Светлана САМЫКИНА
Литературное чтение
2-й класс
При проведении контрольной работы все
учащиеся работают одновременно. Текст
контрольной работы предоставляется каждому
ученику в отпечатанном виде. Задания и вопросы
учитель читает вслух, потом дети перечитывают их
про себя. При замере скорости чтения учитель дает
первый сигнал спустя несколько секунд после
начала чтения и второй – через минуту после
первого сигнала. Количество знаков в отрывке
подсчитывает учитель. Учащиеся выполняют
задания в текстах контрольных работ карандашом.
Работа 1
РАДУГА
Очень люблю радугу – радости чудесную
дугу. Цветными воротами перекинется она над
землей, засверкает, заблестит – залюбуешься!
Только вот всегда радуга далеко-далеко. Сколько
ни иди, как ни спеши, все равно близко не
подойдешь. Рукой не дотронешься.
Я так и назвал ее – «далекое чудо».
От ночного дождя разлилась между грядками
голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа
большая, как озеро. Забрались они бесстрашно в
середину, грудью падают в воду, крапчатыми
крыльями взбивают ее, привзлетывают... Брызги над
лужей-фонтаном!
И вдруг над веселыми скворцами, над голубой лужей
зажглась в брызгах крошечная радужка. Будто
осколочек от настоящей большой радуги. И
горит-переливается семицветным огнем...
Прямо вот здесь, близко-близко. Рукой подать!
Я руку протянул. Вспорхнули скворцы. Брызги
осыпались, цвета погасли.
Выскользнула из моих рук радужка...
А мне все равно радостно. «Вот ведь, – говорю
себе, – как бывает! Думаешь – чудеса далеко, не
дойти к ним. Не доехать... А они тут. Рядом».
(Э.Ю. Шим)
1. Прочитай произведение вслух,
вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где ты
читаешь, простым карандашом.
3. Подчеркни предложение или фрагмент, который
описывает главный момент в тексте и называется
кульминацией.
4. К какому жанру относится этот текст? Обведи
нужную букву: а) рассказ; б) сказка.
5. Придумай свое название и запиши его здесь.
__________________________________________
__________________________________________
Работа 2
ВЕЧЕР
Реки засыпают с вечера. Маленькие
пораньше, на последней зорьке, большие попозже.
Реки великие засыпают за полночь. Чем больше
река, тем больше у нее дел.
Река засыпает не сразу. Сначала птицы умолкают. И
тогда услышишь: осока шушукает, под корягой
кто-то с боку на бок ворочается, никак не
уляжется.
Поглядишь — на речке уже не волны, а чешуя ряби.
Да и она убывает. Словно зеркальных дел мастер
серебро разливает по воде.
Противоположный берег чернеет. Одни ромашки
таращат в испуге большие глаза, но вот уже и
ромашек не видно. Осока угомонилась, под корягой
улеглась. И тут обязательно пролетит над рекой
большая ночная птица. Пролетит бесшумно, но
где-то в полях крикнет: проверяет, крепок ли сон
сегодня.
(В.В. Бахревский)
Вода занимает почти три четверти
поверхности Земли.
В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера,
реки, болота. Ручей, река, озеро, пруд, море — все
это водоемы.
Начало реки называют ее истоком. Место, где река
впадает в другую реку, в озеро или море, называют
eе устьем. В реку обычно впадают другие реки и
ручьи-притоки.
(Из энциклопедии)
1. Прочитай оба текста тихо,
вполголоса.
2. Определи, какой текст художественный, какой
научный. Правильное утверждение обведи
карандашом:
а) первый – художественный,
второй – научный;
б) первый – научный; второй –
художественный.
3. Подумай, зачем, с какой целью
авторы текстов описывают реку.
а) хотят поделиться своими
чувствами;
б) рассказывают о том, что такое река;
в) призывают беречь родную природу.
Около этих утверждений поставь нужную
цифру: 1 – первый текст, 2 – второй.
4. Найди приметы художественного
текста и подчеркни карандашом олицетворения,
сравнения.
5. В научном тексте отметь приметы научного
языка.
Работа 3
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши:
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души...
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
(В.А. Солоухин)
1. Прочитай стихотворение тихо,
вполголоса.
2. Подумай: неужели действительно словом можно
ранить, лед расплавить? Что хотел сказать автор?
а) автор шутит;
б) автор вполне серьезен и считает, что
художественное слово может все;
в) автор считает, что слово – волшебное,
сказочное заклинание.
3. Как надо читать стихотворение:
а) весело, задорно;
б) серьезно, с убеждением, проникновенно;
в) негромко, печально;
г) громко, торжественно.
Нужную букву обведи.
4. Подчеркни те строчки, где автор
использует прием контраста.
Уровни выполнения работы и ответы на
вопросы
Работа 1
1. Проверка темпа чтения:
4-й уровень – 60–80 слов в минуту;
3-й уровень – 40–60 слов в минуту;
2-й уровень – 40 слов в минуту;
1-й уровень – меньше 40 слов в
минуту.
2. Деление текста на смысловые части,
определение жанра, подбор заголовка:
4-й уровень – правильно найдена
кульминация: «Рукой подать!» – или абзац, который
начинается со слов «И вдруг над веселыми
скворцами...» (оба варианта верны). Верно указан
жанр, дан заголовок;
3-й уровень – есть недочеты;
2-й уровень – верно выполнено
задание 3;
1-й уровень – задания не
выполнены или выполнены неверно.
Работа 2
Отличие художественного текста от
научного.
4-й уровень – все задания
выполнены верно: 2 – а; 3 – а (1-й текст), б
(2-й текст). Подчеркнуты олицетворения,
сравнения, в научном тексте – термины;
3-й уровень – ученик допустил
незначительные ошибки в заданиях 4 и 5;
2-й уровень – ученик ошибся в
задании 3, много недочетов в заданиях 4 и 5;
1-й уровень – задания не выполнены
или выполнены неверно.
Работа 3
4-й уровень – все выполнено верно:
2 – б; 3 – б; 4 – контраст «одарит – ограбит»:
допустимо выделение такого фрагмента: «Оно
бывает то сурово, то рождено теплом души»;
3-й уровень – ученик допустил
ошибки в задании 4 или не справился с ним;
2-й уровень – два из трех
заданий выполнены неверно;
1-й уровень – задания не выполнены
или выполнены неверно.
3-й класс
Работа 1
ПОДЗЕМНЫЕ ЦАРСТВА
(сказка)
Иван-царевич пустился в чужедальнюю
сторону; ехал-ехал и приехал к синю морю,
остановился на бережку и думает: «Куда теперь
путь держать?»
Вдруг прилетели на море тридцать три птицы,
ударились оземь и стали красными девицами–все
хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в
воду. Много ли, мало ли они купались, Иван-царевич
подкрался, взял у той девицы, что всех краше,
кушачок и спрятал за пазуху.
Искупались девицы, вышли на берег, начали
одеваться – одного кушачка нет.
– Ах, Иван-царевич, – говорит красавица, –
отдай мне кушачок!
– Скажи прежде, где моя матушка?
– Твоя матушка у моего отца живет – у Ворона
Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе
серебряная птичка – золотой хохолок: куда она
полетит, туда и ты иди!
Иван-царевич отдал ей кушачок и пошел вверх по
морю; тут повстречал своих братьев, поздоровался
с ними и взял с собой.
Идут они вместе берегом, увидели серебряную
птичку – золотой хохолок и побежали за ней
следом. Птичка летела, летела и бросилась под
плиту железную, в яму подземельную.
– Ну, братцы, – говорит Иван-царевич, –
благословите меня вместо отца, вместо матери:
опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля
иноверная, не там ли наша матушка!
Братья его благословили, он обвязался веревкой и
полез в ту яму глубокую и спускался ни много ни
мало – ровно три года; спустился и пошел
путем-дорогою.
Шел-шел, шел-шел, увидел медное царство: во дворе
сидят тридцать три девицы-птицы, вышивают
полотенца хитрыми узорами – городами с
пригородками.
1. Прочитай текст тихо, вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где ты
читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст.
4. Какие черты народной волшебной сказки можно
обнаружить в этом фрагменте:
а) магические числа;
б) волшебные цвета;
в) наличие волшебного помощника;
г) переход в волшебный мир?
5. Подчеркни те фрагменты текста,
которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над
каждым фрагментом поставь соответствующую ему
букву.
6. Какие ситуации, события тебе уже встречались
в других прочитанных тобою волшебных сказках?
Подчеркни соответствующие фразы,
предложения волнистой чертой.
Работа 2
Прохожие и собаки
Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой,
Как вдруг из подворотни
Дворняжка тявкнула на них;
За ней другая, там еще две-три, и вмиг
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни.
Один было уже прохожий камень взял.
«И, полно, братец! – тут другой ему сказал. –
Собак ты не уймешь от лаю,
Лишь пуще всю раздразнишь стаю;
Пойдем вперед: я их натуру лучше знаю».
И подлинно, прошли шагов десятков пять,
Собаки начали помалу затихать,
И стало, наконец, совсем их не слыхать.
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.
1. Определи жанр этого произведения:
а) рассказ;
б) сказка;
в) стихотворение;
г) басня.
2. Главная мысль этого произведения
выражена в словах:
а) «Собак ты не уймешь от лаю,
Лишь пуще всю раздразнишь стаю...»;
б) «Собаки начали помалу затихать,
И стало, наконец, совсем их не слыхать»;
в) «Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут».
3. Собаки в данном произведении
олицетворяют:
a) злобу;
б) зависть;
в) бессмысленный шум.
4. Автор, обращаясь к читателю,
призывает:
а) будь внимателен, осторожно
веди себя на улице;
б) прочитай забавный случай из
повседневной жизни и улыбнись;
в) не обращай внимания на завистников,
делай свое дело.
5. Как ты думаешь, кто является
автором произведения:
а) Эзоп;
б) И.А. Крылов;
в) это произведение народное.
Работа 3
Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.
Простояв над нами малость,
Туча грозовая
Быстро к западу умчалась,
Небо открывая.
И над нами ходят важно
Звезды и планеты,
Протянув к травинкам влажным
Проволочки света.
Ходят звезды без дороги
В выси беспредельной,
Как девчонки-недотроги,
От Земли отдельно.
(В.Шефнер)
1. Прочитай тихо, вполголоса.
2. Какое в целом настроение создается в
стихотворении:
а) радостное, жизнеутверждающее;
б) тревожное и тоскливое;
в) мечтательное, спокойное, чуть печальное.
3. Обведи карандашом строчки,
которые помогли тебе ответить на вопрос 2.
4. Подчеркни олицетворения одной чертой.
5. Найди сравнение и подчеркни волнистой
линией.
6. Какой жанр фольклора напоминает тебе это
стихотворение:
а) потешку;
б) колыбельную;
в) считалку.
Уровни выполнения работы и ответы на
вопросы
Работа 1
1. Проверка техники чтения:
4-й уровень – 80–90 слов в минуту;
3-й уровень – 70–80 слов;
2-й уровень – 60–70 слов;
1-й уровень – меньше 60 слов в
минуту.
2. Знание особенностей волшебной
сказки:
4-й уровень – отмечены магические
числа (3, 33); волшебные цвета (золотой, серебряный);
волшебный помощник – серебряная птичка; переход
в «волшебный» мир – фрагмент, где Иван-царевич
опускается в яму. Отмечено сходство с другими
волшебными сказками: превращения героя (птицы в
девицу), девица-волшебница помогает царевичу;
3-й уровень – задание в
основном выполнено, есть некоторые недочеты в
заданиях 4, 5 или не выполнено задание 6;
2-й уровень – из трех вопросов
ответ дан только на один.
Работа 2
1 – г; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5
– б.
4-й уровень – выполнены все
задания;
3-й уровень – допущена одна
ошибка;
2-й уровень – правильно выполнены
два задания;
1-й уровень – правильно выполнено
одно из пяти заданий.
Работа 3
2 – в; 6 – б.
4-й уровень – выполнены все
задания;
3-й уровень – из пяти заданий
выполнены четыре;
2-й уровень – правильно выполнены
два задания;
1-й уровень – правильно выполнено
одно из пяти заданий.
4-й класс
Работа 1
ЗОЛОТОЙ ГУСЬ
(сказка)
Пошел Дурень, подрубил дерево, оно свалилось,
вдруг видит он – сидит на корнях гусь, а перья у
гуся все из чистого золота. Поднял он гуся, взял
его с собой и пошел в харчевню (место, где можно
поесть), где и решил заночевать. А у хозяина
харчевни было три дочери; увидали они гуся, стало
им любопытно, что это за диковинная птица такая, и
захотелось им добыть одно из его золотых перьев.
Старшая подумала: «Случай к тому, пожалуй,
подвернется, я вытащу себе золотое перо». Только
Дурень отлучился, схватила она гуся за крыло, но
тут пальцы ее так к крылу и пристали. Пришла
вскоре вторая сестра, и было у нее одно на уме: как
бы это вытащить и себе золотое перо; но только она
прикоснулась к своей сестре, так тотчас к ней и
прилипла. А тут пришла и третья сестра, чтоб
добыть себе золотое перо, но сестры ей крикнули:
– Ради Бога, не подходи к нам, отойди!
Но она не поняла, почему это нельзя подойти, и
подумала: «Если сестры мои там, то и я могу быть
тоже с ними», – и только она подбежала и
прикоснулась к одной из сестер, так тотчас к ней и
прилипла. Вот и пришлось им провести ночь возле
гуся.
На другое утро взял Дурень гуся под мышку и ушел,
мало беспокоясь о том, что три девушки тащатся за
ним следом. Пришлось им все время бежать следом
за гусем. Повстречался им в поле пастор
(служитель церкви); увидал он такое шествие и
говорит:
– Постыдитесь, бесстыжие девушки! Чего бежите
следом за парнем, куда это годится? – И он схватил
младшую за руку, собираясь ее оттащить. Но только
он к ней прикоснулся, как тоже прилип, и пришлось
ему самому бежать следом за ними.
Повстречался им вскоре на пути причетник
(помощник священника); увидел он пастора,
спешащего следом за тремя девушками, удивился и
закричал:
– Эй, господин пастор! Куда это вы так спешите?
Не забудьте, что нынче надо еще ребенка крестить,
– и он подбежал к пастору, схватил его за рукав и
тоже прилип.
1. Прочитай текст тихо, вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где ты
читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст.
4. Какие черты народной волшебной сказки можно
обнаружить в этом фрагменте:
а) магические числа;
б) волшебные цвета;
в) волшебные предметы,
г) наличие тотемного дерева; д) чудеса.
5. Подчеркни те фрагменты текста, которые
подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым
фрагментом поставь соответствующую ему букву.
6. Найди в этой сказочной истории элементы
сказки-цепочки. Напиши, из каких звеньев она
состоит.
____________________________________________
______________________________________________
7. Найди в этой сказке конкретные
исторические подробности, которых не могло быть
в древней сказке, существовавшей до принятия
христианства. Подчеркни их карандашом.
Работа 2
ТАЙНЫ РЕМЕСЛА
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Наш век на земле быстротечен,
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен,
Поэта неведомый друг.
(А.А. Ахматова)
1. Прочитай стихотворение тихо,
вполголоса.
2. Как Анна Ахматова относится к своему
читателю? Найди слова, подтверждающие твою точку
зрения, подчеркни их прямой линией.
3. Какую важную мысль хочет донести автор до
читателя?
а) для поэта читатель – и друг, и
клад, которому можно многое доверить;
б) не каждый читатель способен понять то, о
чем ему рассказывает поэт;
в) в течение многих-многих лет слово поэта
живет в сердцах читателей.
Обведи нужную букву или несколько
букв.
4. Найди рифмы в стихотворении, соедини
карандашом рифмующиеся строчки.
5. Найди в стихотворении сравнения, подчеркни
их волнистой линией.
Работа 3
В мастерской Володю больше всего
заинтересовало большое деревянное колесо,
которое вертел Прошка. Вот это штука
действительно любопытная: такое большое колесо и
вертится! Мальчик незаметно пробрался в темный
угол к Прошке и с восхищением смотрел на
блестящую железную ручку, за которую вертел
Прошка.
Мать Володи заглянула в угол Прошки и только
покачала головой.
– Какой он худенький! – пожалела она Прошку. –
Он чем-нибудь болен?
– Нет, ничего, слава Богу! – объяснил Алексей
Иваныч. – Круглый сирота – ни отца, ни матери... Не
от чего жиреть, сударыня! Отец умер от чахотки...
Тоже мастер был по нашей части. У нас много от
чахотки умирает...
– Значит, ему трудно?
– Нет, зачем трудно? Извольте сами
попробовать... Колесо, почитай, само вертится.
– Но ведь он работает целый день?
– Обыкновенно...
– А когда утром начинаете работать?
– Не одинаково, – уклончиво объяснял Алексей
Иваныч, хозяин мастерской, не любивший таких
расспросов. – Глядя по работе... В другой раз –
часов с семи.
– А кончаете когда?
– Тоже не одинаково: в шесть часов, в семь –
как случится. – Алексей Иваныч приврал самым
бессовестным образом, убавив два часа работы.
– А сколько вы жалованья платите вот этому
Прошке?
– Помилуйте, сударыня, какое жалованье!
Одеваю, обуваю, кормлю, все себе в убыток. Так, из
жалости и держу сироту... Куда ему деться-то?
Дама заглянула в угол Прошки и только пожала
плечами. Ведь это ужасно: целый день провести в
таком углу и без конца вертеть колесо. Это
какая-то маленькая каторга...
– Сколько ему лет? – спросила она.
– Двенадцать...
– А на вид ему нельзя дать больше девяти.
Вероятно, вы его плохо кормите?
(Д.Мамин-Сибиряк)
1. Прочитай отрывок из рассказа тихо,
вполголоса.
2. Как ты думаешь, главный герой
рассказа Прошка:
а) твой современник;
б) мальчик, который жил много столетий назад;
в) мальчик, живший 100–200 назад.
3. Подчеркни в тексте одной чертой
слова и выражения, которые помогли тебе ответить
на предыдущий вопрос.
4. Тяжело ли живется Прошке? Подчеркни
волнистой чертой те фрагменты рассказа, которые
помогли тебе ответить на вопрос.
5. Понравился ли тебе хозяин мастерской
Алексей Иваныч?
а) понравился;
б) не понравился.
Подтверди свой ответ соответствующими
фрагментами текста, подчеркнув их пунктирной
линией.
Подбери свой заголовок и напиши его
здесь.
____________________________________________
Работа 4
СЛОВО-ЗВЕЗДА
В каждой душе слово живет, горит,
светится, как звезда на небе, и, как звезда
погасает, когда оно, закончив свой жизненный
путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды,
летит к человеку на его путях в пространстве и
времени.
Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей,
на Земле горит еще тысячи лет.
Человека того нет, а слово остается и летит из
поколения в поколение, как свет угасшей звезды во
Вселенной.
(М.Пришвин)
1. Прочитай текст тихо, вдумчиво.
2. Как ты думаешь, М.Пришвин поделился своими
мыслями:
а) о далеких звездах;
б) о силе человеческого слова;
в) об отважных первооткрывателях космоса.
Перечитай последний абзац. О каком
человеке рассказал писатель:
а) об ученом, исследователе;
б) о поэте, писателе;
в) о космонавте.
Отметь верные ответы.
Какие слова и выражения делают текст
таким красивым и поэтичным? Подчеркни их
карандашом.
Если бы ты сам делился впечатлением о
поэтическом слове, с чем бы ты его сравнил? Напиши
________________________________________
_________________________________________ .
Уровни выполнения работы и ответы на
вопросы
Работа 1
1. Проверка техники чтения:
4-й уровень – 80–90 слов в минуту;
3-й уровень – 70–80 слов;
2-й уровень – меньше 70 слов;
1-й уровень – меньше 60 слов.
2. Знание особенностей волшебной
сказки.
В этом фрагменте есть магическое число
(3), волшебные цвета (золотой гусь), волшебный
предмет (гусь), тотемное дерево – то дерево, на
корнях которого Дурень нашел гуся, чудеса – все
прилипают к гусю.
Сказочная цепочка состоит из пяти
звеньев: старшая сестра, средняя, младшая, пастор,
причетник.
Упоминаний о пасторе, причетнике, о
крещении ребенка не могло быть в дохристианский
период.
4-й уровень – правильно выполнены
все задания, возможен один-два недочета;
3-й уровень – три из четырех
заданий выполнены верно;
2-й уровень – выполнены два
задания;
1-й уровень – выполнено одно
задание.
Работа 2
Анализ стихотворения
Об отношении автора к читателю говорят
слова: «как тайна», «как в землю закопанный клад»,
«поэта неведомый друг». Первые две фразы –
сравнения (задание 5).
Работа 3
2 – в: о том, что Прошка жил 100–200 лет
назад, свидетельствуют обращения «сударыня»,
«извольте», слова «жалованье», «чахотка»,
«каторга».
3–4. Отвечая на эти вопросы, учащиеся
могут отметить: «угол Прошки» – его рабочее
место; «худенький»; фрагмент со слов «круглый
сирота»; режим работы мальчика; «на вид ему не
больше девяти» и обязательно слова «маленькая
каторга».
5. Важно, чтобы, оценивая образ
Алексея Иваныча, дети обратили внимание на его
уклончивые ответы о режиме работы, на фразу «не
любивший таких расспросов», «приврал самым
бессовестным образом», на то, что жалованья
Прошке он не платит.
6. Подобранный заголовок должен быть
эмоционально-оценочным. Например, «Маленькая
каторга».
4-й уровень – все задания
выполнены верно, есть незначительные недочеты;
3-й уровень – из пяти заданий
верно выполнены три;
2-й уровень – из пяти заданий
выполнены два;
1-й уровень – выполнено одно
задание.
Работа 4
2 – б.
3 – а, б.
4. Важно, чтобы дети увидели красочные
олицетворения: «слово живет, горит, светится»,
«слово летит из поколения в поколение»;
сравнения: «как звезда на небе», «как свет
погасшей звезды».
4-й уровень – верно выполнены все
задания;
3-й уровень – выполнены три из
четырех заданий;
2-й уровень – выполнено два
задания;
1-й уровень – верно выполнено
только одно задание.
|