Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2006

МАСТЕРСКИЕ

Наталья СЫРОВА,
село Пивовариха
Иркутского района
Иркутский области

Уроки развития речи

Цели уроков. Обучать детей составлению описательных рассказов по картине от имени изображенного объекта; развивать воображение, диалектическое мышление; активизировать словарный запас учащихся; учить «вхождению» в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Оборудование. Рисунки с изображениями волшебников; предметные рисунки; мячик; картины.

Урок 1

Обучение творческому рассказыванию по картине «У лисьей норы» («Лиса с лисятами»)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовительная работа

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие в картину, а помогут нам в этом волшебники. Что они могут?

Дети. Показать нам мир в изменениях, так как в мире все течет, все изменяется.

У. Поиграем?

Д. Да!

У. У нас в гостях волшебник Дели. Он предлагает разделить указанные предметы на части.

На доске написаны слова: страна, пирог, река, шалаш, карета, провода, рыба, змея, пугало, стакан.

Дети выполняют задание, например, так: рыба – голова, туловище, хвост, чешуя, плавники, жабры и т.д. – и делают вывод: любой предмет можно разделить на части.

– Волшебник Давай просит объединять предметы по какому-либо признаку.

На доске:

Хлеб, климат, диван.
Деревня, тетеря, старушка.
Дорога, воля, дисциплина.
Пирог, чай, сон.

Дети выполняют задание: общий признак группы слов – мягкий, глухая, железная, сладкий.

– Теперь к нам в гости пришла фея Инверсия. Ее задание: подобрать антонимы.

На доске:

Жара – (холод);
близкий – (далекий);
красивый – (уродливый);
работать – (лениться);
похвала – (наказание, порицание).

– Волшебник Великан-Кроха все увеличивает или уменьшает. Когда бы вы хотели быть Великаном, а когда Крохой?

Д. Я хотел бы быть Великаном, чтобы попасть на Луну.
– Я хотел бы быть Великаном, когда иду в школу: сделал два шага – и в школе.
– Я хотел бы быть Великаном, когда ем невкусную кашу.
– Я хотел бы быть Крохой, когда ем вкусный торт.
– Я хотел бы быть Крохой, когда играю в прятки.

У. Тянульщик-Стремглав замедляет или ускоряет события. Какие события вы бы хотели ускорить или замедлить?

Д. Замедлить каникулы, день рождения.

– Ускорить, когда ругают.

У. Приглашаем волшебников поработать в картине «У лисьей норы».

III. Работа по картине

1. Определение состава картины

У. Волшебник Дели подарил всем по подзорной трубе, в которой виден только один предмет. Посмотрите в трубу и назовите предметы, которые вы видите.

Дети называют предметы, а учитель эти названия пишет на доске мелом в кружочках:

– Наводим порядок! Давай! Какие предметы вы могли бы связать между собой? Объясните эти связи.

Дети соединяют по два предмета-объекта (лиса – дерево) и составляют предложения. Например: Лиса отдыхает под высоким деревом.

Постепенно все объекты соединяются.

2. Характеристика объектов и действий

Словарная статья: Лисица(-ы), ж.р.
Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
Рыжая лисица.
Перен.: о хитром, льстивом человеке.
Однокоренные слова: лисица, лисичка, лисий.
Сочетаемость слов: большая, крупная, молодая, старая, хитрая, ловкая, умная, голодная, живая, раненая, убитая, мертвая, рыжая, черно-бурая.

3. Составление загадок о лисе

Дети сочиняют загадку, используя слова как, но не.

Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
Кур крадет.

4. Представление объектов

– Представьте, что мы попали в лес. Что вы слышите? Походите по лесу, притроньтесь ко всему, что встретилось на пути, и проведите рукой. Какие запахи вы почувствовали? Какие вкусовые ощущения добавились?

5. Усиление образности характеристики (пополнение словарного запаса учащихся) – подготовка к сочинению-описанию

Лиса – лисичка – лисонька
кумушка, хищница, плутовка

Лиса

морда
туловище
лапки
хвост
глаза
ушки

вытянутая
покрыто шерстью рыжей, золотистой, шелковистой, густой
короткие, в черных «сапожках»
длинный, пушистый, большой
черные, хитрые
торчат на макушке

– Как выглядит лисонька?

Д. Лиса очень нарядная. Лиса – красавица.

IV. Расширение и углубление знаний учащихся

Подготовленный ученик читает стихотворение А. Оленич-Гнененко:

ЛИСИЦА

По следам спешит лисица –
Пусть кругом трещит мороз,
Где под снегом мышь таится,
Ей расскажет чуткий нос.
Поглядит, в сугробах нет ли
Куропаток у токов,
И распутает все петли
Хитрых зайцев-беляков.
А заслышав лай собачий
И людские голоса,
Обгоняя ветер, скачет
В поле рыжая лиса.

У. Наступила очередь выступить нашей славной кумушке Лисе Патрикеевне. Не многих животных называют по имени-отчеству.

Появляется Лиса.

– Здравствуй, Лисонька! Расскажи нам о своем имени-отчестве. Отчество у тебя особенное – Патрикеевна. Откуда оно?

Лиса. Мама рассказывала, что 600 лет назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец».

У. Так как лиса считалась очень хитрой, она получила это прозвище – Патрикеевна. Но на самом деле лиса не столько хитрая, сколько любопытная.

Лиса. Да, по молодости мы и в капканы попадаем. Везде все успеть надо.

У. Лиса быстро бегает. Она умеет ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Лазает она тоже довольно хорошо.

Лиса. Иногда мы можем взбираться на нижние ветки деревьев. А еще не боимся воды, так как умеем плавать. Живем мы в норах. Обычно устраиваем их под камнями или под корнями больших деревьев. Иногда живем в одной норе с барсуком. Между собой лисы живут недружно, поэтому не собираются в стаи. Когда мы ловим мышей, люди думают, что мы танцуем: встаем на задние лапы и ходим мелкими шажками. И представляете, даже есть такой танец фокстрот – «лисий шаг». Вот мы какие – и прозвище у нас особенное, и даже танец в нашу честь назвали.

У. Не верю, что лиса уничтожает много зайцев. Она не всегда их догоняет.

Лиса. Мы едим и птиц, и насекомых, и даже ягоды. А вы знаете, что мы едим чаще всего?

Д. Да. Мышей.

Лиса. Чтобы наесться, нам нужно в день мышей двадцать. Весной, в мае, рождаются лисята. Через двенадцать дней они начинают видеть. Три месяца они не выходят из норы, поэтому пищу им приносит мать.

У. Почему же они так долго сидят в норе?

Лиса. У нас много врагов. Ребята, вы догадываетесь, кто это?

Д. Человек, волк.

Лиса. Да, но это еще и хищные птицы, которые нападают на лисят, а беркут нападает даже на взрослых лисиц.

У. А теперь решите кроссворд о лисе.

1. Какое отчество у Лисы?

2. Какой танец назвали в честь лисы?

3. Кто один из врагов лисы?

4. Зверь, с которым лиса может жить в одной норе.

Ответы: 1. Патрикеевна. 2. Фокстрот. 3. Человек. 4. Барсук.

– А теперь в вертикальных рядах найдите имя еще одного врага лисы.

Д. Волк.

У. Следующие задания предлагает волшебник Замри-Отомри:

Какое время суток и года остановилось на картине?
Что было с лисятами утром?
Что будет вечером?

V. Физкультминутка

Исполняется танец фокстрот.

Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.

VI. Составление рассказов от имени разных объектов

Учитель читает описание лисы:

«У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.»

(К. Ушинский)

У. Что вам понравилось в описании лисы?

Дети составляют рассказы-фантазии:

Я – ЛИСА

Я – лиса. Я очень красивая и хитрая. Хитрость помогает мне выжить. С помощью хитрости я добываю пищу. Мое любимое лакомство – курочка или уточка. Но Серая Шейка меня перехитрила, я даже не хочу вспоминать об этом позоре. Меня утешает одно – что я такая красивая. Мой пушистый рыжий мех блестит, переливается на солнце, мои хитрые зеленые глаза замечают все вокруг. Моей особой гордостью является хвост – большой и пушистый, умело заметающий следы. Но когда мне приходится удирать, он путается у меня под ногами, и это не раз чуть не стоило мне жизни. Мой мех очень ценный, поэтому люди охотятся на меня. Мы, лисы, не живем стаями, как волки, поэтому нам самим приходится защищать свое потомство. Берегите нас, чтобы другие поколения узнали о нас не по картинкам.

Я – СУГРОБ

Я – сугроб. Когда снежинки не бегают по улицам на своих маленьких лыжах, а начинают шалить и даже хулиганить, получается куча-мала. Такие холмики и горки вы называете сугробами.
Сугробы бывают разные, как и люди. В вашем лесу их много. Мне кажется, что мы живые, только снежные. Наша жизнь коротка и полна опасностей. Если подует ветер, то он может снести наполовину любой сугроб. Звери бегают, приминают нас и отрывают от сугроба куски. А ведь это все равно, что оторвать у человека нос или ухо. Сугробам больно и страшно, мы стараемся стать покрепче. Все это мы понимаем, только не можем говорить.
С приходом весны мы вянем, подтаиваем, хрустим льдинками-колючками и превращаемся в ручейки. Но это вовсе не конец: на следующую зиму будут новые сугробы. Природе свойственны бесконечные превращения.

VII. Работа над пословицами

  • Старую лисицу не травят молодыми собаками.

  • Лисица – старая льстица. (Льстить – лицемерно хвалить в корыстных целях.)

  • Старую лисицу хитростям не учат.

  • Лисичка всегда сытнее волка живет.

  • Не волчий зуб, так лисий хвост. (Взять если не силой, так хитростью.)

VIII. Итог работы

Урок 2

Обучение творческому рассказыванию по картине «Семья волков летом на отдыхе»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовительная работа

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие в картину, а помогут нам в этом волшебники. Что они могут? Волшебники доказали, что в мире все изменяется. Поиграем? У нас в гостях волшебник Дели!

Учитель кидает мячик, называет предмет, а ребенок, получивший мяч, называет часть предмета.

Лес, машина, ручка, экскаватор, пруд, дорога, глаза, шкаф

Образцы ответов: ручка – колпачок, стержень, корпус; лес – деревья, кустарники, трава, звери, птицы, насекомые и т.д.

У детей на партах картинки с изображениями различных предметов. По заданному признаку (живой; ниже стола; живет в лесу; пьет; съедобный; школьные принадлежности) дети объединяют их в группы.

– А теперь – задание феи Инверсии. Она называет вам действия, а вы выполняете действия наоборот.
Сесть! Встать! Опустить руки! Наклон влево!
А волшебник Великан-Кроха все увеличивает или уменьшает.
Когда бы вы хотели быть Великаном, а когда – Крохой?

Выслушиваются примеры детей.

– А волшебник Тянульщик-Стремглав замедляет или ускоряет события. Какие события вы бы хотели ускорить или замедлить?

Дети отвечают.

– Приглашаем волшебников поработать в картине.

III. Работа по картине

1. Определение состава картины

У. Волшебник Дели-Давай подарил всем по подзорной трубе, в которой виден только один предмет или объект. Кто и что там видит?

– Какие предметы вы могли бы связать между собой? Объясните эти взаимосвязи.

Дети. Волк – нора (соединяем линией). Волк сидит у входа в нору.

2. Характеристика объектов и действий

Волк – образовано от глагола волочить, то есть тащить.
Новое слово – хищник, свирепый, вор (словарь, с. 159).
Волк (какой?) серый, как...
злой, как...
быстрый, как...
выносливый, как...
сильный, как...
свирепый, как...

3. Составление загадок о волке

Серый, как мышь.
Быстрый, как ракета.
Сильный, как борец.
Свирепый, как мороз.

4. Представление объектов

У. Представьте, что мы попали в лес. Что вы слышите?

Д. Дует ветер, пищит мышка.

У. Какие запахи чувствуете? Потрогайте волка, дерево. Что вы чувствуете?

Ответы детей.

– К нам познакомиться с картиной пришел волшебник времени Замри-Отомри.
Какое время года и суток остановилось на картине?
Что было с волками утром?
Что с ним было прошлым летом?

Выслушиваются ответы детей.

IV. Расширение и углубление знаний учащихся

У. Что же происходит с волками в зимнем лесу?

Разыгрывается сценка «Сорока и Волк».

– Ох, и хитры же вы, серые! – затараторила Сорока. – Друг за другом бегаете, лапы ставите след в след. Бежит целая стая, а на снегу след только одного волка. Вот и попробуй догадайся, сколько вас здесь пробежало!
– Ты лучше помолчи! – прикрикнул на длиннохвостую вожак стаи старый Волк. – А то всю нашу добычу распугаешь.
– Посмотрите на них! Собрались один одного меньше, – не унимается белогрудая.
– Ты разве не знаешь, что, кроме меня и Волчицы, в стае наши дети? Они родились в этом и в прошлом году, – старый Волк остановился. Он услышал вой других волков и насторожился. – Нас предупреждают об опасности. Надо скорее отсюда уходить!
– По-моему, все волки воют абсолютно одинаково. Как из всего этого можно что-нибудь понять?
– Эх ты, тараторка! Сколько в лесу живешь, а не знаешь, что мы воем по-разному. Это тебе наш вой кажется одинаковым, а на самом деле мы сообщаем друг другу и о найденной добыче, и о приближении опасности.
– Ни за что бы не подумала, ни за что бы не подумала!

Выступающие уходят.

V. Физкультминутка

У. Зимой волки собираются в стаи, в которых может быть 6–10 волков. В стае царит железная дисциплина – вожаку все безоговорочно подчиняются. Его жест, взгляд, движения – закон для всей стаи. Мы – волчья стая.

Учитель выбирает одного ученика.

– Ты будешь вожаком. Все следят за каждым твоим шагом, жестом, движением, не произнося ни слова, и все повторяют.

VI. Составление рассказов от имени разных объектов

Я – ЁЛОЧКА

Я маленькая елочка. Выросла я из маленького семечка, которое упало невдалеке от норы волков. Пока я была маленькой, очень боялась погибнуть, так как по мне ходили. Самое тяжелое – звери – медведь и волк. Я часто наблюдала за волками, живущими в норе. Волки сильные, выносливые. У них прекрасный слух, тонкое зрение, удивительное чутье. Летом они живут парами, растят появившихся весной волчат, которые рождаются беспомощными, слепыми. Пока мама-волчица кормит молоком, она никуда не уходит, еду добывает волк. В стае царит железная дисциплина – вожаку все безоговорочно подчиняются. Его жест, взгляд, движения – закон для всей стаи. Волки очень выносливы – могут не есть по многу дней, при этом не теряют силы. Мне нравится, как волки дружат между собой и заботятся друг о друге.

Я – ВОЛЧОНОК

Я маленький волчонок. Совсем недавно я появился на свет вместе со своими братьями. Для меня этот лес – большая неизвестная страна. Все для меня новое и интересное вокруг: пушистая елка, листва, трава, солнышко, туман. Пройдет время, и я стану красивым, взрослым и очень храбрым волком, как мой папа. А пока я маленький, буду учиться у мамы волчьим правилам и манерам. Ура! Только что папа вернулся с охоты, и нас ждет вкусный завтрак.

Я – ВОЛК

Я большой серый волк. У меня есть семья: волчица и трое маленьких волчат. Мы живем в норе, которую вырыли под старым деревом. Нора наша теплая и уютная.
Я должен заботиться о детях и волчице, поэтому каждый день охочусь, чтобы они были сыты. Ранним утром выхожу на охоту. Одному трудно добыть большого зверя. Для этого мне и моим соседям нужно собраться в стаю.
На лесной полянке я увидел следы суслика. Они привели меня к его норке. Тут-то я его и подкараулил. Вмиг он был у меня в зубах. Я схватил его и понес к норе.
Моя семья ждала меня с нетерпением. Я накормил их и снова отправился на охоту. Может, в этот раз повезет больше...

Я – МАЛЕНЬКАЯ ЁЛОЧКА

...Недалеко от меня есть волчье логово. Там живет мать-волчица со своею семьей. Вдруг из-за кустов появился папа-волк, который несет свою добычу детям. Так жаль бедного зверушку, ведь он еще такой маленький. Мне стало страшно, и я подумала: как хорошо, что я просто елочка.

Учитель предлагает детям составить рассказы «Я – мама-волчица» и «Я – волк-добытчик».

VII. Работа над пословицами

  • Волк коню не товарищ. (Разных по своей природе, характеру или общественному положению людей ничто не может объединить.)

  • Волков бояться – в лес не ходить. (Если страшиться предстоящих трудностей, опасностей, то нечего и браться за дело.)

  • Волка ноги кормят. (Чтобы прокормиться, надо искать, добывать, а не сидеть на одном месте.)

VIII. Итог урока

У. Каково ваше настроение и почему?

Ответы детей.

Урок 3

Обучение творческому рассказыванию по картине «Кошка с котятами»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовительная работа

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие в картину, а помогут нам в этом волшебники, которые позволяют видеть мир в изменениях. О ком эта загадка?

Мохнатенька, усатенька,
Сядет – песенки поет.

Дети. О кошке.

У. А эта?

Сидит на окошке кошка: хвост, как у кошки, нос, как у кошки, ушки, как у кошки, а не кошка.

Д. О коте.

У. О ком говорят: «Он родился с усами»?

Д. О котенке.

У. Действительно, эти загадки о звере зубастом, мохнатом, у которого лапка мягонька, а коготок востер, который, как есть начнет, – песенку поет. Зверь этот – кошка. И картина, в которую мы совершим путешествие, называется «Кошка с котятами».

III. Работа по картине

1. Определение состава картины

У. Выделите предметы или объекты, изображенные на картине.

Предметы обозначаются кружочками. В работе участвует волшебник Дели.

Д. Кошка, котенок серый, тарелка, молоко, коврик, спящий котенок, клубок, корзинка, полка, пол.

У. Установите взаимосвязи между объектами.

В работе участвует волшебник Давай. Дети составляют предложения, связывая два объекта.

Игра. «Ищу друзей»

Кошка – котенок; тарелка – молоко; молоко – котенок.

Игра. «Хорошо – плохо»

В работе участвует фея Инверсия.

Корзинка – клубки – беспорядок – это плохо, но это и хорошо, так как котенок играет и катает клубок.

Игра. «Живые картинки»

Распределяются роли, и каждый ребенок должен найти свое место относительно других объектов.

2. Представление объектов

У. К нам пришел волшебник Я Только Слышу. Как вы думаете, что он может услышать на нашей картине?

Д. Как пищат котята, как дышит кошка, как мама-кошка разговаривает со своими котятами.

У. К нам пришел волшебник Я Ощущаю Запах. Что он может ощутить?

Д. Запах свежего молока.

У. К нам пришел волшебник Я Ощущаю Лицом и Руками. Что он сможет ощутить?

Д. Что шерстка мягкая, пушистая и гладкая. Язычок мокрый и теплый. Нос холодный. Молоко в миске теплое. В доме тепло и сухо.

У. Что может почувствовать волшебник Я Пробую На Вкус? Что вкусно и что невкусно?

Д. Я котенок. У мамы очень вкусное молоко, а клубок – невкусный.

В работе участвует волшебник Замри-Отомри.

У. Какое время года и суток на картине остановилось? Что было с котятами до этого момента? А что будет завтра? А через месяц?

В своих ответах дети используют слова: до того как..., после того как ..., потом...

3. Составление загадок.

На доске:

Кошка (какая?)
усатая
мягкая            но не
ласковая
чистоплотная
игривая           как
ловкая

Например:

Черная, но не уголь,
Усатая, но не дед,
Ловкая, но не акробат,
Мягкая, но не вата.


дед, тигр, мышь ...
снег, вата, мех ...
мама, песенка ...
человек
ребенок, щенок ...
ловкая акробат, обезьяна

IV. Расширение и углубление знаний учащихся

У. В разные времена и в разных странах к кошке относились по-разному.

В Древнем Египте ее боготворили, оказывая разные почести. Смертная казнь ожидала того, кто преднамеренно убьет хотя бы одного из стражей хлебных амбаров. Если же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей.

В Европе в Средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло черным котам. Считалось, что они приносят в дом несчастье.

В древнерусском Судебнике ХVI века есть упоминание о том, что за украденную кошку устанавливался штраф в размере 3 гривен. Много это или мало? Судите сами: столько же стоили бык или корова.

Кто-то любил их, а кто-то боялся и прогонял, считал их ведьмами. Кошка не богиня, но и не ведьма. Это обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами.

Ученик 1. У кошек очень тонкий слух: они слышат даже самый маленький шорох, который производят мыши. В то же время они могут не обращать внимания на громкую музыку, которая раздается у них над ухом.

Ученик 2. Кошки очень чистоплотны и часто умываются. А знаете почему? Они вылизывают не столько грязь, сколько собственный запах. Все кошки – и дикие, и домашние – охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почует опасность, то кошка останется голодной.

Ученик 3. У кошек очень острое зрение. Их глаза сравнивают со светоотражателями машин. В полутьме у них в глазах можно заменить зеленоватый блеск. Глаза у кошек крупные и смотрят в одном направлении.

Ученик 4. Кошки верно определяют расстояние до предмета. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом вибрасы – длинные жесткие волосики, которые мы называем усами.

Ученик 5. Ходят кошки бесшумно, втягивая когти и ступая маленькими подушечками. Лазают ловко, умеют прыгать с высоты. В Нью-Йорке один кот прыгнул с 33-го этажа – и хоть бы что.

Ученик 6. А вот некоторые факты о кошках, которые можно найти в Книге рекордов Гиннесса:

  • Сейчас на Земле проживает около 5 млрд людей, а кошек всего 400 млн.

  • Больше всего кошек в США – там их около 55 млн.

  • Средняя продолжительность жизни кошки – 20 лет.

  • Чемпион среди долгожителей – кошка Пусс из США: она прожила 36 лет.

  • Обычно у кошки рождается 3–5 котят. А вот кошка по имени Колокольчик из Южной Африки родила сразу 14 котят.

  • Кошка Минни с 1927 по 1933 год поймала 12 480 крыс.

V. Физкультминутка

VI. Составление рассказов от имени разных объектов

Я – МИСКА С МОЛОКОМ

Хозяйка знает, что кошка Машка и ее маленькие котята очень любят молоко, поэтому ранним утром, когда подоит корову, наливает в меня теплое молочко. Как приятно, когда котята лакают из меня молочко! У них капает с носика, а язычки шершавые и очень подвижные. Я счастлива, что от меня такая польза.

Я – ГЛАЗА МАМЫ-КОШКИ

У меня целый день масса работы. Котята маленькие, шустрые, и за ними нужен глаз да глаз. Смотри-смотри, как играет мой белый котенок! Он запутался – ему надо срочно помочь. А серый котенок лакает молочко – пусть наедается. А где третий котенок? Да вот же он здесь, под боком лежит, тепленький такой, и урчит: «Мр-мр».

VII. Работа над пословицами и поговорками о кошках

  • Живут, как кошка с собакой.

  • На душе кошки скребут.

  • Все коту под хвост.

  • Ночью все кошки серы.

  • Позавидовала кошка собачьей жизни.

VIII. Итог урока

У. Что вам запомнилось на уроке? Придумайте тему следующего путешествия в картину.

Урок 4

Обучение творческому рассказу по картине «Медвежья берлога»

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовительная работа

Ученик читает стихотворение:

Задевая за верхушки,
Проплывают облака.
Вот и домик на опушке.
Это домик лесника.
У него живет лосенок,
Он совсем еще ребенок.
Спас его лесник в мороз,
Чуть живого в дом принес.
У лосенка сильный жар –
Заболел ангиной.
Он целебный пьет отвар
С медом и малиной.
Ты, лосенок, не грусти,
Выздоравливай, расти.

Учитель. Кто спас лосенка в сильный мороз?

Дети. Лесник.

У. Вы – юные натуралисты, я – лесник. Отправляемся в путешествие в картину изучать повадки и характер зверей. Пригласим на помощь волшебников, которые нам помогут увидеть окружающий мир и подметить все самое важное.

III. Работа по картине

1. Определение состава картины

У. В руках у нас подзорная труба – подарок волшебника Дели, в которую виден только один предмет или объект. Кого и что вы видите?

На доске:

– Наводим порядок. Соединяем предметы между собой и объясняем эти взаимосвязи.

Например: медведь – берлога. Медведь спит в берлоге.

2. Составление загадок

Медведь
огромный, как... (гора, океан, дуб...)
сильный, как... (лев, штангист, ураган...)
лохматый, как ... (кот, ребенок...)
грозный, как ... (орел, император...)

Вспомогательные слова – как, но, не.

Огромный, как гора,
Сильный, как штангист,
Неуклюжий, как ребенок,
Сердитый, как волк.
Сильный, но не ураган,
Косолапый, но не человек,
Свирепый, но не мороз,
Лохматый, но не лев.

3. Представление объектов

У. К нам пришел волшебник Я Слышу.... Что он мог услышать?

Д. Хруст снега, завывание ветра, поскрипывание деревьев, дыхание медведя.

У. Что мог почувствовать волшебник Я Ощущаю Запах?

Д. Запах хвои, смолы, зимы, холодного воздуха, медведя, снега.

У. Что мог почувствовать волшебник Я Ощущаю Лицом И Руками?

Д. Шерсть медведя мягкая, пушистая, теплая, гладкая.

– Кора дерева – шероховатая, твердая, холодная, гладкая.

У. В работе участвует волшебник Замри-Отомри. Он задает свои вопросы:
Какое время года и суток изображено на картине?
Что было с медведем осенью? А что будет весной?

В ответах дети используют выражения:

до того, как..., после того, как..., потом....

4. Работа над фразеологизмами

У. Как вы понимаете смысл выражения медвежья услуга?

Д. Неумелая услуга, причиняющая только неприятность, вред.

У. Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.

Медведь наступил на ухо. Когда так говорят?

Д. Когда у человека отсутствует музыкальный слух.

Обсуждается толкование смысла выражений смотреть медведем (быть, казаться нелюдимым, угрюмым) и медвежий угол (отдаленное, малонаселенное, глухое место).

IV. Расширение и углубление знаний учащихся

У. Казалось, что об этом звере говорить – и так все ясно: медведь – «ведающий мед». Проникаем в интересную и загадочную науку – этимологию.
Греческое и латинское названия медведя – «арктос» и «урсус» – прижились в языках многих народов.
Медведь был самым грозным противником человека в европейских лесах. Его опасались больше, чем любого другого зверя. Древним людям представлялось, что имя любого существа связано с ним самой таинственной нитью. Поэтому сделали вывод: не называй, не произноси вслух имени опасного существа – ты призовешь его самого.
А как же быть? А надо вместо настоящего имени создать условное: страшное имя «арктос» заменили на псевдоним – «медоед». Так условное имя стало единственно известным, а потому снова стало опасным. И его понадобилось опять заменять. Можете улыбаться, но даже в наши дни некоторые охотники боятся произносить это имя, называя его просто зверем. Вот, оказывается, как все непросто обстоит с медведем.

Выступления детей-«медвежат».

Ученик 1. Величают нас по-разному: Топтыгин, Михаил Потапович и даже Мишка. Мы могучие и ловкие хищники, хитрые и осторожные. Если необходимо, то можем тащить ношу в 400–500 килограммов. Мы можем бежать со скоростью скаковой лошади.

Ученик 2. А еще мы можем незаметно подкрасться хоть куда. Несмотря на то что мы хищники, мы любим плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев, цветы, желуди. Ребята, а вы знаете, что мы еще любим? Еще мы едим раков, грызунов, улиток, насекомых, птиц и их яйца.

Ученик 3. На людей мы не нападаем – только если нас сильно раздразнят, напугают или ранят. Мы можем быстро бегать, хорошо лазаем по деревьям, поэтому не совсем правильно считать нас неуклюжими и медлительными.

Ученик 4. В феврале появляются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего 500 граммов. Для их воспитания медведицам требуются няньки. Медведица их кормит, а один из старших медвежат – пестун – присматривает за малышами.

У. А почему вы лапу сосете?

Ученик 5. Зимой линяет кожа на ступнях. Вот и приходится лизать лапы, чтобы быстрее сошла старая кожа и не было больно.

Учитель задает вопросы. Как в древности звали медведя? Какое прозвище дал ему народ? Как называется жилище, в котором медведь проводит зиму? Чем медведь может полакомиться в поле? Как зовут медвежью няньку? Что больше всего любит медведь?

Дети отвечают.

Инсценировка сказки Р. Саляхетдинова «Как Лиса рассудила Медведя и Волка»:

«Однажды к Лисе явились Медведь и Волк.
– А ну-ка, Лиса, рассуди, кто из нас хитрей!
– А вы, мои хорошие, оба умные да хитрые.
– Нет, Лиса, говори, кто хитрей.
Видит Лиса – деваться некуда. Призадумалась: одному угодишь – другому на клык попадешь. Вот она и говорит:
– Садитесь, ребята, за стол. Я вас рассужу.
Пошла в погребок, достала две соленые рыбки.
– Кушай, Медведь, кушай, Волк!
Съели спорщики угощение. Лиса и говорит:
– Дала я вам по рыбке. Одному соленую, другому – пресную. Тот хитрый, кто соленую съел!
Ушли Медведь с Волком довольные. Оба теперь Лису привечают.
А кто же самый хитрый в сказке?»

V. Физкультминутка

VI. Составление рассказов от имени разных объектов

Я – ТРАВА

Я сухая травинка. Я бываю высокой и низкой, разного цвета. Летом это все оттенки зеленого, а осенью и зимой я желтая и коричневая. Особенная я на восходе солнца – серебристого цвета. Я неприхотливая, расту везде. Про меня говорят, что я покрываю луга и поля зеленым ковром. И детвора, и взрослые любят бегать по мне босиком, играть и лежать на мне. Среди меня, травы, есть очень полезные виды, тогда говорят – это лекарственная трава. Но я не только лечу, а являюсь кормом для многих животных: коров, лошадей, кроликов и даже слонов. Зиму я провожу под снегом – как под теплым одеялом. Но как только пригреет весеннее солнышко, я тут и там появляюсь среди снежных проталин. Дождь и солнце дают мне силу, и я во всей красе зеленею на радость животным и людям.

Учитель предлагает детям составить рассказы «Я – медведь», «Я – могучее дерево», «Я – берлога».

VII. Итог урока

У. Волшебники благодарят вас за работу и с нетерпением ждут следующей встречи.