Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2005

ПРАЗДНИКИ

Марина АКСЕНОВА,
п. Бира, Облученский район
Хабаровского края

Чаепитие

Чаепитие – одна из традиций русского гостеприимства. А откуда чай попал в Россию? Как его раньше приготавливали? Как правильно заварить этот бодрящий напиток?
На эти и еще многие вопросы можно ответить детям перед проведением приближающегося праздничного чаепития, воспользовавшись эими материалами.

За неделю детям дается задание: найти пословицы о чае, о гостеприимстве, рецепты чая, описание чайной церемонии в других странах, частушки.

Оформление. Пословицы о гостеприимстве, самовары, вышитые скатерти, карта мира, тазики, листы ватмана, фломастеры.

ПРАЗДНИК «ЧАЕМ УГОЩАЕМ!»

ХОД ПРАЗДНИКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы праздника

Учитель.

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок,
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.

Я думаю, что с вами такого не случится, потому что вы знаете, как надо заваривать чай. Но об этом мы поговорим позже. Что такое чай?

Дети. Напиток.

У. Вот о чем мы сегодня будем говорить на нашем празднике.

III. Знакомство с традициями чаепития

У. Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Изменялись формы гостевания, посуда, блюда для стола, но не изменялись заповеди гостеприимства – всегда во все времена гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением.
В народном творчестве по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?

Дети зачитывают пословицы, подобранные дома.

– «Гостю почет — хозяину честь».
– «Хоть не богат, а гостям рад».
– «Гость в дом – радость в дом».

Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок.
Вы все знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена была подчиниться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван-Царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга – костяная нога.

Дети инсценируют фрагмент сказки:

Баба-Яга. Что, добрый молодец, от дела лытаешь* или дела пытаешь?

Иван Царевич. Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, да тогда и спрашивай!

У. И Баба-Яга повинуется обычаю: накормила-напоила его, вести выспросила. После этого ей трудно оставаться враждебной, она смягчается и даже дает своего крылатого коня для дальнейшего путешествия.
Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрее?

Д. Может быть, потому, что, выпив чая, невозможно оставаться злым?

У. Что же это за напиток такой – чай? Почему он пользуется такой популярностью? Знаете ли вы, какая страна является родиной чая?

Д. Китай.

У. Однажды очень-очень давно, много веков назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий приятный аромат. Настой попробовали – и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Чайная церемония родилась в Китае. (Учитель показывает на карте местонахождение Китая.) Сейчас этот обряд соблюдается в Японии (показывает на карте), где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведут беседы. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.
А какой была судьба чая в других странах?
В России (показывает на карте) чай появился впервые в 1638 году. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. Вначале его использовали как лекарство.
Беднякам он был недоступен, так как стоил очень дорого, поэтому крестьяне не имели представления, как его заваривать: вспомните стихотворение, которое прозвучало в начале нашей встречи.
Только намного позже чай становится доступен всем. И в каждой семье любили вечером почаевничать.
А из чего в старину пили чай? Отгадайте:

  • «Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо».

  • «Никогда не ест, а только пьет, а как зашумит, всех приманит». Догадались?

Д. Это самовар.

IV. Конкурсная программа

У. И нам пора ставить самовары. Предлагаю вам конкурс «Наливаем самовар». На столах перед вами стоят пустые самовары и тазики с водой. Вы должны перелить стаканами воду из тазика в самовары. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и не прольет ни капли.

Дети выполняют задание конкурса.

– Ну вот, самовары налиты, а теперь их надо вскипятить. Это теперь: включил в розетку – и кипяток готов.
А что надо было сделать раньше? Надо было идти в лес и набрать под елками...

Что под елками найдешь,
Если к елкам ты придешь
Жарким летом, и весною,
И осеннею порою?

Д. Шишки.

У. 

Ну, считайте, вы в лесу,
Вот вам шишки, вот вам елки.
Ну-ка, кто здесь не трусишка?
Кто собрать захочет шишки?
Я глаза вам завяжу,
Сама в сторонке посижу.

Следующий конкурс – «Собери шишки».
Выходят четверо желающих. Игрокам предстоит с завязанными глазами собирать шишки. Затем подсчитывают, для чьего самовара удалось собрать больше.
Дети выполняют задание конкурса.

– После того как шишки собраны, их закладывают в трубу самовара, предварительно закрыв крышкой отверстие для залива воды.

Вот теперь раздуем жар –
И запышет самовар.

А пока самовары закипают, мы продолжим отгадывать загадки:

Жил в лесу и зеленел
И под ветром все шумел.
В печь попал – вдруг покраснел,
А остыл – и почернел...
А теперь им для красы
Можно рисовать усы.

Д. Уголь.

У.

Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта,
От Федоры – теплота.

Д. Печка.

У. 

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?

Д. Блины.

У.

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье!

Д. Бублик, баранка.

У.

Из горячего колодца
Через нос водица льется.

Д. Чайник.

У. 

Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает
Да всех угощает.

Д. Самовар.

У.

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.

Д. Хлеб.

У. Продолжаем нашу конкурсную программу. Вам предстоит конкурс эрудитов.

Учитель прикрепляет на доску написанное на листе бумаги слово «самоварчик».

– Из букв этого слова за минуту надо составить всевозможные слова. Какая команда больше составит слов, та и победит в этом конкурсе. Итак, внимание, приступайте!

Дети выполняют задание конкурса.

– У каждого народа, знающего этот напиток, имеется много пословиц, поговорок о чае, которые нам надо сегодня вспомнить. Какие пословицы вы подобрали дома?

Д. Самовар кипит – уходить не велит.
– Пей чай – удовольствие получай...

У. Ну вот, наши самовары вскипели. Что будем делать дальше?

Д. Начнем пить чай.

У. Да, но его еще надо заварить. Как это сделать?

Заранее подготовленный ученик рассказывает:

Ученик 1. Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть — такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет, то есть закипит белым ключом.
Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заварить чай вторично вскипяченной водой, он будет невкусен.
Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком.
Если при заварке выделяется пена – значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настроя.

Ученик 2.

В прежние годы чай любили,
С сахаром да медком пили –
И вприкуску, и внакладку,
А бывало – и вприглядку.

Ученик 3.

Речи долгие ведем,
Сами-то чайку попьем!
Все к столу!

У. В Японии во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, поют чайные частушки. И следующим у нас будет конкурс частушек.

Дети исполняют частушки, подготовленные дома:

На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки –
Значит, письма пишут нам.

Самовар кипит, блестя,
Чай в нем так и пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

У. Но за чаем пели не только частушки. Посмотрите, сколько нас сегодня за столом у самовара. А какие у всех разные имена! Давайте вспомним песни, где встречаются имена людей. Какая команда больше вспомнит, та и выиграет.

Дети вспоминают песни.

– Молодцы! Вы хорошо исполняли частушки и песни. А теперь посмотрим, какими вы можете быть художниками. Следующий конкурс – «Веселые художники».

Участвуют пять человек от каждой команды.

– Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник. Рисуйте по очереди:

  • 1-й участник – основную часть;

  • 2-й участник – ручку;

  • 3-й участник – носик;

  • 4-й участник – крышку;

  • 5-й участник – раскрашивает чайник.

Приступайте!

Дети выполняют задание конкурса.
Призами для участников являются бублики и карандаши.

V. Итог праздника «Чаепитие»

У. Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как проходили чаепития на Руси, как надо заваривать чай. Что же осталось сделать?

Д. Пригласить гостей на чаепитие.

У. Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен. Приглашайте гостей!

Праздник заканчивается чаепитием.


* Лытать – лынять, уклоняться от дела, шататься, скитаться и т.д. (Толковый словарь В.И. Даля).