Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2006

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Жанна ГЛОЗМАН,
профессор МГУ, научный руководитель научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии www.detki-psy.ru

Расскажи мне сказку...

Глозман Жанна Марковна – доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии и Психолого-педагогического центра «Норма +». Е-mail: glozman@mail.ru

Рассказываете ли вы своему ребенку сказки?

«Да, конечно, – обычно отвечают на этот вопрос родители, – у нас много книжек со сказками, но меня удивляет, что сын все время просит читать ему одну и ту же сказку».

Мы же ее уже три раза читали, давай я тебе другую почитаю, вот эту, например, очень интересная...
– Нет, мамочка, я хочу ту, мою любимую.

«Это, наверное, ненормально, доктор?»

– Абсолютно нормально. Почему дети любят сказки? Особенностью всех сказок является повторяемость («избыточность») сюжетов и лексики: «В первую ночь первый сын пошел охранять поле, сел под большое дерево и уснул. Во вторую ночь второй сын пошел охранять поле, сел под большое дерево и уснул. В третью ночь третий сын пошел охранять поле, сел под большое дерево...» – и т.д.

Маленькому ребенку, у которого только формируются объем восприятия и запоминания, словарный запас, присущая сказкам избыточность помогает воспринять и запомнить все линии сюжета героев и поэтому получить удовольствие от сказки. Именно этим объясняется желание многократно слушать понравившуюся сказку.

Но я спрашивала про другое: рассказываете ли вы ребенку сказки? Меня как психолога очень волнует, что из жизни большинства современных семей исчезла традиция рассказывать ребенку сказку на ночь, и мы об этом узнаем, только читая детские воспоминания Толстого или Гарина-Михайловского. Сейчас, в лучшем случае, родители читают ребенку на ночь отрывок из книжки.

– Какая разница? – спросите вы.

Попробую объяснить на собственном опыте многолетнего рассказывания «ночных сказок» сначала своему сыну, а потом внуку. (Кстати, когда я начала рассказывать первую сказку внуку, он очень удивился: «Ты сама, без книжки, будешь рассказывать?!»)

Во-первых, герои рассказанных сказок – хорошо знакомые и любимые игрушки вашего ребенка и домашние животные. Они разговаривают друг с другом, у каждого есть имя и привычные роли: добрый мишка Тэдди, глупенький слоненок Тоби, хвастливая обезьянка Чита и т.д. Игрушки рассказывают о том, что с ними приключилось в последнее время, и в эти рассказы тонко вплетаются переживания и впечатления самого ребенка. Это позволяет ребенку безопасно эмоционально отреагировать на волнующие его негативные события дня (а не вспоминать их и вскрикивать во сне) или закрепить в памяти детали ярких пережитых впечатлений.

Например: Мишенька был в театре, а вечером маленький зайчонок рассказывает медвежонку, как он спрятался в кармане у Мишеньки и видел все представление. А другие игрушки задают вопросы, и тем самым актуализируются все компоненты спектакля. Самые важные и трудные моменты повторяются и разъясняются глупенькому маленькому слоненку, который никак не может понять.

Или: Танечка пришла из школы в слезах – она поссорилась с лучшей подругой. Та захотела сидеть на уроке физкультуры рядом с другой девочкой, а не с Таней. Родители, которые сказали девочке: «Как не стыдно большой девочке плакать из-за такой чепухи! Поссорились – помиритесь», – только обидели дочку непониманием глубины ее переживаний.

А вечером игрушки обсуждали ссору двух зверюшек по сходному (но не тождественному!) поводу и вместе обдумывали, как иногда легко случайно обидеть другого. Но тогда достаточно с ним просто спокойно, без обид поговорить, чтобы он понял твои переживания и объяснил, почему он так поступил. Может, была важная причина или он просто не понял, что ты можешь обидеться? А если он все равно не понял?» – спрашивает глупенький слоненок Тоби. «А зачем тебе такой глупенький друг? Давай лучше я буду твоим другом», – говорит мишка Тэдди.

Таким образом, сказка становится не только средством развития памяти и воображения, не только помогает преодолеть эмоциональное напряжение, успокоить ребенка, но и развивает его коммуникативные способности, навыки преодоления конфликтов.

Ночная сказка, кроме того, эффективно помогает родителям справиться с типичным для всех детей нежеланием идти спать. Ожидание интересной сказки перевешивает чувство обиды и несправедливости: «У них там так интересно, а я должен идти в кровать!»

Ночная сказка иногда (очень редко) может быть использована в качестве средства поощрения или аккуратно сформулированного (!) наказания: «Ты сегодня был(а) такой молодец, что я тебе расскажу две сказки» – или: «Ты сегодня так меня огорчил(а), что я забыла сказку, которую хотела тебе рассказать». Однако сказка не должна становиться предметом спекуляции («Не сделаешь это – не будет сказки»), иначе ее эффект постепенно сводится к нулю.

Малыш, слушающий сказку, обычно не остается безучастным: активно комментирует события, задает вопросы, часто определяет героя сказки – «сегодня про олененка». Такое сотворчество ребенка необходимо только приветствовать и поддерживать.

Ночные сказки часто превращаются в настоящие сериалы, что еще более усиливает их эффект.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Матрасландия". Здесь есть все, чтобы сделать Ваш сон спокойным и крепким, здоровым и комфортным: пружинные и беспружинные матрасы от 80 x 190 до 200 х 200, наматрасники, деревянные кровати и основания, подушки и постельное белье. Помимо изображения, к каждой товарной позиции в каталоге дано подробное описание, поэтому делать выбор на сайте matraslandia.com довольно просто. Если же Вы все-таки сомневаетесь, и Вам требуется дополнительная информация, менеджеры интернет-магазина с удовольствием ответят на все Ваши вопросы и помогут подобрать именно тот товар, который по своим характеристикам и функционалу наилучшим образом соответствует Вашим запросам и пожеланиям.

Приведу один пример.

Однажды мой внук, обычно спокойный и веселый, проснулся ночью в слезах. В этот день он потерял любимую игрушку – маленького пушистого тюленя Фоку. Ребенку приснилось, что кто-то нашел Фоку, выдернул из него все нитки, и Фока развалился на кусочки. Я тут же рассказала сказку о том, как Фока отправился в плавание искать других тюленей, и потом целую неделю продолжалась ночная сказка о веселой жизни Фоки в семье его новых друзей. А на новый год под елкой лежало письмо от Фоки с портретом маленького очаровательного тюлененка, которого, как было написано в письме, назвали именем внука, чтобы выразить любовь к нему.

– И ваш внук поверил? – слышу я скептический вопрос родителя.

– Конечно, нет – современные дети довольно рано перестают верить в Деда Мороза и других сказочных героев, но это не означает, что пропадает интерес поиграть в эту воображаемую ситуацию, и тем более с любимым взрослым.

Наличие игровой ситуации в ночной сказке обеспечивает ее эффективность, так как игра всегда активно стимулирует развитие личности и психических функций ребенка. Вместе с тем ночная сказка – специфический вид игры, который призван настроить ребенка на спокойный сон и поэтому должен отвечать ряду требований:

  • ночная сказка должна быть короткой – не более 5–10 минут;

  • она должна быть веселой, но без перехлеста эмоций, то есть вызывать у ребенка улыбки, а не взрывы хохота;

  • она не должна быть страшной, желательно, чтобы в ней не было моментов агрессии или гибели героев;

  • сюжет каждой сказки (даже если это «сериал») должен быть завершенным, он не может обрываться «на самом интересном месте»;

  • в ночной сказке всегда должен быть счастливый конец.

– Но ведь не может каждый родитель быть писателем и уметь сочинять сказки! – слышу я возражение.

– Конечно, может, ибо воспитание ребенка есть всегда творчество, и у вас в этом творчестве есть соавтор и помощник – ваш самый лучший в мире и самый талантливый ребенок!