Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга БОЧАРОВА,
учитель школы № 2006,
г. Москва

Эта буква широка и похожа на жука

Обучение грамоте. 1-й класс

Тема. «Звук [ж], буква Ж, ж».

Цель. Формировать знания о звуке [ж], умения выделять звук [ж] в словах, различать его в звуковом потоке, читать слова с изучаемой буквой; развивать фонематический слух, мыслительные операции, воображение и речь учащихся; воспитывать общие учебные умения, внимание, любовь к русскому языку.

Оборудование. Магнитная азбука; классная доска; паззл с фрагментами буквы ж; предметные картинки с изображениями желудя, жирафа, жука; карточки – наборы для зрительного диктанта; квадраты для составления звуковых схем слов трех цветов: красного, синего и зеленого; буквари, рабочие тетради к букварю; солнышки желтого, оранжевого и красного цветов для этапа рефлексии.

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. Вы умеете собирать пазлы? В конце урока из разрозненных кусочков мы должны сложить целую картинку. Вам интересно, что у нас получится? Тогда приступим к игре. Вы уже готовы к уроку, поэтому я прикрепляю первый фрагмент паззла.

На доске – фрагмент 1.

II. Актуализация знаний

У. Ребята, вы любите разгадывать загадки?

Дети. Да!

У. 

Тогда слушайте:
Он ходит, голову задрав, –
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он...

Д. Жираф.

У. 

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.

Д. Желудь.

У. 

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да без копыт.

Д. Жук.

На доску прикрепляются картинки с изображениями жирафа, желудя, жука.

– Вы удачно справились с этим заданием, поэтому я достаю второй фрагмент паззла.

На доске – фрагмент 2.

III. Работа с новым материалом

У. Ребята, можете ли вы сказать, чем похожи и чем различаются эти слова?

Д. В первых двух словах по 2 слога и по 5 звуков, в третьем слове – 1 слог и 3 звука.

У. Что обозначают эти слова: жираф, желудь, жук?

Д. Эти слова обозначают названия предметов.

У. Какой вопрос или какие вопросы мы можем задать к этим словам?

Д. Слова жираф и жук отвечают на вопрос кто? а слово желудь – на вопрос что?

У. Какой общий звук есть в этих словах?

Д. Звук [ж].

У. На ваших партах лежат квадраты трех цветов. На счет «три» выберите и покажите квадрат нужного цвета для обозначения этого звука. Один, два, три!

Дети показывают квадраты.

– Смелее, мы должны рассмотреть все возможные варианты!

Результаты мыслительной деятельности демонстрируются на доске: учитель вывешивает все варианты квадратов, предложенные детьми.

– Вы справились и с этим заданием, высказав свое мнение, поэтому я достаю третий фрагмент паззла.

На доске – фрагмент 3.

Если цвета квадратов различаются, см. диалог 1; если они однотипны и верны, см. диалог 2.

Диалог 1

У. Ребята, вы предложили несколько версий, но правильной является только одна. Каким образом можно охарактеризовать звук?

Д. Произнести его и послушать.

Диалог 2

У. Ребята, вы единодушно подняли квадраты синего цвета. Объясните ваше решение.

Д. Звук [ж] согласный, поэтому квадрат не красного цвета. Он твердый, поэтому квадрат синего цвета.

У. Сможете ли вы доказать это утверждение?
Определите тему сегодняшнего урока.

Д. Познакомиться со звуком [ж] и буквой, которая его обозначает.

У. Назовите цели нашего урока.

Д. Учиться отличать этот звук и букву от других звуков и букв. Учиться читать слоги и слова с новой буквой.

У. Вы и с этим заданием справились. Я достаю четвёртый фрагмент паззла.

На доске – фрагмент 4.

– Встаньте, возьмите друг друга за руки. Внимательно глядя в лицо товарищу, произнесите первый звук в словах-отгадках – звук [ж]. Определите, как располагаются видимые органы речи в момент его произнесения.

Д. Губы немного вытягиваются вперед, зубы сжаты, язычок лежит свободно.

У. Произнесите этот звук хором и охарактеризуйте его.

Д. Звук [ж] согласный, так как при его произнесении воздух встречает препятствие. Он звонкий, так как образован и шумом, и голосом. Он твердый, так как мы произносим его твердо.

У. Ребята, вам знакома игра «Расти, лесок»?

В зависимости от ответов детей выбирается предложение: «Поиграем...» или «Познакомимся с этой игрой».

– Тогда в словах, которые я вам назову, замените первый звук на звук [ж] так, чтобы получилось новое слово. Тот из вас, кто назовет новое слово первым, встает.

Лук – жук, мало – жало,
пучок – жучок,
билет – жилет,
Веня – Женя, пир – жир.

Составьте звуковую схему слова пир.

Зеленый

Красный

Синий

Работа выполняется на доске и в тетрадях.

– Какие согласные звуки есть в этом слове?

Д. Звуки [п’], [р].

У. Почему вы их обозначили квадратами разных цветов?

Д. Потому что звук [п’] – мягкий, его мы обозначили квадратом зеленого цвета. Звук [р] – твердый, он обозначен квадратом синего цвета.

У. Почему мы слышим мягкий звук [п’]?

Д. Его смягчает буква и.

У. Составьте звуковую схему слова жир. Что интересного заметили?

Д. В этом слове нет мягких звуков: буква и не смягчает звук [ж]. Все согласные в этом слове твердые.

Синий

Красный

Синий

Вариант работы в обычном классе

У. Какое предположение можно сделать?

Д. Звук [ж] всегда твердый, звук [ж] не бывает мягким.

У. Проверьте правильность этого предположения на слове Женя.

Дети выкладывают схемы слов.

Синий

Красный

Зеленый

Красный

– Можем ли мы с уверенностью утверждать, что в русском языке согласный звук [ж] всегда твердый?

Д. Да.

Вариант работы в сильном классе

У. Какой вывод можете сделать?

Д. Звук [ж] – всегда твердый согласный.

У. Подведем итог первой части урока. С каким звуком мы сегодня познакомились?

Д. Мы познакомились со звуком [ж].

У. Что вы о нем узнали?

Д. Это согласный, звонкий, всегда твердый звук.

 – Молодцы! Вы хорошо потрудились и заработали право на отдых.

IV. Физкультминутка

У. 

Лежебока рыжий кот
(встать, перекатиться с носков на пятки)
Отлежал себе живот
(потянуться),
Встал и выгнул спину в мост
(округлить спину, руки вытянуть вперед),
Распушил красивый хвост
(прогнуться),
Мягко лапами прошел
(изобразить кошачью походку),
Тихо песенку завел
(сесть за парты).

А теперь вопрос для самых внимательных: сколько раз в тексте физкультминутки встретился звук [ж]?

Д. 4 раза.

V. Работа с новым материалом (продолжение)

Вариант работы в обычном классе

У. Какой из поставленных целей мы достигли?

Д. Познакомились со звуком [ж].

У. Какова следующая цель?

Д. Познакомиться с буквой, которая обозначает этот звук.

Вариант работы в сильном классе

У. Какова вторая цель нашего урока?

Д. Познакомиться с буквой, обозначающей звук [ж].

У. Пока мы выполняли физкультминутку, все буквы перепутались.

На доске вывешены буквы, сходные по написанию: x, ж, е.

– Может быть, кто-то из вас знает, какой буквой обозначается на письме звук [ж], и может показать ее остальным ребятам?

Ученик у доски убирает лишние буквы и показывает нужную букву классу.

– Как называется эта буква?

Д. Она называется Ж.

У. На что она похожа?

Дети отвечают. Если ответом будет слово жук, прочесть стихотворение С. Маршака:

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук.

– Я знаю, что вы умеете не только написать букву, но и составить ее из природного материала. Может быть, кто-то из вас удивит нас завтра, изобразив букву ж оригинальным способом?

– Где, по вашему мнению, должна стоять буква Ж в ленте букв?

Д. В верхнем ряду, после буквы Д.

У. Почему?

Д. Она обозначает согласный звонкий звук.

У. Вспомните вторую цель нашего урока.

Д. Научиться читать слоги и слова с буквой Ж.

У. Что будем делать дальше?

Д. Читать слоги и слова с буквой Ж.

На доске открывается запись слогов: жа, жо, жу, жи, же.

У. На чтение каких слогов надо обратить особое внимание?

Д. На жи и жев них гласные и, е не обозначают мягкости согласного, поэтому эти слоги надо читать твердо.

У. Молодцы! Вы справились и с этим заданием! Я открываю пятый фрагмент.

VI. Работа с текстом

У. Прочитайте текст на с. 66 в парах друг другу.

Ограничение времени: 2 мин на чтение каждого варианта.

– Кому из ребят поручим ответственное задание – прочитать этот текст для всего класса?
О ком говорится в рассказе? Что произошло с жуком? Как жужжал жук в банке? Что произошло дальше? Кто помог жуку? Как поступил бы ты? Почему?

Дети отвечают.

– Молодцы! Вы справились с заданием. Я открываю шестой фрагмент.

VII. Закрепление нового материала

У. А теперь выполним задание 1 в рабочей тетради к букварю на стр. 32. Прочитайте слова.

Д. Жало, ложа, жара, жаба, лужа.

У. Что интересного заметили?

Д. Все слова состоят из четырех букв, все – двусложные, во всех есть слог жа.

У. Какое слово лишнее, по какому признаку?

Д. Жаба – одушевленный предмет, все остальные – неодушевленные предметы.

Задание 2 выполняют при резерве времени.

У. Вы справились с заданиями букваря. Молодцы! Можем открыть следующий фрагмент.

На доске – фрагмент 7.

Резервное задание 1 – зрительный диктант

У. Всегда приятно общаться с внимательным собеседником. Хотите проверить свою внимательность?
Тогда слушайте условие новой игры.
Я буду показывать вам карточки с напечатанными словами. Ваша задача – в полной тишине внимательно прочесть все слова карточки и запомнить только то из слов, в котором есть изучаемая сегодня буква.

Время экспозиции – 2 сек.

Какую букву мы изучаем сегодня?

Д. Букву Ж.

Набор 1: пиджак, рубашка, майка.

Набор 2: шарф, жилет, шапка.

Набор 3: шорты, бриджи, штаны.

Набор 4: брюки, носки, джинсы.

Набор 5: обувь, мебель, одежда.

Повторите слова с новым звуком. Какое обобщающее понятие вы можете назвать?

Д. Одежда.

Резервное задание 2 – игра «Услышь меня»

У. Если изучаемый звук есть в слове, хлопните в ладоши, если нет – топните: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый.
Молодцы! Скажите, какую особенность вы заметили в словах задания?

Д. Эти слова обозначают цвета.
– Это названия цветов радуги.

У. Кто запомнил, в каких словах был звук [ж]?

Дети отвечают.

– Отлично! Открываю следующий фрагмент.

VIII. Рефлексия собственной деятельности

У. Отгадайте загадку: разноцветное коромысло над землей повисло.

Д. Это радуга.

У. А когда бывает радуга?

Д. После дождя, если есть солнце.

У. Ребята, если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, поднимите вверх солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж]. Если вы считаете, что могли бы работать лучше, поднимите вверх солнышко цвета, в названии которого нет звука [ж].

IX. Итог урока

У. Какое открытие мы сделали на уроке?

Д. На этом уроке мы узнали, что звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твердый. На письме он обозначается заглавной буквой Ж, если означает имя собственное или начало предложения, или строчной буквой ж – во всех остальных случаях.

Учитель открывает девятый фрагмент.

На доске появляется изображение буквы Ж.