Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

ЛАЗАРЕВА Валерия Алексеевна

Уроки литературного чтения в современной начальной школе

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Цели и задачи современной школы, роль «литературного чтения»
в нравственном воспитании учащихся

18

Лекция 2. Художественный текст, его образная природа. Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия

19

Лекция 3. Деление художественной литературы на роды и виды. Эпос. Лирика. Драма. Предмет и способы изображения, существенные особенности.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция 4. Принципы и технология анализа художественных произведений в их родовой и жанровой специфике

21

Лекция 5. Анализ лирического текста исходя из особенности предмета изображения – внутреннего мира человека и его переживаний

22

Лекция 6. Особенности работы над драмой, чтение по ролям и инсценирование как путь глубокого читательского вхождения в образ.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до 30 декабря 2005 г.)

23

Лекция 7. Мировой литературный процесс и великие литературные открытия

24

Лекция 8. Воспитательные возможности урока литературного чтения, способы и методы их реализации.
Итоговая работа (срок выполнения — до 28 фераля 2006 г.)

Лекция 3.

Деление художественной литературы на роды
и виды. Эпос. Лирика. Драма. Предмет и способы изображения, существенные особенности

Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры. Литературные роды сформировались в самый ранний период существования человеческого общества. Один из известных современных филологов и философов Г. Гачев рисует такую картину зарождения и развития литературных родов: эпос изображал общую жизнь людей, жизнь человеческого рода; с выделением отдельного человека в родоплеменной общности возникает лирика как выражение чувств человека; а с постепенным формированием личностного начала в человеке возникает возможность столкновения личностей – и появляется драма.

Аристотель определяет общее содержание всех литературных родов как «подражание жизни», а различия между ними – следующим образом: «Подражать… можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя… (эпос), или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица (лирика), или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных (драма)».

Принадлежность произведения к определенному литературному роду определяет пути и способы работы с ним на уроке литературы.

Поэтому прежде чем говорить о конкретной методике работы над художественным произведением, надо разобраться в этой проблеме, поскольку в практике на уроках литературного чтения приходится встречаться с тем, что лирическое стихотворение учитель предлагает детям пересказывать и составлять к нему план.

Эпос

«Эпос» в переводе с греческого – повествование, рассказ, история. В узком смысле этого слова эпосом называются древние сказания разных народов: мифы, сказки, былины и пр. Сегодня в литературоведении к жанру эпоса относят еще роман, повесть, балладу и басню.

Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий, внешних по отношению к автору, объективного хода жизни, где автор «является как бы простым повествователем того, что совершается само собой» (В. Белинский). Организующим началом эпического произведения является «повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет» (В. Хализев). Возможности эпического литературного рода в изображении мира и человека просто трудно переоценить, поскольку авторы романов, повестей, рассказов могут заглянуть, и очень глубоко, в душу человека, изобразить его внутренний мир и так же глубоко, а главное – масштабно и достоверно описать ход исторических событий, взаимодействия целых народов и государств.

Эпический текст организует, цементирует сюжет, т. е. определенную последовательность событий, которые выстраивает автор. Иногда он может нарушить логику событий в жизни героев, построить произведение так, что читатель начнет читать как бы с конца, с финального эпизода, например рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы». Но такое построение художественного произведения – его композиция – объясняется идейно-художественными задачами автора.

Одной из главных особенностей эпического текста является присутствие в нем повествователя. Именно повествователь рассказывает о событиях, поэтому чаще всего в эпических произведениях рассказ ведется от третьего лица. Он все «знает», даже мысли героев и их переживания, может «присутствовать» во всех местах, где происходит действие. Повествователь является как бы посредником между читателем и писателем. Но кроме объективного описания событий, где автор как бы прячется за спинами героев, он может высказывать свое отношение к героям (А. Пушкин в романе «Евгений Онегин», например, прямо говорит: «Я так люблю Татьяну милую мою!»), давать свою оценку событиям, а иногда вообще превращаться в рассказчика, и тогда рассказ идет от первого лица, как в «Заячьих лапах». Но даже если автор эпического текста как бы скрыт от читателя за сюжетом, то наша задача в работе с произведениями этого рода – увидеть позицию автора, его отношение к изображаемому, осмыслить эту позицию, согласиться или не согласиться с ней.

О своем отношении к окружающему миру авторы эпических произведений говорят, как правило, не непосредственно от себя, а выражают его через образы действующих лиц, через картины жизни людей и природы. Иногда писатели прибегают к лирическим отступлениям, включают в произведения рассуждения исторического и политического характера. Но и тогда главным в эпическом произведении остаются картины окружающего мира, изображение людей и событий.

Эпический текст, как и вся художественная литература, – это отражение жизни в образах. Художественное произведение – это система образов, в которой, как и в любой системе, есть некие элементы и связь между ними. Эта система может минимально состоять из двух элементов. А максимально? Конечно, в лирических произведениях, которые обычно небольшие по объему и чаще всего имеют стихотворную форму, много образов не бывает. А вот в романе-эпопее «Война и мир» Л. Толстого действуют более пятисот героев, образов-персонажей, среди которых есть и выдуманные литературные герои, и изображенные автором реальные люди такие, как полководец Кутузов, император Александр и др. Но образов в произведении ровно столько, сколько нужно автору для выполнения своей основной задачи – передать читателю свое видение мира, свои представления о жизни и ее смысле, о ценностях, о добре и зле, воплотить свою идею. Идея — это главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы. Поэтому идея, глубоко запрятанная в текст, извлекается в результате его анализа.

Герой в произведении, по сути дела, является двигателем сюжета: именно из его поступков складывается сюжетная цепочка. Надо отметить, что само понятие «герой» возникло в древнейших литературных текстах, в которых рассказывалось действительно о героях: сильных, мужественных людях, совершающих героические поступки. Позднее героями стали называть всех персонажей художественного произведения – и главных героев, и второстепенных, и эпизодических.

В древних текстах: мифах, сказках, былинах – все герои четко делятся на положительных и отрицательных, но в произведениях реалистической литературы ХIХ–ХХ веков авторы изображают сложных героев, наделяя их и положительными, и отрицательными чертами характера, такими как в жизни у обычных, реальных людей. Это способствует читательскому «узнаванию» героев, примериванию на себя ситуаций из их жизни, а в конечном итоге – личностному восприятию нравственных образцов поведения, отношений людей друг к другу, к своему делу, к природе и Родине.

Как создается образ литературного героя? В древних текстах, в сказках, например, образа героя в нашем нынешнем понимании нет. Коллективный автор, народ, создающий сказку, предназначенную для устного пересказа, «не утруждает» себя и рассказчиков подробностями внешности героя, не приводит его размышлений, а если и говорит о чувствах героя, то на уровне простой констатации. Так, в народной сказке «Царевна-лягушка» портрета Василисы Премудрой вообще нет. Когда она в образе лягушки, то говорится: «… видит – сидит лягушка», – и все. Даже когда героиня уже в облике прекрасной Василисы Премудрой, описан скорее ее костюм: «…на лазоревом платье – частые звезды, на голове – месяц ясный, такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». А об ее характере очень немногословно говорится: «Лягушка хитра…» – да через ее постоянное, трижды повторенное сочувствие Ивану-царевичу можно догадаться о ее доброте.

Позднее, в ХIХ веке, В. Гаршин, автор сказки «Лягушка-путешественница» уже рисует образ лягушки, дает ей «портрет», изображает ее чувства: «Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами... Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком. Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете! Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают – на это есть весна – и что, заквакав, она может уронить свое лягушачье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться».

На этом примере мы увидели, как развиваются способы изображения литературного героя в эпосе. И позднее, чтобы мы могли представить себе героя, авторы изображают его внешность, рисуют его портрет – и не только лицо, но и фигуру, одежду, жесты, манеры и т. д. Для создания образа героя очень важны высказывания героев, их мнения друг о друге. Но самое главное – это поступки героя. Автор произведения придумывает эти поступки, но иногда герои совершают неожиданные, казалось бы, несвойственные им поступки: Наташа Ростова влюбляется в Анатоля Курагина и собирается с ним бежать из родительского дома, Татьяна Ларина выходит замуж за генерала, которого не любит, и, дождавшись наконец признания в любви от Онегина, отказывает ему, так что сам Пушкин удивляется ей, и т. д. Но на самом деле герои «поступают» по логике художественного образа, созданного автором: если бы Татьяна Ларина бросила своего любящего и гордящегося ею мужа или стала любовницей Онегина, она изменила бы себе, перестала быть «милым идеалом» поэта.

Автор художественного произведения всегда глубоко и точно мотивирует поступки героя, иногда впрямую, словами героя или изображением его мыслей (как, например, изображает Н. Гарин-Михайловский переживания и страхи мальчика в повести «Детство Темы»). Но чаще всего до мотивов поступков героя надо докопаться, додуматься. Размышления над поступками героев, их причинами и последствиями, их взаимоотношениями, осмысление идеи автора, присоединение понятого и эмоционально принятого к своим личным представлениям. Вспомните, как в небольшом рассказе «Огурцы» замечательный детский писатель Н. Носов через поступки героев, через их слова, размышления, переживания немногословно и точно рисует образы героев, их характеры, изображает развитие, эволюцию представлений главного героя Котьки, его чувства, его нравственное становление. Как мудро поступают взрослые, особенно мама Котьки, которая так его учит честности, что он запомнит этот урок на всю жизнь! Как благороден и великодушен колхозный сторож, который своей добротой вызвал сильные переживания мальчика и преподал ему урок на всю жизнь!

Эпические произведения делятся на виды (жанры): сказка, былина, басня, рассказ, повесть, роман.

В сказке представлены большей частью вымышленные события, иногда фантастического характера, происходящие с животными или человеком. В фантастических сказках действуют волшебные герои и предметы-«диковинки»: Баба Яга, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Значительный разряд составляют сказки бытовые, в которых отражаются некоторые стороны народной жизни, высмеиваются угнетатели, прославляются ум, смекалка, трудолюбие. Герои сказок о животных также часто наделяются человеческими чертами: хитростью (лиса), простоватостью (волк), трусостью (заяц) и др. Кумулятивные сказки, например «Репка», основаны на многократном повторении одних и тех же действий.

В былине, устном поэтическом произведении, изображаются богатыри и народные герои, в образах которых олицетворяется мощь народа, воплощаются его лучшие качества. Былины слагались народными певцами и, как и сказки, передавались затем из поколения в поколение, исполняясь обычно нараспев, под аккомпанемент народного инструмента – гуслей.

В басне, небольшом произведении аллегорического (иносказательного) характера, через образы животных, вещей, а иногда и людей высмеиваются, обличаются человеческие пороки или отрицательные черты общества. Это один из древнейших жанров эпоса: считается, что легендарный Эзоп создавал свои басни еще в VI в. до н. э. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в которой описывается какое-либо событие или спор между действующими лицами. Часто в конце дается мораль – вывод из нарисованной аллегорической картинки.

Проза

В рассказе, небольшом прозаическом произведении, рисуют одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц.

В повести, в отличие от рассказа, изображают не одно событие, а цепь событий, количество действующих лиц в ней больше.

Роман – самое большое по объему, числу действующих лиц и количеству изображаемых событий произведение. В романе изображают много лиц, их сложные взаимоотношения иногда на протяжении длительного времени, часто – историю всей жизни одного или нескольких человек.

Лирика

Лирика – один из древнейших родов художественной литературы. Она связана с музыкой и пением, это – песнь под аккомпанемент; чаще всего в древности стихотворения «произносились» под звуки лиры. Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств. В лирических произведениях жизнь, ее закономерности изображаются не через события, как в эпическом тексте и в драме, а через восприятие этих событий поэтом. Чаще всего изображаемые события или пейзаж выступают как источник, основа лирических переживаний автора. Поэтому можно сказать, что эпос и драма, о которой мы поговорим позже, изображают, а лирика, кроме того, еще и выражает чувства и отношение к изображаемому.

Давайте посмотрим особенности этого литературного рода в сравнении с эпосом на примере изображения знакомой нам героини – лягушки современным русским поэтом Ю. Кузнецовым.

АТОМНАЯ СКАЗКА

Эту сказку старинную слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошел в направленьи полета
По сребристому следу судьбы,
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
«Пригодится на правое дело!» –
Положил он лягушку в платок,
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

Образы этого стихотворения располагаются в двух мирах, «живут» в двух сказках: старой, где Иванушка из отчей избы идет искать свою судьбу, находит ее в образе царевны-лягушки, – это называет «правым делом», – и в современной сказке, где все наоборот: над лягушкой производится опыт (вспомните опыты Галавани, когда отрезанная лапка лягушки дергалась от электрического тока!). И даже то, что эти опыты нужны для познания, не оправдывает с точки зрения автора всего, что мы с нею сотворили. Вот почему в конце поэт Иванушку называет «дураком», проявляя напрямую свою позицию. Здесь, как в каждом лирическом тексте, главное – отношение автора к изображаемому, его мысли и чувства, которые он передает нам.

Л. Гинзбург, известный литературовед, в своей книге «Лирика» говорит, что в основе лирического произведения лежит «образ-переживание». Этот образ автор создает, а читатель воспринимает – «в себя принимает». Вот почему именно к лирике подходит более всего определение искусства, данное Л. Толстым: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются ими и переживают их». Это логическое определение поэтически уточняет А. Пушкин: «Душа стесняется лирическим волненьем, //Трепещет и звучит и ищет, как во сне, //Излиться, наконец, свободным проявленьем». Этим обращением лирики к миру чувств читателя, прямым взаимодействием душ поэта и читателя объясняется такое сильное воспитательное воздействие лирических произведений и необходимость эмоционального сопереживания при чтении стихов и при работе с ними на уроках литературного чтения.

Лирическая поэзия характеризуется повышенной эмоциональностью, поскольку к такому типу речи прибегали и прибегают тогда, когда надо передать другим что-то очень важное, привлечь внимание, непосредственно воздействовать на слушателя и читателя. Отсюда особая звуковая и ритмическая организация речи, повторы, восклицания, инверсия (изменение порядка слов) и другие способы.
Лирические произведения чаще всего существуют в стихотворной форме, но далеко не любое стихотворение есть лирический текст. Зачастую бывают просто зарифмованные строчки, которые не вызывают сопереживания. Вот три стихотворных отрывка, в которых говорится о любви к Родине. Но не все вызывают сопереживание, т. е. не все являются лирическими текстами:

Я русский человек, и русская природа
Приятна мне, и я ее пою.
Я русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью смотрю на Родину свою.

(И. Уткин)

Воздух в губы вольется дрожа,
Где-то вспыхнет звезда одиноко.
Я скажу: «Ах, как небо высоко!»
Это Родина – дрогнет душа.

(Л. Щипахина)

И счастлив я, что эту, не другую,
Назвал я землю самой дорогой.
О, как ее порой ругать могу я!
Но только я, попробуй кто другой.

(И. Фоняков)

Не правда ли, душа отзывается на второй и третий тексты (причем сегодня, как мне кажется, – особенно на третий!)? А первый, несмотря на патриотические фразы, не трогает сердца, поскольку образа-переживания там нет.

В эпических произведениях тоже изображаются переживания, но это, как правило, переживания литературного героя. А в лирических произведениях главное действующее лицо – сам автор, а место действия – его внутренний мир. И даже если автор не является героем стихотворения, все, о чем он рассказывает, что изображает, пропущено через его сознание. «Лирическая поэзия – не всегда непосредственный разговор поэта о себе, но это всегда раскрытая точка зрения, отношение лирического субъекта к вещам, его оценка…» (Л. Гинзбург).

Очень часто стихи – лирические монологи, где автор как будто исповедуется, рассказывает о своих переживаниях:

Я вас люблю, хоть я бешусь,
Хоть это стыд и труд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!

(А. Пушкин)

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу
И долго перед вечером ходить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

(А. Ахматова)

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

(М. Цветаева)

Знание обстоятельств жизни этих поэтов подсказывает нам, что они пишут именно о себе, о своих чувствах к конкретным людям, т. е. что эти стихи – лирический дневник автора. Поэтому лирику иногда определяют как «мое слово» о «моем переживании». Но герой лирики и автор – не всегда одно и то же лицо. На самом деле если бы в каждом произведении автор рассказывал о себе, о фактах из своей жизни, мы бы решили, что он много раз влюблялся, что жил во многих странах мира. «В каждом лирическом стихотворении у истинного поэта новое “я”, – говорил поэт В. Брюсов. – Лирик в своих созданиях говорит разными голосами, как бы от имени разных лиц…» И поэтому когда в лирике образ автора не совпадает с обликом самого поэта, употребляют понятие лирического героя. В лирическом произведении может вообще не быть сюжета в эпическом смысле этого слова, а если и рассказывается о каких-то событиях, то для того, чтобы показать отношение автора к изображаемому, его чувства, возникающие при изображении события. И вызвать ответное чувство у читателя.

СЕРДЦЕ (Бродячий сюжет)

Дивчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!»
Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настою напьюсь – и тебя полюблю!»
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

(Д. Кедрин)

В этом стихотворении прекрасного лирического поэта Д. Кедрина есть подобие сюжета и система образов героев, и автор вроде бы объективно, как в эпическом тексте, рассказывает нам о событии, не проявляя своего отношения к нему, как это должно быть в лирике. Но авторское отношение, его оценка поступка героя, его чувства проявляются в эпитете «косматая», что соотносит образ героя с образом зверя, а не человека. И сюжет, и яркие художественные детали («клинком разрубил он у матери грудь…», «…сердце... на цветном рушнике…») – все это для того, чтобы вызвать у читателя самый настоящий ужас и отвращение чудовищным поступком героя.

Иногда лирическое произведение представляет собой описание природы, но это изображение – повод для того, чтобы выявить внутреннее состояние автора, поскольку всегда это – картина природы, воспринимаемая душой поэта. «Произведение представляет как бы картину, между тем как в нем главное дело не сама картина, а чувство, которое оно возбуждает в нас» (М. Рыбникова).

Посмотрите, как меняется настроение в известном стихотворении А. Пушкина: от радости – к печали – и как это настроение «содержится» в картине:

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце. День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный, –
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно…

Здесь изображены две абсолютно разные картины: первая – светлая, солнечная, радостная, вторая – сумрачная, мрачная, тоскливая («вьюга злилась», небо мутное, мгла, тучи мрачные и т. д.), вызывающая тоску не только у «печальной» героини, но и у читателя. Следующая строфа в стихотворении – опять радостная, очень яркая: картина зимней природы, залитой солнечным светом, многократно усиливающимся бриллиантовым блеском снега:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Здесь отчетливо видно, как вместе с меняющимися картинами развивается лирический сюжет – развитие чувства, движение эмоциональной волны, лежащей в основе лирического произведения.

Передача чувств и настроения в лирическом произведении требует особого мастерства от художника, особых средств художественной выразительности. Это и ритм, и особая экспрессивная лексика, и стихотворный размер, и повторы, и паузы, и инверсия. И поэтому анализ лирического текста, освоение смысла лирического произведения требуют серьезного духовного труда, напряжения не только мысли, но и чувства, воображения и фантазии читателя. «Содержание художественного произведения не переходит, как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой, из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем – по ориентирам, данным в самом произведении» (П.Якобсон). Этими ориентирами и служат те самые «ключевые» слова, тропы (слова, употребляемые в переносном смысле: эпитеты, метафоры, гиперболы и др.), открывающие нам сокровенный смысл произведения. «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них и существует стихотворение» (А. Блок).

Драма

Драма – слово греческого происхождения, обозначающее действие. Древний философ Аристотель определил своеобразие этого литературного рода как «подражание действию действием, а не рассказом». В этом определении выявлено коренное отличие драмы от эпоса: не автор рассказывает о событиях, мыслях, чувствах героев, а герои сами действуют, сами говорят о себе, о своих чувствах и переживаниях. Современный словарь уточняет это определение: «Драма – это род литературных произведений, построенных в виде диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене». Последнее замечание очень важно: оно определяет главное, отделяя драму от эпоса и выделяя ее в самостоятельный литературный род. Ведь и в эпических событиях изображаются события, герои действуют, совершают поступки, произносят монологи, участвуют в диалогах. Но в эпосе о героях рассказывает автор, а в драматургических произведениях они изображаются через «живое представление» (Р. Вернер).

В каком-то смысле в драме нет автора, он как бы «прячется за спины героев», проявляя себя в ремарках (замечаниях, примечаниях), где уточняются детали места действия, обстановки, внешнего облика персонажей, их поведения, интонации, жестов. Ремарки помогают актерам лучше, точнее, в соответствии с авторскими представлениями сыграть роли героев на сцене. Ремарки могут быть краткими, а могут быть пространными, являться авторским комментарием к обстановке (описание «подвала, похожего на пещеру» – в первом действии пьесы М. Горького «На дне») или символическим лейтмотивом к действию, как в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»: «Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, – звук лопнувшей струны, замирающий, печальный».

Но главный способ раскрытия характера героя в драме, его внутреннего мира – через поступки и речь героя. Не автор, а герой драмы в своей речи рассказывает о своем внутреннем состоянии. Поэтому в монологах герой иногда говорит о себе нелицеприятные вещи. Так, в пьесе А. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин говорит про себя Лизе, служанке Софьи, – девушке, которой хочет понравиться:

Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Еще труднее в драме мотивировать, объяснять причины поступков героев, комментировать их взаимоотношения, т. е. раскрывать внутренний мир героев читателю или зрителю, сидящему в зале. Ведь в жизни для нас очень важно понимать причины поступков людей, мотивы их поведения, знать истинное отношение к нам. Как это изобразить в пьесе и внятно показать на сцене? Это гениально сумел сделать А. Чехов в своих пьесах. В пьесе «Три сестры» ничего не говорится о том, что произошло в доме сестер Прозоровых, когда их брат Андрей женился на мещанке по сути своей и хищнице Наташе. Есть только одна реплика Андрея: «В доме хозяйки сестры». Наташа: «И они тоже». И мы понимаем, что эти слова продолжают не высказанную Наташей фразу: «Я хозяйка!» (и они тоже). То, что гениально написал А. Чехов, надо было гениально сыграть на сцене, ведь первая постановка «Чайки» провалилась. И К. Станиславский создал свою систему такого изображения жизни на сцене, научил этому русских актеров, а те уже – весь мир.

Главная особенность драмы – действие: сцена существует для того, чтобы на ней разыгрывалось действие, а оно состоится, только если есть конфликт. Отсюда: в основе драмы лежит конфликт, он может быть внешним (столкновение между людьми), а может и внутренним, как в пушкинском произведении «Моцарт и Сальери», когда смерть Моцарта ничего не решила, а только поселила сомнения в душе Сальери, вернее, убедила его в том, что «гений и злодейство» несовместны.

Основные драматургические жанры: трагедия, комедия и посредине между ними – собственно драма.
Трагедия – это вид драмы, в основе которого лежит конфликт между личными стремлениями и сверхличными законами жизни, причем этот конфликт происходит в сознании героя и причиняет ему глубокие страдания, поскольку неразрешим, например, конфликт чувства и долга. Трагедия обычно заканчивается смертью героя, но через это утверждаются, торжествуют вечные ценности и законы жизни, и потому она духоподъемна и несет в себе очищение страданием – как говорят греки, катарсис. В основе драмы лежит множество разнообразных жизненных конфликтов, причем если в трагедии лежит внутренний конфликт, то в драме конфликты порождены внешними силами или людьми. В основе комедии лежат комические конфликты, вызываемые социально-бытовыми сторонами жизни, комическими противоречиями характеров героев, сатирическим или юмористическим их изображением.

Вопросы для самопроверки

1. Принципы деления литературы на роды и виды.

2. Чем отличается эпос от лирики?

3. Способы изображения героя в эпическом произведении.

4. Особенности лирики, ее задачи и способы решения этих задач.

5. Отличия драмы от других родов литературы. Способы изображения человека в драме.

Рекомендуемая литература

1. Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалды к курсу лекций / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
2. Введение в литературоведение: Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1976.
3. Введение в литературоведение: Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004.
4. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

Контрольная работа № 1
по курсу «Уроки литературного чтения в современной начальной школе»

Контрольная работа должна быть отправлена до 15 ноября 2005 года по адресу:
ул. Киевская, д.24, г. Москва, 121165, Педагогический университет «Первое сентября».

                                                           

Фамилия:

                                                           

Имя:

                                                           

Отчество:

           

Идентификатор (указан в вашей персональной карточке):

Если вам пока не известен ваш идентификатор, не заполняйте это поле.


Задание 1. Сравните два текста. Найдите, чем они похожи; найдите 3–5 различий.

ВОЛКИ

1. У волка всегда была скверная репутация. Может быть, потому, что основная пища волков – мясо. Они нападают даже на крупных животных: оленей, лосей. Долго идут по следу, а потом набрасываются на животное или отставших от стада оленят. Если какую-нибудь домашнюю скотину оставить без присмотра в безлюдной местности, ее волки наверняка загрызут и съедят. Когда волки не могут найти что-нибудь существенного, то не брезгуют грызунами и кроликами.
Волки иногда преследуют свою добычу часами. Их бег не так уж и быстр, но они почти не устают. Когда добыча загнана, несколько волков нападают с тыла, другие – спереди. Когда жертва наконец падает, стая набрасывается на нее и терзает, пока она не погибнет. Затем все члены стаи устраивают пир, съедая по семь и более килограммов мяса на каждого. Остатки могут быть спрятаны или зарыты про запас.

(По А. Ликуму – «Детская энциклопедия»)

2. Сейчас сайгаки (антилопы) неслись мимо семейства Акбары, скрытого кустами. Волчата на пригорке заволновались. Однако волки-родители не шевельнулись и не изменили своих поз, хотя им ничего не стоило буквально в два прыжка очутиться рядом с проходившим стадом и погнать его, яростно, неудержимо… Акбара представила себе вдруг начало зимы, когда охота на сайгаков станет главным делом жизни волков. И грянет тот день!.. Волчица представила себе тот день так явственно, что вздрогнула невольно, как будто бы вдохнула нечаянно морозный воздух, как будто бы ступила упругими подушечками лап, сомкнутыми в цветочные созвездия, на снежный наст и совершенно четко прочла там и свои матерые следы, и следы волчат, и самые крупные отпечатки — от лап Ташчайнара, отца-волка. Он – сила, он – молниеносный нож по глоткам антилоп, и всякая настигнутая сайга окрасит белый снег саванны током алой крови, как птица взмахом горячих красных крыльев, ради того, чтобы жила другая кровь, сокрытая в серых шкурах, ибо их кровь живет за счет другой крови.

(Ч. Айтматов – «Плаха»)

Улетают птицы за море,
Миновало время жатв,
На холодном сером мраморе
Листья желтые лежат.

Солнце спряталось за ситцевой
Занавескою небес,
Черно-бурою лисицею
Под горой улегся лес.

(Д. Кедрин)

Задание 3. Определите, какие согласные создают ощущение осеннего ветра в стихотворении А. Толстого.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин...

Задание 4. В стихотворениях А. Фета и Р. Бернса определите основное, ведущее настроение и способы его передачи.

Облаком волнистым
Пыль встает вдали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!

* * *

Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.

Задание 5. Определите литературный род произведений.

1. Памяти Ю. П. Вревской

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный госпиталь, в разоренной болгарской деревушке – с лишком две недели умирала она от тифа.
Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сердце... и такая силища, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда – а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее труду – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого «спасибо».
Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

(И. Тургенев)

2. Мщение

Изменой слуга паладина убил:
Убийце завиден сан рыцаря был.
Свершилось убийство ночною порой –
И труп поглощен был глубокой рекой.
И шпоры и латы убийца надел
И в них на коня паладинова сел.
И мост на коне проскакать он спешит:
Но конь поднялся на дыбы и храпит.
Он шпоры вонзает в крутые бока:
Конь бешеный сбросил в реку седока.
Он выплыть из всех напрягается сил:
Но панцирь тяжёлый его утопил.

(Из Уланда)

3.

Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.
Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека,
И, как цветы, глаза синели.
Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
Но был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.

(И. Бунин)

Комментарии

__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________