Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2006

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Светлана ПОЛУХИНА,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 5,
г. Радужный

Правила питания

Внеклассное занятие

Тема занятия: «Пищеварение. Как это происходит».

Цель. Закрепить знания детей об органах пищеварения и процессе пищеварения.

Оборудование. Плакат «Органы пищеварения»; карточки с названиями продуктов: хлеб, картофель, геркулес, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, шиповник, апельсин, конфеты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Познакомьтесь со статистическими данными, которые говорят о влиянии различных факторов на наше здоровье.

На доске:

  • образ жизни (50–55%)

  • состояние окружающей среды (20–25%)

  • наследственность (20%)

  • здравоохранение (10%)

– Что значит – вести правильный образ жизни?

Дети отвечают.

– Сегодня мы будем говорить об органах пищеварения.

Ученик 1.

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

У. Посмотрите на плакат «Органы пищеварения». Ответьте на вопросы, записанные на доске.

1) Какие органы относятся к пищеварительной системе?
2) Что происходит с пищей в ротовой полости?
3) Для чего нужна слюна?
4) Как желудок переваривает пищу?
5) Что всасывает толстая кишка?
6) Как вы думаете, для чего человеку нужно есть?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

– Предлагаю вам игру «Мы пошли в магазин». Для этого разделимся на три группы. Первая группа выбирает карточки с названиями продуктов растительного происхождения. Вторая группа – карточки с названиями продуктов животного происхождения. Третья группа находит среди карточек названия продуктов, которые мы редко употребляем в пищу.

Дети выполняют задание.

– Мы с вами говорим о пищеварении и о продуктах, необходимых нам для поддержания жизни и здоровья. Я начну сказку, связанную с темой нашего занятия, а вы продолжите.
В некотором царстве, в некотором государстве жила принцесса. Все было у принцессы: игрушки, драгоценности, слуги. Но однажды она сильно заболела...

Выслушиваются продолжения, придуманные детьми.

– А теперь – конкурс пословиц. Дополните пословицы, записанные на доске.

На доске:

  • Здоровье сгубишь – новое... (не купишь).

  • Было бы здоровье, и счастье... (найдется).

  • Здоров будешь – все... (добудешь).

В пустые клеточки вставьте пословицу из семи слов о правильном питании.

Когда я ем, я глух и нем.

– Почему во время еды от вас требуют молчания? Повторите правила употребления пищи.

Ученик 2.

Бульон горячий, как огонь,
Обжечь им можно рот!
Компот из холодильника
Холодный, словно лед!

Пускай остудится бульон,
Согреется компот,
И наша Олечка тогда
И то, и то попьет!

У. Можно ли в пищу употреблять очень горячие и очень холодные продукты? Почему? Как лучше поступать?

Дети отвечают.

Ученик 3.

Если зубик заболел,
То к врачу ходить не надо.
Постарайся взять у мамы
Пуд конфет и шоколада,
Кушай десять дней подряд!
Уже зубки не болят?
Почему? Конечно,
Выпали, сердечные...

У. Могут ли больные зубы влиять на работу органов пищеварения? Как? (Дети отвечают.)

– Что мы с вами повторили? Что нового о пищеварении вы узнали? Не забывайте о правилах питания, когда садитесь за стол.

Тема занятия: «Питание и эмоциональное состояние»

Цель. Совершенствовать знания о правильном питании; показать, какую взаимосвязь имеют питание и эмоциональное состояние человека.

Оборудование. Карточки с названиями: пепси-кола, шоколад, варенье, чипсы, жвачки, торты, ягоды, фрукты, овощи, творог, рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, сало, жирное мясо; таблички: витамины А, С, D.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В дверь стучит почтальон.

Почтальон. Я принес письмо от Карлсона.

Учитель. Давайте его прочитаем.

Дети читают текст:

«Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.

Ваш Карлсон».

– Что такое меню? Как вы понимаете выражение «здоровое меню»? А знает ли Карлсон, что входит в здоровое меню? Давайте в магазине выберем продукты для правильного питания. В корзину 1 сложим продукты, которые бывают часто на нашем столе. В корзину 2 – продукты, используемые очень редко.

Дети распределяют карточки с названиями продуктов на две группы.

– Какое влияние оказывает правильное питание на ваше эмоциональное состояние? Как вы себя чувствуете, если вы съели чрезвычайно много сладостей? Сказывается ли это на вашем настроении? Из-за чего ухудшилось здоровье у Карлсона?

Выслушиваются ответы детей.

– Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми?

Дети. Витамины.

У. Что вы знаете о витаминах?

Д. Витамин А – это витамин роста. Он помогает нам сохранить зрение. Его можно найти в молоке, моркови, зеленом луке.
– Витамин C борется с болезнями. Он есть в чесноке, капусте, луке и многих других овощах, фруктах.
– Витамин D укрепляет кости, сохраняет зубы. Он есть в твороге, молоке, рыбе. Витамин D мы получаем, загорая на солнце.

У. Послушайте стихотворение «Спор овощей».

Дети инсценируют стихотворение «Овощи».

Автор. Вот овощи спор завели.

Выходят дети в костюмах овощей.

Перец.

Кто из вас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Горох.

Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу!

Свекла.

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету.

Капуста.

Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!

Редиска.

Я румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Огурец.

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Вам понравится, конечно!

Морковь.

Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины!
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.

Помидор.

Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный,
Уж конечно, сок томатный.

Лук.

Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг –
Я простой зеленый лук!

Картошка.

Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна –
И большим, и малым!

Баклажан.

Баклажанная икра
Так полезна, так вкусна!

Автор. Спор давно кончать пора!

Овощи. Спорить бесполезно.

Раздается стук в дверь.

Овощи. Кто-то стучится.

Входит ученик в костюме доктора.

Репа.

Кто из нас, из овощей,
Всех важней и всех вкусней?
Кто от всех болезней
Будет всем полезней?

У. О чем говорится в стихотворении?

Д. Об овощах.

У. Как бы вы ответили на вопрос, заданный овощами?

Дети отвечают.

– А теперь послушайте, как на этот вопрос ответил доктор.

Доктор.

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

– Какие продукты питания должны присутствовать в меню часто? Какие – редко? Влияет ли неправильное питание на ваше настроение? Сколько раз в день нужно есть?

Запомните золотые правила питания:

  • Главное – не переедай.

  • Ешь в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу.

  • Тщательно пережевывай пищу, не спеши глотать.

  • Перед приемом пищи сделай 5–6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив тех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.