Елена ГУЦОЛ,
учитель школы № 1903,
г. Москва
Нужны ли отметки в начальной школе?
Приглашаем к обсуждению
Последнее время часто поднимается
вопрос о безоценочной системе обучения в
начальной школе. Мне, учителю младших классов,
свойственно думать, что отметки все же нужны.
Я не говорю уже про третий и четвертый
классы, где оценивание знаний просто необходимо,
иначе будет полный беспредел и дети, не имея
никакого стимула, перестанут учить уроки.
Когда в третьих и четвертых классах
дети отвечают урок, они ждут похвалы в виде
хорошей отметки. Для некоторых, конечно, и
отметки не играют роли – они как учились на 3, так
и будут, хотя наша с вами задача привить им любовь
к учению. И прививать мы ее будем интересными,
захватывающими уроками и, конечно же, отметками,
которые отразят степень интереса к учебе наших
учеников.
Для старательных, стремящихся к
успехам учеников «3» – это огорчение, и иногда
немалое, но в то же время это и стимул выучить
урок лучше. «4» на пути старательных детей –
ниточка, которая каждый раз подводит их все ближе
и ближе к отметке «отлично».
Конечно, понятно, что отмена оценок, по
идее, никак не должна повлиять на стремление
детей к знаниям, что они должны принимать учение
как должное и обязательное.
Мы склонны думать, что ребята ходят в
школу за отметками, а не за знаниями, и поэтому
стремимся к отмене отметок, чтобы учащиеся
ходили за знаниями.
Хотя учащиеся, сами того не подозревая,
стремясь получить хорошую отметку, повышают
качество своих знаний. А отметка не только
подтверждает полноту знаний, но и оказывает
непосредственное влияние на самооценку
школьника.
Дошколята пошли в школу. Теперь они
ученики. О чем они мечтают? О портфеле, о новых
знаниях и, конечно же, об отметках. Они мечтают
получить свою первую отметку, и лучше, конечно,
если это будет «4» или «5».
Что же они узнают, придя в первый класс?
А то, что отметок вовсе и нет – это миф,
придуманный родителями, бабушками и дедушками, –
и что оценки будут лишь через год, а может, и вовсе
их не будет.
Конечно, они расстраиваются, каждый
раз интересуясь: «Мне «4» или «5»?»
На мой взгляд, для малышей отметки еще
более необходимы, чем для старшеклассников, так
как эти ученики еще не испорчены влиянием
«плохой школы» и отметку воспринимают как
награду.
Понятно только одно – что
пятибалльная система оценок в школе себя изжила,
работает неэффективно. Любая оценка очень жестко
регламентирует деятельность ученика...
Учителя выходят из положения,
придумывая солнышки, звездочки, квадратики и пр.
А ведь первоклассникам, как никому другому,
хочется настоящих отметок: «5», «4», «3». Им
необходим эмоциональный всплеск. При этом
возникает вопрос и об объективности отметок.
А что вы думаете об этом? Есть ли у вас
положительный опыт «безотметочного» или
«отметочного» обучения детей? Пишите нам по
адресу: 121165, г. Москва, ул. Киевская, д. 24,
редакция газеты «Начальная школа».
|