Жанна ГЛОЗМАН,
профессор МГУ, научный руководитель научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии
www.detki-psy.ru
Расскажи мне сказку...
Глозман Жанна Марковна – доктор
психологических наук, профессор, ведущий научный
сотрудник лаборатории нейропсихологии
факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,
научный руководитель Научно-исследовательского
Центра детской нейропсихологии и Психолого-педагогического
центра «Норма +». Е-mail: glozman@mail.ru
Рассказываете ли вы своему ребенку
сказки?
«Да, конечно, – обычно отвечают на этот
вопрос родители, – у нас много книжек со
сказками, но меня удивляет, что сын все время
просит читать ему одну и ту же сказку».
– Мы же ее уже три раза читали, давай
я тебе другую почитаю, вот эту, например, очень
интересная...
– Нет, мамочка, я хочу ту, мою любимую.
«Это, наверное, ненормально, доктор?»
– Абсолютно нормально. Почему дети
любят сказки? Особенностью всех сказок является
повторяемость («избыточность») сюжетов и
лексики: «В первую ночь первый сын пошел
охранять поле, сел под большое дерево и уснул. Во
вторую ночь второй сын пошел охранять поле, сел
под большое дерево и уснул. В третью ночь третий
сын пошел охранять поле, сел под большое
дерево...» – и т.д.
Маленькому ребенку, у которого только
формируются объем восприятия и запоминания,
словарный запас, присущая сказкам избыточность
помогает воспринять и запомнить все линии сюжета
героев и поэтому получить удовольствие от
сказки. Именно этим объясняется желание
многократно слушать понравившуюся сказку.
Но я спрашивала про другое: рассказываете
ли вы ребенку сказки? Меня как психолога очень
волнует, что из жизни большинства современных
семей исчезла традиция рассказывать ребенку
сказку на ночь, и мы об этом узнаем, только читая
детские воспоминания Толстого или
Гарина-Михайловского. Сейчас, в лучшем случае,
родители читают ребенку на ночь отрывок из
книжки.
– Какая разница? – спросите вы.
Попробую объяснить на собственном
опыте многолетнего рассказывания «ночных
сказок» сначала своему сыну, а потом внуку.
(Кстати, когда я начала рассказывать первую
сказку внуку, он очень удивился: «Ты сама, без
книжки, будешь рассказывать?!»)
Во-первых, герои рассказанных сказок –
хорошо знакомые и любимые игрушки вашего ребенка
и домашние животные. Они разговаривают друг
с другом, у каждого есть имя и привычные роли:
добрый мишка Тэдди, глупенький слоненок Тоби,
хвастливая обезьянка Чита и т.д. Игрушки
рассказывают о том, что с ними приключилось в
последнее время, и в эти рассказы тонко
вплетаются переживания и впечатления самого
ребенка. Это позволяет ребенку безопасно
эмоционально отреагировать на волнующие его
негативные события дня (а не вспоминать их и
вскрикивать во сне) или закрепить в памяти детали
ярких пережитых впечатлений.
Например: Мишенька был в театре, а
вечером маленький зайчонок рассказывает
медвежонку, как он спрятался в кармане у Мишеньки
и видел все представление. А другие игрушки
задают вопросы, и тем самым актуализируются все
компоненты спектакля. Самые важные и трудные
моменты повторяются и разъясняются глупенькому
маленькому слоненку, который никак не может
понять.
Или: Танечка пришла из школы в
слезах – она поссорилась с лучшей подругой. Та
захотела сидеть на уроке физкультуры рядом с
другой девочкой, а не с Таней. Родители, которые
сказали девочке: «Как не стыдно большой девочке
плакать из-за такой чепухи! Поссорились –
помиритесь», – только обидели дочку
непониманием глубины ее переживаний.
А вечером игрушки обсуждали ссору
двух зверюшек по сходному (но не тождественному!)
поводу и вместе обдумывали, как иногда легко
случайно обидеть другого. Но тогда достаточно с
ним просто спокойно, без обид поговорить, чтобы
он понял твои переживания и объяснил, почему он
так поступил. Может, была важная причина или он
просто не понял, что ты можешь обидеться? А
если он все равно не понял?» – спрашивает
глупенький слоненок Тоби. «А зачем тебе такой
глупенький друг? Давай лучше я буду твоим
другом», – говорит мишка Тэдди.
Таким образом, сказка становится не
только средством развития памяти и воображения,
не только помогает преодолеть эмоциональное
напряжение, успокоить ребенка, но и развивает его
коммуникативные способности, навыки преодоления
конфликтов.
Ночная сказка, кроме того, эффективно
помогает родителям справиться с типичным для
всех детей нежеланием идти спать. Ожидание
интересной сказки перевешивает чувство обиды и
несправедливости: «У них там так интересно, а я
должен идти в кровать!»
Ночная сказка иногда (очень редко)
может быть использована в качестве средства
поощрения или аккуратно сформулированного (!)
наказания: «Ты сегодня был(а) такой молодец, что я
тебе расскажу две сказки» – или: «Ты сегодня так
меня огорчил(а), что я забыла сказку, которую
хотела тебе рассказать». Однако сказка не должна
становиться предметом спекуляции («Не сделаешь
это – не будет сказки»), иначе ее эффект
постепенно сводится к нулю.
Малыш, слушающий сказку, обычно не
остается безучастным: активно комментирует
события, задает вопросы, часто определяет героя
сказки – «сегодня про олененка». Такое
сотворчество ребенка необходимо только
приветствовать и поддерживать.
Ночные сказки часто превращаются в
настоящие сериалы, что еще более усиливает их
эффект.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Матрасландия". Здесь есть все, чтобы сделать Ваш сон спокойным и крепким, здоровым и комфортным: пружинные и беспружинные матрасы от 80 x 190
до 200 х 200, наматрасники, деревянные кровати и основания, подушки и постельное белье. Помимо изображения, к каждой товарной позиции в каталоге дано подробное описание, поэтому делать выбор на сайте matraslandia.com довольно просто. Если же Вы все-таки сомневаетесь, и Вам требуется дополнительная информация, менеджеры интернет-магазина с удовольствием ответят на все Ваши вопросы и помогут подобрать именно тот товар, который по своим характеристикам и функционалу наилучшим образом соответствует Вашим запросам и пожеланиям.
Приведу один пример.
Однажды мой внук, обычно спокойный и
веселый, проснулся ночью в слезах. В этот день он
потерял любимую игрушку – маленького пушистого
тюленя Фоку. Ребенку приснилось, что кто-то нашел
Фоку, выдернул из него все нитки, и Фока
развалился на кусочки. Я тут же рассказала сказку
о том, как Фока отправился в плавание искать
других тюленей, и потом целую неделю
продолжалась ночная сказка о веселой жизни Фоки
в семье его новых друзей. А на новый год под елкой
лежало письмо от Фоки с портретом маленького
очаровательного тюлененка, которого, как было
написано в письме, назвали именем внука, чтобы
выразить любовь к нему.
– И ваш внук поверил? – слышу я
скептический вопрос родителя.
– Конечно, нет – современные дети
довольно рано перестают верить в Деда Мороза и
других сказочных героев, но это не означает, что
пропадает интерес поиграть в эту воображаемую
ситуацию, и тем более с любимым взрослым.
Наличие игровой ситуации в ночной
сказке обеспечивает ее эффективность, так как
игра всегда активно стимулирует развитие
личности и психических функций ребенка. Вместе с
тем ночная сказка – специфический вид игры,
который призван настроить ребенка на спокойный
сон и поэтому должен отвечать ряду требований:
ночная сказка должна быть
короткой – не более 5–10 минут;
она должна быть веселой, но без
перехлеста эмоций, то есть вызывать у ребенка
улыбки, а не взрывы хохота;
она не должна быть страшной,
желательно, чтобы в ней не было моментов агрессии
или гибели героев;
сюжет каждой сказки (даже если это
«сериал») должен быть завершенным, он не может
обрываться «на самом интересном месте»;
в ночной сказке всегда должен быть
счастливый конец.
– Но ведь не может каждый родитель
быть писателем и уметь сочинять сказки! – слышу я
возражение.
– Конечно, может, ибо воспитание
ребенка есть всегда творчество, и у вас в этом
творчестве есть соавтор и помощник – ваш самый
лучший в мире и самый талантливый ребенок!
|