Екатерина ЩУЛЬКИНА,
СОШ № 25, г. Крымск
Праздник урожая
Тема. «Праздник урожая».
Цели. Исследовать два вида
сравнения чисел и величин; совершенствовать
вычислительные навыки; упражнять детей в умении
составлять и решать задачи данного вида, ставить
вопросы к условию.
Оборудование. Учебник «Математика.
1 класс. 3 часть» (под редакцией М.И. Моро и др.
М.: Просвещение, 2004); памятка с правилом; карточки
с числами и примерами; наглядный материал (заяц,
медведь, фрукты, овощи, банки, яблоня); карточки
для индивидуального опроса учащихся; магнитофон;
кассета с записью музыки А. Вивальди «Осень»
из цикла «Времена года»; корзина с муляжами
фруктов и овощей; 21 «яблоко» из бумаги с текстами
домашних заданий.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Ребята, сегодня у нас
будет урок-праздник. Прочитайте тему урока,
записанную на доске.
Дети. Решение задач на разные виды
сравнений.
У. Мы будем исследовать два вида
сравнения чисел и величин.
III. Введение в тему
У. Угадайте, кто будет царицей
нашего урока? Для этого нужно заполнить
кроссворд.
Задания сформулированы в виде
загадок. Учитель заполняет строки кроссворда
после каждого ответа учащихся.
Кругла
да гладка!
Откусишь – сладка!
Засела крепко
На грядке...
(Репка)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста)
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют.
(Листья)
– Найдите в вертикальных колонках
спрятанное слово.
Д. Осень.
У. Именно она будет царицей
нашего урока!
IV. Работа по теме урока
Звучит музыка. Входит Осень с
корзинкой фруктов и овощей.
Осень. Здравствуйте, ребята! Вы
узнали меня? Я Осень. Я буду вместе с вами на уроке
учиться решать задачи на сравнение чисел и
величин. Самых активных я награжу необычными
угощениями.
Осень садится на свое место.
У. Заполните магический квадрат.
На доске.
– Решите задачу.
Тетрадь стоит 2 руб. Сколько стоят 7,
3, 10 таких тетрадей?
Учитель рисует на доске три
прямоугольника.
У. Как называются эти фигуры?
Какое свойство у прямоугольников?
Проведите в каждом из них один отрезок
так, чтобы получилось 2 треугольника; 1 квадрат
и 1 прямоугольник; 2 одинаковых прямоугольника.
Дети выходят к доске и показывают
варианты решений.
Во время работы класса у доски по
индивидуальным карточкам работают три ученика.
Карточка 1
Реши примеры.
28 : 7 . 5
21 : 3 . 5
36 : 4 . 5
8 . 2 : 4 |
Карточка 2
Реши примеры.
(100 – 75) : 5
(14 + 22) : 4
4 . 5 : 10
3 . 6 : 2 |
Карточка 3
Найди периметр квадрата со
стороной 5 см. |
В конце устного счета –
коллективная проверка.
У. Ребята, какой осенний
праздник скоро будут отмечать горожане и селяне
в городе Крымске и Крымском районе, в нашей школе?
Д. День осени, Праздник урожая.
У. Скажите, почему этот праздник
отмечают именно в середине осени?
Д. Весь урожай собран. Подводят
итоги сбора.
У. Какие пословицы и поговорки
об осени и ее дарах вы знаете?
Дети читают заранее подготовленные
поговорки, пословицы, приметы осени.
Осенью серенькое утро, красненький
денек.
Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь –
капустой.
Осень – запасиха, зима – подбериха.
У. Почему так говорят?
Дети объясняют смысл пословиц.
V. Игра «Сколько банок запасли на
зиму в школьной столовой?»
У. Все хорошие хозяйки готовят
припасы к зиме. В школьной столовой тоже
приготовили для вас джем и мед, а вот сколько и
какого вида заготовили – узнайте.
На доске – схема с банками.
Дети «ставят» банку с
ответом над соответствующим выражением.
VI. Работа по теме урока (продолжение)
На доске открывается рисунок яблони.
У. Ребята! Что это за дерево?
Д. Яблоня.
У. Это необычная яблонька.
А почему, вы сейчас узнаете. Сорвите яблоко
№ 1. Прочитайте задание.
Задание взято из № 1 на с. 39.
«С одной яблони собрали 40 кг яблок, а
с другой только 10 кг.
На сколько больше килограммов яблок
собрали с первой яблони, чем со второй?»
Во сколько раз меньше?
– Найдите верное решение.
На доске – карточки с вариантами
решений.
40 – 10 |
40 + 10 |
40 : 10 |
40 . 10 |
|
– Почему вы выбрали именно
эти выражения? Как вы сравнивали величины 40 кг
и 10 кг в первом случае? Во втором случае?
Запишите решение и ответ в тетради.
Д. – 40 – 10 = 30 (кг) яблок больше
собрали с первой яблони.
40 : 10 = 4 (р.) меньше собрали
килограммов яблок со второй яблони.
Ответ: на 30 кг; в 4 раза меньше.
У. Какой вы сделали вывод?
Д. Чтобы узнать, на сколько одно
число больше (меньше) другого, нужно из большего
вычесть меньшее.
– Чтобы узнать, во сколько раз одно
число больше (меньше) другого, нужно большее
число разделить на меньшее.
Учитель вывешивает на доску памятку.
Во ? раз б (м) = > (:)
На ? б (м) = > (–) |
VII. Физкультминутка
У. Представьте, что мы идем в
осенний сад.
Д. (хором). Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
VIII. Работа по теме урока (продолжение)
У. Продолжаем работать. Сорвите
яблоко № 2. Прочитайте задание.
Д. «Реши задачу № 2 на с. 39».
«Бабушка посадила весной 8 кг
картофеля, а осенью собрала 40 кг. Во сколько
раз больше она собрала картофеля, чем посадила?»
Дети самостоятельно записывают
решение.
40 : 8 = в 5 (р.) – больше.
У. Измените вопрос так, чтобы
задача решалась вычитанием.
Д. На сколько килограммов
картофеля меньше посадила бабушка, чем собрала?
У. Запишите самостоятельно
решение.
Дети записывают решение:
40 – 8 = на 32 (кг) меньше.
– Как рассуждали в первом случае? Во
втором случае?
Дети проговаривают правило.
IХ. Повторение и закрепление
пройденного материала
У. Смотрите, к нам на
урок-праздник из осеннего леса прибежали за
овощами Медведь и Заяц. Они принесли с собой
письмо.
Учитель вскрывает конверт и достает
карточку с заданием.
– Как записать короче?
10 . 2 + 10 . 4
2 . 4 + 2 . 3 |
Дети записывают решение на
доске.
10 . 2 + 10 .
4 = 10 . 6 = 60
2 . 4 + 2 . 3 = 2 .
7 = 14 |
– Составьте задачи на два
вида сравнения, используя данные о
продолжительности жизни зверей.
На доске.
Медведь – 50 лет.
Заяц – 10 лет. |
– Какие вопросы можно
задать к условию? Устно ответьте на них. Скажите,
всегда ли можно сравнивать двумя способами любые
пары чисел?
Выслушиваются ответы детей.
– Сорвите яблоко № 3. Прочитайте
задание.
В первый столбик запишите те пары
чисел, которые можно сравнить двумя способами, а
во второй – которые можно сравнить только
одним способом.
Учитель прикрепляет на доску
карточки с числами.
На доске.
28 и 7 |
33 и 9 |
45 и 5 |
40 и 7 |
24 и 5 |
18 и 3 |
|
Дети записывают выражения в
тетрадь, выполняют взаимопроверку.
– Какие пары чисел вы записали в
первый столбик? Во второй столбик? Кто допустил
ошибки? Почему во втором столбике 33 и 9, 40 и 7, 24 и 5?
Чему учились при выполнении этого задания?
Д. Сравнивать любые пары чисел.
У. Какой сделаем вывод?
Д. Сравнивать, на сколько больше
(меньше) – всегда можно вычитанием, а во сколько
раз больше (меньше) – можно, когда большее число
делится нацело на меньшее число, делением.
Х. Итог урока
У. Сорвите яблоко № 4.
Прочитайте задание. Решите примеры.
На доске.
28 : 7
40 – 7
45 – 5 |
33 – 9
45 : 5
18 : 3 |
28 – 7
24 – 5
18 – 3 |
|
– Выпишите ответы в порядке
возрастания. Воспользуйтесь ключом и прочитайте
слово.
9 |
19 |
21 |
4 |
6 |
33 |
15 |
24 |
Л |
Д |
Ц |
М |
О |
! |
О |
Ы |
На доске.
4 |
6 |
9 |
15 |
19 |
21 |
24 |
33 |
40 |
М |
О |
Л |
О |
Д |
Ц |
Ы |
! |
|
|
– Какое слово получилось?
Д. Молодцы!
Звучит музыка, выходит Осень с
корзинкой фруктов и овощей.
Осень. Молодцы все ребята!
Принимайте от меня необычные угощения!
Осень раздает «яблоки» с домашним
заданием.
|