Тамара Вивиановна
ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации
Проверочные и контрольные работы
за II четверть для 1–4-х классов
Чтение
Чтение как вид речевой деятельности требует
особого подхода к оценке качества знаний, умений
и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются
примерными и выбираются учителем исходя из
уровня сформированности навыка чтения не только
класса в целом, но и каждого ученика в
отдельности, а также с учетом требований
вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение
вслух) дает учителю достаточно полное
представление об уровне сформированности
данного навыка у младших школьников на конец
года.
Обучающимся предлагается для чтения вслух
незнакомый текст, доступный по содержанию.
Учитель путем фиксации допущенных ошибок при
чтении, определения числа необоснованных пауз,
времени, затраченного на чтение, ответов на
поставленные вопросы оценивает уровень освоения
навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать
только читающим детям. Не рекомендуется
проводить строгий контроль оценки навыка чтения
первоклассников – это может привести детей к
стрессу. Текст для прочтения нужно предлагать
детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий
режим проверки позволит учителю определить
уровень, на котором находится первоклассник, что
особенно важно и для учителя, и для ребенка. На
всем протяжении контроля ребенок должен
осознавать, что ему доверили прочесть текст
потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация
успеха» должна сопутствовать ребенку не только в
обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения
производится уже как «чтение вслух» и «чтение
про себя». Тексты большого объема могут быть
прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы
на вопросы можно будет построить в форме беседы,
диалога.
1-й класс
* * *
У мамы
рос сын Рома.
Рос сынок, рос... и вырос.
Стали Рому звать Роман.
Прошли годы, и стал Роман учителем.
Ученики зовут его Романом И-ва-но-ви-чем.
Вот так!
Вопросы и задания:
1. Вспомни, как звали мальчика, когда
он был маленьким.
2. Как звали Рому, когда он пошёл в школу?
3. Как стали звать Рому, когда он вырос?
4. Отметь в тексте имя одним крестиком (+), а
отчество –двумя крестиками (++).
5. Как бы ты назвал мальчика ласковым именем?
6. Напечатай это имя ______________ .
7. Отметь в тексте слова, в которых при чтении
ты сделал ошибку, вот так: ^. Перечитай их по
слогам чётко и правильно.
Ты исправил ошибки и прочитал правильно.
МОЛОДЕЦ!
В лесу живёт лиса. Там под деревом у неё
глубокая нора. В теплой норе – лисята. Лисица не
покидает их. Мать лижет им мордочки, хвостики,
животики. Шерсть лисят всегда чистая и пушистая.
Подросли лисятки. Настало время их к охоте
приучать. Лиса тащит детям то мышку, то птицу, то
зайца... Сядет лиса в сторонку и следит, как лисята
добычу ловить учатся.
(По В. Чаплиной)
Вопросы и задания:
1. Отметь крестиком (+) название
животного-мамы и двумя крестиками (++) название её
детей.
2. Попробуй выбрать из текста предложения
только про лису-мать. Прочитай эти
предложения.
3. Какой показалась тебе лиса – доброй, злой,
заботливой и т.д.?
4. Как ты понимаешь выражение: «Лисица не
покидает их»?
5. Расскажи, чему стала учить мать своих лисят,
когда они подросли? Объясни выражение: «лисята
учатся ловить добычу».
6. Найди и прочитай предложение, в котором
встретились два слова, отличающиеся только одной
буквой.
* * *
Стасик и Саша шли по лесу.
Тут и там росли сосны и ели.
– Смотри, Саша, какие шишки на ели!
– И на сосне тоже шишки!
Вышли малыши на опушку. На опушке рос куст.
– А вот и орешник! И орешки спелые!
– Сорви орешек! – просит Стасик Сашу.
Очень вкусны лесные орешки!
(Дать рисунок лесного букета из сосновых, еловых
веток и орешника.)
Вопросы и задания:
1. Какие открытия сделали мальчики,
гуляя по лесу?
2. Выбери и подчеркни слова, которые могут
охарактеризовать друзей: ласковые,
внимательные, смелые, наблюдательные, смешные,
гордые, любознательные, умные, озорные.
3. Знаешь ли ты деревья, о которых ты прочитал в
тексте? Составь рассказ о любимом дереве,
используя предложения текста.
4. Придумай заголовок к рассказу.
2-й класс
ЛЕБЕДИ
На озеро прилетели лебедь и лебёдка.
Они стали строить гнездо. Лебедь рвал камыши,
подруга носила их в клюве в кучу. Скоро гнездо
было готово.
Лебёдка отложила туда шесть яичек. День и ночь
сидела она на яйцах.
И вот радость! Появились на свет лебедята. Теперь
у родителей одна забота – растить детей, учить их
уму-разуму.
Повели родители лебедят на воду. Плывут: лебедь
впереди, лебёдка сбоку. Учат детей, как голову в
воду опускать, как листик сорвать.
Устали малыши. Мать подставила им свою спину.
Устроились птенцы на спине. Плывёт гордая
лебёдушка, а отец дорогу прокладывает.
Вопросы и задания:
1. О чём говорится в первом абзаце
(части) рассказа? Расскажи, как лебеди строили
своё гнездо.
2. О чём говорится во второй части рассказа?
Прочти предложение, в котором говорится о важном
долге родителей-лебедей.
3. Как лебеди учили своих лебедят уму-разуму?
4. О чём говорится в последней части рассказа?
Как бы ты озаглавил последнюю часть текста? Какой
рисунок ты нарисовал бы к четвертой части
рассказа?
ЗАЙЧИК
Был у Светланы зайчик. Не живой, не
настоящий, но очень красивый. Серый, ушки в
серединке розовые, а хвостик белый, пушистый,
очень похож на снежинку.
Своего зайчика Светлана любила. Кормила его
супом, спать с собой клала и другим детям давала
поиграть.
Вот износился зайчик. Сначала хвостик у него
оторвался, потом ушко. А шёрстка сбилась и
вытерлась.
Увидал зайчика Юра и говорит:
– Какой некрасивый заяц!
Подошла Галя и спрашивает:
– Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый?
Витя советует:
– Выкинь его!
А Наташа, Светланина старшая сестра, взяла иголку
с ниткой, пришила заячий хвостик, потом ухо.
Почистила его и сказала:
– Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых
не заведёт.
(В. Карасева)
Вопросы и задания:
1. Расскажи, какая любимая игрушка
была у Светланы?
2. Что происходит с игрушками, которые долго
живут в доме детей?
3. Какие советы давали дети Светлане?
4. Чей совет показался тебе самым правильным?
На какое изречение похожи слова Наташи?
Перечитай их и запомни!
ПРО УМНУЮ СОБАКУ
Когда я был маленький, у нас жила
собака. Она была очень умная и очень любила маму.
Однажды мама пришла очень усталая, сняла туфли и
прилегла на диван.
– Поставь чайник, – попросила мама.
Я сказал:
– Сейчас, – а сам стал приклеивать трубу к
пароходу.
А собака взяла в зубы тапочку и принесла маме.
Мама сказала:
– Спасибо!
Потом собака принесла вторую тапочку.
Мама сказала:
– Умница, – и погладила собаку.
А мне она ничего не сказала.
Только посмотрела на меня и вздохнула.
Сейчас-то я понимаю, что когда человек устал, ему
нужно помочь. А тогда не понимал... А жалко!
(А. Седугин)
Вопросы и задания:
1. Только ли про собаку этот рассказ?
Попробуй одним предложением сказать, о чём этот
рассказ.
2. Прочти предложение: Собака – друг
человека. К какому слову тебе хотелось бы
добавить слова, чтобы предложение стало более
точным, правильным, полным?
3. Почему мама молча взглянула на сына и
вздохнула? Когда сын осознал свой проступок?
4. Какими бы тебе хотелось видеть отношения
людей в семье?
5. Думаю, что ты правильно разобрался в данной
ситуации. Спасибо тебе за мудрые, тёплые
высказывания о родителях, престарелых людях,
маленьких членах семьи.
Текст для чтения про себя
ХА-ХА-ХА!
Если б не было смеха, люди умерли бы от
скуки. В жизни без шутки не проживёшь. Кто умеет
шутить – молодец!
А если пошутили над тобой... не обижайся, не
отворачивайся – смейся в ответ.
Но бывают случаи, когда смех совсем не к месту.
Идут люди по улице, на дорожках скользко. Толстяк
руками взмахнул и упал. Портфель в одну сторону,
шапка в другую. Один сосед смеётся до слёз, а
другой – может быть, ты – подойдёт, шапку
поднимет, отряхнёт снег.
Ведь и так бывает!
(С. Иванов)
Вопросы и задания:
1. Как ты понимаешь выражение: «Он
умеет шутить»?
2. Когда смех бывает к месту, а когда нет?
3. Про какого человека говорят, что он обладает
чувством юмора?
4. Над чем заставил задуматься тебя этот
небольшой рассказ?
3-й класс
* * *
На
высоком берегу старинной русской реки стоял
город, который, как и река, назывался Вяткой. А за
рекой, на лугах, была слобода Дымково, известная
тем, что в ней делали глиняную расписную игрушку
– кладезь народную...
Маленькие игрушки лепить ничуть не легче
крупных, даже труднее. Попробуй-ка слепи
маленькую лошадку, завей-ка ей гриву, заплети-ка
хвостик, обозначь ушки, уздечку не забудь, а потом
кисточкой наведи маленькие узоры, чтобы глазок
был выразительный и копыта звонкие. А волшебное
дерево маленького роста! Да ещё наливные яблочки
на нём. Попробуй слепи это рукотворное чудо!
(В. Куприн)
Вопросы и задания:
1. Чем известна слобода Дымково? Где
она располагается?
2. О каких особенностях лепки маленьких
дымковских игрушек ты узнал?
3. Какие слова ты выписал бы в сноску для
разъяснения их значения?
*
**
***
****
4. Покажи своё умение пользоваться
толковым словарём для разъяснения значений этих
слов.
СОРОКА И ОРЕХОВОЕ ДЕРЕВО
Щедрее всех,
Щедрее всех
Лесное дерево – орех.
На нём, не зная спешки,
Рождаются орешки.
В скорлупке спрятано хитро
Орешка каждого ядро,
Янтарное, душистое,
На вкус чуть маслянистое.
Щедрее всех,
Щедрее всех
Лесное дерево – орех.
Оно здесь белобокой
Посажено сорокой.
Однажды раннею весной,
Летя над чащею лесной,
Сорока клюв открыла
И в чащу леса непустой
В простой скорлупке золотой
Орешек обронила.
И вскоре дождик навесной
Прошёл над чащею лесной,
И выросло в нём дерево,
Макушка вроде терема,
Ореховое дерево.
И ведомо одно:
Что по весне сорокою,
Сорокой-белобокою
Посажено оно.
Вопросы и задания:
1. Какое чувство ты испытал, когда
читал это стихотворение? Объясни почему.
2. Прочитай отрывок стихотворения, который
показался тебе особенно ярким и эмоциональным.
Назови красивые сочетания слов.
3. Отыщи строку, в которой автор употребил
противоречивые признаки предмета. Для чего он
это сделал?
4. Какие сюжеты стихов тебе особенно нравятся?
Назови свои любимые стихи и их авторов.
СЛЕДЫ
Распахнулась дверь подъезда. Обгоняя
людей, на улицу выбежал пёс. Его рыжий хвост
вначале весело покачивался, потом вдруг замер.
Выпал снег. Первый снег в жизни пса.
Пёс чуть наклонил голову, будто хотел услышать,
как опускаются на землю снежинки.
Одна попала ему в нос и тут же растаяла. Пёс
мотнул головой и фыркнул. Не понравилось.
Холодно.
Рып, рып – отозвался под лапами сухой наст. Пёс
остановился, взглянул вверх и навострил уши.
Тишина не понравилась ему, он трусцой припустил
по дорожке.
Рып, рып – спешно и коротко разнеслось в морозном
воздухе.
Наконец он понял, что скрипит снег под лапами. Пёс
повернулся назад и остановился. Начал
разглядывать свои следы. Они отпечатались на
свежем насте так чётко, будто на снегу разбросали
голубые пряники. Пёс смотрел, как снежинки
засыпают ямочки, переступал с места на место и
удивлялся новым следам.
(В. Бурлак)
Вопросы и задания:
1. Какую необычную и удивительную
картину сумел подсмотреть автор и рассказать
нам?
2. Как знакомился пёс с первым в его жизни
снегом? Подтверди словами из текста.
3. Какие слова и выражения ты записал бы в
сноску для разъяснения их значения?
*
**
***
****
и т.д.
4. Покажи своё умение пользоваться
толковым словарём для разъяснения значений этих
слов.
Текст для чтения про себя
ШКОЛА
...Мне было всего лишь шесть лет, меня
посылали в школу каждое утро вместе с
восьмилетним братом.
В хорошую погоду мне было нетрудно дойти до
школы, а потом пройти обратный путь домой. Но вот
наступили холода, вода в канавах подёрнулась
льдом, и скоро пошёл снег. Сначала нам было очень
весело бродить по свежему снегу. Потом погода
становилась всё холоднее и холоднее. Однажды в
конце ноября по дороге домой я так озяб, что был
не в силах двигаться дальше. Я лёг на снег.
У меня осталось об этом смутное воспоминание.
Помню только, что сначала мне было очень холодно,
а потом очень захотелось спать. Брат Артур понял,
что моя жизнь в опасности. Он стал кричать на
меня, всеми силами стараясь заставить меня дойти
до дома.
В эту зиму меня больше не посылали в школу. Мал
еще...
(Э. Сетон-Томпсон)
Вопросы и задания:
1. Какую историю рассказал нам автор?
2. Перескажи текст кратко.
3. Что испытывал малыш, когда сильно замёрз и не
мог идти дальше?
4. Почему старший брат так себя вёл с
замерзающим малышом?
5. Какие природные явления могут представлять
опасность для людей? Как от них можно уберечься?
4-й класс
ВСТРЕЧА С ВОЛКАМИ
Первый раз я увидел волков, когда мне
было чуть больше семи лет. Дело было зимой, я
зачем-то вечером вышел на крыльцо и тут около
ящика увидел двух больших собак. Собаки чутко
сидели на снегу, сразу заметили меня, слегка
подались назад. Из ящика легко выпрыгнула и
встала рядом с ними ещё одна, точно такая же
большая тёмная собака. Не знаю почему, но собак
мне захотелось прогнать, я взял полено и что было
сил кинул в них... И большие собаки тут же исчезли,
как исчезают ночные тени...
О своей встрече я рассказал дома. Взрослые
выслушали меня, вышли на улицу. Они отыскали на
снегу следы моих «собак», и в один голос заявили,
что это не собаки, а волки.
Ну, волки так волки, согласился я. Но оттого, что
рядом с нашим крыльцом по ночам бродят волки,
страшно не стало ни мне, ни взрослым. Двери в хлев,
где стояли у нас коза и поросёнок, хорошо
закрывались. Собаки у нас не было, и волкам нечего
было у нас стащить.
(А. Онегов)
Вопросы и задания:
1. Расскажи о встрече мальчика и
волков. Была ли опасна эта встреча и почему?
2. Как взрослые догадались, что это были волки?
3. Подумай: почему автор написал про волков – бродят
волки, а не как-то иначе? Объясни смысл этого
выражения.
4. Какое слово (слова) ты занёс бы в сноску для
разъяснения их содержания?
СНЕГУРКИН ДОМ
«Ты зачем в бору, Мороз,
Бродишь, ходишь ходуном?
Ты зачем промеж берёз
Бьёшь тяжёлым обухом,
Рубишь, тешешь топором?» –
«А затем, что строю дом».
«Дед Мороз, ответ держи:
Для кого твой дом? Скажи!» –
«Для Морозовой дочурки,
Для беляночки Снегурки
Строю домик изо льда.
В окнах – тонкая слюда,
А крылечко расписное,
Не простое: ледяное.
Крышу домика покрою
Я соломкой снеговою.
Я Снегурочку потешу –
Всю сосульками обвешу,
Подарю ей жемчуга –
Многоцветные снега,
Ледяное ожерелье.
Скоро справлю новоселье!
Приезжает завтра в ночь
К старику Снегурка-дочь».
(С. Северный)
Вопросы и задания:
1. Расскажи, из чего и как строил
Мороз дом для Снегурки.
2. Выбери особенно удачные выражения и
сравнения, которые использовал автор в
стихотворении.
3. Как меняется интонация в словах автора и
словах Мороза?
4. Сколько человек нужно для прочтения этого
стихотворения по ролям?
БАЙКАЛ
Озеро Байкал. Немало сложено о нём
песен, сказаний. Ведь это озеро самое глубокое на
земле, самое древнее. Двадцать два миллиона лет
живёт на белом свете озеро-море Байкал. Сквозь
воду хорошо видны камни на дне. Вот какая она
прозрачная. Камни близко, руку в воду сунул,
выдернул – обжёгся. Такая холодная, оказывается,
вода.
Стоит услышать слово «Байкал», и на память придёт
старинная легенда. Будто бы единственная дочь
старика Байкала – Ангара сбежала от отца к
красавцу богатырю Енисею. Бросил отец вослед
беглянке камень. Камень так и остался в реке.
Называется он Шаманским камнем.
Легенда говорит, что у старика Байкала триста
тридцать шесть сыновей, которые приносят ему
воду. А раздаёт богатства единственная дочь –
Ангара. Широким потоком вылетает Ангара,
разрезает горы и леса, мчась к Енисею.
(М. Сергеев)
Вопросы и задания:
1. Расскажи, что тебе особенно
запомнилось в рассказе? Что удивило и поразило
тебя?
2. Раздели текст на смысловые части.
3. Составь план для пересказа текста:
А)
Б)
В)
Г)
...
4. Выдели в тексте слова, которые
нуждаются в разъяснении, толковании. Какой
словарь поможет тебе это сделать?
Текст для чтения про себя
ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛИВЕРА
Много недель и месяцев плыла
«Антилопа» по Южному океану. Дули попутные ветры.
Путешествие было удачное.
Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию,
корабль настигла страшная буря. Ветер и волны
погнали его неизвестно куда.
А в трюме уже кончался запас пищи и пресной воды.
Двенадцать матросов умерли от усталости и
голода. Остальные едва передвигали ноги. Корабль
бросало из стороны в сторону, как ореховую
скорлупку.
В одну тёмную, бурную ночь ветер понёс «Антилопу»
прямо на острую скалу. Матросы заметили это
слишком поздно. Корабль ударился об утёс и
разбился в щепки.
Только Гулливеру и пяти матросам удалось
спастись в шлюпке.
Долго носились они по морю и, наконец, совсем
выбились из сил. А волны становились всё больше и
больше, и вот самая высокая волна подбросила и
опрокинула шлюпку.
Вода покрыла Гулливера с головой.
Когда он вынырнул, возле него никого не было. Все
его спутники утонули.
Гулливер поплыл один куда глаза глядят,
подгоняемый ветром и приливом. То и дело пробовал
он нащупать дно, но дна всё не было. А плыть дальше
он уже не мог: намокший кафтан и тяжёлые,
разбухшие башмаки тянули его вниз. Он
захлёбывался и задыхался.
И вдруг ноги его коснулись твёрдой земли.
Это была отмель. Гулливер осторожно ступил по
песчаному дну раз-другой и медленно пошёл вперёд,
стараясь не оступиться.
Идти становилось всё легче и легче.
Наконец вода и песок остались позади.
Гулливер вышел на лужайку, покрытую очень мягкой
и очень низкой травой. Он опустился на землю,
подложил под щёку ладонь и крепко заснул...
(По Дж. Свифту)
Вопросы и задания:
1. Расскажи о путешествии корабля
«Антилопа».
2. Раздели текст на смысловые части. Озаглавь
каждую часть.
3. Выдели слова, которые нуждаются в
разъяснении их смысловых значений. Какой словарь
поможет тебе в этой работе? Воспользуйся
толковым словарём.
|