Алла БЫЧИНСКАЯ,
учитель школы № 40,
г. Старый Оскол
Путешествие в страну родственных слов
Урок-игра по русскому языку
3-й класс
Тема. «Закрепление ранее
изученного материала по теме “Состав слова”».
Цели. Совершенствовать знания об
однокоренных словах и значимых частях слова;
развивать устную и письменную речь учеников;
прививать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование. Наборные полотна,
карточки для разбора слов по составу, с
суффиксами, частями слов (поездка, прогулка),
цветок – ромашка с лепестками; звукозапись
произведения П.И. Чайковского «Октябрь»;
иллюстрации волшебного дерева, осеннего леса,
корзинка грибов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня у нас необычный
урок русского языка: урок-игра «Путешествие в
страну родственных слов». Мы с вами будем
выделять группы родственных слов и образовывать
из них новые слова.
III. Повторение ранее изученного материала
У. Сейчас мы с вами отправимся в
удивительный сад.
На доске закрепляется иллюстрация
дерева с корнем -сад-.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод,
К ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
– Какие слова выросли из корня -сад-?
Дети называют слова, а учитель
прикрепляет их к веточкам дерева.
Д. Рассада, садовод, садовник,
посадили, посадки.
У. Как называются эти слова?
Д. Родственные или однокоренные.
У. Почему?
Д. У этих слов один корень, и они
сходны по смыслу.
У. На нашем волшебном дереве
найдите «лишнее» слово.
Д. Посадили, потому что все
слова – существительные, а это глагол.
У. На наборном полотне разберите
по составу существительные рассада, посадки
и объясните, какая часть слова образовала новое
слово и какая орфограмма находится в этой части
слова.
Дети работают на индивидуальных
наборных полотнах: показывают схему-состав слов
(рассада, посадки, садовод, садовник) при
помощи карточек:
– окончание (квадрат синего цвета);
– корень (овал красного цвета);
– приставка (прямоугольник желтого цвета);
– суффикс (треугольник зеленого цвета).
Ученик 1. Слово рассада
образовано при помощи приставки рас-, которую
пишем с безударной гласной а.
В тетради дети записывают соединение
букв рас, которое показывает учитель на
карточке.
Ученик 2. Слово посадки
образовано при помощи приставки по-, которая
пишется с безударной гласной о.
В тетради дети записывают соединение
букв по, которое учитель показывает на
карточке.
У. Какая орфограмма находится в
корне слова посадки?
Д. Парная звонкая согласная д.
Проверим словом посадил.
В тетради дети записывают соединение
дк.
Ученик 3. Слово садовод состоит
из двух корней, а безударная гласная о соединила
эти корни.
Дети записывают в тетради соединение
ов.
Ученик 4. Слово садовник образовано
при помощи суффиксов -ов- и -ник. В
суффиксе -ник- безударная гласная и.
Дети записывают в тетради соединение
ник.
У. Как пишутся корни в
родственных словах?
Д. Корни пишутся одинаково.
У. Какая безударная гласная во
всех этих словах?
Д. Безударная гласная а.
IV. Физкультминутка
V. Повторение ранее изученного
материала (продолжение)
1. Игра «Волшебное дерево»
У. Какие волшебные веточки могут
вырасти на дереве с корнем -цвет-?
Д. Цветной, цветок, зацвел.
Дети записывают слова в тетради.
У. Как называются эти слова?
Д. Родственными или
однокоренными.
У. Почему?
Д. У них один корень, и они
связаны по смыслу.
У. Какие цветы вы знаете?
Дети отвечают.
– Отгадайте, что это за цветок.
Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Д. Ромашка.
Учитель показывает рисунок ромашки.
Подготовленный ученик рассказывает о
лекарственной ромашке.
У. А сейчас каждый из вас
превратится в садовода и вырастит свою ромашку.
Это будет необычная ромашка – ее лепестки будут
состоять из родственных слов.
У доски работает один ученик, который
составляет ромашку из родственников слова осина.
На доске:
Лепестки: осинка, оса,
осиновый, ослиный, осинник, подосиновик |
Ученик составляет ромашку.
Класс работает по вариантам. У
каждого ученика на парте – лепестки ромашки.
Вариант 1 – составляет ромашку
к слову вода: водяной, водичка, водица,
водить, провод, подводник.
Вариант 2 – составляет ромашку
к слову гора из слов горе, горка, гористый,
горняк, горный.
У. Какие лепестки оказались
лишними? Почему?
Д. В первом варианте это слова водить,
провод, так как они не связаны по смыслу с
остальными.
– Во втором варианте это слово горе.
У. А теперь – следующее задание.
Части слова рассыпались, нужно снова собрать из
них слово.
У каждого ученика на парте –
карточки с частями слова.
Вариант 1
-а-, -к-, -по-, -езд- |
Вариант 2
-к-, -гул-, -а-, -про- |
Из рассыпанных частей
ученики составляют слова поездка и прогулка,
разбирают их по составу.
– А сейчас мы с вами отправимся на
прогулку в осенний лес.
Учитель закрепляет на доске
иллюстрацию с изображением осеннего леса.
– Что произошло в лесу с приходом
осени?
Составьте и запишите несколько предложений про
осенний лес.
Примерный текст
Осенний лес стоит в золотом уборе.
Разноцветный ковер лежит на земле. |
– А какие деревья не
изменили окраску с приходом осени?
Д. Ели и сосны.
У. Послушайте сказку про
любопытную елочку, найдите и выпишите все
родственные слова.
Учитель рассказывает сказку под
музыку П.И. Чайковского, написанную к одному из
осенних месяцев из альбома «Времена года»:
В густом зеленом ельнике жила
маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была
очень любопытная и часто задавала взрослым
вопросы.
– Почему, – спрашивала Елочка у мамы Елки, – на
твоих ветках растут шишки, а на моих – нет?
– Не огорчайся, – отвечала мама. – Подрастешь, и
на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.
– Почему, – спрашивала Елочка у бабушки – Старой
Ели, – к тебе часто в гости прибегают рыжие белки,
прилетают дятлы, клесты?
– И к тебе будут прилетать в гости птицы,
прибегать белки, – успокаивала Елочку бабушка.
У. Почему же к бабушке Ели
прилетают дятлы, клесты?
Д. В шишках – еловые семена. Для
белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.
У. Какие родственные слова вы
выписали?
Д. Елочка, елка, ель, ельник,
еловые.
У. Разберите по составу эти
слова. Какие части слова образовали новые слова?
Д. Все слова образованы при помощи
суффикса.
На доске:
елочка, елка, ельник, еловые |
VI. Физкультминутка
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево.)
Руки подняли и покачали,
Словно деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
VII. Словарно-орфографическая работа
У. Птицы – обитатели леса, а кто
еще живет в лесу?
Д. Дикие животные.
Учитель показывает иллюстрации с
изображениями животных, названия которых дети
записывают в столбик, объясняя орфограммы:
собака
заяц
корова
лисица
|
У. Назовите диких
животных.
Д. Заяц, лисица.
У. Назовите домашних животных.
Д. Собака, корова.
У. Назовите их детенышей.
Д. Собака – щенок, заяц –
зайчонок, корова – теленок, лисица – лисенок.
У. Будут ли родственными слова в
этих парах?
Д. Только лисица – лисенок, заяц
– зайчонок. А остальные пары слов не являются
родственными, потому что у них разные корни.
У. Какая часть слова помогла
образовать новые слова?
Д. Суффиксы -онок- и
суффикс -ёнок-.
У. Обратите внимание на
написание этих суффиксов. Они пишутся всегда
одинаково.
Учитель закрепляет на доске табличку
с этими суффиксами.
– Запишите названия этих животных,
выделите суффикс.
Дети записывают названия детенышей
во второй столбик.
– Запишите предложение. Вставьте
пропущенные буквы. Подумайте: есть ли в
предложении родственные слова?
На доске:
Егор в густом л_су
Встретил рыжую л_су. |
Дети объясняют орфограммы и
доказывают, что родственных слов в этом
предложении нет.
– Что это?
Пока дети – каждый в берете.
Повзрослели – шляпы надели.
Д. Грибы.
Дети записывают это слово, объясняют
орфограмму.
У. Как называют людей, которые
собирают грибы?
Д. Грибники.
У. Какая часть слова помогла
образовать новое слово?
Д. Суффикс -ник-.
Дети записывают новое слово,
выделяют суффикс.
У. Какие еще родственные слова
можно образовать?
Д. Грибной, грибница, грибок.
У. А сейчас мы заглянем в
корзинку грибника. Что же мы там найдем?
Учитель показывает корзинку. Дети
узнают загаданные грибы, достают их изображения.
Слова записывают в тетрадь и разбирают по
составу.
1. Серенькие шапки,
Рябенькие ножки,
Под березою растут.
Как их зовут?
(Подберезовик)
2. В сухое лето, когда в березняке или
в хвойном лесу ни одного гриба не встретишь, в
сырых лесах всегда найдешь этот красноголовый
гриб. (Подосиновик)
3. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной подкладкой.
(Боровик)
У. Какое слово по составу
отличается от других?
Д. Боровик, потому что в этом
слове нет приставки – есть только два
суффикса -ов-, -ик-, а в словах подосиновик
и подберезовик есть еще приставка под-.
VIII. Итог урока
У. Что мы сегодня на уроке
повторяли?
Д. Однокоренные слова.
У. Как они образуются?
Д. Суффикс и приставка служат для
образования новых слов.
|