Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2006

МАСТЕРСКИЕ

Михаил САПОЖНИКОВ,
Татьяна САПОЖНИКОВА,
г. Москва

Сочиняем сказку

«Жили-были...», «Давным-давно...», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве...» – слова, с детства знакомые каждому. Они как расписные ворота, которые раскрываются и приглашают войти в таинственный, волшебный, удивительный мир сказок. Мир, где невозможное возможно, где из кувшина вылетает джинн, а пронзенный мечом герой оживает, стоит лишь окропить его живой водой.

Слушать сказки любят все дети, но не менее интересно бывает их сочинять, представляя себя на месте сказочного героя. Особенно интересны волшебные сказки. Предлагаемый ниже материал по книге В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» исследует источники возникновения волшебной сказки. Маленьким детям пока не интересны и не нужны серьезные исследования, но составные части сказки, одинаковые для разных сюжетов, помогут любому ребенку придумать свою неповторимую историю.

В начальной школе дети еще не умеют складно рассказывать и, тем более, писать сочинения. Придумать и рассказать сказку помогут наглядные пособия, иллюстрирующие различные этапы сказочного сюжета. Глядя на рисунки, дети лучше запомнят все этапы сказки. Рисунки можно располагать в любой последовательности, заменять один рисунок другим, в зависимости от этого будет меняться сюжет сказки.
Рисунки можно вывешивать на доску небольшими порциями, этап за этапом, или распределять по вариантам.

Придумывая сказку, ребенок превращается в писателя-сказочника, а на уроках изобразительного искусства – в художника, занимающегося книжной графикой. В 3-м классе, в I четверти, изучая на уроках изобразительного искусства тему «Искусство в твоем доме», дети конструируют книжки-игрушки, оформляют обложку книги, выполняют иллюстрации и украшают буквицы. Результатом уроков чтения и изобразительного искусства может стать выставка детских книг-сказок.

1. Отлучка

С первых слов сказка вводит читателя или слушателя в какую-нибудь семью. События начинаются с того, что кто-нибудь из старших на время отлучается из дома.

2. Запреты

Отлучку старшие сопровождают запретами, – как правило, это запрет покидать дом.

3. Беда

Запреты нарушаются, и это влечет за собой страшное несчастье.
Героев могут похитить: змей, птицы, вихри, Кощей или Баба Яга и т.д. События сказки начинают развиваться.

4. Снаряжение героя в путь

Герой узнает о беде и отправляется в путь. Герой может ехать верхом, идти пешком или передвигаться еще каким-либо способом.

5. Получение волшебного средства. Даритель

Чтобы герой мог справиться с бедой, в его руки попадает какое-нибудь волшебное средство. В сказке появляется новый персонаж – даритель.

6. Благодарные животные

Дарителями могут быть животные. Они предоставляют себя в распоряжение героя и действуют как его помощники.

7. Лес

Идя «куда глаза глядят», герой попадает в волшебный лес, в котором видит избушку на курьих ножках или встречается с новым персонажем сказки.

8. Превращенный герой

В лесу герой может получить способность превращаться в кого-то или во что-то.

9. Трудные задачи

Мотив «трудных задач» – один из самых распространенных в сказке. Герой их выполняет, потому что у него есть волшебный помощник. Задачи может задавать царь, царевна, учитель-колдун, водяной и т.д. От героя могут потребовать достать из тридесятого царства диковинки, или построить за одну ночь дворец, мост, или насадить чудесный сад.

10. Бегство

Бегство и погоня могут следовать после каждого этапа сказки. Герой может спасаться от Бабы Яги, бросая позади себя: гребешок, полотенце или камень; спасаться на деревьях, перепрыгивая с одного на другое; превращаться в животных или предметы; прятаться у яблони или в печке.

11. Ложный герой

В сказке может появиться персонаж, который до поры до времени где-нибудь прячется, а потом приписывает себе победу. В конце сказки ложного героя разоблачают и наказывают.

12. Возвращение домой

Возвратясь домой, герой может настолько измениться, что его не узнают.

13. Воцарение героя

Герой может жениться на царевне и остаться царствовать в ее стране, или, добыв царевну, вернуться домой и принять престол от своего отца, или получить полцарства и царствовать вместе со старым царем.