Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Нинель ДМИТРИЕВА,
Аркадий КАЗАКОВ

Окружающий мир

По программе Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова

2-й класс

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ТЕЛ И ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ.
ПОДВЕДЕНИЕ ЧАСТНЫХ ПОНЯТИЙ ПОД ОБЩЕЕ

Задание 1

а) Прочитай. Раздели данные слова, обозначающие тела и вещества, по их состоянию на три группы.

Воздух, бензин, колесо, молоко, книга, часы, квас, кислород, дерево.

б) Дай название каждой группе.

Уровни выполнения задания

а)

  • 4-й уровень – все слова, обозначающие тела и вещества, правильно распределены по трем группам: 1 – воздух, кислород; 2 – бензин, молоко, квас; 3 – колесо, книга, часы, дерево;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки в распределении слов по группам;

  • 2-й уровень – допущены 3–4 ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

б

  • 4-й уровень – три группы названы верно: твердые, жидкие, газообразные тела и вещества;

  • 3-й уровень – одна из групп не названа;

  • 2-й уровень – две группы не названы;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

Прочитай. Из данных названий выпиши только те, которые обозначают планеты.

Луна, Венера, Марс, Солнце, Большая Медведица, Земля, Весы, Юпитер.

Задание 3

Прочитай. Из данных названий выпиши только те, которые обозначают материки.

Европа, Австралия, Евразия, Антарктида, Северная Америка, Азия, Россия, Америка, Африка, Южная Америка.

Уровни выполнения заданий 2, 3

  • 4-й уровень – задание выполнено верно. Под понятие «планета» подведены: Венера, Марс, Земля, Юпитер. Под понятие «материки» подведены: Австралия, Евразия, Антарктида, Северная Америка, Африка, Южная Америка;

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка. Одно понятие пропущено или написано неверно;

  • 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

ПЕРЕХОД В ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ ОТ ОДНОЙ ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ К ДРУГОЙ

Задание 4

Запиши температуру воздуха.

Десять градусов тепла – + 4° –
Два градуса мороза –

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи в трех случаях;

  • 3-й уровень – осуществлен верный переход на новую форму записи в двух случаях;

  • 2-й уровень – осуществлен верный переход на новую форму записи в одном случае;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ПО КАРТЕ

Задание 5 (на выбор)

а) Определи на рисунке правый берег реки. Отметь его красным цветом.

б) Напиши, какие океаны омывают берега России.

в) Пользуясь Физической картой полушарий, определи, в каком направлении от России находится материк Северная Америка.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

ЗНАНИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА

Задание 6

Поставь знак «+» около тех слов, которые обозначают формы земной поверхности.

Гора
Впадина
Плотина
Холм
Равнина
Поле

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно отмечены четыре слова, обозначающие рельеф;

  • 3-й уровень – правильно отмечены три слова, обозначающие рельеф;

  • 2-й уровень – правильно отмечены два слова, обозначающие рельеф;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

3-й класс

ПЕРЕХОД В ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ ОТ ОДНОЙ ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ К ДРУГОЙ

Задание 1

Запиши словами или числами и знаками признаки погоды.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи в трех случаях;

  • 3-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи в двух случаях;

  • 2-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи в одном случае;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

Задание 2

Соедини стрелкой, какие из составных частей почвы необходимы для жизни растения.

Воздух
Песок
Глина
Вода
Растение
Минеральные вещества

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно отмечены три части, входящие в состав почвы и необходимые для растения (воздух, вода, минеральные вещества);

  • 3-й уровень – правильно отмечены две части;

  • 2-й уровень – правильно отмечена одна часть;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Задание 3

Какой объект живой природы надо включить в каждую из пищевых цепей?

а) типчак –> кузнечик –> ______________ .
б) травянистое растение –> ___________ паук –> _________ .
в) _________ –> мышь –> __________ .

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – три цепи питания составлены верно;

  • 3-й уровень – две цепи питания составлены верно;

  • 2-й уровень – одна цепь питания составлена верно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

ПОДВЕДЕНИЕ ЧАСТНЫХ ПОНЯТИЙ ПОД ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ

Задание 4

Прочитай. Выпиши в группу объекты, относящиеся к зоне лесов.

Береза, еж, ковыль, дрофа, осина, дрозд, кузнечик, ящерица, сайгак, лось, ель, хомяк, типчак, лиса.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – отбор всех объектов проведен правильно;

  • 3-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (1–2 объекта пропущены);

  • 2-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (3–4 ошибки);

  • 1-й уровень – допущено много ошибок, задание выполнено неверно.

СООТНЕСЕНИЕ ГОДА И ВЕКА

Задание 5

Рядом с веком напиши годы, с которых начинается и заканчивается данный век.

1 (I) век –
21 (ХХI) век –

Задание 6

Рядом с годом напиши век и историческое событие, которое произошло в данное время.

988 год ___ век –
1242 год ___ век –

Уровни выполнения заданий 5, 6

  • 4-й уровень – задания выполнены правильно;

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка;

  • 2-й уровень – допущены две ошибки;

  • 1-й уровень – другие варианты (допущены три ошибки или задание не выполнено)

4-й класс

УМЕНИЕ СДЕЛАТЬ СХЕМАТИЧНЫЙ РИСУНОК ОБЪЕКТА

Задание 1

Сделай рисунок строения растения. Подпиши его части.

Задание 2

Сделай рисунок строения клетки живого организма. Подпиши ее части.

Уровни выполнения заданий 1, 2

  • 4-й уровень – задание выполнено верно. Сделан рисунок и подписаны части рисунка;

  • 3-й уровень – задание выполнено частично. Сделан рисунок. Допущена одна ошибка в подписи частей;

  • 2-й уровень – допущены две ошибки в рисунках объектов и в подписях;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

РАСКРЫТИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СТРОЕНИЕМ ОРГАНА И ЕГО ФУНКЦИЕЙ

Задание 3

Напиши, какое значение имеет скелет.

1._______________________________________
2._______________________________________
3._______________________________________
4._______________________________________

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно. Указаны четыре функции скелета (участвует вместе с мышцами в движении; придает телу форму; является опорой тела; защищает органы тела от повреждения);

  • 3-й уровень – указаны три функции скелета;

  • 2-й уровень – указаны две функции скелета;

  • 1-й уровень – указана одна функция скелета или задание выполнено неверно.

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Задание 4

Составь правильное утверждение.

Ты следишь за гигиеной (чистотой) кожи для того, чтобы
_____________________________________________
___________________________________________ .

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Задание 5

Составь правильные утверждения.

Сутки – это время, ...
Месяц – это время, ...

Уровни выполнения заданий 4, 5

  • 4-й уровень – задание выполнено верно;

  • 2-й уровень – задание выполнено частично;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.