Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

К 100-летию со дня рождения Агнии Барто

Агния БартоВ этом году исполнилось 100 лет со дня рождения этой замечательной писательницы. На ее книгах выросло уже много поколений читателей. Дедушки и бабушки, мамы и папы, дети и внуки, учителя и повара, врачи и монтажники, президенты и программисты – все в детстве читали и учили наизусть стихи Агнии Львовны. Спектакли, посвященные ее творчеству, могут проводиться в любое время, а не только в честь 100-летнего юбилея. Ее произведения всегда актуальны и могут многому научить. В основу сценариев положены произведения А.Л. Барто, которые можно показать со сцены.

 

Галина БЕСЕДИНА,
учитель средней школы № 49,
г. Белгород

Веселый день с Агнией Барто

Чтение. 1—2 классы

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. В этом году мы отмечаем 100-летие со дня рождения известнй детской писательницы, поэтессы – Агнии Львовны Барто.
Прошло уже 100 лет, а ее стихи знают и помнят все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь маленьким детям читают эти стихи родители. Вырастают дети, сами становятся мамами и папами и читают эти стихи своим детям. Потом и эти дети вырастают, и уже их дети будут слушать и повторять:

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок!

И жалеть зайку, сочувствовать Тане, которая уронила в речку мячик, улыбаться при встрече с Вовкой – доброй душой...
Мы сегодня проведем веселый урок с Агнией Барто. А сейчас закройте глаза. Мысленно перенесемся в 1906 год, на 100 лет назад...

Звучит фонограмма.

«Родилась я в Москве в 1906 году, здесь училась и выросла. Пожалуй, первое впечатление моего детства – высокий голос шарманки за окном. Я долго мечтала ходить по дворам и крутить ручку шарманки, чтобы изо всех окон выглядывали люди, привлеченные музыкой.
Мой отец был ветеринаром. Он очень любил произведения Крылова и часто читал мне, маленькой, наизусть его басни.
Помню, как отец показывал мне буквы, учил меня читать по книжке Льва Николаевича Толстого с крупным шрифтом.
Стихи я начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии».

Ученик 1. Отец Агнии Львовны Барто мечтал об артистической карьере дочери. Но балериной она не стала, хотя и закончила хореографическое училище. Ее к тому времени уже увлекла литература. Девушка принесла свои стихи в редакцию Госиздата, когда ей было 19 лет. Редактор, бегло взглянув на ее произведения, направил ее в отдел детской литературы. Так появился новый детский поэт – Агния Барто.

Ученик 2. Барто как-то сразу заметили, ее книги всегда находили своих читателей. Энергичная, яркая, стремительная, она успевала все: сочиняла стихи, делала переводы, писала пьесы, сценарии к фильмам. Так, например, кинофильм «Подкидыш» поставлен по ее сценарию. Она встречалась со своими читателями в школах, детских садах, интернатах, библиотеках. Ездила в зарубежные поездки, в том числе в 1937 году в Испанию, где уже шла война. Она была очень популярной, причем не только в нашей стране.

Ученик 3. Во время войны она много выступала по радио в Москве и в Свердловске, печатала военные стихи, статьи, очерки в газетах.
В 1942 году была на Западном фронте корреспондентом «Комсомольской правды». После войны Барто вернулась к веселым стихам, над которыми всегда с увлечением работала.

Учитель. Вот что сказал о творчестве Агнии Львовны Барто Сергей Михалков: «Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек – стихи Агнии Барто».
Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книжку-то в руках не умеющего держать: «Почитать тебе Барто?» – и он кивнет головой. Барто – это значит понятные для него, веселые, интересные стихи. Это значит, он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости и умеет весело обо всем рассказать и необидно пошутить.
Агния Барто хорошо знала детей, писала о детях и для детей.
Мастерство поэтессы без назидательности и нравоучения весело и остроумно высмеять недостатки ребят делает ее стихи действенными и доходчивыми.
Давайте вместе перелистаем ее произведения.
В каждом классе есть санитары. Есть санитары и у нас. Они всегда ходят парой и сами о себе расскажут.

Разыгрывается сценка «Мы с Тамарой».

– А еще в некоторых классах есть такие девочки, как Сонечка.

Разыгрывается сценка «Сонечка».

– Но у нас, по-моему, таких ябед нет... Или я ошибаюсь?

После уроков ребята часто перезваниваются. Телефон постоянно занят. Давайте послушаем, о чем они говорят, узнаем, почему телефон занят.

Разыгрывается сценка «Почему телефон занят?».

– А с вами так не бывает? Эти стихи написаны 50 с лишним лет назад. Оказывается, и сейчас есть ученики, которые не любят записывать домашнее задание...
А некоторые дети часто ходят в театр. Сегодня и мы с ними побываем в театре, на балете...

Звучит фонограмма «Лебединого озера». Разыгрывается сценка «В театре».

– Прошло уже много лет с тех пор, как Агния Барто написала эти стихи, а они не потеряли своей актуальности. И в наше время есть Сонечки-ябеды, грубиянки Любочки, лентяи Лешеньки, которые не хотят учить таблицу умножения. Очень тонко подметила поэтесса эти ребячьи недостатки и подсмеивается над ними, и мы смеемся, не замечая часто, что смеемся над собой...
А теперь проведем игру «Литературные фанты». Те из вас, кто правильно ответит на вопрос, получат фант. Набравшие наибольшее количество фантов в конце игры получают призы.
Итак, первый вопрос:

Песенка чудесная –
И радость в ней, и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.

Напойте эту песенку.

Дети. Тра-ля-ля, тра-ля-ля-ля-ля.

У. Давайте все вместе споем эту замечательную песенку.

Дети поют песенку «Любитель-рыболов» под аккомпанемент.

– Следующий вопрос:

«Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня...»

Д. Поступает в первый класс.

У. 

«Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с «тройкой» –
Раздаются три звонка».

Как называется стихотворение?

Д. «Звонки».

У. 

«Ничего не видит Дима:
Стул берет – садится мимо.
И кричит: – Я близорукий!
Мне к врачу необходимо!
Я хочу идти к врачу!»

Чего хочет Дима?

Д. – Я очки носить хочу!

У. 

«Уж лучше бы мой папа
Кричал, ногами топал,
Швырял бы вещи на пол,
Разбил тарелку об пол...»

Почему папа рассердился?

Д. Мальчик заработал «двойку» из-за трехзначных чисел.

У. 

«Я дежурной поручаю
Принести мне кружку чая.
И купите мне в буфете
Каждый, каждый по конфете».

Кто дает такие поручения?

Д. «Королева» Настя из третьего класса.

У. 

«Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог».

Что происходило в квартире?

Д. Лида училась скакать через веревочку.

У. 

«Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла».

Как называется стихотворение?

Д. «Помощница».

У. 

«До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался...
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней не знаком...»

Ради чего так старался Лешенька?

Д. Ради покупки снегиря.

У. 

«Бабка ахнула: поди-ка,
Ишь, какая благодать!
Только где моя клубника?
Что-то ягод не видать!»

Вспомните название стихотворения.

Д. «Было у бабушки сорок внучат».

У. 

«Охает вожатая:
– Единица в табеле!
Значит, мы внимание
К мальчику ослабили».

С кем все так нянчатся?

Д. С Лешенькой.

У. 

«Я лежу, болею,
Сам себя жалею.
Жду, когда в конце концов
Распахнутся двери
И ворвутся шесть мальцов,
Пять по крайней мере».

Кто пришел навестить больного мальчика?

Д. Пять девчонок.

У. 

«Сегодня в цирке полный сбор:
Китайский фокусник, жонглер
Участвует в программе –
Жонглирует шарами».

Чем и как жонглировал Сережа Петров?

Д. Разбил стакан и блюдце.

У. 

«Крик такой! Восторг такой!
Все, как именинники.
– Пусть пропишет ей покой
Доктор в поликлинике».

По какому поводу такая радость?

Д. Заболела учительница ботаники, и отменяется урок.

У. 

«Вам не нужна сорока?
Сорока без крыла?
Она у нас два срока –
Два месяца жила.
Ее нашли в июне...»

Как ее назвали?

Д. Ее назвали Дуней.

У. 

«Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат –
Обманули волка!
Дело было в январе –
Подумал он, что на горе...»

Что подумал волк?

Д. Украшенная елка.

У. 

«...Говорит она, толкаясь:
– Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
– Это детские места.
– Ну, садись... – вздыхает та».

Как зовут эту привередницу?

Д. Любочка.

У. 

«Алексей пришел из школы,
Он теперь придумал так:
– Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки».

Назовите стихотворение.

Д. «Копейкин».

У.

«Мы сказали ей в ответ:
– Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы,
Мы собаки и коровы!»

Во что играли дети?

Д. В стадо.

У. 

«Видят – девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свекла,
Платье все промокло».

О ком речь в этом стихотворении?

Д. О Гане, девочке-ревушке.

У. 

«Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю».

Какие игрушки собиралась подарить девочка?

Д. Деревянную посуду, зайца, медведя, паровоз.

У. 

«Окапывали вишни,
Сергей сказал: – Я – лишний.
Пять деревьев, пять ребят.
Я напрасно вышел в сад.
...
А как поспели вишни,
Бежит Сережа в сад...»

Что сказали ребята Сергею?

Д. – Hy нет, теперь ты лишний!

Подведение итогов литературной викторины. Награждение победителей.

У. А теперь – сюрприз. Я уже говорила, что по сценарию Агнии Барто был снят фильм. Кто запомнил его название?

Д. «Подкидыш».

У. Что означает это слово?

Дети отвечают.

– Для сегодняшнего занятия я приготовила этот замечательный фильм. Давайте его посмотрим.

Дети смотрят видеозапись фильма.