Наталья СЫРОВА,
село Пивовариха
Иркутского района
Иркутский области
Волшебники идут на помощь
Несколько лет назад в педагогических изданиях
много писали о теории решения изобретательных
задач (ТРИЗ). Вероятно, некоторые учителя
попробовали применить ее в своей работе. Кому-то
идея понравилась, а кто-то отверг ее.
За эти годы в школы пришло много молодых
специалистов, которые о ТРИЗе вообще ничего не
слышали. Поэтому мы решили познакомить вас с
опытом работы Натальи СЫРОВОЙ, успешно
внедрившей в свою практику теорию, помогающую
развивать младших школьников. Возможно, какие-то
идеи этого педагога помогут вам в работе.
Психологи изучают структуру и
качество творческого мышления и воображения и
занимаются с детьми тренингом способностей,
предлагая задания типа: «Придумайте как можно
больше различных применений данного предмета»;
«Составьте предложения, включающие данный набор
слов» и т.п. Такие упражнения безусловно
развивают детей, но вряд ли доставляют им
удовольствие, а ведь в понимании ребенка
творчество должно давать яркий, привлекательный,
новый результат. Никому не интересно учиться
плавать только на суше. Да и непонятно, сможет ли
в таком случае ученик реализовать свои
способности в настоящем творчестве.
Многие педагоги увлеченно лепят,
рисуют с детьми, сочиняют сказки, разыгрывают
спектакли, не задаваясь вопросом, что именно
происходит при этом с детьми. Прививая вкус к
творчеству, они, однако, не оставляют своим
питомцам возможности самостоятельного движения
по выбранному пути.
Теория решения изобретательных задач
(ТРИЗ) дарит уникальную возможность творить, то
есть создавать «новое» и улучшать «старое»,
пользуясь сводом конкретных понятий, правил,
приемов. Дети начинают делать настоящие
технические изобретения, писать фантастические
рассказы.
Бытует представление, что у каждого
человека есть свои природные возможности и можно
научить в большей или меньшей мере эти
возможности использовать. Для развития
творческих способностей можно давать детям
задания и ждать, когда постоянные тренировки
позволят им приблизиться к максимуму своих
природных возможностей. Возникает вопрос: а
можно ли подняться выше своих возможностей?
Человек прыгает выше, опираясь на шест,
передвигается быстрее, сев в машину, говорит
громче, поднеся ко рту микрофон. Значит, свои
природные возможности человек увеличивает,
используя опыт и достижения всего человечества.
Достижения в области воображения накоплены в
научно-фантастической литературе.
Писатели-фантасты Г. Альтов и П. Амнуэль
выявили приемы, с помощью которых получена та или
иная фантастическая идея. Теперь творческое
воображение получило свой шест для взлета.
Как объяснить приемы и их возможное
применение маленьким детям? На помощь пришли
волшебники! Если у самого что-то не получается, то
волшебник всегда поможет; если стало скучно и
безрадостно, то волшебнику ничего не стоит
сотворить какое-нибудь чудо. Поэтому на каждом
занятии волшебники становятся постоянными
гостями. Правда, каждый из них занимается только
своей специфической работой. Познакомимся и мы с
ними.
Волшебник Дели-Давай может все, что
угодно, разделить на части, объединить с
чем-нибудь другим. Например, разделить хлеб на
кусочки или объединить его с маслом, чтобы
получился бутерброд. Чтобы познакомиться с
волшебником Дели-Давай, нужно выполнить
некоторые условия: взять из пакета с вещами одну
и объяснить, что одна вещь – это много вещей.
Например: что у расчески много зубьев и еще ручка,
что мячик состоит из резины и воздуха, стеклянный
шарик – из верхней и нижней частей, а
тетрадь – из обложки и страниц. После этого
появляется Дели-Давай. В одной руке у него шляпа,
в другой – воздушный шарик, а если их объединить,
то получается рожица. Дели-Давай объясняет, что
он может разделить все на свете и объединить
тоже.
Игра
По рисунку «Дели» дети ходят или
бегают каждый сам по себе, а по рисунку
«Давай» – объединяются в пары или группы,
принимая живописные позы.
Фея Инверсия может все изменить на
противоположное, сделать наоборот: например,
сделать день темным, а ночь светлой. Когда дети
делают все наоборот, вредят, фея Инверсия их
наказывает. Она все может сделать наоборот и даже
сама ходит один шаг так, а другой – вверх ногами.
Игра
Фея Инверсия дает команды, которые
надо выполнять в противоположных направлениях.
Например: сесть! (встать), опустить руки (поднять
руки), подпрыгнуть (присесть), наклониться влево
(вправо) и т.д.
Задания
1. Фея Инверсия просит назвать
противоположных героев для Красной Шапочки,
Айболита, Чиполлино. Легче всего выполнить
задания по характеристике «хороший – плохой»,
тогда противоположными героями будут Волк,
Бармалей, синьор Помидор. А кто будет
противоположностью для Буратино по другим
характеристикам? По характеристике «веселый –
грустный» это будет Пьеро, по характеристике
«шаловливый – послушный» – Мальвина, по
характеристике «наивный – проницательный» –
черепаха Тортила.
2. Фея Инверсия называет слова и
просит детей назвать противоположные: холодный
– горячий, тяжелый – легкий, острый – тупой и
т.д. Задание усложняется, если надо определить не
только противоположное свойство, но и объект,
имеющий это свойство. Например: белая бумага –
черная доска; гладкий лед – каменистая тропинка;
шумная толпа – тихая музыка.
3. Фея Инверсия задумала создать
инверсионный лес, в котором все-все должно быть
наоборот. Дети должны описать, как будет
выглядеть такой лес. (Деревья там растут корнями
вверх, а листьями вниз. Листья постоянно
обгрызают травоядные волки, на которых охотятся
хищные зайцы. Низенькие деревья утопают в
огромной траве. Птицы не летают, а переползают с
одной травинки на другую и ловят пролетающих
мимо гусениц.)
Часто ответы детей оригинальны,
интересны, и главная ценность заданий –
способность формировать чувство «Я могу!».
Особенно важно учитывать это, когда имеешь дело с
волшебником Дели-Давай, потому что на его задания
ответов порой бывает бесконечно много.
Задания
1. Дели-Давай бросает кому-то из
детей мячик и говорит слово, например дом.
Ребенок должен быстро назвать какую-то часть
этого объекта – крыша, дверь.
2. Дели-Давай может в один день
производить одинаковое количество разделений и
объединений. Он запутался и просит помочь. Задача
детей – проверить, является ли вторая система
частью первой; тогда это будет разделение. Если
нет – это будет объединение.
Например: ложка и вилка
(объединение), хлеб и крошки (разделение), дверь
и ручка (разделение), шуба и шапка
(объединение), лиса и нора (объединение), лужа
и вода (объединение).
3. Дети рисуют Льва из сказок А.
Волкова. Но как показать, что это Смелый
(Трусливый) Лев?
Волшебник Великан-Кроха все
увеличивает или уменьшает. Кузе надоело быть
маленьким: вечно терпишь всякие
несправедливости! Вот если бы стать совсем
большим, прямо-таки великаном! Вот это да, никто
тебя не обидит. И тут, услышав призывы Кузи,
появляется Великан-Кроха. Он может менять как
свой собственный размер, так и размер любого
человека или предмета.
Игра
Увидев рисунок «Великан», дети должны
вытянуться во весь рост вверх, а увидев рисунок
«Кроха» – присесть. За невнимательность можно
удалять из игры.
Волшебник Тянульщик-Стремглав все
замедляет или ускоряет. В ситуации когда дети
делают что-то вяло, замедленно (например,
здороваются или умываются), можно осведомиться,
не заколдовал ли их Тянульщик-Стремглав. Этот
волшебник и сам любит тянуть резину или кота за
хвост, но время от времени в нем просыпается
другая крайность, и тогда он стремглав летит к
цели. Тянульщик-Стремглав может также и любого
другого замедлить или ускорить.
Игра
Дети выстраиваются в две шеренги и
берутся за руки. По рисунку «Тянульщик» шеренги
медленно растягиваются, а по рисунку «Стремглав»
– быстро стягиваются обратно.
Можно передавать мячик. По
рисунку «Тянульщик» надо передавать его по
цепочке по возможности медленнее, а по рисунку
«Стремглав» – по возможности быстрее. Побеждает
та команда, которая точнее выполнит задание.
Волшебник Замри-Отомри все
неподвижное, статичное делает подвижным,
динамичным и наоборот – динамичное, подвижное
делает статичным, неподвижным. Детям напоминают
сказку «Федорино горе». Горе, как известно,
заключается в том, что от неряшливой старухи
убежала вся посуда. А как посуда смогла убежать?
Об этом в сказке не говорится. Однако детям можно
доверительно сообщить, что это дело рук
волшебника Замри-Отомри. Он как раз ведает теми
волшебствами, когда неподвижные предметы
начинают вдруг двигаться, а подвижные вещи и
существа замирают на месте, как вкопанные.
Задание
Увидев рисунок «Отомри», дети должны
двигаться; увидев рисунок «Замри» –
остановиться. Те, кто ошибается, по одному
удаляются из игры.
Волшебники помогли не только
сделать доступными для детского восприятия
приемы фантазирования, но и возбудить интерес к
занятиям для развития творческого воображения.
Дети проявляли любопытство к таинственным
персонажам.
Что могут волшебники? Превращать,
конечно. Был таким – стал другим. И что для этого
требуется? Первым делом – научиться видеть, что в
каждом существе заложены возможности изменений.
Если кто-то большой, то это не значит, что он
никогда не был маленьким. Если что-то мы видим
целым, то это не значит, что этот предмет нельзя
разобрать на части. Друзья-волшебники помогут
нам увидеть мир в изменениях: у смелого хвост
победно поднят вверх, у трусливого – поджат; ноги
у смелого широко расставлены, толстые, как
столбы, а у трусливого – дрожащие, согнутые; у
смелого голова высоко поднята и грива торчит во
все стороны, а трусливый сам в своей гриве
спрятался и т.д.
Очень удобно использовать для
развития речи «Рассказы в картинках» Радлова.
Дети довольно последовательно могут передать
содержание смешных сюжетов. Например: мышка
грызла свечу, а в дверях появился кот, мышка
испугалась. Чтобы почувствовать состояние мышки,
нужно себе представить, каким страшным ей
видится кот. Итак, нужно создать образ страшного
кота. (В дверях появился кот, глаза у которого
были большие и круглые, как блины, хвост длинный,
как веревка, а когти острые, как пилы. И тут
действительно мышь испугалась.)
Задания
1. У каждого ребенка свой
рисунок, например машина, дерево, гриб, рыба,
бабочка, перо, зонтик, паутина, часы, крокодил,
звезда, шарик. Дели-Давай просит объединиться
всех, кто: живой; издает звуки; выше стола; сам
передвигается; неживой; молчит; не двигается сам;
живет в воде; живет в воздухе; живет в лесу; живет
в городе.
2. Дели-Давай показывает детям
два рисунка: на одном – лес, на другом – степь.
Известно, что в лесу живет одно маленькое
животное, а в степи – другое. Чтобы узнать, что
это за животные, надо определить, какими должны
быть их подсистемы. Дели-Давай показывает на
рисунках два хвоста, две пары лапок. Задача детей
– определить, каким должно быть их назначение,
какие части тела созданы для бега по степи, а
какие – для прыжков с ветки на ветку. После
обсуждения желательно показать угаданных
животных, например белку и тушканчика.
3. Дели-Давай предлагает детям
различные предметы, например ботинок, карандаш,
конверт, шуруп. Вопрос: куда этот предмет может
входить? (Ботинок – на ногу, в лужу, в шкаф.)
Необходимо найти как можно больше вариантов.
Дели-Давай занимается также
обобщением и детализацией.
Обобщение: дети должны описать
предложенный перечень бытовых операций фразой
из 2–3 слов. Например: мальчик протянул руку
вперед, взялся за дверную ручку, нажал ее, потянул
к себе (мальчик открыл дверь).
Детализация: Дели-Давай называет
короткую фразу, а дети пытаются последовательно
объяснить, что он имел в виду. Например: «Дядя
удил» – приготовил все необходимое, закинул
леску с крючком подальше в воду, а с другим концом
удочки в руке сидел на берегу и смотрел на
поплавок, долго сидел, иногда для разнообразия
дергая за конец удочки.
Игра «Теремок»
Дети получают разные рисунки с
изображением животных, овощей, бытовых
предметов, транспортных средств. Это будут
обитатели теремка. Но не сразу. Нужно назвать их
сходство с хозяином теремка. Например: хозяйка
теремка – линейка, к ней в гости пришел
аккордеон. Сходства: линейка гибкая, и аккордеон
тоже, линейка из дерева, и у аккордеона есть
деревянные части; на линейке отметки в виде цифр,
на аккордеоне – в виде кнопочек и т.д.
Возможно, детям достаточно будет
показать несколько приемов возникновения новых
функций при объединении. Пусть они подумают, что
могут делать вместе чайник и блокнот, часы и
кошелек, лампочка и воздушный шарик.
Ученикам предлагается выбрать, кем бы
они хотели быть – великанами или крохами, чтобы
быстро ходить, хорошо прятаться, доесть
невкусную кашу, наслаждаться вкусным пирогом,
залезть в щель, остановить машину.
Это часть историй, в которые втянули нас
волшебники. Мы узнали, что любое изменение влечет
за собой последующие. Для волшебников всегда
найдется работа. Воображение их окрепло,
закалилось, стало жадным до новых приключений.
Оно напоминает улей, в который только стоит
бросить камень, как рой ассоциаций помчится во
все стороны. Придумывание, поиск выхода из
замысловатых ситуаций становятся потребностью
маленьких волшебников.
|