Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирэн АРГИНСКАЯ

Математика

2-й класс

Назначение работ

Выявить степень соответствия учебных достижений младших школьников общим базовым требованиям к подготовке учеников начальных классов, обучающихся по системе Л.В. Занкова.

Организация работы

1. Для выполнения каждой работы (или ее части) на уроке во 2-м классе отводится не более 30 минут, в 3-м и 4-м – не более 40 минут.

2. Работы выполняются на отдельных листах. На лицевой стороне указываются данные ученика: фамилия, имя, класс, школа (желательно указание населенного пункта). Время оформления листов не входит в сроки, отведенные на выполнение работы.

3. Текст заданий записывается на доске, прочитывается учителем и разъясняется детям в случае необходимости. В ходе выполнения работы учитель может давать детям требующиеся им дополнительные пояснения, не носящие характера подсказки.

Требования к проведению работ

1. Исключение факторов, травмирующих учеников при организации работы:

а) работу в присутствии ассистента проводит учитель, постоянно работающий с детьми, а не посторонний или малознакомый ученикам человек;

б) учитель во время проведения работы имеет право свободно общаться с учениками; ассистент может фиксировать все факты обращения детей к учителю, степень помощи, которая оказывается ученикам со стороны учителя. При подведении итогов работы следует учитывать эти наблюдения.

2. Отсутствие регламентации общего времени выполнения работы каждым учеником. Если часть школьников не успели завершить работу за отведенное на нее время, им предоставляется возможность продолжить ее выполнение во внеурочное время.

3. При проведении работы необходимо фиксировать время ее выполнения каждым учеником, как выполнившим задания в пределах отведенного на уроке времени, так и продолжившим ее выполнение вне урока.

4. Каждая работа завершается самопроверкой. Самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, выставляемой за работу. Только небрежное их исправление может привести к снижению балла, при условии что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления.

5. При проверке работы учителем не исправленные учеником ошибки не исправляются и не подчеркиваются, а в конце каждого задания указывается их количество. Работы возвращаются ученикам для самостоятельного поиска и исправления ошибок.

Результаты такой самопроверки служат показателем уровня сформированности самоконтроля, который оценивается по четырехуровневой шкале:

  • 4-й уровень – в результате самопроверки исправлены все допущенные ошибки (при этом учитываются и ошибки, исправленные сразу после выполнения работы);

  • 3-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы улучшен, но часть ошибок осталась неисправленной;

  • 2-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы не изменился;

  • 1-й уровень – в результате самопроверки уровень выполнения работы ухудшился.

Примечание. Работы учеников, выполненные без ошибок или с ошибками, полностью исправленными при первоначальной проверке сразу после завершения работы, оцениваются с точки зрения сформированности самоконтроля высшим уровнем.

Обработка результатов

Выполнение работы оценивается по пятибалльной (или другой используемой в данной школе) шкале в соответствии с общими для всех классов нормативными требованиями. Результаты выполнения заносятся в приведенные ниже таблицы.

Схема анализа работы
учеников ... класса школы № ... г. (с., п., д.) ...

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Темп деятельности

Уровень сформированности самоконтроля

Количество допущенных ошибок

Выставленный балл

Сводная схема анализа работ
школы № ... г. (с., п., д.)...

№ п/п

Класс

Средний темп деятельности*

Разброс темпа деятельности

Уровень сформированности
самоконтроля**

Оценка в баллах**

     

от

до

4

3

2

1

5

4

3

2

* Определяется как среднее арифметическое времени (в минутах), затраченного каждым учеником класса, за исключением самого высокого и самого низкого показателей.
** Указывается количество учеников класса, показавших данный уровень выполнения работы.

Примечание. Если в задании два пункта, то пункт а отражает уровень базовых требований к знаниям, умениям и навыкам учеников и оценивается отдельно от пункта б, который является заданием повышенной трудности и оценивается только в случае его успешного выполнения.

2-й класс

Вариант 1

1. 

а) Поставь к условию вопрос, запиши его и реши задачу.

Дед Мороз привёз на ёлку 12 мягких игрушек, а машинок на 7 больше, чем мягких игрушек.

б) Поставь к тому же условию другой вопрос, запиши его и реши новую задачу.

2. 

а) Найди значения выражений.

17 + 39  
42 – 16
51 + 38
60 – 27
47 + 33
95 – 67
44 + 55
89 – 56
60 – 26

б) Раздели получившиеся равенства на две группы похожих. Подчеркни равенства одной группы зелёными линиями, а другой – синими.

3. 

а) Реши уравнения.

к + 15 = 34
34 – п = 15
а – 15 = 19

б) Составь и запиши другую тройку уравнений, связанных между собой такой же зависимостью.

4. 

а) Начерти незамкнутую ломаную со звеньями длиной 4 см 2 мм, 2 см 8 мм, 5 см.

б) Начерти другую ломаную такой же длины, но с другими звеньями.

5. 

а) В школе 4 вторых класса. Пятеро второклассников живут в одном доме. Докажи, что хотя бы в одном втором классе учатся два ученика из этого дома.

б) Какое наименьшее число второклассников должно жить в одном доме, чтобы хотя бы в один класс обязательно ходили три ученика из одного дома?

Вариант 2

1. 

а) Поставь к условию вопрос, запиши его и реши задачу.

Снегурочка положила в мешок Деда Мороза для подарков на ёлку 56 шоколадок, а мандаринов на 28 меньше, чем шоколадок

б) Поставь к тому же условию другой вопрос, запиши его и реши новую задачу.

2. 

а) Найди значения выражений.

17 + 38
63 – 16
51 + 39
60 – 46
45 + 23
96 – 47
48 + 35
69 – 54
80 – 23

б) Раздели получившиеся равенства на 2 группы похожих. Подчеркни равенства одной группы зелёными линиями, а другой – синими.

3. 

а) Реши уравнения.

к + 58 = 84
84 – п = 58
а – 58 = 26

б) Составь и запиши другую тройку уравнений, связанных между собой такой же зависимостью.

4. 

а) Начерти незамкнутую ломаную линию со звеньями длиной 5 см 3 мм, 3 см 7 мм, 6 см.

б) Начерти другую ломаную такой же длины, но с другими звеньями.

5. 

а) Пятерым друзьям принесли 6 разных книг. Докажи, что хотя бы один из друзей получил две книги.

б) Какое наименьшее число книг должны получить друзья, чтобы хотя бы один из них обязательно получил три книги?

3-й класс

Вариант 1

1. а) Реши задачу.

Дети повесили на ёлку 12 ниток мишуры, флажков в 2 раза меньше, чем мишуры, а стеклянных игрушек на 37 больше, чем флажков. Сколько всего игрушек оказалось на ёлке?

б) Измени вопрос задачи так, чтобы её решение стало короче, запиши новую задачу и реши её.

2. 

а) Найди закономерность и продолжи ряд на три числа.

569, 742, 617, 790, 665, 838, 713, ...

б) Запиши свой ряд, используя другую закономерность.

3.

а) Запиши математические выражения и найди их значения.

Из суммы чисел 29 и 58 вычесть разность тех же чисел.
К разности чисел 47 и 39 прибавить сумму тех же чисел. Из числа 80 вычесть произведение чисел 7 и 8.
Число 26 увеличить на произведение чисел 5 и 9.

б) Используя записанные выражения, составь более сложное выражение и найди его значение.

4. 

а) Длина прямоугольника 6 дм, а ширина равна половине длины. Определи периметр и площадь этого прямоугольника.

б) Найди другие прямоугольники с таким же периметром и определи их площадь (длины сторон прямоугольников выражены целым числом дециметров).

5. 

а) Какие цифры можно поставить вместо звездочек, чтобы неравенство было верным?

296 > 29*    5*8 < 5*6

б) Запиши все возможные неравенства.

Вариант 2

1. а) Реши задачу.

Винни-Пух и его друзья решили украсить Волшебный лес к Новому году. Они повесили 72 хлопушки, ниток бус в 8 раз меньше, чем хлопушек, а снежинок на 157 больше, чем бус. Сколько игрушек развесили друзья в Волшебном лесу?

б) Измени вопрос задачи так, чтобы её решение стало короче. Запиши новую задачу и реши её.

2. 

а) Найди закономерность и продолжи ряд на три числа.

942, 553, 831, 442, 720, 331, 609, ...

б) Запиши свой ряд, используя другую закономерность.

3. 

а) Запиши выражения и найди их значения.

Разность чисел 75 и 23 уменьшить на разность чисел 35 и 24. К сумме чисел 26 и 38 прибавить разность чисел 74 и 55.
Произведение чисел 6 и 7 сложить с произведением чисел 5 и 8.
Из произведения чисел 9 и 7 вычесть частное чисел 72 и 9.

б) Используя записанные выражения, составь более сложное выражение и найди его значение.

4. 

а) Ширина прямоугольника 6 м, а длина на 3 м больше ширины. Определи периметр и площадь этого прямоугольника.

б) Найди другие прямоугольники с таким же периметром и определи их площадь (длины сторон прямоугольников выражены целым числом метров).

5. 

а) Поставь вместо звездочек такие цифры, чтобы каждое неравенство было верным.

296 < 29*     5*8 > 5*6

б) Запиши все возможные неравенства.

4-й класс

4-й класс

Вариант 1

1.

а) Реши задачу.

С двух полей убрали пшеницу. С одного поля собрали 384 т пшеницы, а с другого 1/2 этого количества. Сколько машин потребуется для перевозки всего зерна, если на каждую можно погрузить 3 т?

б) Реши ту же задачу другим способом. Подчеркни тот способ, который ты считаешь лучшим.

2.

а) Используя все десять цифр, запиши наибольшее и наименьшее возможные пятизначные числа.

б) Сколько знаков должно быть в таких числах, чтобы в обоих встречались 2 одинаковые цифры? Запиши такие числа.

3. 

а) Составь, запиши и реши уравнение, для решения которого нужно выполнить одно действие первой ступени (постарайся найти все возможные варианты таких уравнений).

б) Преобразуй своё уравнение так, чтобы для его решения нужно было выполнить 2 действия первой ступени.

4. 

а) Найди площадь прямоугольного треугольника, у которого стороны, образующие прямой угол, равны 4 см и 5 см.

б) Начерти 2 фигуры, которые можно сложить из трёх таких треугольников, и определи их площадь.

5. 

а) Определи порядок выполнения действий и найди значение выражения:

432 412 – (360 468 : 9 + 7 592) + 864 х 23

б) Измени расположение скобок в выражении так, чтобы получилось выражение с другим значением. Найди значение нового выражения.

Вариант 2

1. а) Реши задачу.

С базы в типографию бумагу возили на 8 машинах. Каждая машина совершила 12 поездок, привозя каждый раз 1500 кг бумаги. Всю бумагу разместили поровну на четырех складах. Какова масса бумаги на одном складе?

б) Реши ту же задачу другим способом. Подчеркни тот способ, который ты считаешь лучшим.

2. 

а) Используя все десять цифр, запиши наибольшее и наименьшее возможные семизначные числа.

б) Сколько знаков должно быть в таких числах, чтобы в обоих не встречались одинаковые цифры? Запиши такие числа.

3. 

а) Составь, запиши и реши уравнение, для решения которого нужно выполнить одно действие второй ступени (постарайся найти все возможные варианты таких уравнений).

б) Преобразуй своё уравнение так, чтобы для его решения нужно было выполнить два действия второй ступени.

4. 

а) Найди площадь прямоугольного треугольника, у которого стороны, образующие прямой угол, равны 3 см и 6 см.

б) Начерти две фигуры, которые можно сложить из четырёх таких треугольников, и определи их площадь.

5. 

а) Определи порядок выполнения действий и найди значение выражения.

(507 618 – 210 438) : 9 + (11 388 – 6 576) х 14

б) Измени расположение скобок в выражении так, чтобы получилось выражение с другим значением. Найди значение нового выражения.