Н.Ф. ВИНОГРАДОВА
УМК «Начальная школа XXI века»
Учебно-методический комплект (УМК) «Начальная
школа XXI века» разработан коллективом авторов
Центра начального образования Института
содержания и методов обучения Российской
академии образования под руководством
члена-корреспондента РАО, доктора
педагогических наук, профессора, автора
интегрированного курса «Окружающий мир» Натальи
Федоровны Виноградовой.
Н.Ф. Виноградова – хорошо известный в России и
за рубежом ученый, автор более чем 200
научно-методических книг и статей, прекрасный
лектор. По поручению Министерства образования и
науки РФ она руководила коллективом по
разработке Концепции непрерывного образования
(дошкольное и начальное звено), Государственных
стандартов начального общего образования.
Наталья Федоровна является руководителем
проекта «Предшкольная пора».
Авторский коллектив УМК удостоен премии
Президента РФ в области образования.
УМК «Начальная школа XXI века» стал победителем
конкурса Министерства образования и науки РФ и
Национального фонда подготовки кадров по
созданию учебников нового поколения.
Издательство «Вентана-Граф», выпускающее УМК,
получило «Книжного Оскара» в номинации «Учебник
XXI века» XIV Московской международной книжной
выставки-ярмарки.
Работа по учебно-методическим пособиям
комплекта интересна и учителю, и ученику.
Современный взгляд
Школьные психологи утверждают, что
наиболее частая проблема, с которой они сегодня
сталкиваются в начальной школе, – это тревога
младшего школьника по поводу контроля, боязнь
необъективной оценки учителя и неадекватной
реакции одноклассников и родителей на
результаты учебы. Есть интересные
психологические исследования (например, А.М.
Прихожан), где доказывается отрицательное
влияние тревожности ученика начальных классов,
связанной с контролем и оценкой его учебной
деятельности, на его психическое состояние.
Данное явление, свойственное нашей школе,
определяется в первую очередь тем, что на этой
составляющей методической системы меньше всего
отразилась общая тенденция к личностно
ориентированному обучению: подходы учителя к
контролирующей и оценочной деятельности сегодня
такие же, как и прежде.
Анализ новых подходов к контролю и
оценке («Начальное образование» № 1/2003) выявил
возможность гуманизировать этот процесс,
сделать его, как ни странно это звучит, радостным
и желанным для ребенка. Действительно, значение
контролирующей и оценочной деятельности очень
велико: ученик – прежде всего! – и все желающие
(родители, директор и др.) получают представление
о сформированности знаний, умений и навыков, что
позволяет скорректировать процесс учения и
обучения. В этом случае и ученик, и учитель ставят
перед собой два вопроса: что я делаю не так,
если...? как я должен изменить свою деятельность,
чтобы...? Как видим, вопросы и для школьника, и для
педагога одни и те же, и каждый задает их себе! Обычно
все бывает наоборот: учитель предъявляет
требования к ученику, а тот, в свою очередь,
обвиняет в необъективности учителя. Это
происходит потому, что мы упускаем важную
функцию контроля и оценки – совместный анализ (и
ученика, и педагога) характера ошибок, их причин,
а также поиск путей преодоления этих ошибок.
Из сказанного следует важный вывод:
чтобы ученики адекватно реагировали на оценку
учителя, чтобы они не попадали в «зону
тревожности», необходимо формировать у них
собственную контролирующую деятельность,
объективную самооценку.
Чему целесообразно учить младших
школьников?
1. Осознавать мотив своей
деятельности. Для этого ученик должен ответить
себе на вопросы: зачем мне нужно это знать, уметь?
что я приобрету, если это узнаю? что я потеряю,
если этого не узнаю? Ребенок должен быть умеренно
озабоченным своими успехами, оценивать свои
ощущения от успеха (поражения).
2. Планировать свою деятельность, то
есть понимать, что планирование – это дисциплина
труда. Надо учить младшего школьника отвечать на
вопросы: какие мои усилия потребуются для
выполнения учебной (практической) задачи? что я
должен делать и какова последовательность моих
действий (что сначала, что потом)? какие средства
мне понадобятся для этого? какие трудности могут
встретиться мне и как я смогу их преодолеть?
3. Анализировать достигнутый
результат. Для этого необходимо ответить на
следующие вопросы: соответствует ли полученный
результат поставленной цели? как я могу
проверить полученный результат? замечу ли
допущенные ошибки? пойму ли, почему они возникли?
Надо оценивать свои усилия при решении учебной
задачи и их влияние на результат деятельности.
4. Знать характеристику отметок: за что
каждая ставится.
Какие советы пригодятся учителю, чтобы
решить все эти задачи?
Совет первый. Формировать у
младших школьников уверенность в своих силах.
Дети этого возраста учатся в ситуации успеха,
поэтому любой, даже самый маленький, успех
школьника учитель должен заметить и отметить
прилюдно (!). Это позволяет не только снять
детскую тревожность («Не умею, не получается, не
буду...»), но и придать всем действиям ребенка
оптимизм, уверенность в возможности выполнить
задачу. Здесь еще раз обращаем внимание
читателей на необходимость работать в «зоне
ближайшего развития» (этот феномен обучения был
открыт Л.С. Выготским). Обучение в «зоне
ближайшего развития» означает постоянную
гуманную (!) помощь ученику до тех пор, пока он
самостоятельно не сможет решать поставленную
перед ним задачу. Эти поддержка и помощь должны
состоять не в формальной подсказке («Делай так,
повторяй за мной!»), а в обучении
последовательности тех шагов (действий,
операций), которые необходимо осуществить
школьнику, чтобы решить поставленную задачу.
Также очень важно создавать ситуации интереса к
оценке своей деятельности.
Совет второй. Предоставлять
ученику право выбора трудности работы. Учитель
знаком со способами дифференциации обучения и
знает, что ученик работает успешнее, если
поставленная перед ним задача соответствует его
возможностям. Поэтому «слабым» детям педагог
предлагает нетрудные задания, а наиболее
успешным – трудные. Но это лишь один и, кстати, не
самый эффективный путь повышения успешности
обучения.
Дело в том, что младший школьник должен и может
сам оценивать свои силы и возможности, поэтому
более целесообразно предоставить ему самому
выбор задания из предложенных разноуровневых.
Конечно, учитель поможет советом («Начни сначала
с простого», «Я советую тебе не тратить время на
легкое задание, ты можешь выполнить и более
сложное» и т.д.), но право выбора остается за
детьми, поэтому все рекомендации учителя должны
восприниматься ими как советы, а не как
приказания. Именно такой подход к обучению
становится условием формирования объективной
самооценки ученика.
Совет третий. Разбирать с
учащимися контрольные (самостоятельные) работы
сразу после их выполнения. Учителя часто
спрашивают, действительно ли сейчас не
рекомендуется исправлять работы учащихся, а
только отмечать место, где ребенок допустил
ошибку. Например, педагог подчеркивает слово, где
есть ошибка, а дети сами ее исправляют. Да, такая
рекомендация высказана в Методическом письме
Министерства образования и науки РФ «Контроль и
оценка результатов обучения в начальной школе»
№ 1561/14-15 от 19.11.1998. Следование ей положительно
влияет на результаты обучения: по данным
исследований, уже через 2–3 месяца работы по этой
методике количество ошибок уменьшается на 20–25%.
Также чрезвычайно важно задавать учащимся
алгоритм пошагового контроля, а для этого
использовать прием работы не в тетради, а на
индивидуальной грифельной доске. В этом случае
запись в тетрадь начинается тогда, когда
определенное умение сформировано. Таким образом
можно отрабатывать таблицу умножения, правила
написания слов, классификацию предметов по
группам и т.д.
Выполнение только этих советов очень
быстро приведет к положительным изменениям в
отношении младших школьников к контролю и оценке
со стороны учителя.
89 учителей из 100 на вопрос: «Зачем вы проводите
контроль?» – отвечают: «Чтобы узнать, что дети не
знают, не усвоили, где ошибаются». А надо ученику
показать, что успел, что получилось, что понял,
где молодец, а потом, вместе разобраться где не
молодец. «Посмотри, какой ты молодец! Написал
правильно и это слово правильно проверил. А вот
здесь давай разбираться». И тогда ученики
контроля не боятся.
|