Аркадий КУЗНЕЦОВ
Повесть «Среди слов». Продолжение. См. 34, 41, 46/2004; № 2, 11, 15/2005
Чем стихи отличаются от прозы?
– Какие вы знаете стихи? – задала вопрос в
начале нового занятия Анна Александровна.
– Пушкина, Есенина, – сказала Диана.
– У Пушкина еще сказки написаны стихами, –
уточнил Юлик.
– А еще? – продолжала спрашивать
преподавательница.
– Еще Маршака, Тютчева, Заходера, Берестова, –
стала перечислять Агата. – Мы учили эти стихи на
уроках.
– И что же вы учили?
– Учили Тютчева: «Чародейкою Зимою околдован
лес стоит». А Маршака – «Говорят, под Новый год
что ни пожелается…»
– «...То всегда произойдет, то всегда
сбывается», – закончила Диана.
На этом как-то все закончилось – больше никто
не мог припомнить определенных стихов…
– И это все? – спросила Анна Александровна. –
Маловато. Ну что же, будем читать стихи и учиться,
как читать стихи.
– А разве этому надо учиться? – недоверчиво
переспросил Федот.
– Стихи – это… особый вид литературы. Древние
греки считали, что поэзия – это речь богов.
Сегодня мы выясним, чем же стихи отличаются от
прозы. Кое-кто поможет нам сейчас в этом
разобраться. Включим компьютер. Сейчас я наберу:
«Чем стихи отличаются от прозы?» Что же мы видим?
«Приключения Незнайки».
А из
дискеты, вынутой из компьютера, шлепнулись на
учительский стол двое коротышек.
– А, Незнайка! Ты снова здесь! Привет! –
закричали ребята.
– Да, братцы, вы не ошиблись. Тут снова я,
Незнайка.
– Незнайка, ты опять задаешься, – проговорил
второй коротышка, кудрявый и с серьезным
выражением лица.
– Это я задаюсь? Да что ты, я просто хочу
рассказать ученикам, как я понял, что сочинять
стихи – нелегкая штука. Ах да, я тебя не
представил! Это Цветик, лучший поэт в Цветочном
городе. Лучше я стихами скажу:
Он поэт, зовется Цветик.
От него вам всем приветик!
– Незнайка, не отнимай у меня стихи! Это ведь я
сочинил: «Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем
приветик». Правда же?
– Ну, правда.
– А у тебя-то что получилось? «Я поэт, зовусь
Незнайка, от меня вам балалайка».
– Теперь уже ты за меня говоришь! Я это и хотел
сказать, что рифма есть, а смысла нет! Сначала у
меня именно так получилось! Зато потом уж я
насочинял на весь Цветочный город!
– Ты дразнилки какие-то насочинял! «Знайка шел
гулять на речку, проглотил случайно свечку…»
– Не так, не так! «Перепрыгнул через овечку!»
– Ну все равно, какой в этом смысл? А Знайку
обидел!
– Да и Торопыжку обидел, и Авоську… То есть что
я скажу, братцы: в стихотворении должна быть
рифма. Но и смысл должен быть!
– А смысл должен быть и в прозе, – сказала
Диана.
– Но в стихотворении – и смысл, и рифма. Сначала
я хочу, чтобы вы придумали рифму. Так, Цветик?
– Да, так. Пусть поупражняются, чтобы понимать,
как пишутся стихи!
– Придумайте, ребята, рифму к слову «жучок».
– Сачок, – сказал Федот.
– Сучок, – предложила Агаша слева.
– Старичок, – отозвался, подумав, Юлик.
– Сморчок! Стручок! Щелчок! Бычок! – находили
ребята всё новые рифмы.
– Цветик, скажи ты теперь, – попросил Незнайка,
– что надо делать, чтобы и рифма была, и смысл.
– Итак, посмотрим, что вы предложили. Не надо
обижать жучка, поэтому отбросим «сачок» и
«щелчок». «Бычок» и «сморчок» тут не при чем,
«стручок», пожалуй, тоже. «Старичок»… жучок,
конечно, может быть, старичок, но о чем тут
сочинишь стихи? Что же остается?
– Сучок, – подсказал Юлик.
– У жучка с сучком может быть прямая связь –
он ведь может забраться на сучок! Ну, попробуйте
теперь сочинить двустишия с этой рифмой! Такая
игра называется, между прочим, буриме.
Через минуту Юлик предложил вот что:
Какой догадливый жучок –
Взлетел он прямо на сучок!
– Что же, друзья, вы делаете успехи! –
обрадовался Цветик.
– Да! И рифма есть, и смысл! – подтвердил
Незнайка.
– Спасибо вам, – сказала коротышкам Анна
Александровна. – Вы хорошо здесь кое-что
объяснили.
– А теперь, пожалуй, нам пора. Нам много чего еще
нужно сделать для тех, кто читает нашу книгу! –
объяснил Цветик.
Когда коротышки исчезли в дискете, Анна
Александровна продолжила занятие.
– Ну, как вы поняли, что должно быть в
стихотворении, чтобы оно было стихами?
– Конечно, рифма! – удивился вопросу Федот.
– И смысл тоже, – добавила Агафья.
– Но и что-то еще должно быть. Цветик и Незнайка
специально сказали вам не обо всем. Подумайте.
Если вам трудно, пусть кто-нибудь прочитает вслух
стихи – какие-нибудь самые запомнившиеся, а
может быть, и любимые.
– У меня есть любимые стихи, – сказала Диана.
– Прочитай. Ты их помнишь наизусть?
– Да, помню:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна…
– Молодец, – похвалила Анна Александровна.
Помнишь, чьи это стихи?
– Сергея Есенина, – ответила Диана.
– Смотрите, Диана так хорошо выучила стихи
Есенина, прочитала их, как по нотам играет
музыкант. А прозу вы можете так же вот легко
прочитать наизусть?
– Прозу… Пожалуй, нет, – откликнулся Юлик. –
Так хорошо проза не заучивается.
– Стихи складные, – продолжил мысль Федот. –
Поэтому они запоминаются лучше, чем проза…
– Обычно в стихах есть определенный ритм –
ударения через определенное число слогов. – Анна
Александровна включила экран компьютера, где
вызвала картинку с черточками:
– Еду. Тихо. Слышны звоны… Слышите –
чередуются ударные и безударные слоги.
Попробуйте-ка теперь вспомнить еще какие-нибудь
строчки стихов, подходящие под этот ритм.
После минутного раздумья первой нашлась Диана:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
– А вот еще, – предложил Юлик:
Дети, в школу собирайтесь,
Петушок пропел давно…
– Откуда ты знаешь эту песню? – Анна
Александровна даже удивилась.
– Учили в хоре, – сообщил мальчик. – Это старая
школьная песня.
– Это не просто старая, а очень старая школьная
песня. С ней дети шли в школу почти полтора века
назад!
– А вот это подходит? – отозвалась Агаша слева:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик…
Тут уже все стали подбирать подходящие строчки:
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит…
За горами, за лесами,
За широкими морями…
– Достаточно! – обрадованно прервала ребят
Анна Александровна. – Это очень подвижный
игровой размер стиха – недаром им написано так
много детских стихов и песен. Называется он хорей.
Бывают и другие размеры. В русской поэзии, кроме
хорея, самый распространенный из них – ямб. В
нем, наоборот, делается ударение не на первом из
двух слогов, а на втором. Например, у Пушкина:
Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…
И на экране включился новый ряд черточек:
– А зачем так – в стихах разные размеры? Не все
ли равно, хореем или ямбом написано? – вдруг
задал вопрос Федор.
– А я думаю так, – сказал Юлик: хорей – очень
подвижный стих, а ямб – медленнее.
– В чем-то ты прав, – заметила Анна
Александровна. – Вот попробуйте сказать, что вам
напоминает хорей. Та-та та-та та-та та-та…
– Как будто дети прыгают, – ответила Агаша
слева.
– А еще похоже на то, как малыша укачивают, –
отозвалась Диана.
– Что же, это правда, – откликнулась
преподавательница. – Подавляющее большинство
колыбельных песен – это не случайно хорей:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю…
А по поводу того, как дети играют под стихи,
написанные хореем, писал всем вам известный
детский писатель Корней Иванович Чуковский в
книге «От двух до пяти». Он обратил внимание на
то, что в раннем детстве все начинают сочинять
стихи хореем и поют, а чаще выкрикивают их во
время своих игр. Может быть, вы помните такие вот
стихи и песенки?
– Я помню, – сказала Агаша справа. – Когда-то ко
мне в гости пришла подружка. Мы бегали по
квартире и кричали: «Мы гуляем, мы гуляем!»
– А что напоминает ямб? – спросила Анна
Александровна. – Та-та та-та та-та та-та…
– Это поезд метро отправился со станции! –
предложил Федот.
– Неожиданно, но похоже. А еще?
– Так неторопливо идет человек, – представил
себе Юлик.
– Это бальный танец, – был вариант Дианы.
– Ямб помогает описать самые разные картины и
ощущения, – сказала Анна Александровна. –
Поэтому он, как и хорей, очень распространенный
стихотворный размер. Другие чаще всего принятые
в нашей поэзии размеры – дактиль, амфибрахий,
анапест. В них ударение падает на один их трех
слогов. Посмотрите на экран – вот, например,
дактиль:
Здесь ударение падает на каждый первый слог из
трех. А вот амфибрахий:
Второй слог ударный.
И, наконец, анапест:
Тут уже ударный третий слог. Предлагаю вам
домашнее задание: найти стихи, написанные этими
размерами. Но сначала надо записать схему слогов
и ударений в тетради. Итак, в стихах есть рифма,
ритм. Но это еще не все. Можно сочинить
стихотворение, в котором все вроде бы правильно,
складно. И все же что-то не то. Попробуйте сделать
стихами обычное предложение. Например: «Я пошла к
магазину и посмотрела на витрину, купила триста
грамм сосисок и два пакетика ирисок». Это
интересные стихи?
– Да как-то нет, – ответил Юлик. – Ведь то же
самое можно сказать и прозой…
– Вот
тут-то мы и подошли, пожалуй, к самому главному,
чем отличаются стихи от прозы: стихи не просто
должны быть складные – это особо выразительная
речь. Давайте вернемся еще раз к стихотворению
Есенина, любимому Дианой.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу…
Ну как, похоже на обычную речь? Ведь человек
рассказывает, как он куда-то едет зимой, вероятно,
в санях.
– Нет, тут даже предложения в одно слово: «еду»,
«тихо», – обратила внимание Диана.
– Вот так: «Еду. Тихо». Одно слово – и уже целая
картина. А дальше: «Слышны звоны под копытом на
снегу». Как об этом можно сказать в обычной речи?
– Может быть: «Лошади цокают копытами на
снегу», – придумал Юлик.
– Вот. А тут: «Слышны звоны». Красиво, не правда
ли? И как будто слышатся эти звоны… Такая
выразительная, образная, красивая речь так и
называется – поэтическая. А что дальше?
«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку
сна»…
– Это уже какая-то сказка начинается, – сказал
Федот.
– Сказка, но в одной фразе! Так может быть
только в стихах. И сосна словно белою косынкой
повязалась, «принагнулась, как старушка,
оперлася на клюку…»
– А это уже другая сказка – про сосну, –
продолжил Федот.
А Агаша слева сказала:
– И все так хорошо представляется! Как в
воскресенье – я была в лесу рядом с домом и
видела такую сосну в белой косынке…
– В следующий раз мы поговорим, как называются
те волшебные приемы, которые используют поэты,
чтобы все так чудесно у них получилось в стихах. А
пока даю и второе задание, – предложила Анна
Александровна, – продолжить игру в буриме.
Предлагаю рифмы: «зима» – «дома»; «мороз» –
«вопрос». Попробуйте сочинить тоже зимнее
четверостишие, где будут эти рифмы и один из
ритмов – ямб или хорей. Если не получится четыре
строки – хотя бы две с одной рифмой.
– Это мы побываем в роли Цветика, – отметил
Юлик.
– Ну хотя бы в роли Незнайки! До встречи на
следующем занятии.
Продолжение следует
|