Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга МУХИНА,
учитель начальных классов
Бавленской школы
Владимирской области

Полосочка-помощница

Графические ошибки и пути их устранения

К концу II четверти 2-го класса происходит переход на письмо в тетради в одну линейку. Требуется огромное терпение педагога, чтобы карандашом каждому ученику провести линию середины строки или одной трети для разминочного письма. В классе Ольги МУХИНОЙ, учителя начальных классов Бавленской школы Владимирской области, было замечено, что ребята сами контролируют высоту букв путем наложения закладки. Это и стало подсказкой для создания «полосочки-помощницы».
Научить детей пользоваться такой полосочкой несложно. А в результате объективной оценки появляется правильное красивое письмо.

Графическая работа на уроках чистописания не ограничивается знанием алгоритма и умением на слух по алгоритму определять букву. Для того чтобы ошибки встречались как можно реже, графическую правку лучше проводить в тетради ученика, в прописи. Необходимо также привлекать учеников к анализу своей работы. Познакомив их с правильным написанием элементов букв, следует ввести критерии оценки правильного написания, которые помогут детям отслеживать правильность письма. Функцию контроля и помогает выполнить «полосочка-помощница».

Как изготовить «полосочку-помощницу»

Полосочка делается из плотного прозрачного материала.

1. Длина полосочки – 16 см (соответствует длине рабочей строки тетради).
2. Ширина полосочки – 3–4 мм (соответствует высоте строчных букв, определяет отступ от левого и от правого края листа).
3. Длина выступа – 2 см (соответствует отступу от края листа до первого слова в предложении текста: это «красная строка»).
4. Срез под углом 62° (соответствует нормам наклона прямых линий).
5. Ширина выступа – 6 мм (соответствует высоте заглавных букв и расстоянию между словами в строке).

Теперь перечислим основные критерии правильного письма; наиболее распространенные ошибки, допускаемые учениками, и пути их устранения.

КРИТЕРИЙ 1. Ученик выдерживает нужную высоту букв.

Ошибка. Ученик не выдерживает нужную высоту букв, пишет слишком крупно или слишком мелко.

Пути устранения ошибки

1. Переходить на письмо в тетради с широкой строкой следует постепенно. Сначала мы проводим тренировочные упражнения на дополнительном листе, вставленном в середину тетради. Или работаем один день в тетради с узкой разлиновкой, другой день – с широкой.

2. Наложение полосочки на запись позволяет ученику отметить высоту букв. Если буквы выше полосочки, следует уменьшить их высоту, писать мельче, если ниже полосочки – писать крупнее. Контролировать высоту заглавных букв можно с помощью выступа на полосочке – его ширина равна 2/3 широкой строки.

КРИТЕРИЙ 2. Ученик равномерно расставляет слова на строке: выдерживает красную строку, отступы от левого и правого краев листа, интервалы между словами.

Ошибка. Ученик не выдерживает красную строку, отступы от левого и правого краев листа, интервалы между словами.

Пути устранения ошибки

1. Красную строку – отступ от края листа до первого слова (2 см) – указывает длина выступа на полосочке.

2. Интервал между словами должен быть равен примерно ширине буквы ш, но не меньше ширины буквы и. Этот размер определяет ширина выступа (6 мм). Приложив выступ полосочки к концу одного слова, ребенок быстро определяет место (начало) написания второго слова.

3. Интересно упражнение с чередованием письма ручкой и карандашом. Текст предложения на минутке чистописания ребенок пишет ручкой, причем после каждого слова карандашом вписывает букву ш, обозначая этим пробел до следующего слова.

4. Отступ от левого и правого края в тетради на строке должен быть равен ширине полосочки.

КРИТЕРИЙ 3. Ученик соблюдает наклон букв.

Ошибка. Ученик допускает разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.

Пути устранения ошибки

1. Обратите внимание ребенка на необходимость наклонного положения тетради на парте. При письме самым легким и удобным движением является движение стержня к себе. Благодаря тому что тетрадь лежит наклонно, получается наклонное письмо.

Правильный наклон тетради влево легче всего устанавливать по линии, начерченной на парте белой краской или обозначенной самоклеящейся лентой. Обратите внимание на рабочее место ученика, пишущего левой рукой: для него линия должна быть наклонена под углом 25° в другом направлении.

2. В тетрадях линии наклона обозначены только для письма с узкой линеечкой, и не всегда совпадают с написанием элементов. Однако использование сетки-листа для тренировочных упражнений не помеха – это позволяет упорядочить движение руки по наклонной.

3. Косо срезанное основание «полосочки-помощницы» помогает контролировать наклон букв. Достаточно установить ее на линию строки и продвигать вправо.

КРИТЕРИЙ 4. Ученик соблюдает связность букв при письме.

Ошибка. Ученик не соблюдает связность букв при письме.

Пути устранения ошибки

1. В методику изначально заложен принцип безотрывного письма. У каждого ребенка отрыв руки при письме осуществляется в удобном только ему месте. Есть определенные критерии безотрывного написания, хотя и, несомненно, условные.

Количество букв в безотрывной связке

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1—1,5

2

2—3

3—4

Выполнять быстрые движения на бумаге помогает упражнение «Одним росчерком».

2. Еще один прием – работа по лекалу. Создание своеобразных рисунков при безотрывном вращении зубчатых колесиков по кругу доставляет ребенку радость и тренирует мышцы рук.