Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2006

МАСТЕРСКИЕ

Наталья СЫРОВА,
село Пивовариха
Иркутского района
Иркутский области

Волшебники идут на помощь

Несколько лет назад в педагогических изданиях много писали о теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Вероятно, некоторые учителя попробовали применить ее в своей работе. Кому-то идея понравилась, а кто-то отверг ее.
За эти годы в школы пришло много молодых специалистов, которые о ТРИЗе вообще ничего не слышали. Поэтому мы решили познакомить вас с опытом работы Натальи СЫРОВОЙ, успешно внедрившей в свою практику теорию, помогающую развивать младших школьников. Возможно, какие-то идеи этого педагога помогут вам в работе.

Психологи изучают структуру и качество творческого мышления и воображения и занимаются с детьми тренингом способностей, предлагая задания типа: «Придумайте как можно больше различных применений данного предмета»; «Составьте предложения, включающие данный набор слов» и т.п. Такие упражнения безусловно развивают детей, но вряд ли доставляют им удовольствие, а ведь в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный, новый результат. Никому не интересно учиться плавать только на суше. Да и непонятно, сможет ли в таком случае ученик реализовать свои способности в настоящем творчестве.

Многие педагоги увлеченно лепят, рисуют с детьми, сочиняют сказки, разыгрывают спектакли, не задаваясь вопросом, что именно происходит при этом с детьми. Прививая вкус к творчеству, они, однако, не оставляют своим питомцам возможности самостоятельного движения по выбранному пути.

Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) дарит уникальную возможность творить, то есть создавать «новое» и улучшать «старое», пользуясь сводом конкретных понятий, правил, приемов. Дети начинают делать настоящие технические изобретения, писать фантастические рассказы.

Бытует представление, что у каждого человека есть свои природные возможности и можно научить в большей или меньшей мере эти возможности использовать. Для развития творческих способностей можно давать детям задания и ждать, когда постоянные тренировки позволят им приблизиться к максимуму своих природных возможностей. Возникает вопрос: а можно ли подняться выше своих возможностей? Человек прыгает выше, опираясь на шест, передвигается быстрее, сев в машину, говорит громче, поднеся ко рту микрофон. Значит, свои природные возможности человек увеличивает, используя опыт и достижения всего человечества. Достижения в области воображения накоплены в научно-фантастической литературе. Писатели-фантасты Г. Альтов и П. Амнуэль выявили приемы, с помощью которых получена та или иная фантастическая идея. Теперь творческое воображение получило свой шест для взлета.

Как объяснить приемы и их возможное применение маленьким детям? На помощь пришли волшебники! Если у самого что-то не получается, то волшебник всегда поможет; если стало скучно и безрадостно, то волшебнику ничего не стоит сотворить какое-нибудь чудо. Поэтому на каждом занятии волшебники становятся постоянными гостями. Правда, каждый из них занимается только своей специфической работой. Познакомимся и мы с ними.

Волшебник Дели-Давай может все, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим. Например, разделить хлеб на кусочки или объединить его с маслом, чтобы получился бутерброд. Чтобы познакомиться с волшебником Дели-Давай, нужно выполнить некоторые условия: взять из пакета с вещами одну и объяснить, что одна вещь – это много вещей. Например: что у расчески много зубьев и еще ручка, что мячик состоит из резины и воздуха, стеклянный шарик – из верхней и нижней частей, а тетрадь – из обложки и страниц. После этого появляется Дели-Давай. В одной руке у него шляпа, в другой – воздушный шарик, а если их объединить, то получается рожица. Дели-Давай объясняет, что он может разделить все на свете и объединить тоже.

Игра

По рисунку «Дели» дети ходят или бегают каждый сам по себе, а по рисунку «Давай» – объединяются в пары или группы, принимая живописные позы.

Фея Инверсия может все изменить на противоположное, сделать наоборот: например, сделать день темным, а ночь светлой. Когда дети делают все наоборот, вредят, фея Инверсия их наказывает. Она все может сделать наоборот и даже сама ходит один шаг так, а другой – вверх ногами.

Игра

Фея Инверсия дает команды, которые надо выполнять в противоположных направлениях. Например: сесть! (встать), опустить руки (поднять руки), подпрыгнуть (присесть), наклониться влево (вправо) и т.д.

Задания

1. Фея Инверсия просит назвать противоположных героев для Красной Шапочки, Айболита, Чиполлино. Легче всего выполнить задания по характеристике «хороший – плохой», тогда противоположными героями будут Волк, Бармалей, синьор Помидор. А кто будет противоположностью для Буратино по другим характеристикам? По характеристике «веселый – грустный» это будет Пьеро, по характеристике «шаловливый – послушный» – Мальвина, по характеристике «наивный – проницательный» – черепаха Тортила.

2. Фея Инверсия называет слова и просит детей назвать противоположные: холодный – горячий, тяжелый – легкий, острый – тупой и т.д. Задание усложняется, если надо определить не только противоположное свойство, но и объект, имеющий это свойство. Например: белая бумага – черная доска; гладкий лед – каменистая тропинка; шумная толпа – тихая музыка.

3. Фея Инверсия задумала создать инверсионный лес, в котором все-все должно быть наоборот. Дети должны описать, как будет выглядеть такой лес. (Деревья там растут корнями вверх, а листьями вниз. Листья постоянно обгрызают травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы. Низенькие деревья утопают в огромной траве. Птицы не летают, а переползают с одной травинки на другую и ловят пролетающих мимо гусениц.)

Часто ответы детей оригинальны, интересны, и главная ценность заданий – способность формировать чувство «Я могу!». Особенно важно учитывать это, когда имеешь дело с волшебником Дели-Давай, потому что на его задания ответов порой бывает бесконечно много.

Задания

1. Дели-Давай бросает кому-то из детей мячик и говорит слово, например дом. Ребенок должен быстро назвать какую-то часть этого объекта – крыша, дверь.

2. Дели-Давай может в один день производить одинаковое количество разделений и объединений. Он запутался и просит помочь. Задача детей – проверить, является ли вторая система частью первой; тогда это будет разделение. Если нет – это будет объединение.

Например: ложка и вилка (объединение), хлеб и крошки (разделение), дверь и ручка (разделение), шуба и шапка (объединение), лиса и нора (объединение), лужа и вода (объединение).

3. Дети рисуют Льва из сказок А. Волкова. Но как показать, что это Смелый (Трусливый) Лев?

Волшебник Великан-Кроха все увеличивает или уменьшает. Кузе надоело быть маленьким: вечно терпишь всякие несправедливости! Вот если бы стать совсем большим, прямо-таки великаном! Вот это да, никто тебя не обидит. И тут, услышав призывы Кузи, появляется Великан-Кроха. Он может менять как свой собственный размер, так и размер любого человека или предмета.

Игра

Увидев рисунок «Великан», дети должны вытянуться во весь рост вверх, а увидев рисунок «Кроха» – присесть. За невнимательность можно удалять из игры.

Волшебник Тянульщик-Стремглав все замедляет или ускоряет. В ситуации когда дети делают что-то вяло, замедленно (например, здороваются или умываются), можно осведомиться, не заколдовал ли их Тянульщик-Стремглав. Этот волшебник и сам любит тянуть резину или кота за хвост, но время от времени в нем просыпается другая крайность, и тогда он стремглав летит к цели. Тянульщик-Стремглав может также и любого другого замедлить или ускорить.

Игра

Дети выстраиваются в две шеренги и берутся за руки. По рисунку «Тянульщик» шеренги медленно растягиваются, а по рисунку «Стремглав» – быстро стягиваются обратно.

Можно передавать мячик. По рисунку «Тянульщик» надо передавать его по цепочке по возможности медленнее, а по рисунку «Стремглав» – по возможности быстрее. Побеждает та команда, которая точнее выполнит задание.

Волшебник Замри-Отомри все неподвижное, статичное делает подвижным, динамичным и наоборот – динамичное, подвижное делает статичным, неподвижным. Детям напоминают сказку «Федорино горе». Горе, как известно, заключается в том, что от неряшливой старухи убежала вся посуда. А как посуда смогла убежать? Об этом в сказке не говорится. Однако детям можно доверительно сообщить, что это дело рук волшебника Замри-Отомри. Он как раз ведает теми волшебствами, когда неподвижные предметы начинают вдруг двигаться, а подвижные вещи и существа замирают на месте, как вкопанные.

Задание

Увидев рисунок «Отомри», дети должны двигаться; увидев рисунок «Замри» – остановиться. Те, кто ошибается, по одному удаляются из игры.

Волшебники помогли не только сделать доступными для детского восприятия приемы фантазирования, но и возбудить интерес к занятиям для развития творческого воображения. Дети проявляли любопытство к таинственным персонажам.

Что могут волшебники? Превращать, конечно. Был таким – стал другим. И что для этого требуется? Первым делом – научиться видеть, что в каждом существе заложены возможности изменений. Если кто-то большой, то это не значит, что он никогда не был маленьким. Если что-то мы видим целым, то это не значит, что этот предмет нельзя разобрать на части. Друзья-волшебники помогут нам увидеть мир в изменениях: у смелого хвост победно поднят вверх, у трусливого – поджат; ноги у смелого широко расставлены, толстые, как столбы, а у трусливого – дрожащие, согнутые; у смелого голова высоко поднята и грива торчит во все стороны, а трусливый сам в своей гриве спрятался и т.д.

Очень удобно использовать для развития речи «Рассказы в картинках» Радлова. Дети довольно последовательно могут передать содержание смешных сюжетов. Например: мышка грызла свечу, а в дверях появился кот, мышка испугалась. Чтобы почувствовать состояние мышки, нужно себе представить, каким страшным ей видится кот. Итак, нужно создать образ страшного кота. (В дверях появился кот, глаза у которого были большие и круглые, как блины, хвост длинный, как веревка, а когти острые, как пилы. И тут действительно мышь испугалась.)

Задания

1. У каждого ребенка свой рисунок, например машина, дерево, гриб, рыба, бабочка, перо, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик. Дели-Давай просит объединиться всех, кто: живой; издает звуки; выше стола; сам передвигается; неживой; молчит; не двигается сам; живет в воде; живет в воздухе; живет в лесу; живет в городе.

2. Дели-Давай показывает детям два рисунка: на одном – лес, на другом – степь. Известно, что в лесу живет одно маленькое животное, а в степи – другое. Чтобы узнать, что это за животные, надо определить, какими должны быть их подсистемы. Дели-Давай показывает на рисунках два хвоста, две пары лапок. Задача детей – определить, каким должно быть их назначение, какие части тела созданы для бега по степи, а какие – для прыжков с ветки на ветку. После обсуждения желательно показать угаданных животных, например белку и тушканчика.

3. Дели-Давай предлагает детям различные предметы, например ботинок, карандаш, конверт, шуруп. Вопрос: куда этот предмет может входить? (Ботинок – на ногу, в лужу, в шкаф.) Необходимо найти как можно больше вариантов.

Дели-Давай занимается также обобщением и детализацией.

Обобщение: дети должны описать предложенный перечень бытовых операций фразой из 2–3 слов. Например: мальчик протянул руку вперед, взялся за дверную ручку, нажал ее, потянул к себе (мальчик открыл дверь).

Детализация: Дели-Давай называет короткую фразу, а дети пытаются последовательно объяснить, что он имел в виду. Например: «Дядя удил» – приготовил все необходимое, закинул леску с крючком подальше в воду, а с другим концом удочки в руке сидел на берегу и смотрел на поплавок, долго сидел, иногда для разнообразия дергая за конец удочки.

Игра «Теремок»

Дети получают разные рисунки с изображением животных, овощей, бытовых предметов, транспортных средств. Это будут обитатели теремка. Но не сразу. Нужно назвать их сходство с хозяином теремка. Например: хозяйка теремка – линейка, к ней в гости пришел аккордеон. Сходства: линейка гибкая, и аккордеон тоже, линейка из дерева, и у аккордеона есть деревянные части; на линейке отметки в виде цифр, на аккордеоне – в виде кнопочек и т.д.

Возможно, детям достаточно будет показать несколько приемов возникновения новых функций при объединении. Пусть они подумают, что могут делать вместе чайник и блокнот, часы и кошелек, лампочка и воздушный шарик.

Ученикам предлагается выбрать, кем бы они хотели быть – великанами или крохами, чтобы быстро ходить, хорошо прятаться, доесть невкусную кашу, наслаждаться вкусным пирогом, залезть в щель, остановить машину.

Это часть историй, в которые втянули нас волшебники. Мы узнали, что любое изменение влечет за собой последующие. Для волшебников всегда найдется работа. Воображение их окрепло, закалилось, стало жадным до новых приключений. Оно напоминает улей, в который только стоит бросить камень, как рой ассоциаций помчится во все стороны. Придумывание, поиск выхода из замысловатых ситуаций становятся потребностью маленьких волшебников.