-сит Се-ня се-но в се-ни.
Спать на се-не бу-дет Се-ня.

 

Группа 4

Прочитай.

Сегодня стужа. Слабо светит солнце. Серый, стылый сумрак. Сеют, сыплются снежинки.
– Скучно? Собирайся! Сейчас станем скатывать снеговика!
Слышен смех. Скрипят санки. Свистят снежинки. Славно!

1. Какое время года описывается в тексте?
2. Найди вопросительное предложение.
3. Сколько восклицательных предложений в тексте?

Занятие 3

Тема. Буква “К”

Группа 1

1. Прочитай.

ак-ка ок-ко ук-ку ык-кы ик-ки ска ско ску скы ски
нка нко нку нкы нки кна кно кну кны кни как ки-но

Обведи в кружок все буквы к.

2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

К К К К К К К Х К К К К

 

Группа 2

Прочитай.

Ко-сы о-сы сук сок ко-ни ки-но
о-ку-ни ко-кон сы-нок
У Ни-ны ко-са. У А-ни ко-са.

1. Найди двусложные слова.
2. Начерти схемы предложений. Сравни их.

 

Группа 3

Прочитай.

У А-ни куд-ри. В куд-рях бант.
Куд-ри ры-жи-е. На солн-це куд-ри блес-тят.
Как кра-си-во!

1. Подчеркни восклицательное предложение.
2. Сколько всего предложений в тексте?
3. Нарисуй, какими ты себе представляешь кудри.

 

Группа 4

Прочитай.

Это село Коньки. Оно вот чем славно. Жил здесь мастер. Делал крыши резные. На крыше конёк. Для красы. Все коньки разные. Все хороши. И старый дом украсит. Приладит конька – и порядок.

1. Отметь главное слово в тексте.
2. Нарисуй наиболее существенную деталь, о которой говорится в тексте.

Занятие 4

Тема. Буква “Т”

Группа 1

1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Т Г Т Т Т Т Т Т Т

2. Прочитай.

ат от ут ыт ит та то ту ты ти тат тот тут тыт
тит тон нту сти тка тно нты тут тот тон
ни-ти но-та но-ты На-та Ан-тон На-тан

Обведи в кружок все буквы т.
Поставь ударение в словах на последней строке.

 

Группа 2

1. Игра «Буква потерялась».

Ка-ок с-ук аис- ко- кус -ы ни-ки кана- кис-и

2. Игра «Слоговое лото».

Составь слова из слогов.

ка ан та нит тик нат ты ток на ти ки ко ка
кус кис та но ни ты тон

 

Группа 3

Прочитай.

Ко-тя-та

У на-шей кош-ки Мур-ки ко-тя-та. Ко-тя-та пи-ща-ли. Мы да-ли им мо-ло-ка. Ко-тя-та по-е-ли, а по-том ус-ну-ли. Мы на-зва-ли ко-тят: Пу-шок и Мур-зик.

1. Сколько предложений в тексте?
2. Составь схему первого предложения.
3. Как бы ты назвал котят?

 

Группа 4

Прочитай.

Транспорт шумел. Тренькал трамвай. Тарахтел троллейбус. Тараторил телевизор. Трезвонил телефон. Тявкнул Тузик. Такой тарарам!
Терпел Тима, терпел. Топнул тапочкой:
– Тише!
Тишина. Только теперь тоскливо.

1. Озаглавь текст.
2. Составь как можно больше слов из букв слова транспорт.

Занятие 5

Тема. Буква “Л”

Группа 1

1. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Л Л Л Л А Л Л Л

2. Прочитай.

ал ол ул ыл ил ла ло лу лы ли лал лол лул лыл лил лак лус лын лот нла нло нлу нлы нли кла кло клу клы кли лна лку лто лсы сли лук стул лик лист

Обведи в кружок все буквы л.
Подчеркни красным карандашом гласные буквы.

 

Группа 2

1. Игра «Буква потерялась».

Кук-а сто- усну- ос-ик А-ик

2. Игра «Слоговое лото». Составь слова из слогов.

кук лу ны ли ла са на сло

В каком слове звук [л] мягкий?

 

Группа 3

Прочитай.

У О-ли кук-ла Ля-ля. У А-ли-ны ос-лик И-а. У У-ли сло-нё-нок и ли-сё-нок. А у Ло-ли-ты ко-ляс-ка. О-ко-ло ко-ляс-ки кук-ла А-лён-ка. О-на...

1. Продолжи текст.
2. Подчеркни гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных.

 

Группа 4

Прочитай.

Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Лучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лиловеют лепестками лютики. Лапотком лупоглазого лешего лежит лоскут лишайника. Лягушка ловит легкокрылых летуний. Лениво лает лисица.
Лучший лес – летний!

1. Отметь трудные для чтения слова.
2. Какие слова спрятались в слове листок?

Продолжение следует