Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Антонина ПОЛЯКОВА

Русский язык

По программе А.В. Поляковой

2-й класс

На восстановление деформированного текста

Работа 1

Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!

Порядок работы

Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.

Грамматические задания

1. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.
2. Подчеркни в именах собственных буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
3. Выпиши из данных имен собственных мягкие согласные звуки ([л’], [ ], [ ]).

На выявление умения разбивать непунктированный текст на предложения

Работа 2

Осенью солнце посылает свои прощальные лучи в воздухе прохладно землю покрывает ковер из пестрых листьев хорош лес в начале осени красивые деревья стоят в праздничном наряде тихо в лесу птицы улетели в теплые страны. (34 слова, 7 предложений)

Порядок работы

Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая паузы между предложениями.

Грамматические задания

1. Прочитай текст самостоятельно. Определи начало и конец каждого предложения.
2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
3. Запиши третье предложение.
4. В этом предложении над словами расставь знаки ударения.

На выявление умения составлять словосочетания

Работа 3

Воздух (какой?)
Утро (какое?)
Погода (какая?)
Ночи (какие?)

Порядок работы

Вопросы и слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Прочитай. Запиши словосочетания. К каждому слову добавь как можно больше подходящих по смыслу слов, используя вопросы, данные в скобках. (Лес: ... , ...).

2. Раздели на слоги слово утро; раздели для переноса слово воздух.

На составление предложений по вопросам

Работа 4

Кто? Когда? Что делает? Что?
Коля, зарядку, по утрам, делает.
Кто? Что делает? Какие? Что?
Леша, прогулки, лыжные, любит.
Что? Чем? Что делают? Что?
Занятия, здоровье, укрепляют, спортом.

Порядок работы

Вопросы и слова записаны на доске.

Грамматические задания

1. Составь предложения по вопросам.
2. Подчеркни главные члены в каждом предложении.

На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения

Работа 5

1. Белка, киска, верблюд, моль, вагон, грамм.
2. Горелка, шило, цапля, волк, гнезда, брюква.

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
2. Выпиши слова с мягкими согласными звуками.
3. Из слов второй строчки выпиши мягкие согласные звуки ([р’], [ ], [ ], [ ]).

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 6

Зерно, имена, Оля, лунка, узел, ива, перо.

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Примечания.

1. В словах с сонорными звуками срединный слог оканчивается на сонорный (зер-но, лун-ка) в отличие от правила фонетического деления на слоги (ла-вка, со-гла-сный), оканчивающиеся, как правило, на гласный.
2. Фонетические слоги часто не совпадают с правилами переноса на письме, то есть учащиеся должны различать деление на слоги и деление на слоги для переноса.

На применение правил правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

Работа 7 (диктант)

Туча, шишка, печка, роща, лужи, щука, шучу, срочный, хищный.

Порядок работы

Учитель читает слова, после этого диктует их, указывая запятые и точку в конце диктанта.

Грамматические задания

1. Обведи кружочками буквы, которые обозначают твердые шипящие звуки.
2. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие шипящие звуки.

Работа 8 (диктант)

В деревне Дубровке у бабушки Нины Ивановны живет кошка Дымка. Она очень красивая. У Дымки пушистый серебристый хвост. Глаза зеленые. Ходит она тихо. У нее ушки на макушке. Это она котят охраняет. Котята в корзине. Дымка кормит их. Но и сама любит лакать язычком молоко. (45 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Выделенные слова произносятся орфографически. Ученики после самостоятельной проверки своей работы еще раз сверяются с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Грамматические задания

1. В первом и седьмом предложениях подчеркни родственные слова и поставь в них ударение.
2*. Напиши, заменяя звуковую запись буквенной: к[а]тят, к[а]тят.
3. Запиши со вторым словом подходящее по смыслу словосочетание: мяч, бревно, бочку, морковку.
4*. Напиши номер предложения с фразеологизмом.

Примечание. Здесь и далее звездочкой (*) обозначается задание, диагностирующее уровень развития ребенка. Оценивая контрольную работу в целом, учитель не учитывает количество выполнения такого задания.

Схема анализа контрольных работ

Классификация учащихся

Количество ошибок

Работа 1

Текст составлен с помощью учителя

Выделили одно имя собственное

Подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкость согласных звуков

Не сделали звуковую запись мягких согласных

Работа 2

Выделили не все предложения

Не над всеми словами поставили знак ударения

Работа 3

Неправильный перенос слова воздух

Работа 4

Неправильный порядок слов в предложениях

Не найдено подлежащее

Не найдено сказуемое

Не найдены главные члены предложения

Работа 5

Не выписали слова с твердыми согласными звуками

Не выписали слова с мягкими согласными звуками

Не сделали звуковую запись мягких согласных

Работа 6

Не разделили слова на слоги

Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести

Работа 7

Подчеркнули не все указанные буквы

Работа 8

Не подчеркнули родственные слова

Не заменили звуковую запись буквенной

Не составили словосочетание со вторым из двух слов-омографов: катят

Не нашли фразеологизмы

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы

Количество ошибок

1. Большая буква в именах собственных

2. Гласные после шипящих

3. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных

4. ь в конце слова

5. Перенос слов

6. Пропуск, замена, перестановка букв

 

3-й класс

На различение предложений по цели высказывания

Работа 1

1. Мы любим читать и слушать сказки Пушкина. Это предложение ... .

2. Сколько еще стихов Пушкина мы прочитаем! Это предложение ... .

3. Внимательно изучайте произведения великого поэта! Это предложение ... .

Порядок работы

Предложение и начало ответа записываются на доске.

Грамматические задания

1. Определи, какие это предложения.
2. Определи вид предложения из стихотворения А.С. Пушкина:

Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.

Это предложение ... .

3*. Выбери синоним: отряхает – удаляет; сбрасывает.
4*. Напиши слово, употребленное в переносном значении: нагих (ветвей). Выбери значение слова нагих в данном предложении: голых; без листьев.

На выявление умения определять состав слова

Работа 2

Друг, сад, пенек, чижик, полет, выход, поездка, посадка, тростник, охотник.

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Прочитай. Выпиши слова, одинаковые по составу, в отдельные столбики.
2. Подчеркни слова с нулевым окончанием.

На правописание безударных гласных, непроизносимых и парных согласных в корне слова

Работа 3

По...ней ос...нью со...нце бывает ре...ко. Луж...цы зат...нуло ле...ком. Гру...ный ст...ит лес. Листочки обл...тели. Ре...кий ветер к...чает голые ветки. Пришла нена...ная п...ра. Поб...лели п...ля и луга. По всей ме...ности з...мующие птицы ищут пищу.

Порядок работы

Предложения записываются на доске. Сначала читает предложения учитель, затем ученики.

Грамматические задания

1. Выпиши из предложений слова с пропущенными буквами.
2. Вставь буквы.
3. Напиши после каждого из проверяемых слов в скобках проверочное слово.

Работа 4 (диктант)

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг полил холодный дождь. Курочка присела на землю. Она распустила перышки. Все малыши залезли к ней под крылья.
Смешная картина. Кто весь спрятался. У кого только ножки видны. У кого головка торчит. У кого глаз выглядывает.
А из кустов показалась ежиха и поспешила под крыльцо. За ежихой покатились ежата.
(55 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает текст, затем диктует его по предложениям. Слова для справок произносит орфографически в подчеркнутых местах.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Потом учитель еще раз медленно читает текст диктанта, проговаривая слова орфографически, а дети сверяют и делают исправления ручкой другого цвета.

Грамматические задания

1. Подчеркни орфограммы в словах полил, крылья, ножки.
2. Выпиши из второго предложения слово, в котором звуков меньше, чем букв.
3*. Сделай звуковую запись этого слова.
4. Подчеркни в третьей части текста слова, в которых звуков больше, чем букв.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество учащихся

Работа 1

Не определили побудительное предложение

Не определили вид предложения из стихотворения Пушкина

Не выбрали соответствующий синоним к слову отряхает

Не выбрали соответствующее значение слова нагих

Работа 2

Не выполнили группировку по составу слова

Не подчеркнули слова с нулевым окончанием

Работа 3

Допустили неверные написания

Не ко всем словам подобрали проверочные слова

Работа 4

Не подчеркнули орфограммы в словах полил, крылья, ножки

Не выписали слово дождь, в котором звуков меньше, чем букв

Не сделали звуковую запись слова дождь

Не подчеркнули слова ежиха и ежата, в которых звуков больше, чем букв

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы

Количество ошибок

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

2. Парные согласные в конце и в середине слов

3. Разделительный ь

4. ь в конце слова

5. Родовые окончания прилагательных

6. Приставки, предлоги

7. Другие ошибки

 

4-й класс

На различение простых предложений и предложений с однородными членами

Работа 1

В заповеднике жил ворон Черныш. Это был большой грузный увалень. Однажды сторож дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Маленькую монетку Черныш тоже спрятал. Потом он слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Напоследок вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (50 слов)

Порядок работы

Текст записывается на доске без запятых.

Грамматические задания

1. Спиши текст, поставь, где нужно, запятые.
2. Подчеркни главные члены в четвертом и шестом предложениях. Сравни их.
3. Напиши кратко над каждым первым словом, какие это предложения.

На узнавание глаголов I и II спряжений

Работа 2

1. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
2. Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит.
(Эхо)
3. Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может.
(Мельница)
4. Ночью распевает, время считает.
(Петух)
5. Его бьют, а он не плачет, только веселее скачет.
(Мяч)
6. Черная собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает.
(Замок)
7. Не по словам судят, а по делам.
8. Умелые руки не знают скуки.

Порядок работы

Загадки и пословицы записываются на доске с пропуском букв на месте безударных окончаний глаголов (быва...).

В тексте выделены места пропуска букв.

Учитель читает написанное, напоминает о глаголах-исключениях.

Грамматические задания

1. Выпиши глаголы с безударными окончаниями, поставив их во 2-м лице единственного числа.
2. Подчеркни глаголы II спряжения.
3. Выпиши существительные-отгадки по склонениям.

На различение сложных предложений и предложений с однородными членами

Работа 3

В декабре снег покрыл землю наступила настоящая зима. Гуляет по полю вьюга трещит лед на реке. Из птиц остались только вороны воробьи галки чижи и синички.
Вот на поляне вороны над большим кустом кружат каркают летают. Там белый зайка попался воронам на глаза.
(43 слова)

Порядок работы

Текст записывается на доске без знаков препинания в предложениях.

Грамматические задания

1. Спиши текст, расставляя знаки препинания.
2. Поставь «ь» над первым словом в сложных предложениях и «+» над первым словом в предложениях с однородными членами.

Работа 4 (диктант)

После метели лес был удивительный. Пушистые варежки зимушка надела на ветки деревьев. На лесной полянке следы лисицы. Пробороздил сугроб лось. А вот осенью лося можно увидеть в компании мухоморов.
Великан вышел из зарослей малинника. Казалось, суставы его ног припухли. Лось потянул влажный воздух широкими ноздрями, остановился, отряхнулся и пошел к березкам. Под ними в траве пестрели ядовитые мухоморы. Лось захватил губами красный мухомор и стал жевать. Для него мухомор — лекарство.
(70 слов)

Порядок работы

Учитель читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Нужно указать на запятую после слова казалось, а также на постановку знака тире в последнем предложении.

После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу. Сделанные учеником правильные исправления ошибкой не считаются.

Грамматические задания

1. Подчеркни глагол увидеть. Надпиши спряжение.
2. В словосочетании на лесной полянке надпиши склонение и падеж существительного.

Примечание. На написание диктанта отводится один урок. Проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Их необязательно проводить за одну неделю. Вы можете отводить на их выполнение 10—15 минут на уроке в зависимости от уровня сложности заданий и уровня подготовки вашего класса.

Схема анализа контрольных работ

Классификация учащихся

Количество ошибок

Работа 1

Не подчеркнули главные члены в указанных предложениях

Подчеркнули не все однородные сказуемые

Работа 2

Смешение I и II спряжений

Не опознали глаголы-исключения

Работа 3

Нашли одно сложное предложение

Нашли одно предложение с однородными членами

Работа 4

Не указали спряжение глагола увидеть

Не указали склонение существительного в словосочетании на лесной полянке

Не указали падеж существительного в словосочетании на лесной полянке

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы

Количество ошибок

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

2. Парные согласные в середине слова

3. Гласные после шипящих

4. Разделительный ь

5. Приставки и предлоги

6. Падежные окончания существительных

7. Родовые окончания прилагательных

8. Двойные согласные

9. Сложное слово

10. Оформление предложения (запятая при однородных членах предложения)

11. Перенос слов

12. Другие ошибки