Материал подготовила
Татьяна ПАКУЛОВА,
учитель МОУ СОШ № 1,
п. Карымское, Читинская обл.
Поиск и апробация новых систем
оценивания в условиях безотметочного обучения
Модернизация российского образования
– это долгосрочная перспектива, определяющая
пути совершенствования и развития образования
на ближайшее десятилетие. Включение начальной
школы в 2001 году в этот широкомасштабный
эксперимент во многом обусловлено
необходимостью решения ряда проблем первой
ступени школьного образования:
обновление содержания образования в
условиях вариативной четырехлетней начальной
школы, обеспечивающей дифференциацию и
индивидуализацию начального образования;
использование методик и технологий,
адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и
сохраняющих здоровье младших школьников;
организация системы оценивания
учебных достижений младших школьников в
условиях безотметочного обучения.
Одним из условий обновления
содержания начального образования явились
внедрение и апробация новых учебно-методических
комплектов, большинство из которых являются
развивающими. Не менее важен вопрос
использования современных методов, форм, приемов
работы, адекватных целям и задачам начального
образования. С учетом того что современная
начальная школа – это не школа навыка, а школа
пробы сил ребенка, становится актуальной
проблема оценивания учебных достижений каждого
ученика, нацеленная на личностный рост и
развитие, а не на уровень среднего ученика.
Новая система оценивания должна
нормализовать отношения ученика с учителем,
родителями и самим собой; снять тревожность,
снизить невротизацию детей; повысить учебную
мотивацию; позволить отслеживать динамику
школьной успешности. В соответствии с этим в
практику начального образования вводится
система безотметочного обучения, позволяющая, по
мнению педагогов и ученых, решить указанные
проблемы. Но с полной уверенностью утверждать,
что это действительно так, можно только по
окончании эксперимента на начальной ступени
школы.
Следует отметить, что впервые
эксперимент по введению безотметочного обучения
начался в 50-е годы XX века под руководством
Ш.А. Амонашвили. Результаты показали, что
отношение детей к учению в целом зависит от
характера самого педагогического процесса, от
отношений между педагогом и детьми. [1] Основная
цель такого обучения – сформировать и развить
оценочную деятельность детей, сделать
педагогический процесс гуманным и направленным
на развитие личности ребенка. Необходимо
учитывать, что это не обучение традиционного
вида, из которого изъяты отметки, а качественно
новое обучение в начальных классах – на
содержательно-оценочной основе.
В нашей школе экспериментальная
работа по апробации различных способов оценки
учебных достижений учащихся и определению их
влияния на психическое состояние младших
школьников началась с 1 сентября 2000 года. По
нашему мнению, обязательным условием успеха
является установление новых взаимоотношений
между ребенком и учителем, одноклассниками,
родителями, а также формирование самооценки
учащихся и рефлексивной деятельности учителя.
Работа ведется по следующим
направлениям:
психологическая перестройка учителя,
осознание им целесообразности перехода на
безотметочное обучение;
разработка системы оценивания
учащихся, адекватной возрасту детей и в то же
время функциональной и открытой для ребенка;
реализация воспитательной,
личностной направленности оценочной
деятельности как учителя, так и учащихся;
психолого-педагогическая работа с
родителями по организации сотрудничества.
Понятно, что, ликвидировав отметку –
удобное средство манипулирования, надо было
заменить ее развернутыми содержательными
рецензиями. Для формирующейся личности
маленького школьника нужно не обозначение на
бумаге его успехов, а терпеливое объяснение того,
что и как нужно делать, в чем и как он
продвигается. В первую очередь оценка должна
быть проявлением чуткости, доброжелательности.
Учитель должен
перейти на новый уровень понимания ошибок
ребенка и проблемы детского незнания. Незнание –
это не порок, это стимул к познанию, поэтому важно
не наказывать ученика за незнание и ошибки, а
стимулировать к познанию через похвалу,
одобрение, создание ситуации успеха, сомнение,
совет, поддержку и сотрудничество. Иногда
помогает просто улыбка, кивок головой, выражение
удивления, огорчения или беседа наедине – все
это стимулирует, подбадривает ребят.
Ребенку необходимо сопереживание
учителя, оказание помощи в преодолении
трудностей и неудач. Оценка должна отражать
оптимистическое отношение взрослого к ребенку.
Младший школьник стремится учиться не только
потому, что узнает новое, но и потому, что учитель
тоже будет радоваться его успехам и огорчаться в
случае неудачи.
При оценивании устных и письменных
работ ребенка необходимо в эмоциональной форме
сформулировать словесную оценку, показать
удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне
нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь
лучше меня»; «Хорошо, спасибо! Тебя было
интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все
получится, только давай делать так...»; «Смотри,
оказывается, можешь! Ведь получилось же,
молодец!» Кроме того, в процессе оценивания
учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а
что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это
может быть важной функцией на всех этапах, и
особенно на этапах актуализации знаний и
применения новых знаний.
Важным компонентом является анализ
хода и результатов учебной деятельности
учащихся, но не только учителем, как это принято в
традиционной системе обучения, а совместно с
учениками, развивая у них умение видеть
достоинства и недостатки, возможные пути их
совершенствования или преодоления.
Научить детей анализировать
результаты учебной деятельности достаточно
сложно, так как специфика человеческого
восприятия сориентирована на первичное
вычленение недостатков, а потом достоинств.
Кроме того, для детей характерно то, что они
хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с
этим очень важно в условиях безотметочного
обучения сформировать положительное отношение
детского коллектива к каждому ученику, так как
каждый имеет свой темп развития, свои успехи.
Детей нельзя сравнивать: этот умный,
спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий.
То, что одному дается легко и просто, для другого
может представлять большие трудности. В связи с
этим нужно нацелить детей не на обнаружение
недостатков, неудач другого, а на выявление
положительных сторон.
Это достигается за счет использования
приемов самопроверки и взаимопроверки. В роли
эталона выступает образец правильного
выполнения работы, сравнивая с которым, ребята
оценивают результаты своей работы.
При организации взаимопроверки нужно
сориентировать учащихся на то, что они должны
видеть друг в друге хорошее, положительное, с
уважением воспринимать успехи своего товарища и
радоваться им. Для этого мы используем жетоны
разного цвета, каждый из которых несет
определенную смысловую нагрузку. При подведении
итогов дети дарят голубой – самому вежливому
(кому хочется сказать сегодня спасибо); зеленый –
самому активному на уроке; фиолетовый – самому
старательному. Для того чтобы у детей не
закрепилось восприятие друг друга относительно
определенного критерия и цвета как носителя
смысловой характеристики, формулировка критерия
оценки и цвет меняются на каждом уроке.
Оценка – гибкий инструмент, который
учитель может использовать по своему усмотрению
для управления учебной деятельностью. «Слабый»
ученик, который начал проявлять к учебе интерес,
нуждается в большем подкреплении, чем «сильный»
ученик.
Вот один пример. У нас в классе есть
девочка Таня, которая не была готова к обучению в
школе, – домашний ребенок. В первое время ей
было трудно успевать за ребятами, она часто
плакала. Мы ее старались хвалить за малейшие
подвижки: за красивые буквы, за первый
прочитанный слог, за самостоятельно решенный
пример или задачу. Таня стала «расти на глазах»: в
I полугодии она читала 8 слов, в конце года – 26
слов, все ребята ей хлопали. И снова хлопали после
проверки диктанта: Таня получила 18 баллов, а
многие другие – 24 балла. Я спросила – почему,
ведь у Тани меньше баллов, чем у Даши и Кати?
А дети мне ответили, что у Тани обычно было 12–14
баллов, а сегодня уже 18.
Таким образом, при коллективной форме
оценивания необходимо помочь детям увидеть
успехи товарища (хорошо считает, выразительно
читает, аккуратно пишет и т.д.) и, конечно,
высказать пожелания и замечания (например,
советуем выучить таблицу и завтра ее рассказать).
Коллективно мы чаще всего оцениваем конкурсы
рисунков, поделок, образцов тетрадей, а учитель
следит за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в
этом обсуждении.
Важным
результатом обучения без отметок становится
умение ребенка сопереживать, радоваться за
успехи другого, критично подходить к выполненной
работе, уважать собственные и чужие достижения –
у детей развивается опыт активных форм
взаимопомощи, взаимоподдержки. Развивать это
легче всего на уроках труда. Ведь порой учителю
очень трудно успеть помочь каждому, кто уже
справился с заданием. Дети понимают друг друга
быстрее. Постепенно от этого вида взаимопомощи
мы перешли к взаимопроверке на уроках русского
языка и математики: если ты не уверен в
результате, сверься с ребятами или с учителем –
ведь мы хотим научиться.
При безотметочном обучении очень
важно научить детей эталонам самооценки,
способам обнаружения возможных ошибок и их
исправления. Можно обсудить с ребенком вслух его
собственную работу (он говорит, что у него
получилось хорошо, что особенно хорошо, где он
допустил ошибку, на что нужно обратить внимание).
После завершения письменной работы на уроке
каждому ученику предлагается оценивать ее в
баллах:
– если все сделано правильно – 3
балла;
– если допущены незначительные ошибки – 2
балла;
– если допущены значительные ошибки, но
задание написано – 1 балл (ребенок его делал,
прикладывал усилия, но у него не получилось –
здесь работает принцип: незнание не
наказывается, стимулируется процесс познания);
– если задание не выполнено, то есть ребенок к
нему даже не приступал, баллы не ставятся, так как
нулевой балл не может быть использован ради
соблюдения педагогической этики.
С середины и до конца начальной школы
ученики переходят на накопительную систему
оценивания. Вместо отрицательных и
положительных оценок за любое успешное действие
ученик получает баллы успешности. Баллы ставятся
за каждый вид задания отдельно, например при
решении задачи оценивается отдельно: умение
делать чертеж, умение составлять алгоритм
решения, умение правильно находить ответ и
записывать его. По результатам выполненных
заданий ученик набирает определенное количество
баллов успешности.
Одним из приемов оценивания младшим
школьником процесса собственной учебной
деятельности и ее результатов является «Древо
творчества». У детей в общей корзине лежат плоды,
цветы, зеленые и желтые листики, которые дети
делают совместно с родителями из цветной бумаги
по 5 штук каждую неделю. В конце дня или урока дети
прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло
полезно, плодотворно; цветок – получилось почти
все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик
– не все получилось, но я старался; желтый листик
– не смог справиться с заданием, еще нужно
работать.
Оценочная деятельность учителя не
должна быть отдельной частью урока – она должна
пронизывать всю его работу. Одновременно важно
помнить, что следует оценивать не только
результат учебного труда, но и особенно
прилежание, усердие, стремление преодолеть
трудности, проявить самостоятельность. В связи с
этим одна из проблем, которая стояла и стоит
перед нами, – как организовать оценивание
учебных достижений младших школьников, чтобы не
свести его только к оцениванию знаний, умений и
навыков, а охватить весь процесс учебной
деятельности и его результаты.
На педагогическом совете школы,
взвесив все «за» и «против», мы пришли к выводу,
что оценка должна фиксировать достижения
ученика, отслеживать его продвижения в
личностном развитии. В связи с этим нами была
разработана система критериев при осуществлении
текущего контроля: П – правильность, К –
красота, Ст – старание, Тр – трудность и
т.д. Дети сами оценивают работу (ставят
горизонтальную черту (одну или несколько) на
полях, с указанием критерия, в соответствии с
которым хотели бы себя оценить). При проверке
работы учитель оценивает работу ученика, и
показатели сравниваются. Как показала практика,
самооценка детей, пришедших в первый класс,
завышена, но в процессе адаптации она становится
адекватной (для определения самооценки была
использована методика «Лесенка», модификация
В.Г. Шур).
Степень обученности проверяется в
ходе тематического и итогового контроля. Здесь
ученик сам выбирает уровень трудности учебных
заданий. Согласно А.Э. Симановскому (4) для
реализации безотметочного обучения необходимо
соблюдать четыре принципа:
1. Принцип градации трудности
учебного материала, который предполагает в
структуре любого учебного материала
предусмотреть виды заданий, с которыми способны
справиться учащиеся любого уровня подготовки.
2. Принцип свободы выбора учеником
трудности учебного задания, реализация которого
позволяет ему осознать свою ответственность за
результаты учебной деятельности и сформировать
адекватную самооценку. При этом одни учащиеся
могут добиться значимых учебных достижений,
выполняя большое количество простых заданий
(проявляя трудолюбие), другие – выполняя
небольшое количество сложных заданий (проявляя
сообразительность и творческие способности).
3. Принцип постепенного накопления
достижений: учащиеся с низким темпом обучения
смогут почувствовать себя успешными даже на
первых этапах формирования учебных умений, если
не ограничивать время и формы учебной работы,
подлежащей оцениванию.
4. Принцип свободы: в любой момент
времени учащийся должен иметь возможность
улучшить свои достижения. Для этого учащимся
время от времени предлагают вернуться к заданиям
пройденных учебных тем или к ранее оцененным
умениям.
«Электронный паспорт ученика»
позволяет отследить характер изменений в уровне
подготовки учащегося на протяжении всего
процесса обучения. Кроме того, он дает
возможность учителю, учащемуся и его родителям
получать принципиально новую и чрезвычайно
важную информацию о месте школьника в
соответствующей возрастной группе с точки
зрения уровня его подготовки по данной
дисциплине.
В течение года проводится 5
обязательных для всех контрольных (проверочных)
работ с заданиями по всем линиям развития для
данного предмета на трех уровнях сложности:
минимальном, базовом или максимальном.
По результатам оценивания к концу года
мы получаем:
Для того чтобы родители имели
представление о динамике развития ученика, может
быть использована карта педагогической
диагностики (в ее составлении учителю
помогает психолог, обработка данных
осуществляется с помощью компьютера). Карта
позволяет родителям узнать о месте ребенка в
учебном процессе и варианты действий,
направленных на формирование оптимальных
условий для его дальнейшего развития и обучения.
Для итоговой аттестации мы
предполагаем использовать накопительную
систему оценок, что связано, прежде всего, с
освоением западной технологии «учебное
портфолио» (портфель ученика). При такой системе
накапливаются не отметки за работы учащихся, а
содержательная информация о них и даже они сами.
«Портфель» собирают сам ученик и его родители, а
учитель к концу года на основе исследования
психолога составляет характеристику на каждого
ученика. В ней указываются положительные и
отрицательные стороны характера школьника,
мотивация к учению, дисциплина, напряженность
работы на уроке, а также результаты, достигнутые
к концу учебного года, с перечислением усвоенных
и неусвоенных тем. Далее характеристика содержит
рекомендации ребенку и родителям для ликвидации
обнаруженных пробелов в знаниях.
Впрочем, должна признаться, что на
сегодняшний день мнения родителей о результатах
нашего эксперимента различны. Большинство
родителей переживают за переход ребят в среднее
звено школы. И переживания эти достаточно
обоснованны, так как в начальной школе апробация
систем оценивания учебных достижений идет
продуктивно и интенсивно, а в среднем звене об
этом еще молчат. Каждого интересует, насколько
возможно будет сохранить принципы оценивания,
принятые в начальной школе.
В связи с этим, определяя дальнейшие
перспективы развития практики обучения без
отметок на содержательно-оценочной основе,
необходимо в первую очередь решить вопрос о
преемственности систем оценивания при переходе
из школы начальной ступени в основную. Решение
данного вопроса требует не только поиска
практических путей, но и научного обоснования. В
рамках нашей школы это становится локальным
направлением эксперимента.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка,
отметка. М.: Знание, 1980.
2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология
контроля и оценки учебной деятельности:
Образовательная система Д.В. Эльконина,
В.В. Давыдова. М., 2002.
3. Логинова О.Б. Система оценивания
учебных достижений школьников: Рекомендации
Министерства образования Российской Федерации
для участников эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования. М., 2001.
4. Симановский А.Э. Безотметочное
обучение: возможности и пути реализации. М.:
Баласс, 2003.
|