Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2005

УЧИМСЯ ИГРАЯ

А. ТУНИКОВА,
г. Лермонтов,
Ставропольский край

Старинные русские меры

Внеклассное занятие по математике в 4-м классе

Читая русские сказки или книги по истории, дети сталкиваются с устаревшими словами: пятиалтынный, алтын, полушка, пуд, фунт. Что они обозначают? Как люди пользовались этими денежными единицами и мерами веса? Дать ответы на эти вопросы можно как на уроках русского языка или истории, так и на внеклассном занятии по математике.

Тема. «Старинные русские меры».

Цели. Познакомить детей со старинными русскими мерами, закреплять перевод старинных мер в метрическую систему единиц; научить пользоваться этими мерами при решении задач.

Оборудование. Таблица старинных мер.

Денежные единицы:

рубль = 2 полтинам
полтина = 50 копейкам
пятиалтынный = = 15 копейкам
алтын = 3 копейкам
гривенник = 10 копейкамЪ
2 деньги = 1/2 копейки
полушка = 1/4 копейки

Вспомогательные меры веса:

пуд = 16,4 кг
фунт = 400 г

Места, оформленные в виде палаток с табличками

«Мяco – Рыба»
«Ткани – Одежда»
«Овощи – Фрукты»
«Самообслуживание»

Прейскурант цен (в палатке «Самообслуживание»)

гусенок – полтина с алтыном;
цыпленок – 3 пятиалтынных;
поросенок – 3 полтины;
мышонок – 2 деньги;
крот – 8 полушек;
еж – 2 алтына;
уж – алтын с полушкой;
черепаха – гривенник.

Вдоль одной из стен стоят палатки. В каждой палатке – товар, необходимый для покупки (по тексту задачи): сундук старинный; костюмы для купцов, купеческих дочерей, торговцев.
Ученики в классе разбиты на группы по четыре человека. Текст задач отпечатан для каждого ученика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Сегодня мы с вами посетим ярмарку ХIХ века.

Стук в дверь. Входят купцы и три дочери первого купца.

Купцы (вместе). Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Купец 1. Сегодня мы проводим в вашей губернии ярмарку. Приглашаем вас приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.

Купец 2. Будет куплен весь товар – получите награду.

Учитель. Но простите, уважаемые купцы! Как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар? Ведь они из разных поместий, учились мало, не знают ни мер длины, ни денежных единиц.

Купец 2. А поможет им в этом волшебный сундук.

Купец 1. И мои дочери, которые получили хорошее домашнее образование.

Учитель. Ну что ж, ребята, откроем сундук. Что же в нем?

Учитель приглашает двух ребят вытащить из сундука свитки таблиц старинных мер.

– Ребята, эти таблицы (называет их) помогут нам переводить старинные единицы мер в современную метрическую систему мер.

Купцы помогают учителю разместить плакаты на доске.
Выступают дочери купца и рассказывают о старинных деньгах и мерах веса, поясняя таблицы.

Учитель. Итак, вы ознакомились с мерами веса, денежными единицами. Но какая же ярмарка без шутки, веселья и песен!

Группа девочек исполняет русскую народную песню.

Купец 1 (палатка «Овощи – фрукты»).

Добры молодцы, красны девицы!
Вы на ярмарку пришли,
Много денег принесли.
Вы нам деньги принесли,
А мы товары припасли.
Покупая наш товар, знай:
Там задача ждет тебя.
Да!

Учитель. Ребята, покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в копейки, пользуясь таблицей. Откройте тетрадь, запишите число. Решать задачи можно индивидуально и группой. За правильное решение получите жетон.

Купец 2 (палатка «Самообслуживание»). Продается зоосад: 2 цыпленка, 5 гусят.

Дети решают задачу.

Решение:

1 цыпленок – 3 пятиалтынных
15 x 3 = 45 коп.
2 цыпленка – 45 x 2 = 90 коп.
1 гусенок – полтина с алтыном
50 + 3 = 53 коп.
5 гусят – 53 x 5 = 265 коп.
Вся покупка – 265 + 90 = 355 коп.
Товар продан.

Купец 1.

В нашем краю – словно в раю:
Рябину, грибы корзиной бери...
Кладу на весы 2 фунта еды.
Покупай грибы,
За фунт плати полтину.

Решение: 1 фунт еды – полтина = 50 коп., 2 фунта – 50 x 2 = =100 коп., или 1 руб.

Купец 3 (палатка «Ткани – одежда»). Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет?

Решение: пиджак стоит 115 коп., жилет – 165 – 115 = 50 коп.

Купец 4 (палатка «Рыба – мясо»). Продается чебак на золотой цепочке. 1 фунт чебака стоит 4 гривенника, за цепочку заплатить надо 5 руб. с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар?

Решение: 1 фунт чебака – 10 x 4 = 40 коп., цепочка – 515 коп., весь товар – 515 + 40 = 555 коп.

Купец 2. Продаются в лесопарке два мышонка, два крота. Налетай, покупай!

Решение: 1 мышонок – 1/2 коп., 2 мышонка – 1 коп.; 1 крот – 1/4 ? 8 = 2 коп., 2 крота – 4 коп.

Все зверюшки – 1 коп. + 4 коп. = 5 коп.

Купец 1. Капуста не пуста – сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 3 кг? 1 кг капусты стоит полтину.

Решение: 1 кг капусты – 50 коп.

3 кг – 50 x 3 = 150 коп.

Купец 4. Продается курица в 3 фунта весом, несущая яички не простые, а золотые. Сом в 2 фунта не простой, а ученый. 1 фунт сома стоит рубль с двумя гривенниками. 1 фунт курицы стоит рубль с полтиной.

Решение: 1 фунт сома – 120 коп., 2 фунта сома – 120 x 2 = 240 коп.

1 фунт курицы – 150 коп., 3 фунта курицы – 150 x 3 = 450 коп.

Купец 2. В клетке этой два ежа, мышки две и два ужа.

Решение: 1 еж – 3 x 2 = 6 коп., 2 ежа – 6 x 2 = 12 коп., 1 мышка – 1/2 коп., 2 мышки – 1 коп., 1 уж – 31/4 коп., 2 ужа – 31/4 x 2 = 61/2 коп.

Купец 1. В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продали по 4 гривенника за фунт, а другую половину – по полтине за фунт.

Решение: полбочонка – 16 фунтов огурцов.

40 x 16 = 640 коп., 50 x 16 = =800 коп., 800 + 640 = 1440 коп. за весь бочонок.

Купец 3. Продаю хвост лисий на воротник для шубы. Отдам за две полтины с пятиалтынными или за два хвоста куницы с полушкой. Покупай лисий хвост!

Решение: 50 x 2 + 15 = 115 коп.

Купец 4. Продается налим с максой. 1 фунт налима стоит полтину с четырьмя алтынами, а макса – 2 рубля без гривенника. Налим весит 10 фунтов, а макса – 2 фунта.

Решение: 1 фунт налима – 50 + 3 x 4 = 62 коп. 10 фунтов налима – 62 x 10 = 620 коп., 1 фунт максы – 200 – 10 = 190 коп., 2 фунта максы – 190 x 2 = 380 коп., вся покупка – 620 + 380 = 1000 коп., или 10 руб.

Купец 2. В клетке 8 гусят. Заплати мне за полстолько 6 полтин и 10 гривенников и забирай гусят.

Решение: полстолько гусят – 8 : 2 = 4 гусенка; 50 x 6 + 10 x 10 = 400 коп., или 4 руб.

Купец 1. Дневной рацион для поросенка: картофель – 10 фунтов, свекла – 2 фунта. Закупай овощей на три дня, если два фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свеклы – алтын.

Решение: 10 фунтов картофеля – (10 : 2) x 10 = 50 коп., 2 фунта свеклы – 3 x 2 = 6 коп., на один день – 50 + 6 = 56 коп., на три дня – 56 x 3 = 168 коп.

Все купцы (хором). Товар продан, товар продан! Ярмарка закрывается!

Купец 2. Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы! Думаю, что ваш учитель вознаградит вас сполна по заслугам.

Учитель. Итак, ребята, где вы побывали?

Дети. На ярмарке!

Учитель. Каковы особенности русской ярмарки?

Дети отвечают.

– Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?

Дети. Нет.

Учитель. Вот поэтому за последние два столетия система мер изменилась и стала более удобной для пользования, но устаревшие слова остались в словарях, старинных книгах и русских сказках.

Учитель выставляет детям оценки, комментируя их.