Дмитрий КУЗНЕЦОВ,
руководитель отдела лингвистики
Центра детской нейропсихологии.
Почему дети ругаются матом?
Матерный язык, как разновидность «арго», давно
уже прочно закрепился в фольклоре, а затем и в
литературе, не говоря уже о разговорном жанре.
Вульгаризм «вашу мать» дал название всему пласту
языка. Матом сегодня ругаются не только взрослые,
но и школьники разного возраста. Как учителю к
этому относиться, реагировать или нет? Об этом
статья.
Последние исследования под руководством
академика В. Янина доказали, что мат есть
продукт исконно русский и не имеет отношения к
татаро-монгольскому игу, как принято было
считать прежде. Это подтверждается и
археологическими находками 2003–2005 гг.,
относящимися к дотатарскому периоду Древней
Руси.
В чем же загадка «прилипчивости» арго?
Все дело в том, что это довольно емкий, по-своему
образный пласт языка, к тому же довольно
эмоциональный: два-три слова – и всем все
понятно. Что характерно: все арго в речи не
используется. Востребованными остаются лишь
семь–десять существительных, примерно столько
же согласованных с ними прилагательных,
несколько наречий и пять–семь глаголов с таким
же количеством отглагольных форм. Вот в общем-то
и все. Редко можно встретить большую
вариативность и художественную
изобретательность в измышлении новых словоформ,
тем белее в детской речи. Дети, в свою очередь,
подобно Эллочке-людоедке, обходятся десятком
слов, употребляя их в анекдотах, в процессе игры и
«наскальной живописи». Правда, следует признать,
что дети используют жаргон произвольно,
прекрасно понимая, что ругаться плохо. Самым
простым ответом на наш вопрос о причинах ругани
было бы: ругань взрослых. Но это решает проблему
лишь отчасти. Во-первых, неосознанное речевое
подражание свойственно младшему возрасту (от
двух до пяти лет), к тому же не так много семей, где
матом разговаривают, а не ругаются. Во-вторых,
если предположить, что все от старших, то они-то, в
свою очередь, «набрались» этой «бяки» от своих
родителей; и т.д. Наконец, перекладывая вину на
окружение, мы согласно наработкам отечественной
психологии умаляем активность и ответственность
самого ребенка в процессе онтогенеза. Так как же
быть?
Весь смысл в том, что каждый возраст
имеет разную мотивацию употребляемых выражений.
Как показали исследования психологов, для детей
трех–пяти лет жаргонизмы не являются чем-то
негативным, они просто «калькируются» ребенком
наравне с другими понятиями.
В возрасте пяти–семи лет основным
мотивом выступает бунт против устоев того, «как
надо» (себя вести, говорить и т.д.). Все это дети
употребляют произвольно, т.е. осознанно, по
желанию.
К восьми годам и до
десяти–двенадцатилетнего возраста дети
прекрасно «фильтруют», где можно, а где нельзя
ругаться. Жаргон употребляется в среде
сверстников как акт самоутверждения и
стремления «быть как взрослые» (по аналогии с
курением).
В определенный период детства это даже
помогает осваивать мир: арго в какой-то степени
берет на себя две главные функции языка –
коммуникативную и познавательную.
Обратите внимание: в основном в кругу
обсуждения – половая система человека, функция
воспроизведения потомства и генитальная
тематика – то есть то, что в ранние исторические
времена было скрыто от человека завесой тайны и
считалось «сакральным» (тайным): детородная
функция, процесс оплодотворения выливались в
фаллический культ плодородия – вспомните
Древнюю Грецию, Китай и Египет.
Неосознанная попытка упростить эти
понятия, чтобы они стали «своими», «доступными»,
делается детьми на уровне вульгаризмов.
У детей это выражено просто, как дом на
бумаге: «нарисуем – будем жить». И «нельзя» сразу
становится «можно». Понарошку. Как игра. И не надо
думать и напрягаться. Эдакий «фастфуд» языка –
быстро и невкусно, как еда на ходу.
К двенадцати–четырнадцати годам
ребята используют арго в основном для выхода
эмоций и в анекдотах – мат не удовлетворяет всех
потребностей культурного освоения пространства.
Нам, педагогам, порой приходится
довольно трудно в щекотливых ситуациях,
связанных с проявлением детской ругани. Вот
несколько рекомендаций, которые, возможно, могут
вам пригодиться.
1. На стадии появления первых
слов (стадия подражания) постарайтесь, чтобы
жаргонизмы вообще не звучали в ближайшем
окружении малыша.
2. Если «нехорошие» слова все же
появились в детской речи, в доверительной беседе
выясните, что означают они для ребенка (пусть
даже нарисует и объяснит их значение). В
большинстве случаев малыш сам не знает что
говорит.
3. Применительно к подросткам
психологи иногда советуют пойти «от противного».
Например, дать почитать словарь ненормативной
лексики. Однако мы не советуем применять этот
метод к младшим школьникам. Целесообразно
противопоставить личную культуру и авторитет
учителя, дать понять, что в классе ругаться не
принято и подобное поведение в любом случае не
встретит поддержки.
4. Наконец, если ребенок не
понимает никаких объяснений, регулярно ругается
и делает это непроизвольно, то, вероятнее всего,
потребуется вмешательство
специалистов-нейропсихологов.
Кстати, такую поддержку, а также помощь по части
диагностики и тестирования вам могут оказать в
центре детской нейропсихологии.
|