Материал подготовила В.
КРУТИКОВА,
учитель начальных классов школы № 3,
г. Югорск, Тюменская обл., ХМАО
Чтобы каждый день приносил ему радость
Адаптационный период первоклассника
Адаптационный период очень сложен и значим для
первоклассника. Именно в эти первые месяцы
обучения начинают формироваться новые
взаимоотношения со сверстниками, базовые
учебные установки. Адаптация – это не только
приспособление к успешному функционированию в
школьной среде, но и способность к дальнейшему
развитию.
Дети живут в школе «здесь и теперь»,
поэтому учителю надо сделать так, чтобы каждый
день первоклассника приносил ему радость, чтобы
ребенок приобретал знания и умения, а не неудачи
и неуверенность. С первого же дня в школе надо
показать каждому ребенку, что он интересен
учителю; каждому ежедневно надо оказывать
внимание – кого-то выслушать, кого-то подбодрить
взглядом, кому-то в чем-то помочь, кого-то
погладить по голове. Надо относиться серьезно к
их маленьким проблемам, принять каждого таким,
какой он есть, постараться не навредить ни
словом, ни жестом, ни взглядом. Учитель создает на
уроке обстановку доверия, уверенности в успехе,
организует деятельность, а не поведение детей.
Плохое поведение первоклассника – не вызов
учителю, а реакция на переутомление. Полюбить
всех детей невозможно, но хорошо ко всем
относиться – обязательно. Хвалить надо всех
ежедневно, но знать, сколько кого и за что:
слабоуспевающих – за маленькие победы, сильных
– за решение задач повышенной трудности (им
способности даны от природы). Хвалить учеников –
при всех, серьезные замечания делать наедине.
Хорошо, если в классе никто не знает, кто как
учится, – оценки необязательно объявлять вслух.
Для того чтобы адаптация
осуществлялась без серьезных внутренних потерь,
ухудшения самочувствия, настроения, самооценки
ребенка, учителю в первом классе необходимо:
– строить учебно-воспитательный
процесс с учетом индивидуальных особенностей,
возможностей, потребностей ребенка;
– помогать ему сформировать навыки и
внутренние психологические механизмы,
необходимые для обучения и общения в школьной
среде.
Чтобы ребенок стал успешным
первоклассником, ему нужны следующие умения:
– управлять своим вниманием;
– слушать и слышать учителя;
– работать по образцу и по инструкции;
– ориентироваться на листе бумаги;
– выполнять несложные графические работы;
– различать в словах звуки и четко их
проговаривать;
– иметь развитую мелкую моторику рук.
Не все дети одинаково хорошо владеют
этими умениями, поэтому задача учителя в
адаптационный период – развивать их. Вот
несколько советов, которые помогут и учителю, и
ученику.
Для развития концентрации внимания
можно использовать следующие упражнения:
УПРАЖНЕНИЕ 1. Дети следят за
секундной стрелкой на больших классных часах.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Учитель читает
стихотворение:
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Сначала стихотворение произносят все
хором, затем несколько раз читает только учитель,
а дети постепенно заменяют слова жестами:
колпак – показывают на голову,
мой – на себя,
треугольный – строят ладонями треугольник,
не – делают отрицательный жест головой или
пальцем.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Дети получают лист
с буквами алфавита вразброс и по заданию учителя
вычеркивают букву (например, с).
Затем делают более сложные упражнения:
букву а подчеркни, букву н
зачеркни;
гласные подчеркни одной чертой,
согласные – двумя;
звонкие согласные подчеркни синим
цветом, глухие – зеленым.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Дети списывают (без
ошибок):
Еналстаде, енадслат, етальтаррс.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Дети выбирают и
подчеркивают слог се:
Ст ее со се ее со се се ос ее ис
УПРАЖНЕНИЕ 6. Дети рассматривают
и узнают зашумленные фигуры (рис. 1).
Рис. 1
Усложнение: по команде учителя:
«Яблоко!» – дети должны удерживать в поле зрения
только яблоко (тренируется переключение
внимания).
УПРАЖНЕНИЕ 7. Дети ищут в
квадрате числа от 1 до 10 (рис. 2, 3).
Рис. 2
Рис. 3
Игра «Муха»
Муха находится в клетке игрового поля.
Дети по очереди дают ей команды: «Одна вверх» или
«Две вправо» и т.д. (нельзя ходить по диагонали и
назад). Задача игроков – не выпустить муху с поля.
Можно играть и с усложнением
правил: поле убирается с доски, дети играют на
воображаемом поле.
Для развития умения работать по образцу
предлагаются зрительные графические диктанты
(рис. 4.)
Рис. 4
Ребенок не может удерживать в памяти
двух- и трехсложную инструкцию, поэтому учитель
должен на первых порах все учебные задания
разбивать на односложные. Кроме того, следует
тренировать детей на специальных упражнениях:
Покажи ручку карандашом.
Покажи ручкой тетрадь.
Положи тетрадь внутри книги.
На столе книга, на книге тетрадь.
Пенал у книги, ручка на пенале.
Левую руку – к плечу, правой рукой
возьми себя за нос.
Левая рука на голове, правая рука за
спиной.
Руки на колене, правая рука сверху
левой.
Для умения ориентироваться на листе
бумаги дети выполняют слуховые и зрительные
диктанты
Учитель дает команды: влево, вправо,
вверх, вниз. Усложнение: влево сверху вниз, вправо
снизу вверх (имеется в виду диагональ клетки),
(рис. 5).
Рис. 5
Для развития фонематического слуха и
артикуляции даются специальные упражнения и
задания
Упражнение «Спортсмен»
Спортсмен бежит по стадиону.
Рот закрыт. В течение 30 секунд язычок
бежит по внутренней стороне губ по часовой
стрелке, 30 секунд – против часовой стрелки.
Упражнение «Уколы»
Рот закрыт, язык колет внутренние
стороны щек.
Упражнение «Гусенок»
Рот приоткрыт, язык двигается в
быстром темпе вправо и влево.
Задание 1
Дети произносят чистоговорки:
Бьют часы на башне Спасской:
Дин-дон, дин-дон.
А стенные – побыстрее:
Тики-таки, тики-таки.
А карманные – спешат:
Тики-тики-так, тики-тики-так.
Бубнит барабан,
Что побит барабан,
А труба трубит:
«Хорошо, что побит!»
Барашеньки крутороженьки
По лесам ходят,
По горам бродят.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
– Расскажите про покупки.
– Про какие про покупки?
– Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Задание 2
Учитель предлагает детям прохлопать
ритм детской песни вслед за ним (от простых
коротких ритмов к более сложным).
Задание 3
Учитель произносит слова, но не слитно,
а по отдельным звукам: [м’], [а], [ч’]. Дети
синтезируют звуки в слово. По мере освоения
упражнения слова удлиняются, темп произношения
меняется. Дети сами загадывают слова из звуков.
Для развития мелкой моторики рук
используется пальчиковая гимнастика
Кроме того, дети охотно занимаются
спичечной гимнастикой и выкладывают из спичек
(или палочек) различные фигуры (рис. 6.)
Рис. 6
Выполнять мелкие движения рукой
первокласснику поможет рисование штрихом (рис. 7).
Рис. 7
Малышу не под силу просидеть
неподвижно все 35–45 минут урока, поэтому можно
последние несколько минут каждого часа читать
детям интересную книгу (чтение с продолжением), а
им в это время разрешить положить голову на парту
и закрыть глаза. Внутри урока полезно проводить
не только физкультминутки, но и специальные
упражнения на релаксацию:
набираем
в руки воображаемый песок, сжимаем пальцы,
удерживаем в руках, посыпаем колени песком,
постепенно раскрывая пальцы;
энергично
надуваем воображаемый воздушный шарик, затем он
медленно со звуком «с-с-с» начинает сдуваться;
встаем
прямо, принимаем позу солдата на посту и не
двигаемся 10 секунд, затем на 10 секунд принимаем
позу тряпичной куклы, повторяем несколько раз;
представляем,
что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним: с
силой натягиваем носки на себя, задерживаемся в
таком положении, затем выпрямляем пальцы –
сбрасываем муравья;
представляем,
что дети – дрожащее желе в блюде: учитель
встряхивает блюдо – дети раскачиваются; желе
тает и растекается.
Полезен отдых под музыку. Можно
предложить послушать шелест листьев, шум ручья,
пение птиц.
Специальные упражнения для
предотвращения близорукости
плавно
вращаем глазами под расслабленными прикрытыми
веками;
бросаем
взгляд вверх, вниз, влево, вправо;
смотрим
на кончик носа, потом переводим взгляд на доску (5
раз);
10 раз
зажмуриваемся, не размыкая век;
10 раз
нахмуриваем брови;
рисуем
глазами на доске большую лежащую восьмерку.
Родители первоклассника должны стать
единомышленниками учителя
Но и их надо к этому подготовить. На
организационном собрании или в беседе после
уроков полезно дать родителям следующие советы:
будите
ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть
вашу улыбку и услышать ласковый голос;
не
торопите ребенка: рассчитать время – ваша
задача;
не
отправляйте малыша в школу без завтрака;
пожелайте
ребенку удачи, подбодрите;
встречайте
ребенка после школы спокойно, забудьте фразу:
«Что ты сегодня получил?», вспомните, как вы сами
себя чувствуете после рабочего дня, – дайте
ребенку расслабиться;
не
торопитесь посадить ребенка за уроки –ему
необходимо 2–3 часа отдыха (сон, прогулка);
помните,
что после 15–20 минут занятий необходимо делать
10–15-минутные подвижные переменки;
имейте
в виду, что в течение учебного года есть
критические периоды, когда учиться сложнее,
быстрее наступает утомление, снижена
работоспособность: это первые 4–6 недель, конец II
четверти, первая неделя после каникул, середина
III четверти;
не
забывайте, что дети любят послушать сказку перед
сном; ласковое поглаживание успокаивает их,
помогает снять напряжение, спокойно уснуть; не
вспоминайте перед сном неприятностей, не
выясняйте отношения.
Существует два вида общения с детьми
– вербальное и невербальное. Вербальное, то есть
словесное, присутствует на протяжении всего
урока, но если это монолог учителя, знайте –
ученики «отключаются», послушав 12 минут. Поэтому
урок надо строить в форме диалога. Невербальное
общение более значимо для детей. Именно на
невербальном уровне они считывают настроение
учителя, отношение его к себе.
Предъявляя определенные требования к
ученику и его родителям, и сам учитель должен
соответствовать своей профессии, иметь такие
личные качества, как:
устойчивое,
хорошее настроение при работе с детьми;
потребность
в общении, терпение;
способность
мысленно ставить себя на место другого человека;
понимание
намерений, настроения людей;
умение
разбираться в человеческих взаимоотношениях;
умение
находить общий язык с разными по характеру
людьми.
Человеку, выбравшему своей профессией
труд учителя, надо сознавать, что не будет легких
уроков и легких дней, одинаково умных и послушных
детей. Настоящий учитель находится в постоянном
творческом поиске, и это норма его жизни. Ленивых
и равнодушных школа не принимает. Зато если ты
состоялся как учитель, твоя жизнь будет
наполненной. Будет трудно, но откроется «второе
дыхание», a детские глаза подарят тебе в знак
благодарности свою признательность.
|