Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №47/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина Алексеевна ДЫМА,
Ольга Александровна ЛОГИНОВА,
Леонид Борисович ОГУРЭ,
Елена Петровна ШИРНИНА,
Инна Борисовна ШТЕЙНФЕР

Районный тур

Московский интеллектуальный марафон 2003/2004

Фамилия, имя __________________________________________________________________

Класс _________ Школа _________________Телефон ________________________________

Округ ______________________________________________________Аудитория _________

Результаты проверки (заполняет жюри)

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

    

    

    

    

    

    

    

    

Проверяющие

1–2 класс

1.1. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:

Щ __
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __

1.2. Поставьте слова во множественное число:

Человек —
Лист (бумаги) —
Лист (дерева) —
Зуб (волка) —
Зуб (пилы)

1.3. Прочитайте отрывок из стихотворения. Поэт В.А. Жуковский написал стихотворение о герое, который:

Лицом был красавчик,
Как искры глазёнки,
Как пух волосёнки;
Он жил меж цветочков;
В тени их листочков
В жару отдыхал он,
И ночью там спал.
С зарёй просыпался,
Живой умывался
Росой, наряжался
В листочек атласный
Лилеи прекрасной.

Как вы думаете, о каком сказочном герое говорится в этом тексте? Объясните, как вы об этом догадались.

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

В тексте выделено название цветка. Как мы теперь его называем?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Вспомните и назовите похожих сказочных героев.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

1.4. В соревновании по бегу Антон, Володя и Сережа заняли три места. Какое место занял каждый из них, если Володя занял не второе и не третье место, а Сережа – не третье?

1.5. Даша пронумеровала страницы своей тетради, начиная с первой. При этом ей пришлось написать 39 цифр. Сколько страниц она пронумеровала?

3 класс

2.1. В Обратном словаре слова расположены в алфавитном порядке по концу слова. В каком порядке будут стоять следующие слова в Обратном словаре?

Ветеран, тиран, кран, экран, буран, ресторан, курган._______________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2.2. Придумайте и запишите слова (как можно больше), в каждом из которых встречались бы две одинаковые согласные буквы, обозначающие звуки, парные по твердости-мягкости:

[д] – [д’] _________________________________
[с] – [с’]  _________________________________
[т] – [т’]  _________________________________
[б] – [б’] _________________________________
[п] – [п’] ________________________________

2.3. Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):

биться — _______________________________

граница — ______________________________

дрозд — ________________________________

гвозди — _______________________________

помог — ________________________________

красив — _______________________________

смех — ________________________________

Сочините четверостишие, используя любые получившиеся рифмы.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2.4. Прочитайте два четверостишия Н. Рубцова:

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.

и А. Блока:

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

О каком времени года идет речь в текстах? _______________________________

Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.

Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?____________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Объясните значение слов:

амбар — ________________________________

обоз — _________________________________

подвода — _____________________________

вешние (звоны) — _______________________

2.5. Ёжик и белочка собрали вместе 20 грибов. Если бы ёжик нашёл ещё один гриб, то у него стало бы в два раза больше, чем у белочки. Сколько грибов собрала белочка?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

________________________________________________ _________________________

___________________________________________________________________________

2.6. Разрежьте данную фигуру на две одинаковые части:

4 класс

3.1. В верховьях Днепра расположен город Смоленск, возникший на древних торговых путях. В древнем названии города отразился вид деятельности, которым занимались жители этого города. Чем же занимались жители Смоленска? Обоснуйте свой ответ.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3.2. Составьте предложение, подобрав слова по данным схемам (если нужно, используйте предлоги):

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3.3. Перед Вами отрывок из стихотворения русского поэта Константина Бальмонта. Как Вы думаете, о чём он? Вставьте пропущенное слово:

Я вольный ___________, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы…

Объясните значение слова «лелею».

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3.4. Не меняя ни одного звука, превратите данные существительные в другие части речи:

съезд —
лесть —
пядь (старинная мера длины) —

Объясните, как вам это удалось.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3.5. Решите задачу на умножение (звёздочки обозначают цифры):

Объясните свое решение.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3.6. Не меняя порядка расположения чисел, поставьте между ними математические знаки (+, –, х, :) так, чтобы в результате этих действий в каждом ряду получился ответ 1. Если понадобится, две рядом стоящие цифры превращайте в двузначные числа. Можно применять скобки.

3.7. Средний возраст одиннадцати футболистов сборной команды сотрудников фирмы «Силач» – 22 года. Во время матча один из футболистов был удален с поля, после чего средний возраст тех, кто остался на поле, стал равняться 21 году. Сколько лет было футболисту, удалённому с поля? Объясните свое решение.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.8. Начертите квадрат, площадь которого равна площади восьми клеток.

Объясните свое решение.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Решения и ответы

1.1. Например:

Щи
Щит
Щука
Щётка (щепка)
Щелчок, щетина, щавель, щёголь

1.2.

Человек — люди.
Лист (бумаги) — листы.
Лист (дерева) — листья.
Зуб (волка) — зубы.
Зуб (пилы) — зубья.

1.3. В этом стихотворении речь идет о Мальчике-с-пальчик. Об этом можно догадаться по ласковым словам, обозначающим что-то маленькое: глазёнки, волосёнки, а также по сравнению героя по росту с цветочками, листочками, капельками росы.

Лилею мы называем сейчас лилия.

Участники должны назвать героев народных сказок и литературных произведений, имеющих маленький рост (Дюймовочка, Мужичок-с-ноготок и др.).

1.4. Володя занял первое место, Сережа — второе, а Антон — третье.

1.5. На первые девять страниц требуется девять цифр, а на остальные страницы приходится 30 ( 39 – 9) цифр (по две на каждую страницу). Следовательно, остальных страниц 15. Всего было пронумеровано 15 + 9 = 24 страницы.

3 класс

2.1. Курган, ветеран, тиран, кран, экран, ресторан, буран.

2.2. Возможны такие слова:

Дедушка, сестра, тётушка, бубенчик, припев.

2.3. Данное задание предусматривает творческую работу, в которой участники должны показать умение подбирать рифмы к словам и способность к сочинению простых стихотворений.

2.4. В первом стихотворении речь идет об осени, когда:

амбары давно на запоре, обозы прошли и подводы, наступила пора непогоды.

Во втором стихотворении речь идет о весне. Нам помогают об этом узнать слова: с зимы, осталась, вешние звоны.

Лохматой (нахохлившейся, с приподнятыми, торчащими перьями) ворона в конце зимы — начале весны будет от пережитых трудных зимних вьюг, холода и голода.

Амбар — строение, где хранят зерно,
обоз — следующие друг за другом повозки с грузом
подвода — повозка с грузом
вешние (звоны) — весенние.

2.5. Если ежик найдет еще один гриб, то всего грибов станет 21. Если эти грибы разложить на три одинаковые кучки, то в двух кучках будут грибы ёжика, а в одной — белочки. Значит, белочка собрала 21 : 3 = 7 грибов.

2.6.

3.1. Некогда жители Смоленска гнали смолу и смолили суда, что и получило отражение в древнем названии города – Смол -енск.

В обосновании ответа важно выделить корень Смол – и аффикс – енск = СМОЛА. О том, что древние смолили именно суда, можно догадаться по ключевым словам: «В верховьях Днепра расположен …»; «торговые пути».

3.2. Возможное предложение: Девочки прибежали на переправу.

Предлог указывает на форму (падеж) того слова, к которому относится, поэтому его употребление не противоречит заданию.

3.3. Весь отрывок посвящен ветру (пропущено слово ветер).

Слово лелею имеет значение «ласкаю, заботливо ухаживаю».

3.4.

съезд — съесть (гл.)
лесть — лезть (гл.)
пядь (старинная мера длины) — пять (числ.)

Это преобразование возможно потому, что согласные звуки на конце слова и перед другими согласными оглушаются (заменяются парными).

3.5. Очевидно, что единственным числом, которое при умножении на 7 дает в числе единиц 6, является 8 (7 х 8 = 56). При этом во второй разряд переносится число 5. Чтобы получить в произведении в числе десятков 3, необходимо, чтобы количество десятков множителя было равно 1. А так как произведение трехзначного числа на 8 дает по условию трехзначное число, то число сотен множимого равно 1. Значит,

3.6. Например, так:

(1 + 2) : 3 = 1
12 : 3 : 4 = 1
(12 – 3 – 4) : 5 = 1

3.7.  Общий возраст одиннадцати футболистов – 22 х 11 = 242 (года).
Общий возраст оставшихся на поле десяти футболистов – 21 х 10 = 210 (лет).
Значит, возраст футболиста, покинувшего поле, 242 – 210 = 32 (года).

3.8. Искомый квадрат состоит из четырёх равнобедренных прямоугольных треугольников с катетами по 2 клетки, площадь каждого из которых равна половине квадрата со стороной в 2 клетки. Имеем:
(2 х 2 : 2) х 4 = 8 клеток.

Возможен вариант объяснения через отсекание треугольников от квадрата со стороной в 4 клетки, описанного около искомого квадрата.