Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №48/2004

МАСТЕРСКИЕ

Елена РОГАЛЕВА,
Татьяна СОЛОВЬЕВА,
г. Псков

Продолжение. Начало см. № 43/2004

Уроки по родной истории

Список условных обозначений

ДРЕВНИЙ НОВГОРОД

Образовательно-развивающие задачи. Познакомить учащихся с особенностями местоположения города Великого Новгорода; дать представление об особенностях управления Великим Новгородом; раскрыть причины величия Новгорода; развивать связную речь учащихся, формировать у них речевые навыки.

Оборудование. Иллюстрация Софийского собора в Новгороде; музыкальный отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» («Масленица», тема Ярила-Солнца); плакаты со схемами-рисунками.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

Мы с вами уже познакомились с историей образования первых городов на примере города Киева.

Где возникали первые города в древности? (По берегам рек.)

На каком берегу, как правило, возводили города? (На высоком берегу с обрывом.)

С какой целью возводили первые города? (С целью защиты товаров.)

III. Изучение нового материала

Сегодняшний урок будет посвящен истории другого важного города Древней Руси – Великого Новгорода.

Рассмотрите и сравните две схемы, на которых изображены варианты расположения городов.

ЗАДАНИЕ. Изучив следующий текст, выберите схему, соответствующую месторасположению города Новгорода относительно реки.

  • Обычно города строились на одном, более высоком, берегу реки. Новгород расположен на холмах по обеим сторонам реки. Это очень редкий случай в истории образования городов Древней Руси.

Итак, какая из схем отображает расположение города Новгорода относительно реки? Объясните свою позицию. (Вторая схема.)

Выслушиваются ответы детей.

На доске учитель делает запись:

859 год – IX в.

Великий Новгород известен с 859 года.

Так с какого века известен город Новгород? (С IХ века.)

В это же время в северные славянские земли на княжение в Новгород был приглашен Рюрик.

Что еще вы уже знаете о Рюрике?

Ответы детей.

Хотите ли вы узнать подробнее: кто он? Откуда он? И как он стал князем?

Давайте начнем искать ответы на эти вопросы с выполнения следующего задания.

ЗАДАНИЕ. Решите задачу.

  • Рюрик не был сыном славянского князя, но был сыном варяга и дочери славянского князя Гостомысла.

Определите истинность высказывания: «Рюрик наполовину славянин, наполовину варяг», опираясь на следующую схему:

Итак, истинно ли данное высказывание? (Истинно.)

После смерти деда Рюрика (по матери) Гостомысла славянские племена, живущие на севере, начали враждовать между собой и проливать славянскую кровь. Пользуясь этим, враги со всех сторон стали нападать на них, убивать их и грабить. И тогда славяне решили пригласить княжить на их земли сильного и храброго Рюрика.

Итак, сможете ли вы теперь ответить на вопросы:

  • Как Рюрик стал князем?

  • Каковы его родственные связи?

Ответы детей.

Прошло время, и на княжеском престоле в Новгороде сидели уже и сын Рюрика Игорь, и его правнук Владимир, которого впоследствии на Руси прозвали Красным Солнышком.
Будучи великим киевским князем, Владимир в XI веке послал княжить в Новгород своего сына Ярослава, прозванного Мудрым.
А c XII века новгородцы стали приглашать князей по своему усмотрению.

Как вы считаете, в связи с этим власть князей в Новгороде усилилась или резко ограничилась? (Резко ограничилась.)

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите предложенные схемы. Догадайтесь, какие из них были характерны для управления Великим Новгородом, если известно, что управлялся он необычным для Древней Руси способом.

Так какие из предложенных схем были свойственны управлению Великим Новгородом? (Вторая и четвертая.)

Объясните свою позицию. (Необычность управления Великим Новгородом состояла в том, что князь выбирался народным собранием (вече) и был как бы наравне с «большими людьми».)

Итак, в Новгороде была выборная власть. Высшим органом власти было вече. На вечевые собрания приходили все горожане, кроме женщин.
Но действительно ли все на вече были в равных условиях? Оказывается, нет: только «большие люди» (богатые купцы) готовили проекты законов, решений, которые вече могло или принять, или отклонить.
Мы с вами уже знаем, что Новгород располагался по обе стороны реки.
Левая сторона города называлась Софийской в честь главного собора.

Итак, как назывался главный собор Новгорода? (Софийский.)

Рассмотрите иллюстрации Софийского собора в Новгороде.

Правая сторона города, расположенная на противоположном берегу реки, носила название Торг.

Как вы думаете, почему она получила такое название? Мнения детей.

Кроме того, там, на Торговой стороне, собиралось вече.

Начинает тихо звучать музыкальный отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

Давайте мысленно перенесемся на главную торговую площадь Новгорода. Посмотрите, как теснятся, плотно прижавшись друг к другу, торговые суда иноземных купцов на реке Волхов.

Учитель демонстрирует учащимся рисунок.

Вы узнаете, какие товары можно было купить в Новгороде, выполнив следующее задание.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте названия предметов, записанные в два столбика.

Янтарные бусы
Шелковая ткань
Соль
Серебряное кольцо

ВВОЗ

ВЫВОЗ

Мед
Кожаные сапоги
Свеча
Шуба

Определите, в каком столбике записаны товары, ввозимые в Новгород, а в каком – вывозимые из Новгородской земли. (В первом столбике – ввозимые, а во втором – вывозимые товары.)

Итак, перечислите все известные вам товары, которые ввозили в Новгород.

Ответы учащихся.

А вывозили?

Ответы учащихся.

IV. Подведение итогов урока

В чем особенность расположения Новгорода?

В чем особенность управления Великим Новгородом?

Как вы можете объяснить случаи, когда пожар переносился с Торговой стороны города на Софийскую или наоборот? (Учитель обращает внимание детей на рисунок кораблей, представленный на доске. Торговые судна иноземных купцов теснились, плотно прижавшись друг к другу, и по ним огонь перекидывался на Софийскую сторону.)

V. Домашнее задание

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ

Образовательно-развивающие задачи. Раскрыть причины расцвета Владимиро-Суздальской земли; систематизировать знания о князьях из рода Рюриковичей.

Оборудование. Иллюстрация с изображением шапки Мономаха; репродукция иконы Владимирской Божьей Матери; генеалогическое древо рода Рюриковичей; карта-схема русских земель.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовка к изучению нового материала

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о князьях из династии Рюриковичей.

ЗАДАНИЕ. Определите, истинно или ложно данное высказывание, опираясь на схему:

Известно, что династия – это ряд князей одного рода. Верно ли, что только некоторые князья из представленных на схеме являются Рюриковичами?

Мнения детей.

Какие слова и какими надо заменить, чтобы высказывание стало истинным? (Слова «только некоторые» нужно заменить словом «все».)

ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст.

  • Как известно, Рюрика пригласили княжить в Новгород. Его правнук Владимир Красное Солнышко крестил Русь, будучи великим князем в Киеве. А сына своего, Ярослава Мудрого, отправил княжить в Новгород. Прошли годы, и Ярослав Мудрый сам стал великим киевским князем.

О каких двух городах идет речь в тексте? (Киев, Новгород.)

Великий князь был самым главным в Русском государстве. Город, в котором он княжил, назывался столицей.

Подпишите в схеме под именами Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого города-столицы, в которых они были великими князьями.

Учащиеся производят следующие записи в схеме: Киев – под именем Владимира Красное Солнышко, Новгород – под именем Ярослава Мудрого.

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите карту-схему. Заштрихуйте зеленым карандашом Новгородскую землю, а синим – Киевскую землю.

III. Сообщение темы и целей урока

Тема нашего сегодняшнего урока – «Владимиро-Суздальская земля».

Тема урока записана на доске.

Найдите на карте Владимиро-Суздальскую землю и обведите ее территорию по пунктирной линии.

Учащиеся выполняют задание.

Пользуясь обозначением сторон света, определите положение Владимиро-Суздальской земли относительно города Киева и подпишите направление на схеме. (Северо-восток.)

ЗАДАНИЕ. Каковы цели нашего урока, вы определите, преобразовав повествовательные предложения в вопросительные.

  • Владимиро-Суздальская земля активно заселялась по причинам А и В.

  • Город Владимир был основан Х (икс) князем.

  • При Х (икс) и Y (игрек) князьях город Владимир стал расти и процветать.

  • При Z (зет) князе город Владимир стал столицей Руси.

Учитель записывает на доске ответы детей:

  • По каким причинам Владимиро-Суздальская земля стала активно заселяться?

  • Кем был основан город Владимир?

  • При каких князьях город Владимир стал расти и процветать?

  • При каком князе город Владимир стал столицей Руси?

IV. Изучение нового материала

Итак, давайте начнем искать ответы на эти вопросы. Следующее задание поможет нам ответить на первый вопрос, поставленный вами.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст.

Вы уже знаете, что Новгородская земля, расположенная на севере Руси, была мало пригодной для сельского хозяйства. Причинами этого являлись неблагоприятные погодные условия и неплодородные земли.
Южные киевские земли были плодородны, но подвергались постоянным набегам враждебных половцев.
А вот еще не освоенная Суздальская земля, окруженная густыми непроходимыми лесами, была надежно защищена от вторжения половецких всадников. Среди лесов располагались плодородные земли, дававшие богатые урожаи.

Опираясь на содержание первых двух частей текста, предположите: что стало происходить с Суздальской землей?

Мнения детей.

Действительно, через некоторое время Суздальская земля стала активно заселяться новгородцами и киевлянами.

Каковы же причины этого процесса? Сформулируйте их. (Плодородные земли, безопасность.)

ЗАДАНИЕ. Из пар слов с противоположным значением выберите такие слова, которые характеризуют преимущества Суздальской земли по сравнению с Новгородской и Киевской землями.

Слова для справок: защищенная – незащищенная; бесплодная – плодородная. (Плодородная, защищенная.)

Один из внуков Ярослава Мудрого – Владимир – получил в управление земли Суздальского княжества.

Найди имя этого князя на схеме. (Владимир.)

Владимира I, который крестил Русь, прозвали Красным Солнышком, князя Ярослава прозвали Мудрым. Прозвище князя Владимира II вы установите сами, выполнив следующее задание.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст.

Владимир II был сыном русского князя и византийской принцессы из рода Мономах. Существует предание, что якобы Владимир II получил в подарок от своего деда, византийского императора Константина IX Мономаха, царский венец (корону). На Руси ее стали называть шапкой Мономаха. Это была кованная из золота шапочка, обтянутая бархатом с драгоценными камнями, опушенная дорогим мехом и увенчанная золотым крестом.

Опираясь на текст, догадайтесь: какое прозвище получил князь Владимир? (Владимир Мономах.)

Действительно, по имени матери Мономах ее сына Владимира стали называть Владимиром Мономахом.

Вновь обратимся к схеме и впишем прозвище князя Владимира.

Учащиеся вписывают прозвище Мономах в схему. Демонстрация учителем иллюстрации шапки Мономаха.

Известно, что шапка Мономаха впоследствии стала на Руси символом власти. Она передавалась из поколения в поколение тому, кто стоял во главе государства, управлял им. Постепенно сложилась поговорка: «Тяжела ты, шапка Мономаха!»

Как вы думаете, что означает эта поговорка? Выберите правильный ответ.

  • Шапка Мономаха много весила, а значит, была тяжелой.

  • Очень тяжело и ответственно управлять государством.

Мнения детей.

Владимир Мономах был князем воинственным и очень удачливым. В то время, когда великим князем в Киеве был его брат, Владимир помог ему одержать крупную победу над половцами. Вот почему после смерти брата киевляне попросили именно Владимира Мономаха стать их князем.

Запишите в схему название столицы, где княжил Владимир Мономах. (Киев.)

В 1108 г. Владимир заложил город на крутом берегу реки Клязьмы.

Что это за город, если он называется в честь своего основателя? (Владимир.)

Подчеркните название города Владимира на карте-схеме.

Учащиеся выполняют задание.

Владимир Мономах так же, как когда-то и его отец, распределил земли между своими сыновьями.
Самому младшему сыну Владимира Мономаха Юрию досталась Владимиро-Суздальская земля. Юрия прозвали Долгоруким (Длинноруким) за то, что, правя Владимиро-Суздальской землей, он не всегда законно прибирал к своим рукам (то есть присваивал, захватывал) многие другие земли. Так, Юрий Долгорукий, например, основал города Юрьев, Кострому, захватил местечко Москва.

Найдите на карте-схеме во Владимиро-Суздальской земле местечко Москву и подчеркните.

Юрий активно боролся за власть и в конце своей жизни все-таки стал великим князем в Киеве.

Какое прозвище получил Юрий? (Долгорукий.)

Запишите его прозвище в схему. Подпишите, в каком городе Юрий Долгорукий стал великим князем. (В Киеве.)

Юрий Долгорукий был князем деятельным. Он строил на своей земле новые города. Особенно разросся при его правлении город Владимир.
Юрий Долгорукий отправил княжить в южный город Вышгород своего старшего сына Андрея. Но тот вернулся обратно во Владимиро-Суздальскую землю, захватив из Вышгорода икону Божьей Матери.
По пути домой, недалеко от города Владимира, кони вдруг стали как вкопанные. Ничто не могло заставить их тронуться с места. Пришлось князю здесь же и заночевать. И явилась ему во сне Богородица, и повелела она поместить ее икону в городе Владимире. Так и было сделано.

Определите: как с тех пор стала называться эта икона? (Икона Владимирской Божьей Матери.)

Демонстрация учителем иллюстрации иконы Владимирской Божьей Матери.

На том месте, где князю явилась Богородица, он основал поселение Боголюбово. После смерти отца, Юрия Долгорукого, Андрей принял титул великого князя, но остался жить во Владимиро-Суздальской земле, перенеся столицу из Киева во Владимир.

Подпишите на схеме под именем Андрея столицу русского государства. (Владимир.)

Но хотя столицей был город Владимир, великий князь Андрей подолгу жил в своем Боголюбском замке, за что и получил свое прозвище.

Назовите прозвище князя Андрея. Подпишите его на схеме. (Боголюбский.)

Андрей Боголюбский очень заботился об усилении и укреплении новой столицы Руси и хотел сделать ее такой же красивой, как город Киев. При нем были построены многие храмы.

V. Подведение итогов урока

А теперь обратимся к целям нашего урока, сформулированным в виде вопросов, и дадим на них ответы.

Учитель обращается к предложениям, записанным на доске в начале урока.

По каким причинам Владимиро-Суздальская земля стала активно заселяться?

Кем был основан город Владимир?

При каких князьях город Владимир стал расти и процветать?

При каком князе город Владимир стал столицей Руси?

VI. Домашнее задание

ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ

Образовательно-развивающие задачи. Познакомить детей с историей основания города Москвы Юрием Долгоруким, с занятиями жителей древней Москвы; развивать у младших школьников логическое мышление и воссоздающее воображение, умение вдумываться в учебные тексты.

Оборудование. Модель бумажного сарафана к уроку «Происхождение городов. Древний город»; лента времени; схема путешествий русских купцов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение ранее изученного

На прошлом уроке мы говорили о Владимиро-Суздальской земле.

Назовите две причины, по которым в XII веке Владимиро-Суздальская земля стала активно заселяться?

При каком князе город Владимир становится столицей государства?

III. Сообщение темы и целей урока

Назовите столицу, то есть главный город страны, в которой мы живем. (Москва.)

Цели сегодняшнего урока вы снова определите сами, преобразовав повествовательные предложения в вопросительные.

ЗАДАНИЕ. Преобразуйте повествовательные предложения в вопросительные.

  • Существует версия А о происхождении названия города Москвы.

  • Город Москва был основан в Y (игрек) году.

  • Город Москва был основан князем X (икс).

  • Основатель города Москвы заинтересовался его местоположением по причине В.

Учитель записывает на доске преобразованные детьми предложения.

Итак, целью нашего урока будет поиск ответов на следующие вопросы:

  • Какая существует версия о происхождении названия города Москвы?

  • В каком году был основан город Москва?

  • Каким князем он был основан?

  • По какой причине основатель города Москвы заинтересовался его местоположением?

IV. Изучение нового материала

Начнем искать ответы на наши вопросы. Ответ на первый вопрос вы найдете, поработав со следующим текстом.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст и познакомьтесь с одной из версий появления названия «Москва».

  • Река, на берегу которой возникло местечко Москва, вытекает из болота. Местность вокруг реки в давние времена была сырой и вязкой. Слово вязкая на финском языке звучит как Москва.

Запишите, какое название получила эта река. (Москва.)

Вставьте пропущенное слово в следующий вывод:

По названию (чего?) ______________ стал называться и город Москва. (По названию реки Москва стали называть и город.)

Для того чтобы найти ответ на второй вопрос нашего урока, обратимся к ленте времени, представленной на доске.

ЗАДАНИЕ. Подпишите под датами названия городов, основанных в это время.

Опираясь на ленту времени, вспомните: в каком году был основан город Новгород? (В 859 году.)

В случае затруднений учащихся:

Опираясь на ленту времени, вспомните: в каком году был основан город Новгород, если известно, что он был основан в IХ веке? (В 859 году.)

Какой это век? (IX век.)

Подпишите название города Новгорода под датой его основания.

Учащиеся выполняют задание.

Опираясь на ленту времени, назовите год основания города Владимира? (1108 год.)

Какой это век? (XII век.)

Подпишите название города Владимира под датой его основания.

Учащиеся выполняют задание.

Опираясь на ленту времени, назовите год основания города Пскова, если он был основан раньше города Владимира, но позже города Новгорода? (903 год.)

Какой это век? (X век.)

Подпишите название города Пскова под датой его основания.

Учащиеся выполняют задание.

Прочитайте на ленте времени дату основания города Москвы. (1147 год.)

Найдите на карте-схеме Владимиро-Суздальской земли город Москву и подчеркните его название.

Учащиеся выполняют задание.

Какие известные вам города были основаны раньше города Москвы? (Новгород, Киев, Псков, Владимир.)

ЗАДАНИЕ. Решите задачу.

  • В 2003 году городу Пскову исполнилось 1100 лет. Сколько лет в этом же году было городу Москве?

Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные выполняют вычислительные действия в тетрадях:

Да, ребята, по сравнению с такими русскими городами, как Новгород, Киев, Псков, Владимир, наша столица еще совсем молодая.

Итак, в каком же году был основан город Москва? (В 1147 году.)

Назовите второй вопрос, на который мы должны найти ответ. (Каким князем был основан город Москва?)
Для того чтобы узнать, кто и при каких обстоятельствах основал город Москву, обратимся к следующему заданию.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  • В XII веке земли, где река Неглинная впадает в реку Москву, принадлежали богатому боярину Кучке.

Однажды проплывал мимо этих мест князь___________ по прозвищу Долгорукий.

Впишите недостающее имя князя.

  • Он возвращался из города Киева во Владимир по водному пути, который проходил мимо местечка Москвы. Понравилось это место князю своими лесистыми холмами, которые омывались с нескольких сторон реками. «Кто владеет этими местами?» – поинтересовался князь.

Запишите, что услышал князь в ответ____________________________

_______________________________________________________________

Мнения учащихся.

Предположите, как далее развивались события, и расскажите, как князь Юрий Долгорукий захватил владения боярина Кучки, опираясь на следующие опорные сочетания слов:

решил навестить
долго стучал
боярин так и не вышел
непочтение разозлило
приказал схватить и казнить
захватил владения
повелел срубить город

Итак, кто и при каких обстоятельствах основал город Москву? (Основал город Москву князь Юрий Долгорукий, захватив владения боярина Кучки.)

Прочитайте последний вопрос, на который мы должны дать ответ на уроке. (По какой причине основатель города Москвы заинтересовался его местоположением?)
Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим схему, представленную в следующем задании.

ЗАДАНИЕ. Опираясь на схему, назовите город, через который проплывали купцы, путешествуя:

  • из Новгорода в Рязань;

  • из Киева во Владимир;

  • из Рязани в Тверь.

(Москва.)

Впишите в предложение пропущенное слово.

  • Многие торговые водные пути проходили через __________ , поэтому-то Юрий Долгорукий и заинтересовался этим местечком.

Давайте еще раз прочитаем это предложение. Оно является ответом на поставленный вопрос.
Обратимся к следующему заданию.

ЗАДАНИЕ. Предположите, истинно или ложно следующее высказывание:

  • Москва постепенно станет важным торговым центром. (Истинно.)

Объясните, почему вы так считаете?

Мнения детей.

Но до этого еще было далеко, а пока в 1147 году устроил Юрий Долгорукий в новом городке большой пир и пригласил на него своего союзника, черниговского князя.
Как рассказывает летопись, Юрий Долгорукий написал ему: «Приди ко мне, брате, в Москов». Это первое упоминание о Москве в летописи считается годом рождения Москвы.

Итак, что это за год? (1147 год.)

А вот через девять лет, в 1156 году, повелел Юрий Долгорукий укрепить Москву, расположенную на высоком Боровицком холме, новыми деревянными стенами и рвом. С двух сторон ее защищали воды Москвы-реки и реки Неглинной.
А теперь давайте перенесемся в Москву конца XII века. Поможет нам в этом следующий текст с предтекстовыми и послетекстовыми заданиями.

Прочитайте начало текста.

  • Поднимемся на Кремлевский холм. В крепости, называемой Кремлем, стоят дом князя, дома его дружинников и богатых купцов.

Учитель вывешивает на доску модель сарафана, изготовленную из бумаги, к уроку «Происхождение городов. Древний Киев».

ЗАДАНИЕ. Перед чтением основной части текста ответьте на вопросы.

С помощью модели сарафана вспомните: как назывался Нижний Киев, где жили торговцы и ремесленники?

Закончите предложение, предварительно выделив корень в слове «предградье»:

  • Предградье – место, расположенное перед ...

Прочитайте два варианта основной части текста.

  • 1. Внизу за стенами крепости, на подоле, расположено предградье, где живут торговцы и ремесленники.
    2. Внизу за стенами крома, на подоле, расположен посад, где живут торговцы и ремесленники.

На основе анализа двух вариантов основной части текста найдите соответствие между словами первого и второго столбиков. Обозначьте его стрелочками:

Проверьте свое предположение, прочитав словарные статьи «Кром» и «Посад» в Энциклопедическом словаре:

  • Кром – (кромный город), древнерусское название кремля и части города, огражденной его стенами.

  • Посад – в русских княжествах X–XVI веков торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города.

Прочитайте заключительную часть текста.

  • Ремесленники строят дома, куют сабли и доспехи, шьют одежду и тачают сапоги, делают из глины кувшины. У каждого есть свой огород, у многих коровы, свиньи и козы. Кое-кто из горожан сеет и хлеб, но не эти занятия для них главные. Они не земледельцы.

ЗАДАНИЕ. Заполните схему словами, близкими по значению.

ЗАДАНИЕ. Используя содержание предыдущего текста, определите, истинны или ложны следующие высказывания:

  • Основным занятием горожан было земледелие.

  • Горожане занимались в основном торговлей или различными ремеслами.

  • У каждого ремесленника был свой огород.

ЗАДАНИЕ. Закончите следующее предложение.

  • Ремесленники занимались

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

V. Подведение итогов урока

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги. Вспомним цели нашего урока.

Учитель обращается к предложениям, записанным на доске в начале урока.

Давайте по порядку дадим ответы на вопросы.

Какая существует версия о происхождении названия города Москвы?

В каком году был основан город Москва?

Каким князем он был основан?

По какой причине основатель города Москвы заинтересовался его местоположением?

VI. Домашнее задание

ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ. ИВАН КАЛИТА

Образовательно-развивающие задачи. Раскрыть причины возвышения Москвы при княжении Ивана Калиты; показать противоречивость личности Ивана I Калиты; познакомить с новыми приемами работы с текстом: структурирование содержания текста с помощью таблицы и локальной актуализации знаний при первичном восприятии текста; развивать логическое мышление младших школьников.

Оборудование. Напечатанные надписи для таблицы: «Основание Москвы»; «Возвышение Москвы»; портрет Ивана Калиты; тексты «Русь и Золотая Орда», «Начало Руси Московской» для учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного на прошлом уроке

III. Подготовка к изучению нового материала

Изучение новой темы мы начнем с работы по таблице.

На доске представлена таблица.

Таблица.

ЧТО Я УЖЕ ЗНАЮ

ЧТО Я ХОЧУ УЗНАТЬ

ЧТО Я ТЕПЕРЬ УЖЕ ЗНАЮ

  • местечко

  • вледелец – боярин Кучка

  • Юрий Долгорукий

  • 1147 г.

  • 1156 г. – строительство крепости

?____________________
________________________
Предпосылки
1.
2.
Причины
1.
2.

     

Прочитайте записи в первом столбике.

Из какой темы представлены слова и даты в первой колонке? («Основание Москвы».)

Запишем это в таблицу.

Учитель прикрепляет в первый столбик табличку с надписью «Основание Москвы». Учащиеся делают записи в тетрадях.

Теперь выполним следующее задание.

Проанализируйте схему и выберите из предложенного ниже списка словосочетание, характеризующее суть третьего участка схемы.

  • Падение Москвы.

  • Основание Москвы.

  • Возвышение Москвы.

(Пояснения к анализу схемы:)

Найдите год основания Москвы. (1147 год.)

Найдите год построения крепости в Москве. (1156 год.)

Найдите на схеме 1237 год. Какие события в этот период происходили на Руси? (Монголо-татарское нашествие.)

Что может означать значок «пламя» рядом с датой? (Пожар.)

Действительно, зимой 1237–1238 годов Москва была разорена и сожжена монголо-татарами под предводительством хана Батыя. Голое пепелище осталось от многолюдного города.
Пока Москва отстраивалась, произошли и знаменитое сражение Александра Невского со шведами на реке Неве, и Ледовое побоище с немецкими рыцарями на Чудском озере.

Проанализируйте схему и выберите из предложенного ниже списка словосочетание, характеризующее суть третьего участка схемы:

  • Падение Москвы.

  • Основание Москвы.

  • Возвышение Москвы.

(Возвышение Москвы.)

«Возвышение Москвы» – это и есть название темы нашего сегодняшнего урока. Обратимся вновь к таблице на доске.

Учитель прикрепляет табличку с надписью «Возвышение Москвы» во вторую колонку таблицы.

Прочитайте название первой колонки.

(«Что я уже знаю»)

Прочитайте название второй колонки. («Что я хочу узнать»)

Ответьте на вопрос. (Почему произошло возвышение Москвы?)

Учитель записывает данный вопрос во вторую колонку таблицы. Учащиеся делают записи в тетрадях.

Поиск ответа на этот вопрос и является целью нашего сегодняшнего урока. В ходе урока мы с вами должны будем отыскать предпосылки, то есть то, что предшествовало возвышению Москвы, и причины возвышения Москвы.

Учитель обращает внимание детей на слова предпосылки и причины во второй колонке таблицы.

IV. Изучение нового материала

Обратимся к тексту в следующем задании.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст. С помощью специальных значков произведите его разметку в пустых квадратиках.

« » – это я знал;
« ? » – об этом я подумаю;
« + » – это новое для меня;
« – » – думал иначе;
« ! » – удивлен, возмущен;
«  » – очень важно, следует запомнить.

Русь и Золотая Орда

В 1240 году закончился поход хана Батыя на Русь . И теперь русские князья могли править только с разрешения монголо-татарского хана . Они обязаны были ездить к хану на поклон, подносить ему и его приближенным богатые подарки . За это князья получали от хана ярлыки* на владение своими княжествами .

Простой же народ первое время не чувствовал на себе монголо-татарской власти, так как на территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска . Монгольский гнет русский народ почувствовал на себе после переписи населения, проведенной в 1257–1259 годах . Целью переписи являлось определение численности населения, способного платить дань . С этого времени монголо-татарские завоеватели стали брать дань мехами, скотом, хлебом, медом . Того, кто не мог вовремя заплатить дань, били на площади палками . У бедняков забирали жен, дочерей, сыновей . А тех, у кого нечего было брать, самих уводили в рабство в чужие края . Дань собирали монголо-татарские баскаки** вместе с конными отрядами . Эти отряды подавляли недовольство народа . Баскаки постоянно жили на Руси и следили за всем происходящим . Кроме того, что русский народ платил дань, время от времени на Русь из Золотой Орды совершались грабительские набеги .

Но до Москвы монголо-татары доходили редко . Удобное расположение московских земель делало их недоступными и для врагов с запада . В Москве было спокойно, поэтому на ее земли стали переселяться жители пограничных княжеств . Застучали топоры плотников, строились всё новые и новые избы горожан .

Золотая Орда не мешала развитию торговли и разрешала купцам беспрепятственно передвигаться . Москва, расположенная на пересечении многих торговых водных путей, постепенно становилась торговым центром .


* Ярлыки – документы монголо-татарских ханов Золотой Орды, дававших право русским князьям управлять своими княжествами.

** Баскак – представитель монгольского хана в завоеванных землях.

Итак, что нового для себя вы узнали из текста?

Что вас удивило или возмутило в содержании текста?

А что из содержания текста было вам уже известно?

Выберите и прочитайте ту часть текста, в которой говорится о предпосылках будущего возвышения Москвы.

Учащиеся читают последнюю часть текста.

роанализируйте эту часть текста и назовите предпосылки будущего возвышения Москвы.

Ответы детей.

Действительно, важнейшей предпосылкой возвышения Москвы явилось ее расположение вдали от границ враждебных государств.

Сформулируем эту предпосылку кратко, так, как мы формулируем пункты плана, и запишем ее в таблицу. (Примерный ответ: Удаленность от врагов.)

Вернемся к тексту. Отыщите вторую предпосылку будущего возвышения Москвы.

Мнения детей.

Действительно, Москва была очень удобно расположена на пересечении многих торговых водных путей.

Кратко сформулируем и эту предпосылку. Запишем ее в таблицу. (Примерный ответ: Центр торговых водных путей.)

Прочитайте название текста, с которым мы работали. («Русь и Золотая Орда».)

Как вы думаете, почему он так называется?

Мнения детей.

Теперь прочитайте заголовок текста, представленного в следующем задании.

(«Начало Руси Московской».)

Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном тексте? (О том, что вскоре центром Руси станет Москва.)

ЗАДАНИЕ. Прочитайте текст, отвечая на попутные вопросы.

Начало Руси Московской

До второй половины XIII века Москва не была даже центром княжества.
В первой половине XIV века, к концу правления московского князя, внука Александра Невского, Ивана I (годы правления 1328–1340), под властью Москвы оказались Владимирское, Костромское, Ростовское княжества, а также Белозерское, Угличское и Галичское. Москва стала столицей великого княжества. Мощные новые дубовые стены и белокаменные храмы Московского Кремля уже вполне отвечали облику царственного города.
Иван I, московский князь, имел прозвище Калита.
Калитой его прозвали за то, что он носил при себе кошель (калиту) с деньгами и раздавал их нищим. Нищелюбие у него сочеталось с хитростью и коварством. В награду за подавление народного восстания против монголо-татар Иван Калита получил в Золотой Орде ярлык на великое княжение.
Иван Калита имел много друзей среди татар. Он часто ездил в Орду и возил богатые подарки ханам. Вел он себя как верный слуга хана: смиренно и льстиво. За это Ивану I хан дал право самому собирать дань со всех русских княжеств.
Соседи московского князя были обложены им непосильной данью, ведущей к разорению. Часть дани для монголо-татар Иван Калита оставлял для пополнения своей московской казны. На эти деньги он возводил
укрепления вокруг Кремля, строил в нем каменные соборы и покупал новые земли. Если удавалось, покупал город. Если дани хватало на село, покупал село или предлагал жителям соседних княжеств переселяться на земли Московского княжества.
Калита всеми возможными способами расширял свои владения. Так, москвичи разорили Ростов, Тверь, ходили под Псков, опустошили многие новгородские владения и многие другие княжества.
Московский князь использовал удобное месторасположение Москвы.
Калита всеми средствами заботился о развитии торговли и ремесел в Москве.
Учитывая роль Церкви в укреплении централизованной власти, Иван I способствовал переезду главы Русской Церкви в Москву.

– В состав какого княжества входила Москва?
– Какой вопрос у вас возникает?
– Вспомните, за что Калита получил такое прозвище?
– Что такое Золотая Орда? Что такое ярлык? Вспомните текст «Русь и Золотая Орда».
– Кто раньше собирал дань с русских земель? Вспомните текст «Русь и Золотая Орда».
– Почему жители пограничных княжеств охотно переселялись на московские земли? Вспомните текст «Русь и Золотая Орда».
– В чем заключалось удобное месторасположение Москвы? Вспомните текст «Русь и Золотая Орда».
– В каком столичном городе до этого жил главный священник Русской Церкви?

Итак, почему Москва, ранее не имевшая даже собственного князя, стала столицей великого княжества?

Мнения детей.

Вернемся к нашей таблице.

Сформулируйте причины возвышения Москвы, опираясь на следующие словосочетания:

  • Ярлык на великое княжение.

  • Самостоятельный сбор дани.

  • Покупка и захват соседних земель.

  • Переезд главы Церкви.

Ответы детей.

Во второй столбик таблицы кратко запишите причины возвышения Москвы.

Опираясь на текст, найдите противоречия в поведении, поступках Ивана Калиты?

Ответы детей.

V. Подведение итогов урока

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте обобщим все полученные на уроке сведения.

При каком князе произошло возвышение Москвы?

Кем Иван Калита доводился Александру Невскому?

Назовите предпосылки возвышения Москвы.

Перечислите причины возвышения Москвы.

Сопоставьте свое представление о внешности Ивана Калиты с его изображением.

Учащиеся рассматривают портрет Ивана Калиты, помещенный на доске.

VI. Домашнее задание

Авторы выражают свою признательность рецензенту данных материалов, докторанту кафедры отечественной истории МГУ, кандидату исторических наук, доценту В. А. АРАКЧЕЕВУ.