Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник Института
общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации

Проверочные и контрольные работы
за II четверть для 1–4-х классов

Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

1-й класс

Цель работы – проанализировать, как идет процесс формирования первоначального навыка чтения и письма.

1. С помощью буквы и преврати лапу в дерево, рис – в цветок, кота – в морское животное.

лапа      кот      рис

Запиши слова, которые у тебя получились.

Собери для царевны Несмеяны букет цветов, в названии которых есть звук [н].

(Пион, тюльпан, ромашка, василек, ландыш)

___________
___________
___________

Запиши названия этих цветов. Выдели слоги.

Составь из слогов слова.

ти   то   ни   на   со   но   ты   си   ки   са   о   ко   та

Запиши 2–3 слова.

2. Прочитай предложения. Запиши их, изменив имена детей по своему желанию.

У Сони была кукла (у Ани, у Кати).
У Алеши была машина (у Бори, у Никиты).

3. Зрительно-предупредительный диктант.

У Пети были сани. Он катал Мишу.
Вот лужайка. Жук сел на старый пень.

4. Прослушай предложение.

У осы не усы, а усики.

Запиши слова, в которых все согласные твердые.
Запиши слова, в которых есть мягкие согласные.

Собака Мушка спит на крыльце.

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания по темам:

– «Мягкий знак в конце и середине слова»;
– «Звонкие и глухие согласные, обозначение их буквами»;
– «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах».

Объем диктанта: 25–30 слов.

У РЕКИ

У самой реки рос лопух. Лист у лопуха широкий. Он хранил воду после дождя. По дну речки плавала стайка рыб. Ольга и Олег бросали хлебные крошки. Рыбки быстро хватали их.

Слово для справки: лопух.

ДУШИСТЫЕ ТРАВЫ

За окном крутит вьюга. Мороз заглядывает в каждую щель. А в доме тепло. Избу заполнил запах душистых трав. Дед Степан заварил чай. Душистую траву он собрал на полях, в лесу.

Слова для справок: заварил, собрал.

АЛЕНУШКА И ИВАНУШКА

Идет Аленушка с братом по полю. Жарко. Капельки пота бегут по лицу. Вот лужа. Испил той воды Иванушка. Зовет сестра брата. А к ней бежит белый козленок.

Слова для справок: к ней, жарко.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умения списывать с доски, находить опасные места в словах, правильно ставить знаки препинания.

1. 

Иду я по лесу и слышу шорох да писк. Самих зверей нет. Но за мной глаза следят, уши слушают. Зверьки в норах сидят или под кустиком.

Спиши, подчеркни «опасные» места.

2.

ЛИС И МЫШОНОК

– Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал.
– Для чего землю копал?
– Норку делал.
– Для чего норку делал?
– От тебя, Лис, прятаться.

Подумай, какие знаки препинания надо поставить. Выпиши только вопросительные предложения.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Цель работы – проверить умения составлять текст на основе главных членов предложения, выписывать ту часть текста, которая подходит к выбранному заголовку, составлять текст из предложений.

1. Допиши данные предложения необходимыми по смыслу словами. Запиши рассказ, озаглавь его.

Сидят рыбаки. Притаился кот. Рыбка лежит. Кот схватил.

2. Прочитай.

Быстро прошла золотая осень. Опала последняя листва с берез.
Холодно. Часто идут дожди. В такие дни я сижу дома. Брат Алеша купил мне краски. Я рисую речку Ключи и нашу дачу в деревне Дубрава.
Мама любит мои рисунки. Я рисую и радуюсь.

Какой заголовок точнее подходит к тексту: «Дома», «Мои родители», «Осенние дни»?
Выпиши ту часть текста, которая подходит к заголовку «Я рисую».

3. Прочитай.

Это мои родные места.
Деревня Липки стоит на берегу Оки. Кругом густые леса и широкие луга. Я здесь живу. Это моя Родина.

а) Как лучше расположить предложения, чтобы получился связный текст?
б) Какие слова можно использовать для заголовка?
в) Запиши заголовок и составленный текст.

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания по темам: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», «Правописание безударных гласных в корне слова».

Объем работы: 45–50 слов.

ОДНАЖДЫ В ЛЕСУ

Мы углубились в сосняк. Рядом росли ольха и черемуха. Ветки ольхи били по плечам, пылили снежную крупу. Солнце скользнуло по верхушкам сосен и скрылось. Мороз этого и ждал. Он обозлился, цеплялся за уши и нос, гуще белил травы. На ветке рябины появился дрозд. Он клюнул ягодку, соскользнул с ветки, улетел.

Слова для справок: обозлился, ольха, черемуха.

Примечание. Предупредить учащихся о постановке запятых в предложениях с однородными членами.

ОДОЛЕНЬ-ТРАВА

Лечебные растения на Руси назывались одолень-травой. Они помогали одолевать или побеждать болезни.
Первыми среди них считались желтая ромашка и белая лилия. За красоту и за пользу их считали особенными цветами. Наши воины брали в поход не только оружие, но и память о Родине – одолень-траву.

(По С. Романовскому)

Слово для справки: считались.

Примечание. На доске записать заголовок: «Одолень-трава».

ВОДОПАД

Мы решили взглянуть на памятник природы – водопад. Узкая тропа вела к нему через горы. В утренней голубой дымке едва видны деревья. Вот мы слышим шум падающей воды. Деревья расступились. Мы оказались на берегу реки. Вот обрыв. С высоты тридцати метров река падала вниз. Это сказочное зрелище создала природа.

Слова для справок: водопад, слышим, вниз, расступились.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умения списывать с доски, выделять орфограммы на изученные правила.

КОМАНДОРЫ

Командоры были названы в честь Витуса Беринга. Это два крупных острова – Беринга и Медный. Они окружены мелкими скалистыми островками. Острова изрезаны домиками бурных речек. Их потоки падают с высоких обрывов в океанскую пучину. Командоры часто называют туманными островами. Ясные дни здесь редки. Появление солнца встречают как праздник.

Спиши.
Подчеркни безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

* * *

Отрадно встречать в снежном лесу веселую ватагу синичек. Торжественную тишину нарушают их задорные крики. На сук сосны садится птичка с серой спинкой, черной шапочкой и яркими белыми щечками. Она не сидит на месте, деловито осматривает кустики, отковыривает кусочки коры. Она находит пищу, зажимает добычу между лапками. Вы узнали пухляка?

Задание. Подчеркни предложение, в котором дается описание птицы, укажи в этом предложении «опасные» места.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Цель работы – проверить умения последовательно излагать мысли, правильно воспроизводить прочитанное, заканчивать тексты.

1. Изложение.

СЕМЬЯ ОЛЕНЕЙ

Мы подошли к опушке леса. Зашевелились ветки деревьев. Медленно и осторожно вышел олень.
Мы протянули ему щепочку соли. Рогач внимательно разглядывал нас.
Снова кусты зашевелились, за рогачом вышла олениха. Она увидела нас и спряталась за спину рогача.
Тут выскочил олененок. Он подбежал к нам и лизнул ладонь.
Родители заволновались. Но соль всех притягивала. Вскоре все семейство облизывало наши ладони.

Подумай: соответствует ли заголовок содержанию текста? Сколько частей ты выделишь в тексте?
Составь план, запиши изложение по плану. Напиши свой заголовок.

Слова для справок: снова, за рогачом, выскочил.

2. Запиши текст.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

В лесу было торжественно и тихо. День словно дремал. С неба падали одинокие снежинки.

3. Собери пословицы.

  • Октябрь – поздний снежок.

  • Поздний грибок – к суровой и продолжительной зиме.

  • Поздний листопад – весна будет ранняя.

  • Облака идут против ветра – месяц преддверья зимы.

  • Осенью снегу нанесет рано – к осадкам.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания падежных окончаний имен существительных, безударных гласных в корне слова.

Объем работы: 65–70 слов.

ЛОТОС

Удивительная судьба растений. О лотосе слагали песни, легенды. Поэты воспевали его в стихах. Мы подъехали к заливу, осмотрели местность. От кочки к кочке тихо шла цапля. Всюду розовели бутоны. Мой приятель брызнул на лист. Капли воды скатились с поверхности серебристыми шариками. Рядом с бортом лодки рос большущий лотос. Один лепесток опал и лежал на глади воды. Коротка жизнь цветка, а жаль.
Стемнело. Нашу лодку мы направили к пристани.

Слова для справок: лотос, слагали, легенды, воспевали.

ЛИСИЙ СЛЕД

Мы заметили следы лисицы. Любимым местом плутовки была река. Часто ее след тянулся к полынье.
Мы наблюдали за лисой с берега. Цепочка ее следов тянулась от лунки к лунке. Здесь она находила рыбку, остатки завтрака рыбаков.
Прошла неделя. Мы снова встретились с лисой и заметили, что плутовка прошла мимо кустарников по шоссе и повернула к окраине деревни. Вдруг на снегу мы обнаружили куриные перья. Мы посочувствовали хозяйке.

Слова для справок: заметили, полынья, снова.

Примечание. Предупредить о постановке запятой перед словом что.

СПАССЯ

Была ночь. В темном небе горел самолет. Он казался летящим факелом. Осколки снаряда задели и самого летчика. Он потерял много крови, ослабел. Летчик собрался с силами и выпрыгнул из самолета. Раскрылся парашют. Летчик опустился на крутой край сопки и покатился от вершины к подножью. На белой скатерти чистого снега виднелись молодые сосенки. Он зацепился за них, огляделся. Вдали виднелась избушка. Летчик пополз к избушке. Его встретил лесник и перевязал раны.

Слова для справок: парашют, вдали.

У КОЛОДЦА

Дуняша любила ходить за водой. До колодца надо было идти по скользкой тропке. Она легко бежала и напевала песенку. Ведра позванивали в такт ее шагов. На бревнах колодца висели белые сосульки. Они напоминали длинную бороду Деда Мороза. Инеем были покрыты кусты и деревья. В колодце сверкала вода. Дуняша набрала полные ведра и пошла. На белой скатерти снега были видны следы. Стайка птиц полетела к деревне.

Слова для справок: напоминали, Дед Мороз.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, находить в нем орфограммы.

УТРО

Воздух чист и свеж. Далеко видно кругом: и окрестности деревни, и зеленые холмы, и соседние болота. Солнце поднималось и блестело лучистыми алмазами в каждой капле росы. В чаще кустов началась жизнь. Маленькие певуньи перелетали от ветки к ветке, давали знать о себе веселым щебетанием. А над полем ржи, в небесной лазури, жаворонок пел веселую песню. Утро обещало теплый ясный день.

Задание. Над подчеркнутыми существительными обозначь падеж и склонение.

НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА

Из спальни дверь вела в другую комнату. Каштанка царапнула эту дверь, налегла на нее грудью и открыла. Она почувствовала странный запах. Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась назад. Вот так встреча!
Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел гусь. В стороне от него лежал большой кот. Он увидел Каштанку, вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и зашипел.

Задание. В первой части текста выдели окончания у имен существительных, обозначь падеж.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Цель работы – проверить умение составлять тексты разных видов.

1. Составь текст по заголовку и его началу.

ОДУВАНЧИК

Кто не знает этих простых луговых цветов? Идешь по нахоженной, давно знакомой тропинке и видишь.

Задание. Запиши текст, включив в него описание цветка днем, вечером.

2. Составь текст по заголовку.

ПЕРВЫЙ СНЕГ К ЛИЦУ ЗЕМЛЕ

_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Подпиши, какой это текст.

3. Допиши текст, озаглавь его.

И до чего хорошо в эту пору в суровом лесном краю! Вот где природа действительно ликует после ненастной дождливой поры.___________________________________________
______________________________________________________________________________________