Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила МИХАЙЛОВА,
учитель гимназии № 17,
г. Белорецк

Области и границы

Программа Л.Г. Петерсон

математика & информационные технологии & 1 класс

Тема. «Области и границы».

Цели. Познакомить детей с понятиями «области» и «границы»; закрепить названия компонентов сложения, навыки счета в пределах 6; учить устанавливать взаимосвязь между частью и целым, сравнивать числа с помощью составления пар.

Оборудование. ПК, учебник «Математика, 1 класс» (ч. 1) (авт. Л.Г. Петерсон); карта Башкортостана; цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня в начале нашего урока мы совершим виртуальное путешествие по нашей республике, во время которого повторим состав числа 6, вспомним приемы сложения и вычитания в пределах 6, получим новые знания о нашей республике.

III. Вводная беседа

У. Как называется наша республика?

Дети. Башкортостан.

На экране монитора появляется карта республики.

У. Какой город является столицей Башкортостана?

Д. Город Уфа.

У. В каком городе живем мы с вами?

Д. Мы живем в городе Белорецке.

На карте загорается знак – Белорецк.

IV. Математический диктант

У. Рядом с Белорецком находятся две самые большие горы. Одна из них – Яман-тау, в переводе – «узкая гора». Так ее назвали потому, что издалека она видится людям черной и страшной. Это самая высокая точка Уральских гор, ее высота 1638 м.
Вторая гора – Иремель. Ее высота 1582 м. Из-под этой горы начинает свой путь река Белая. Чтобы преодолеть эти горы, мы с вами выполним математический диктант. Так как горы две, то и выполнять работу пойдут два ученика – один к компьютеру, другой к доске.

  • Из какого числа надо вычесть 4, чтобы получить 2? (6)

  • 6 – это 3 и сколько еще? (3)

  • Первое слагаемое 1, второе слагаемое 3. Найдите сумму. (4)

  • Найдите разность чисел 5 и 3. (2)

  • Я задумала число, вычла из него 4 и получила 1. Какое число я задумала? (5)

  • Найдите сумму чисел 5 и 1. (6)

  • Уменьшаемое 4, вычитаемое 2. Найдите разность. (2)

  • Найдите сумму чисел 3 и 1. (4)

Выполнение работы проверяется.

V. Установление закономерности. Положение числа 6 в натуральном ряду чисел

У. Горы мы преодолели, и теперь, чтобы продолжить свой путь, нам нужно установить закономерности в предложенных трех рядах чисел и поставить вместо знака вопроса число.

На доске:

1      3      2

1      4      1

2      2      ?

Д. Сумма цифр в каждой строке равна 6. Поэтому вместо знака ? надо поставить число 2.

У. Что вы можете сказать о числе 6?

Д. Стоит на шестом месте в натуральном ряду чисел. Соседи числа 6 – 5 и 7; 6 больше 5 на 1 и меньше 7 на 1; 6 – это 3 и 3, 4 и 2, 1 и 5.

У. Число 6 знаменательно и для нашей республики: в ней много рек, но среди них есть шесть самых больших. Река Агидель берет свое начало в Белорецком районе, ее длина 1420 км, а название ее переводится с башкирского языка как Белая. Река Каридель – Черная. Эти две реки соединяются возле города Уфа, и видно, что вода первой – светлая, а второй – более темная. Остальные четыре реки – Ай, Инзер, Сакмара, Юрюзань.

По ходу рассказа на карте появляются названные реки.

VI. Выбор нужного знака действия

У. Чтобы продолжить наше путешествие по республике, нам необходимо выполнить следующее задание: вместо звездочек поставить знаки «+» или «–» так, чтобы получились верные равенства.

На доске:

6 * 1 = 5
3 * 3 = 6
3 * 2 = 5

Один ученик работает за монитором, остальные пишут в тетради.

– Какое равенство вы считаете «лишним»? Объясните свой ответ.

Д. «Лишним» может быть равенство 6 – 1 = 5, так как в нем действие вычитания, а в остальных – сложение.
– Лишнее равенство 3 + 3 = 6, так как слагаемые одинаковые.
– Лишнее равенство 3 + 2= 5, так как сумма равна 5, а в остальных – 6.

У. Сколько всего равенств?

Д. Три.

У. Число 3 тоже не случайно для нашей республики: в ней недавно появились три новых города – это Янаул, Агидель, Межгорье.

На карте появляются названные города.

– Город Межгорье находится недалеко от Белорецка, и раньше его называли Татлы.

VII. Физкультминутка

У. Решив предыдущие задания, мы оказались в родном городе. И сейчас пришло время немного отдохнуть.

Дети повторяют движения за учителем.

VIII. Работа над новым материалом

У. Ребята, как можно назвать это изображение?

Учитель показывает на карту республики.

Д. Карта.

У. Вернемся в наш город Белорецк и продолжим работу с картой. А что такое карта?

Д. Уменьшенное изображение на бумаге города, страны, поверхности Земли.

Если дети затрудняются ответить, им помогает учитель.

У. А есть ли еще какое-нибудь значение у слова «карта»?

Д. Бывает игральная карта.

У. Как называются слова, которые имеют несколько значений?

Д. Многозначные.

У. Верно. Слово «карта» – многозначное, но сегодня оно интересует нас в своем первом значении.

Перед вами карта Башкортостана. Как можно назвать линию вокруг республики?

Д. Замкнутая линия или граница.

У. Кто знает, что такое граница?

Дети отвечают.

– Это линия раздела между территориями, рубеж. Территория внутри границы называется областью.

Дети повторяют определения.

IХ. Работа по учебнику

У. Откройте учебники на с. 60, найдите задание 2. Обозначьте границу зеленым цветом, закрасьте область желтым цветом. Назовите местоположение каждой точки.

Д. Б и Д – вне области, снаружи. М и К – на границе области. А и В – внутри области.

Эту же работу один из учащихся выполняет за компьютером.

У. А теперь работаем с заданием 3. Отметьте точку А на границе области, точку У – за границей области, точки О и С –внутри области.

Эту же работу один из учащихся выполняет за компьютером.

– Можно ли из точки О провести линию в точку С, не выходя за линию области? Докажите.
Можно ли провести линию из точки О в точку А, не выходя за границу области? Докажите.
Можно ли провести линию из точки О в точку У, не выходя за границу? Докажите.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

– Прочитайте задание 4. Что нужно сделать?

Д. Раскрасить области и обвести границы.

У. Каким цветом обведем границы?

Д. Красным.

У. Что такое граница?

Д. Замкнутая линия.

У. Возьмите красный карандаш, обведите границы данных областей. Каким цветом раскрасим области?

Д. Синим.

У. Что такое область?

Д. Территория внутри границы.

У. Возьмите синий карандаш и закрасьте все области.

Эту же работу один из учащихся выполняет за компьютером.

Х. Физкультминутка

Дети проводят физкультминутку для глаз.

ХI. Составление равенств

У. Какие фигуры изображены на экране?

Д. Цилиндры.

У. Какие это фигуры: плоские или объемные?

Д. Это объемные фигуры.

У. Посмотрите на равенства и скажите: по какому признаку их разделили на группы?

Д. По размеру.

У. Что обозначает буква Б?

Д. Большие фигуры.

У. Что обозначает буква М?

Д. Маленькие фигуры.

У. Что обозначает буква Ф?

Д. Все фигуры.

У. Допишем буквенные равенства.

Один ученик – у компьютера.

Б + М = Ц             М + Б = Ц
Ц – Б = М             Ц – М = Б

– Какие правила применим?

Д. Переместительное свойство и правило нахождения неизвестного слагаемого.

У. Что является частями?

Д. Б и М.

У. Что является целым?

Д. Ф.

У. Замените буквенные равенства числовыми.

Один ученик работает у компьютера, другие – на местах.

2 + 4 = 6             4 + 2 = 6
6 – 2 = 4             6 – 4 = 2

– А есть ли еще способ разделения этих фигур на группы, но так, чтобы числовые равенства были другими?

Д. Да, по цвету.

У. Запишите самостоятельно эти равенства.

1 + 5 = 6             5 + 1 = 6
6 – 1 = 5             6 – 5 = 1

ХII. Закрепление пройденного материала

У. Прочитайте пример и запишите его в тетрадь.

6 – 5 + 4 – 3 – 1 + 3 = (4)

Кто может, решайте самостоятельно, а Саша идет к доске и комментирует свое решение вслух. Кто согласен с решением Саши? Закройте тетради, отложите их в сторону.

Дети выполняют задания 5 и 6 на с. 61.

ХIII. Итог урока

У. С какими понятиями вы познакомились на уроке?

Д. Область и граница.

У. Что такое граница?

Д. Замкнутая линия.

У. Что такое область?

Д. Территория внутри границы.

У. Как называются числа при сложении?
Как найти неизвестное слагаемое?
Что интересного вы запомнили о нашей республике?

Дети отвечают.