Ирина Алексеевна ДЫМА,
Ольга Александровна ЛОГИНОВА,
Леонид Борисович ОГУРЭ,
Елена Петровна ШИРНИНА,
Инна Борисовна ШТЕЙНФЕР
Московский Интеллектуальный Марафон
Интеллектуальный марафон –
многопредметная олимпиада для учащихся всех
типов образовательных учреждений с 1-го по 11-й
класс. В этом году конкурс будет проводиться уже
в десятый раз. Изначально Интеллектуальный
марафон был организован по инициативе
Московского Департамента образования как
соревнование между несколькими ведущими школами
Москвы. В конце 1994 года проведение
Интеллектуального марафона было поручено
лаборатории Методики обучения одаренных детей1
(заведующий лабораторией – Л.Б. Огурэ)
Московского института повышения квалификации
работников образования (ректор – доктор
физико-математических наук, профессор
А.Л. Семенов). Марафон перестал быть закрытым
соревнованием и служить средством проверки
уровня знаний гимназистов и лицеистов и приобрел
значение развивающего соревнования,
многопредметной олимпиады.
Впоследствии к соревнованию стали
допускаться команды московских школ любого
статуса, единственным условием было желание
администрации школы принимать участие в данном
соревновании. Начиная с 1997 года Московский
интеллектуальный марафон перестал быть только
столичным – конкурс приобрел всероссийскую
известность, а также привлек к себе внимание школ
Ближнего Зарубежья – на финальные городские
туры стали приглашаться команды лучших школ из
других городов России (Петербурга, Кирова,
Самары, Астрахани, Уфы, Сарова Нижегородской
области, Новоуральска Свердловской области,
Заозерска Мурманской области, Долгопрудного,
Жуковского, Балашихи и Павлово-Посада Московской
области) и государств СНГ (украинских Черновиц,
белорусских Барановичей и эстонского Таллинна).
В настоящее время Марафон
представляет собой уникальный конкурс для детей
с 1-го по 11-й класс, разделенных на три возрастные
группы: начальная школа, среднее звено (5–8 кл.) и
старшее (9–11 кл.). Для каждой возрастной группы
проводятся четыре тура: школьный, муниципальный,
окружной и городской. Таким образом, конкурс
продолжается практически весь учебный год.
Учащиеся начальной школы соревнуются
одновременно и по русскому языку, и по
математике, и по смежным областям знаний. На
выполнение заданий в первом и втором классах
отводится 60 минут, в третьем – 80 минут, в
четвертом – 100 минут. Преподаватели проверяют
выполненные задания в соответствии с
предложенными составителями решениями.
В 2004/2005 учебном году сроки проведения
Интеллектуального марафона следующие:
Туры |
1-4 классы (2005 г.) |
Школьный |
январь |
Районный |
5 февраля |
Окружной |
12 марта |
Городской |
16 апреля |
Цель современного
Интеллектуального марафона – предоставление
учащимся возможности неординарно мыслить. В то
же время составители заданий руководствуются
принципом: их содержание не должно выходить за
рамки школьных знаний по приемам поиска решений.
Интеллектуальный марафон
представляет собой промежуточное звено между
традиционными предметными олимпиадами и еще
более традиционной системой общей аттестации
школьников и образовательных учреждений.
Ценность концепции Интеллектуального марафона
заключается в возможности оценки общего
культурного потенциала школьников.
Целью школьного образования должно
быть всестороннее развитие личности, а именно,
максимальное развитие всех сторон личности с
учетом склонностей и интересов.
Целью преподавания учебной дисциплины
является не овладение обширными навыками
решения тех или иных типов задач, а умение
достаточно быстро самостоятельно разобраться в
любом новом учебном или не учебном материале,
предоставленном жизнью, т. е. научиться
работать в новых условиях, в частности, научиться
самостоятельно добывать информацию. В течение
всей своей жизни нашим ученикам придется
неоднократно «переучиваться», точнее, менять вид
деятельности. Поэтому целью обучения должно быть
приобретение не формальных знаний и навыков, а
умения пользоваться приобретенными знаниями для
решения своих исследовательских задач.
Целью Интеллектуального марафона
является не только непрерывное обучение детей и
создание интеллектуальной среды, но и
непрерывное обучение учителей, способных и
желающих учить детей. Таким образом, тезис
«Одаренному ученику – одаренного учителя»
выполняется на практике.
Наш конкурс стал настолько популярным,
что многие школы страны стали организовывать
свою деятельность по обучению детей (и учителей!)
по принципам Московского интеллектуального
марафона. Например, в Кирове такая работа
проводится уже в течение многих лет. Пальма
первенства в этом принадлежит двум ведущим
школам этого города: кировскому
физико-математическому лицею и кировскому лицею
естественных наук, сумевшим организовать
проведение этого мероприятия не только в своих
школах, но и во многих других школах города и
области. А в нынешнем учебном году в Кирове был
проведен региональный конкурс не только для
учащихся школ Вятской области, но и для учащихся
из смежных областей. Организаторы этих
соревнований находятся с нами в постоянном
контакте и тесном творческом сотрудничестве. Мы
гордимся тем, что наши идеи находят свое
воплощение и в деятельности других регионов
страны.
Задания Интеллектуального марафона для
начальной школы в 2003–2004 были составлены И.А.
Дыма, О.А. Логиновой, Л.Б. Огурэ,
Е.П. Ширниной, И.Б. Штейнфер.
|