Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга ЛАНДИНА,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 29,
г. Ревда, Свердловская обл.

Реализация ведущих идей УМК «Гармония» как условие развития личности ребенка

Девять лет назад я начала работу по учебно-методическому комплекту «Математика» Н.Б. Истоминой. Этот комплект, по-моему мнению, позволил решить одну из важнейших задач, стоящих перед учителем – при обучении учащихся необходимо не столько дать готовый ответ, предоставить образец действия, сколько побудить ребенка думать, предполагать, выбирать, доказывать, т.е. самому прийти к правильному решению.
Три года назад я полностью перешла к реализации УМК «Гармония» и считаю, что это огромное поле деятельности как для педагога, так и для ребенка.
Н.М. Конышева считает, что «одним из наиболее перспективных направлений остается всемерное развитие творческого потенциала личности. Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным». Эти мысли являются путеводной звездой в профессиональном мастерстве учителя.
Я стараюсь каждый урок проводить так, чтобы он не походил на предыдущий. Для этого использую нетрадиционные формы проведения уроков, когда возникает такая нестандартная ситуация, где необходимо применить свои знания по предмету, но на более высоком, творческом уровне.
Приведу пример урока-практикума в третьем классе.

Тема. «Сочинение-описание “Эти волшебные облака”».

Цели. Развивать детскую изобразительную речь и наблюдательность; учить использовать известные детям художественные средства в конкретной ситуации, а именно создавать свои сравнения, эпитеты, составлять текст-описание по заданной теме; развивать воображение учащихся с опорой на их личный опыт; развивать орфографическую зоркость учащихся; воспитывать интерес к изучению родного языка, литературному творчеству, активность на уроке.

Оборудование. Рисунки облаков, кассета с записью песни «Облака», учебники, текст стихотворения Б. Заходера «Моя Вообразилия».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит негромкая музыка.

Учитель. Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза.)
Внимание мое растет.
Голова мыслит ясно. (Пауза.)
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

II. Сообщение темы урока

У. Сегодня мы с вами снова станем писателями и будем рисовать весенние легкие облака словами.

III. Работа над развитием речи учащихся

Цель этого этапа: систематизировать знания о художественных средствах литературного языка, создать эмоциональный настрой.

Два подготовленных ученика читают стихотворение Б. Заходера «Моя Вообразилия».

У. Существует ли такая страна на самом деле?

Дети. Нет, это выдуманная страна.

У. Кто может быть жителем этой страны?

Д. Тот, кто умеет фантазировать, придумывать, воображать.

У. Представьте, что вы тоже жители этой страны. Давайте пофантазируем.
Наблюдали ли вы когда-нибудь за облаками? На что они похожи?
Представьте себе картинки, которые нам нарисовали писатели.

Чтение учащимися отрывков из Упражнение 535.

– С кем, с чем сравнивают облака авторы?
Спишите тот отрывок, который больше всего понравился, правильно решите орфографические задачи.
Назовите слова-сравнения, которые использовали авторы.

IV. Работа с иллюстрациями «Облака»

У. Посмотрите, как художники представляют облака. Кого или что вы увидели на рисунках?

Дети отвечают.

– А сейчас сядьте удобнее. Представьте, что в теплый летний день вы пришли на берег нашего пруда. Дует легкий ветерок, над вами проплывают легкие, игривые, фантастические облака.

Звучит песня «Облака».

V. Написание сочинения-зарисовки

Дети составляют тексты работ. Идет уточнение некоторых предложений. Начинает работать творческая лаборатория писателей-фантастов.

У. Попробуйте описать все возникшие картины словами, то есть написать сочинение-зарисовку. Кому трудно, воспользуйтесь подсказками, данными в упражнении 536.

VI. Итог урока

У. Что вам больше понравилось и запомнилось? В чем вы испытывали затруднения?

VII. Домашнее задание

Продолжить дома путешествие по стране «Вообразилия». По пути домой посмотреть на небо, понаблюдать за облаками и создать свои рисунки красками и словами.

ПРИМЕРЫ ДЕТСКИХ РАБОТ

Вот проплывает красивая большая Жар-птица. А дальше скачет белая, как снег, лошадка. Ой, вот скачет маленькая белочка. Как мне хочется поиграть вместе с ними!

Лия. Н

Вот плывет по небу Жар-птица. Плавно подпрыгивает по небу зайчонок. Чуть дальше пробегает лисица. Но вдруг все расплылось и стало непонятным. Но как же чудесно небо!

Наташа К.

Вот я вижу: плывут по небу белые, пушистые облака. Среди них есть огненно-красная Жар-птица, белый кролик, золотая рыбка и белогривая лошадка и еще много разных сказочных животных. Вот это да!

Ксения К.

Облака! Какие они чудесные, что так и хочется покататься на воздушном драконе. И если у вас нет настроения, посмотрите на облака и пофантазируйте!

Маша О.

Вот плывут по небу лошадка и маленький жеребенок, а рядом бегают пушистые щенки. Как это прекрасно!

Виталий Ц.

Вот мчатся по небу без оглядки кудрявые белогривые лошадки. И мне так хочется полетать на волшебном облачке!

Настя Н.

Вот скачет по небу прекрасная белочка. А чуть дальше идет пир на весь мир. Кажется, что шарики рассыпались по небу. Как красивы облака!

Ксения М.

А вот какая получилась сказка, написанная группой ребят после похода на гору Лысая.

ВЕСЕННЯЯ НЕБЕСНАЯ СКАЗКА

Ах, как хорошо сидеть в кругу друзей и наблюдать за облаками, особенно с горы под забавным названием – Лысая! Когда мы смотрим на небо и бегущие по нему облака, нам кажется, что мы попали в сказочную страну. Вот стоит раскидистый дуб, а рядом длинный жираф. А там ежик-торопыга общается со своими друзьями. Чуть правее проплыла красивая Жар-птица, а дальше скачет белая, как снег, лошадка. Какие же чудесные эти облака, что так и хочется покататься на воздушном драконе! Вдруг у нас появляются крылья, и мы тоже летим среди этих замечательных фигур, играем с ними в прятки, кувыркаемся. Это так чудесно, как в сказке, но сказки кончаются… И все-таки если у вас плохое настроение – посмотрите на облака и пофантазируйте, как мы!

Реализация одной из ведущих идей УМК «Гармония» личностно ориентированного подхода к процессу обучения позволяет учителю организовать учебную деятельность школьника на творческом уровне. Это позволяет создать условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивает ситуацию успеха. Это, в свою очередь, дает возможность учителю повышать свой профессионализм, искать новые методы и формы организации урока.
Свою задачу я вижу не столько в том, чтобы дать готовый ответ, предоставить образец действия, сколько в том, чтобы побудить ребенка думать, предполагать, выбирать, т. е. самому приходить к правильному решению. А значит, моя цель заключается в организации урока, способствующей формированию активной, самостоятельной и творческой личности школьника. Результат деятельности ребенка – применение полученных знаний в новой, нестандартной ситуации. Этому способствует и материал учебника и задачника, который позволяет поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации, обеспечивать индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением возможности выбора уровня сложности.
Всё это позволило составить систему нетрадиционных уроков. Такие уроки позволяют обеспечить полноценное личностное развитие ребенка. Работая в группе, в паре, ребенок утверждается в себе, приобретает опыт коммуникативного общения, что составляет основу умения учиться, позволяет на уроке органически сочетать воспитание и обучение, строить человеческие и деловые отношения детей.
Приведу конспект урока-практикума по русскому языку (Деловая игра «Заседание редакционного совета).

Тема. «Обо всем, что мы теперь знаем. Загадочное предложение о глокой куздре».

Цели. Повторить и обобщить знания по грамматике; обобщить и систематизировать знания об изученных частях речи и членах предложения, на основе предложения-модели; учить правильно формулировать и аргументировать свои мысли; развивать способность осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и обобщение; развивать коммуникативные умения работать в группах; воспитывать внимание, интерес и уважение к языку.

Оборудование. Учебник и задачник, тетради- помощницы, карточки с надписями и заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня наш урок будет проходить в форме заседания редакционного совета. Работать будем в группах-отделах:

  • отдел писем;

  • отдел новостей;

  • отдел редакционной коллегии.

II. Сообщение темы урока

У. К нам в отдел писем пришло загадочное письмо. Наша задача – разобраться с этим письмом, используя все свои знания о словах и предложениях.

III. Практическая работа

Задание 1

У. Отдел писем, зачитайте предложение, которое пришло к вам в отдел.

Дети читают текст карточки 1.

Карточка 1

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

– Скажите, ребята, что необычного в этом предложении?

Дети. Мы ничего не поняли!

– Это какой-то тарабарский язык.

– Для чего нужно такое предложение?

– У меня возникло сомнение: может быть, это совсем не предложение?

У. Ребята, вот вы и поставили перед собой ряд задач, проблем, которые нам с вами предстоит решить в течение урока.

Давайте послушаем отдел новостей.

Дети зачитывают текст карточки 2.

Карточка 2

Это предложение-модель придумано известным ученым Я.В. Щерба. Содержание предложения сначала удивляет, а потом становится понятным.

– Давайте поразмышляем над этим предложением, проведем его анализ.

Отдел редколлегии задаст нам вопросы.

Ученик-редактор. Из настоящих ли слов состоит предложение? Как это доказать?

Д. Нет, это ненастоящее предложение. Я думаю, что в нем нет смысла.

– А мне кажется, предложение это непонятно потому, что у слов нет лексических значений.

– Я думаю, что каждый понимает слова по-своему, поэтому не ясен смысл этого предложения.

У. Давайте продолжим нашу аналитическую деятельность всем редакционным советом вместе.

Задание 2

У. Отдел писем должен ответить на вопрос: можно ли сказать, о ком и что говорится в предложении? Задайте вопросы к главным членам предложения.

Отделу новостей нужно решить, есть ли еще какие-то действующие лица в предложении? Можно ли о них что-нибудь предположить?

Отдел редколлегии попробует привести примеры настоящих слов, похожих по строению.

При проверке работы ребята отметили, что КУЗДРА БУДЛАНУЛА И КУДРЯЧИТ – это грамматическая основа предложения. Остальные слова – это второстепенные члены предложения: ГЛЮКАЯ – КАКАЯ?, ШТЕКО – КАК?, БОКРА – КОГО?, БОКРЕНКА – КОГО?

У. Какую иллюстрацию к этому предложению вы нарисовали бы?

Д. Это фантастическое животное, инопланетянин. У него три головы и есть маленькие рожки.

– Бокр и бокренок – это папа и ребенок. Какие-то одноглазые животные. Вот куздра набезобразничал, а теперь смотрит на их реакцию.

У. Попробуем разобраться в этом загадочном предложении более подробно.

Задание 3

Сейчас каждому отделу предстоит письменно ответить на вопросы 1–6 из упражнения 544.

Дети работают у доски.

Куздра будланула и кудрячит
Куздра (какая?) глокая
Будланула (как?) штеко
Будланула (кого?) бокра
Кудрячит (кого?) бокренка

Д. В предложении есть союз и. А слово штеко мы не можем пока отнести ни к одной части речи.

У. Какое значение слов помогло нам выполнить это задание?

Д. В этом нам помогло грамматическое значение слов.

У. Как нам сделать предложение полностью понятным?

Д. Надо, я думаю, использовать понятные слова.

– А я думаю, что надо взять такие слова, у которых мы знаем лексическое значение и которые нам понятны.

Предложение получилось следующее:

Большая корова сильно боднула быка и пугает теленка.

В результате этой работы дети указали грамматические признаки каждого слова, тем самым, определив часть речи. Они выяснили, что предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное.

Задание 4

У. Теперь попробуем выполнить задания из упражнения 546.

Отдел писем работает с 1-м предложением, отдел новостей – с 3-м предложением, а отдел редколлегии – со 2-м предложением.

Ваша задача – выяснить, повторяет ли ваше предложение по составу и строению предложение о глокой куздре. Если нет, то как его можно поправить?

В результате работы дети выяснили, что в 1-м предложении не подходит слово КУРИЦА – это имя существительное женского рода – и заменили его словом ПЕТУХ. Во 2-м предложении не подходит слово – подлежащее СЛУЖИТЕЛЬ, так как оно мужского рода. А значит, и имя прилагательное, и глагол-сказуемое употреблены в другом роде. Заменили на ДОБРАЯ ЖЕНЩИНА и ВСТРЕТИЛА. 3-е предложение точно соответствует по форме данному предложению.

У. Как вы думаете, с какой целью ученый составил это предложение?

Д. Мне кажется, для того, чтобы мы правильно употребляли слова. А я думаю, чтобы мы знали, что в предложении важно как грамматическое, так и лексическое значение слов.

У. Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Д. Запомнилось и удивило то, что из такого совершенно непонятного предложения мы составили понятное.

– Очень понравилось разбираться со значением слов.

– А мне запомнилась и понравилась работа в группе.