Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга КРЫЛОВА,
МОУ СОШ № 2,
г. Салехард

Пути автомобильные

Тема. «Тормозной и остановочный пути автомобиля».

Цели. Закрепить знания о сигналах светофора и некоторых дорожных знаках; формировать чувство осторожности при переходе проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; познакомить с понятиями «остановочный путь» и «тормозной путь» автомобиля.

Оборудование. Фишки в виде светофора по количеству участников; флажки зеленого, желтого, красного цветов; карточки с понятиями «тормозной путь» и «остановочный путь»; иллюстрации дорожных знаков для игры «Безопасность на дорогах»: «Внимание», «Пешеходный переход», «Скользкая дорога», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железная дорога», «Пересечение с трамвайной линией», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Светофорное регулирование»; медали победителям игры.

Статья опубликована при поддержке компании "Вольтаж сервис", которая специализируется на продаже и ремонте стартеров и генераторов для иномарок, а также продаже бензонасосов и катушек зажигания. Любая техника, даже самая качественная, периодически ломается, выходит из строя, требует ремонта или замены. Если и с Вашим автомобилем случилась такая неприятность – не беда! Быстро и качественно полный ремонт стартера на Kia в Москве сделают профессионалы в одной из мастерских "Вольтаж сервис". Полный комплекс услуг, включая снятие агрегата, его бесплатную диагностику, ремонт и установку отремонтированного агрегата на автомобиль, займет не более 2-х часов! Кроме того "Вольтаж сервис" – это не один или два автосервиса, а обширная сеть мастерских, поэтому Вам не придется ехать на другой конец города, чтобы отремонтировать вышедший из строя агрегат. Узнать адрес ближайшей к Вам мастерской Вы можете по ссылке http://www.astarter.ru/buy-repair-starter-kia.aspx.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Деление на команды: «Зеленые», «Желтые», «Красные».

РЕБУСЫ

Учитель. У меня на столе разложено 15 фишек в виде светофоров, на которых раскрашено только по одному цвету: зеленый, желтый или красный. Каждого цвета – по пять фишек. Выбранный вами цвет определит, в какой команде вы будете сегодня играть.

Светофоры перевернуты обратной стороной вверх. Участники игры подходят и берут по одной фишке.

– В центре каждого игрового стола расположен флажок зеленого, желтого или красного цвета. Уважаемые участники, займите, пожалуйста, свои места за игровыми столами в соответствии с выбранным цветом. Выберите капитана команды.

Выбор капитана команд проходит путем голосования.

II. Объявление темы и целей занятия

У. Сегодня на занятии вы получите новые сведения о правилах дорожного движения, познакомитесь с понятиями «тормозной путь» и «остановочный путь» автомобиля. А в заключение занятия состоится игра «Безопасность на дорогах», в основу которой положен теоретический материал сегодняшнего занятия. Будьте внимательны!

III. Разминка

Игра «Да или нет»

У. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и хором отвечайте на них «да» или «нет».

Быстрая в городе очень езда.
Правила знаешь движения?

Дети. Да!

У. Вот в светофоре горит красный свет.
Можно пройти через улицу?

Д. Нет!

У. Ну а зеленый горит – вот тогда
Можно идти через улицу?

Д. Да.

У. Сел в автобус и не взял билет.
Так поступать полагается?

Д. Нет.

У. Старушке в преклонные очень года
Уступишь ты место в автобусе?

Д. Да.

IV. Повторение изученного материала

У. Сколько сигналов у светофора? Можно ли начинать переход на желтый свет? Что означает красный сигнал светофора? Можно ли перебегать дорогу? Чем отличается проезжая часть дороги летом и зимой? Как вы поступите, если вдруг, готовясь к переходу через проезжую часть, увидите машину, которая не успела затормозить? Когда легче затормозить машине: летом или зимой? Почему?

Дети отвечают на вопросы учителя.

V. Знакомство с новой информацией

У. Соблюдать безопасность на улицах и дорогах необходимо в любое время года. Но особая осторожность нужна зимой. Как вы думаете, почему?

Д. Зимой дороги покрываются коркой льда. Можно поскользнуться и упасть под колеса автомобиля.

У. Движущаяся машина не может сразу остановиться, а на скользкой дороге это сделать еще труднее. В морозную погоду стекла машины покрываются льдом, и обзор у водителя уменьшается. Дождь и туман тоже ухудшают видимость, вдобавок во время дождя дорога становится скользкой. Поэтому никогда не надо спешить и перебегать проезжую часть перед близко идущим транспортом. В плохую погоду даже самый опытный водитель может совершить аварию.

По ходу теоретической части занятия учитель помещает на доску карточки с новыми понятиями.

– При внезапном появлении опасности на дороге водитель жмет на тормоз. Сразу ли машина остановится?

Д. Нет. Машина проедет еще некоторое расстояние.

У. Верно. Запомните: расстояние, которое машина проходит за время от нажатия на педаль тормоза до полной остановки, называется «тормозной путь».

На доске:

Тормозной путь

– Как вы думаете: от чего зависит длина тормозного пути?

Д. От скорости машины, ее массы и состояния шин.

У. Решив, что надо тормозить, водитель нажимает на педаль тормоза. Проходит еще некоторое время, и машина продолжает двигаться на прежней скорости. Путь, который проходит машина от момента, когда водитель заметил опасность, до полной остановки, называется остановочным.

На доске:

Остановочный путь

– А как вы думаете: влияет ли состояние наших дорог на безопасность движения?

Д. Безопасность движения зависит от того, ровная дорога или извилистая, сухая или после дождя, хорошо ли она освещена в вечернее время суток.

У. Тормозной путь, остановочный путь автомобиля, состояние дороги – все это надо учитывать при переходе проезжей части.

VI. Игра «Безопасность на дорогах»

На доске помещено табло из девяти пронумерованных квадратов. Под каждым квадратом скрывается вопрос.

На доске:

Учитель знакомит игроков с правилами игры.

Правила игры

1. В игре принимают участие три команды: «Зеленые», «Желтые», «Красные» – по 5 человек.

2. Капитан каждой команды в порядке очередности называет любой номер квадрата.

3. Зачитывается вопрос, соответствующий выбранному номеру.

4. Все участники обсуждают ответ в своих командах и приходят к единому решению.

5. Готовность команды к ответу демонстрирует капитан, поднимая соответствующий сигнал – флажок.

6. В случае неверного ответа право голоса переходит к другим командам.

7. За каждый правильный ответ команда получает 10 баллов.

Вопросы*

1. В каком случае тормозной путь длиннее?

а) Скорость машины большая, а масса ее маленькая;
б) скорость машины небольшая и масса ее небольшая;
в) скорость машины большая и масса ее большая.

Верный ответ: в).

2. У какой группы машин тормозной путь длиннее?

а) «Москвич», «Запорожец», «Жигули»;
б) автобус, грузовик, самосвал;
в) трактор, «Волга», микроавтобус.

Верный ответ: б).

3. От чего зависит тормозной путь любой машины?

Верный ответ. Длина тормозного пути автомобиля зависит от его скорости, массы и состояния шин, силы сцепления колес с дорогой, от тормозной системы и состояния дороги.

4. Что такое тормозной путь автомобиля?

Верный ответ. Тормозной путь – это расстояние, которое машина проходит от нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

5. Что такое остановочный путь автомобиля?

Верный ответ. Остановочный путь – это расстояние, которое проходит машина с момента, когда водитель замечает препятствие, до полной остановки машины.

6. Что обозначают эти дорожные знаки?

1

2

3

Верные ответы. 1 – «Внимание», 2 – «Пешеходный переход», 3 – «Скользкая дорога».

7. Разрешается ли водителю пересекать сплошную белую линию разметки, обозначающую середину проезжей части дороги?

а) Разрешается при обгоне впереди идущего транспорта;
б) запрещается, если движение на дороге очень интенсивное;
в) запрещается при любых обстоятельствах.

Верный ответ: в).

8. Какие знаки предупреждают о приближении к железнодорожному переезду со шлагбаумом?

1

2

3

4

5

а) 1, 5;  б) 4;  в) 2.

Верный ответ: б).

9. Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?

а) Неисправна световая сигнализация;
б) вскоре будет включен зеленый сигнал;
в) вскоре будет включен красный сигнал.

Верный ответ: б).

VII. Итог занятия

У. Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Д. Что у автомобиля бывают тормозной и остановочный пути.

У. Где вы можете использовать полученные сегодня знания?

Д. При переходе проезжей части.

У. С кем вы можете поделиться новыми знаниями по правилам дорожного движения?

Д. С другом.
– С подругой.
– С родителями.

У. Сегодня вы все получили новые знания по ПДД, которые будете, конечно, применять в своей практике.  Но в игре «Безопасность на дорогах» есть победители.

Учитель объявляет итоги игры. Проходит награждение медалями участников команды победителей игры.

Ребусы составила Ирина ДЕЙСТЕР, г. Нижний Тагил


* Вопросы 1, 2, 7, 8, 9 задаются в виде тестов. Для вопросов 6, 7, 8 учитель заранее готовит иллюстрации дорожных знаков.