Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Надежда СУРКОВА,
учитель школы № 109,
г. Москва

История фамилии

Тема. «Суффиксальное образование слов».

Цели. Повторить морфемный состав; учить образовывать слова с помощью суффиксов; повторить правописание собственных имен существительных.

Оборудование. Тексты статьи для учащихся; портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

На доске:

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!

Учитель. О чем же может рассказать фамилия? Сегодня мы попытаемся в этом разобраться.

III. Чтение статьи

Дети читают текст статьи.

Может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у тебя только улыбку. А как же тогда различать людей? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.
Славянские имена – самые старые из тех, что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос ты сам сможешь ответить.
Согласен ли ты, что: Святослав – «святая слава», Ярослав – «яркая слава», Владимир – «владеющий миром», Людмила – «людям милая»?
Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами – назвали его Чернышом. Белокурую девочку – Белянкой. Часто имя было связано с ростом и внешностью человека, его характером. Так появились Мал, Толстой, Ушак, Головач, Лобан, Глазко, Крик, Бессон, Молчан. Родился первый ребенок в семье – назвали Первулей, третьего – Третьяком, а шестого – Шестаком.
Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Корова, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.
После принятия христианства на Руси детям стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре. Большинство современных имен – из этого перечня.
А знаешь ли ты, что обозначают имена Петр, Виктор, Александр, Наталья, Лариса, Екатерина? Оказывается, это «камень», «победитель», «защитник людей», «природная», «чайка», «чистая».
Кроме имен, у людей есть фамилии. На Руси они появились в ХV–ХVI веках. Вначале – у бояр и дворян, позднее – у горожан. Большинство фамилий возникли от имен и прозвищ: Владимиров, Толстой, Молчанов, Третьяков, Волков, Александров. По некоторым фамилиям можно судить о занятиях предков: Кузнецов, Рыбаков, Кожевников, Шапошников.

IV. Работа над суффиксальным образованием слов

У. Всегда ли у людей были фамилии?

Дети. Нет. Сначала были прозвища, затем появились имена и только потом фамилии.

У. Найдите в тексте абзац о фамилиях и письменно ответьте на вопросы.

На доске:

1. Когда появились фамилии?
2. У кого фамилии появились вначале?
3. У кого они появились потом?

– А сейчас попробуем образовать фамилии от имен:

Иван – Иванов, Игнат – Игнатов, Надежда – Надеждин, Василий – Васильев.

– С помощью какой морфемы образовались эти фамилии?

Д. С помощью суффикса.

У. Какие это суффиксы?

Д. -ов-, -ин-, -ев-.

У. Теперь с помощью этих суффиксов образуйте другие фамилии.

Д. Кузнецов, Стрельцов, Плотников, Столяров, Гончаров.

У. Но не всегда легко можно понять происхождение фамилии. Вот пример:

  • Булгаков – булгак (беспокойный),

  • Бунин – буня (высокомерный),

  • Ряхин – ряха (аккуратный).

Интересно происхождение фамилии Чапаев. Дед Василия Ивановича Чапаева был старшим на лесоповале и часто прикрикивал: «Чепай!» Это означает – «зацепляй багром бревно». Так он получил прозвище Чепай, или Чапай, а потомки его стали Чапаевыми.

Интересно, а вы сможете распознать происхождение фамилий? Вы будете работать в группах.

Выводы записывайте в тетрадь. В фамилиях выделите суффиксы.

  • Группа 1 – Мышкин, Усатов.

  • Группа 2 – Мельников, Рыбаков.

  • Группа 3 – Соколов, Хлебников.

  • Группа 4 – Москвин, Носов.

  • Группа 5 – Куприянов, Садовников.

  • Группа 6 – Быстров, Петров.

Выслушиваются результаты обсуждений в группах.

У. У слова фамилия есть другое значение. Это латинское слово означает домочадцы, семья. Но семья – это не только те, кто живет с вами сейчас, но и все ваши прабабушки и прадедушки. Конечно, интересно, когда твоя фамилия известная. Но когда она становится известной?

Д. Когда человек сделает что-то полезное для людей, для Родины.

У. Давайте вспомним таких людей.

На доске – портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского.

– Как эти люди прославили свою фамилию?

Д. Ломоносов сделал много научных открытий.
– Пушкин написал много стихов.
– Чайковский писал красивую музыку.

У. Нам надо стараться так жить, чтобы нашим потомкам не было стыдно за свою фамилию. Ведь в старину, прежде чем начать общаться с человеком, узнавали его родословную. Иван Грозный перед встречей со шведским королем послал ему такое письмо: «Пишешь ты нам, что твой отец – венчаный король, а мать твоя – венчаная королева; но хоть отец твой и мать венчаны, но предки-то их на престоле не бывали. А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав, и как деда твоего звали, и где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, и из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим».
Запишем в тетрадь, что вы узнали о фамилии и как к ней надо относиться.

Фамилия – это вся твоя семья. Она объединяет несколько поколений. К своей семье надо относиться бережно и стараться не пятнать ее плохими поступками.

V. Итог урока

У. Итак, давайте прочитаем все, что записано сегодня в тетради.

Примерный текст:

На Руси фамилии появляются в ХV–ХVI веках. Вначале у бояр и дворян, позднее – у горожан. Позже всех фамилии появились у крестьян. Большинство фамилий возникли от имен и прозвищ. По некоторым можно было судить о занятиях предков.
Фамилия Соловьев произошла от названия птицы соловей. А человек по фамилии Рязанов жил в городе Рязань.
Фамилия – это вся твоя семья. Она объединяет несколько поколений. К своей фамилии надо относиться бережно и постараться не запятнать ее плохими поступками.

– Можно ли назвать это текстом? Почему?

Дети отвечают.

– Как его можно озаглавить?

Д. О фамилиях.