Ирина Алексеевна ДЫМА,
Ольга Александровна ЛОГИНОВА,
Леонид Борисович ОГУРЭ,
Елена Петровна ШИРНИНА,
Инна Борисовна ШТЕЙНФЕР
Районный тур
Московский интеллектуальный марафон
2003/2004
Фамилия,
имя __________________________________________________________________
Класс _________ Школа _________________Телефон ________________________________
Округ ______________________________________________________Аудитория _________
Результаты проверки
(заполняет жюри) |
Задание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверяющие |
1–2 класс
1.1. Пройдите по лесенке и впишите
в клеточки слова, обозначающие предметы:
Щ __
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __
1.2. Поставьте слова во
множественное число:
Человек —
Лист (бумаги) —
Лист (дерева) —
Зуб (волка) —
Зуб (пилы) —
1.3. Прочитайте отрывок из
стихотворения. Поэт В.А. Жуковский написал
стихотворение о герое, который:
Лицом был красавчик,
Как искры глазёнки,
Как пух волосёнки;
Он жил меж цветочков;
В тени их листочков
В жару отдыхал он,
И ночью там спал.
С зарёй просыпался,
Живой умывался
Росой, наряжался
В листочек атласный
Лилеи прекрасной.
Как вы думаете, о каком сказочном герое
говорится в этом тексте? Объясните, как вы об этом
догадались.
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В тексте выделено название цветка. Как
мы теперь его называем?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Вспомните и назовите похожих
сказочных героев.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
1.4. В соревновании по бегу Антон,
Володя и Сережа заняли три места. Какое место
занял каждый из них, если Володя занял не второе и
не третье место, а Сережа – не третье?
1.5. Даша пронумеровала страницы своей
тетради, начиная с первой. При этом ей пришлось
написать 39 цифр. Сколько страниц она
пронумеровала?
3 класс
2.1. В Обратном словаре слова
расположены в алфавитном порядке по концу слова.
В каком порядке будут стоять следующие слова в
Обратном словаре?
Ветеран, тиран, кран, экран, буран,
ресторан, курган._______________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2.2. Придумайте и запишите слова
(как можно больше), в каждом из которых
встречались бы две одинаковые согласные буквы,
обозначающие звуки, парные по
твердости-мягкости:
[д] – [д’] _________________________________
[с] – [с’] _________________________________
[т] – [т’] _________________________________
[б] – [б’] _________________________________
[п] – [п’] ________________________________
2.3. Подберите к данным словам
созвучные им (рифмующиеся):
биться — _______________________________
граница — ______________________________
дрозд — ________________________________
гвозди — _______________________________
помог — ________________________________
красив — _______________________________
смех — ________________________________
Сочините четверостишие, используя
любые получившиеся рифмы.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
2.4. Прочитайте два четверостишия
Н. Рубцова:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.
и А. Блока:
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
О каком времени года идет речь в
текстах? _______________________________
Подчеркните слова, которые помогли вам
догадаться.
Почему в стихотворении А. Блока
ворона «лохматая»?____________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Объясните значение слов:
амбар — ________________________________
обоз — _________________________________
подвода — _____________________________
вешние (звоны) — _______________________
2.5. Ёжик и белочка собрали вместе 20
грибов. Если бы ёжик нашёл ещё один гриб, то у него
стало бы в два раза больше, чем у белочки. Сколько
грибов собрала белочка?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
________________________________________________ _________________________
___________________________________________________________________________
2.6. Разрежьте данную фигуру на две
одинаковые части:
4 класс
3.1. В верховьях Днепра
расположен город Смоленск, возникший на древних
торговых путях. В древнем названии города
отразился вид деятельности, которым занимались
жители этого города. Чем же занимались жители
Смоленска? Обоснуйте свой ответ.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.2. Составьте предложение,
подобрав слова по данным схемам (если нужно,
используйте предлоги):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.3. Перед Вами отрывок из
стихотворения русского поэта Константина
Бальмонта. Как Вы думаете, о чём он? Вставьте
пропущенное слово:
Я вольный ___________, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы…
Объясните значение слова «лелею».
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.4. Не меняя ни одного звука,
превратите данные существительные в другие
части речи:
съезд —
лесть —
пядь (старинная мера длины) —
Объясните, как вам это удалось.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.5. Решите задачу на умножение
(звёздочки обозначают цифры):
Объясните свое решение.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3.6. Не меняя порядка расположения
чисел, поставьте между ними математические знаки
(+, –, х, :) так, чтобы в результате этих
действий в каждом ряду получился ответ 1. Если
понадобится, две рядом стоящие цифры превращайте
в двузначные числа. Можно применять скобки.
3.7. Средний возраст одиннадцати
футболистов сборной команды сотрудников фирмы
«Силач» – 22 года. Во время матча один из
футболистов был удален с поля, после чего средний
возраст тех, кто остался на поле, стал равняться
21 году. Сколько лет было футболисту,
удалённому с поля? Объясните свое решение.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.8. Начертите квадрат, площадь
которого равна площади восьми клеток.
Объясните свое решение.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Решения и ответы
1.1. Например:
Щи
Щит
Щука
Щётка (щепка)
Щелчок, щетина, щавель, щёголь
1.2.
Человек — люди.
Лист (бумаги) — листы.
Лист (дерева) — листья.
Зуб (волка) — зубы.
Зуб (пилы) — зубья.
1.3. В этом стихотворении речь
идет о Мальчике-с-пальчик. Об этом можно
догадаться по ласковым словам, обозначающим
что-то маленькое: глазёнки, волосёнки, а также по
сравнению героя по росту с цветочками,
листочками, капельками росы.
Лилею мы называем сейчас лилия.
Участники должны назвать героев
народных сказок и литературных произведений,
имеющих маленький рост (Дюймовочка,
Мужичок-с-ноготок и др.).
1.4. Володя занял первое место,
Сережа — второе, а Антон — третье.
1.5. На первые девять страниц
требуется девять цифр, а на остальные страницы
приходится 30 ( 39 – 9) цифр (по две на
каждую страницу). Следовательно, остальных
страниц 15. Всего было пронумеровано
15 + 9 = 24 страницы.
3 класс
2.1. Курган, ветеран, тиран,
кран, экран, ресторан, буран.
2.2. Возможны такие слова:
Дедушка, сестра, тётушка, бубенчик, припев.
2.3. Данное задание предусматривает
творческую работу, в которой участники должны
показать умение подбирать рифмы к словам и
способность к сочинению простых стихотворений.
2.4. В первом стихотворении речь
идет об осени, когда:
амбары давно на запоре, обозы прошли и подводы,
наступила пора непогоды.
Во втором стихотворении речь идет о
весне. Нам помогают об этом узнать слова: с зимы,
осталась, вешние звоны.
Лохматой (нахохлившейся, с
приподнятыми, торчащими перьями) ворона в конце
зимы — начале весны будет от пережитых трудных
зимних вьюг, холода и голода.
Амбар — строение, где хранят зерно,
обоз — следующие друг за другом повозки с грузом
подвода — повозка с грузом
вешние (звоны) — весенние.
2.5. Если ежик найдет еще один гриб,
то всего грибов станет 21. Если эти грибы
разложить на три одинаковые кучки, то в двух
кучках будут грибы ёжика, а в одной — белочки.
Значит, белочка собрала 21 : 3 = 7 грибов.
2.6.
3.1. Некогда жители Смоленска
гнали смолу и смолили суда, что и получило
отражение в древнем названии города – Смол -енск.
В обосновании ответа важно выделить
корень Смол – и аффикс – енск = СМОЛА. О том,
что древние смолили именно суда, можно
догадаться по ключевым словам: «В верховьях
Днепра расположен …»; «торговые пути».
3.2. Возможное предложение:
Девочки прибежали на переправу.
Предлог указывает на форму (падеж) того
слова, к которому относится, поэтому его
употребление не противоречит заданию.
3.3. Весь отрывок посвящен ветру (пропущено
слово ветер).
Слово лелею имеет значение «ласкаю,
заботливо ухаживаю».
3.4.
съезд — съесть (гл.)
лесть — лезть (гл.)
пядь (старинная мера длины) — пять (числ.)
Это преобразование возможно потому,
что согласные звуки на конце слова и перед
другими согласными оглушаются (заменяются
парными).
3.5. Очевидно, что единственным
числом, которое при умножении на 7 дает в числе
единиц 6, является 8 (7 х 8 = 56). При этом
во второй разряд переносится число 5. Чтобы
получить в произведении в числе десятков 3,
необходимо, чтобы количество десятков множителя
было равно 1. А так как произведение трехзначного
числа на 8 дает по условию трехзначное число, то
число сотен множимого равно 1. Значит,
3.6. Например, так:
(1 + 2) : 3 = 1
12 : 3 : 4 = 1
(12 – 3 – 4) : 5 = 1
3.7. Общий возраст одиннадцати
футболистов – 22 х 11 = 242 (года).
Общий возраст оставшихся на поле десяти
футболистов – 21 х 10 = 210 (лет).
Значит, возраст футболиста, покинувшего поле,
242 – 210 = 32 (года).
3.8. Искомый квадрат состоит из
четырёх равнобедренных прямоугольных
треугольников с катетами по 2 клетки, площадь
каждого из которых равна половине квадрата со
стороной в 2 клетки. Имеем:
(2 х 2 : 2) х 4 = 8 клеток.
Возможен вариант объяснения через отсекание
треугольников от квадрата со стороной в 4 клетки,
описанного около искомого квадрата.
|