Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №42/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента общего образования
отдела образовательных программ и стандартов
начального образования Министерства образования
Российской Федерации.

Чтение

Контрольные работы

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец II четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль оценки навыка чтения первоклассников – это может привести детей к стрессовым ситуациям. Текст для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть потому, что он уже "хорошо читает". "Ситуация успеха" должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как "чтение вслух" и "чтение про себя". Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-й класс

У-див-ля-ют-ся,
Удивля-ются,
Удивляются.

Во-ро-ти-лась,
Воро-ти-лась,
Воротилась.

Со-счи-тать, сосчи-тать, сосчитать.

Майский снег

Снег идёт!
Удивляются дети:
"К нам зима
Воротилась
Опять?"
Это просто
На яблоне
Ветер
Хочет все лепестки
Сосчитать.

(В.Приходько)
(18 слов)

Вопросы и задания:

1.Чему удивляются дети?
2.Что же это было на самом деле?
3. Почему стихотворение назвали "Майский снег"?

А как бы ты назвал это стихотворение?
("Весна"; _____________________________________________________________ ).

Вместе тесно, а врозь скучно

Говорит брат сестре: "Не тронь моего волчка".
Отвечает сестра брату: "А ты не тронь моих кукол".
Дети расселись по разным углам; но скоро им обоим стало скучно.

(К.Д.Ушинский)
(27 слов)

 Вопросы и задания:

1. Почему дети расселись по разным углам?
2. Отчего им стало скучно?
3. Прочти ещё раз заголовок. Попробуй объяснить, как ты его понимаешь.
4. ЗАПОМНИ: эти слова стали пословицей, и ты тоже можешь употреблять её в своей речи.

Котёнок

Грустно Веронике. Пропал любимый котёнок.
Папа подарил ей смешного пу-шис-то-го котёнка. Вероника назвала его Пушок. Он был весь серый. Розовый носик всегда был в молоке. А ещё ему нравился клубок ниток. "Где клубок?" – ворчала бабушка.
А теперь друг пропал!
Однажды вечером Вероника открыла дверь. На пороге сидел мокрый и голодный Пушок. Беглец вернулся!

(53 слова)

Вопросы и задания:

1. Какой подарок сделал папа дочке?
2. Расскажи, какой был котёнок.
3. Прочти только те предложения, в которых говорится о пропаже любимого котёнка и его появлении.
4. Как в тексте называли котёнка? Запиши: __________________________________________________

Светлана решала задачу, но задача не выходила.
– Давай я решу тебе задачу, – сказал брат.
– Нет, я сама решу, – ответила Светлана и решала дальше.
– Дай я тебе помогу, – сказала мама.
– Нет, я сама справлюсь!
Девочка думала, считала, писала – и задача у неё вышла.

(С.Редозубов и др.)
(42 слова)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, как девочка решала задачу.
2. Кто предлагал Свете помощь, и почему она отказалась?
3. Почему Света смогла решить задачу сама? Подбери слова, чтобы рассказать, какая Света ученица.
4. Если сможешь, соедини части двух пословиц:

Без труда
Терпенье и труд

всё перетрут.
не вынешь и рыбку из пруда.

Какая из них подходит к этому рассказу? Почему?

2-й класс

Спор животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
– Конечно, меня, – говорит лошадь, – я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит; пропал бы он без меня совсем.
– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова, – я всю его семью молоком кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Послушал хозяин этот спор и говорит: "Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте".

(К.Д.Ушинский)
(81 слово)

Вопросы и задания:

1. О чём спорили лошадь, собака и корова?
2. Какую пользу приносят человеку все эти животные? Расскажи.
3. Что хозяин ответил животным? Найди в тексте эти слова и прочти их.
4. Объясни значение выражения "спорить по-пустому".

Большое счастье

Однажды два мальчика решили слепить снеговика. Скатали комки, вместо носа сунули картошку, а на голову надели горшок. Снеговик получился таким смешным, что над ним стали все смеяться. Когда наступила ночь, он решил уйти в лес, но в лесу над ним тоже все смеялись.
"Пойду я на детскую площадку, – подумал он. – Может быть, там кому-нибудь приглянусь". Наутро снеговик пришёл к самым маленьким детям. Но и они стали над ним смеяться. От огорченья у снеговика появились слёзы.
Маленькая Маша подошла к снеговику и увидела слёзы. Она побежала домой, взяла самое красивое своё ведёрко и самую красную морковку. Платочком утёрла она снеговику слёзы, сделала ему красивый нос и шляпу.
Снеговик стал самым счастливым снеговиком в мире!

(113 слов)

Вопросы и задания:

1. Как ты читал самое начало рассказа? Настороженно? Весело? Удивлённо? Почему так?
2. Как чувствовал себя снеговик после своего рождения?
3. Почему он пошёл к самым маленьким детям? На что он надеялся?
4. Оправдались ли его надежды? Расскажи, что произошло с ним.
5. Какое чувство возникло у тебя после прочтения этого текста?
6. Определи жанр этого произведения:

Это рассказ. Это сказка. Подчеркни нужное.

Что всего труднее?

Жить очень трудно,
Прямо беда!
Ведь не даётся
Ничто без труда!
Даже какая-нибудь
Ерунда
Не удается никак без труда!

Утром ужасно
Трудно вставать.
Вечером трудно
Ложиться в кровать.
Трудно учиться –
Что там скрывать!

Трудно
Повсюду
Свой нос
Не совать!..

А знаете вы,
Что труднее всего?
Это –
Не делать
Совсем ничего!

(Б. Заходер)
(53 слова)

Вопросы и задания:

1. Кто задумался над вопросом: "Что труднее всего?"
2. Что же для детей иногда бывает очень, очень трудным? Зачитай эти строки.
3. Подумай и скажи, что же среди всех забот оказывается самым трудным.
4. Вспомни пословицу о труде, трудолюбивом человеке.

Кот Тимофей

Как-то на даче подошёл к нам соседский Славка. И говорит:
– Мой кот Тимофей за рыбой нырял.
Мы с усмешкой взглянули на Славку. К его выдумкам все уже привыкли.
– Не верите? – загорячился Славка. – Айда на реку!
– Сто раз тебе говорили – не завирай.
– Ладно, не верите, значит. А он нырял там, где тростник. Вообще он у меня всё ест. Вчера ел грибной суп и рисовую кашу с вареньем. Не верите? Пошли – сами увидите.
Я не выдержал.
– Идём, – говорю.
И мы отправились к Славке. Кот увидел нас и скрылся.
…На днях снова пришёл Славка и выпалил:
– Мой кот стащил и умял целый банан. Сенсация!
Все рассмеялись. Только папа серьёзно спросил:
– С кожурой?

(О. Тихомиров)
(108 слов)

Вопросы и задания:

1. Каким ты представляешь себе Славку? Опиши его.
2. Зачем Славка пригласил к себе домой своих друзей? Что он решил им доказать?
3. О чём он сообщил друзьям на второй день? Почему он это делал?
4. Как ты думаешь, почему папа задал Славке вопрос: "С кожурой?"
5. Как дети относились к выдумкам Славки? Нравилось ли им это?
6. Что бы ты посоветовал Славке?

3-й класс

Где она?

В очаге погасло пламя,
Стынет серая зола.
Уж пора прийти бы маме,
Да вот нету – не пришла.
За окошком меркнет свет,
А её все нет и нет.

Я забился в угол дальний,
Мне игрушки ни к чему…
С каждым мигом всё печальней
В нашем маленьком дому.
Будет ночь темным-темна…
Где же мама? Где она?

Ну как стужа ледяная
Ночью с ног её валит!
Вдруг рванулась дверь входная,
В избу пар валом валит.
Мать ступила на порог,
Говорит: – Ты где, сынок?

Мне хотелось крикнуть: "Мама,
Дорогая ты моя!" –
Но угрюмо и упрямо
Брови вдруг насупил я
И сказал из темноты:
– А-а, здорово! Это ты?

(Е. Благинина)
(101 слово)

Вопросы и задания:

1. Что чувствовал и переживал мальчик, когда был дома один? Запиши слова, обозначающие эти чувства.
2. Какое чувство из всех самое главное?
3. Почему сын не показал маме своего страха, боязни, испуга? Как он это сделал?
4. Прочти выразительно любое четверостишие этого стихотворения.

Розовое озеро

Когда наш самолёт пролетал над границей Уганды и Танзании, я увидел, что под крылом лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, розовое озеро.
– Смотрите, смотрите, – сказал я соседу, – розовая вода!
– Не может быть. – Он пожал плечами и потянулся к окну.
И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, поднялось в воздух и рассыпалось вихрем розовых искр. Тысячи птиц – розовые фламинго. Они до того стояли в воде – испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко!
А впрочем, ничего. Улетит самолёт, успокоятся птицы, вернётся стая, и снова замерцает, закипит бледно-красное замечательное озеро.

(С. Сахарнов)
(95 слов)

Вопросы и задания:

1. Какое удивительное зрелище наблюдали пассажиры самолёта?
2. Приходилось ли тебе видеть розовых фламинго? Расскажи, какие это птицы.
3. Прочитай отрывок, как розовое озеро превратилось в серое.
4. Попробуй добавить из текста слова, обозначающие действие предмета. Обрати внимание, как автор умело использует их в тексте.

Озеро…………..
Розовые фламинго………..

Пустые страхи

Шёл Мишка по лесу ночью. Кто-то схватил его сзади.
Обмер Мишка. Стоит, не шелохнётся.
Сова закричала.
– Это сова меня держит! – Было дело, сунул лапу в дупло – дом совы сломал.
Думает Мишка, как прощенья просить, – волк завыл.
– Волк меня держит!
Перед волком тоже виноват. На берёзах катался. Упал на волчье логово, чуть волчат не задавил.
"Что волку-то сказать?" – думает Мишка и чует – по спине кто-то бегает, по лапам, по животу.
– Пауки! – ахнул медвежонок. Сколько он паутины-то порвал, бродя по лесу, – ужас!
Хотел на помощь звать, да в это самое время мышка из норы выскочила, пятку медвежонку пощекотала.
Мишка-то как подскочит, как рванётся – и свободен. За сучок шёрсткой зацепился.

(В. Бахревский)
(107 слов)

Вопросы и задания:

1. Что мерещилось Мишке в ночном лесу?
2. Почему он так боялся совы, волка, пауков?
3. Кто "спас медведя" и "помог" ему выбраться из леса?
4. Объясни, почему автор назвал текст "Пустые страхи".

Дядюшка Ау
История вторая "Господин Ау и больное дерево".

Утром дядюшка Ау проснулся бодрым.
Он посмотрел в окошко. Жёлтый лист пролетел мимо окна. Господин Ау вздрогнул.
"Что? Яблоня, должно быть, болеет. Каждую осень это дерево теряет листья. Я должен помочь ему".
Он разыскал в ящиках пластырь, иголку, нитку, ножницы, дедушкино лекарство от кашля и от облысения и вышел на улицу.
На улице было удивительно светло. Жёлтый лист зацепился за шип розы. Под яблоней лежали и другие жёлтые, красные листья.
Дядюшка Ау принёс лестницу и осторожно взобрался на неё. Он приклеивал листья пластырем, пришивал их к веткам, приматывал нитками и красил в зелёный цвет. Потом он вылил все лекарства на корни дерева и вернулся домой.
"Молодец я!" – хвалил себя дядюшка.
Он даже написал плакат на листе бумаги: "ДЕРЕВУ БЫТЬ ЗЕЛЁНЫМ!" – и ходил с этим плакатом вокруг яблони, пока не стемнело.
К вечеру он настолько устал, что лёг спать. Он лежал и мечтал: "Если дерево будет с листьями всю зиму, значит, у меня будут зимние яблоки".
Он был доволен собою, господин Ау!

(Х.Мякеля, Э.Успенский)
(160 слов)

Вопросы и задания:

1. Как ты думаешь, кто такой господин Ау, или дядюшка Ау? Опиши его.
2. Что показалось тебе забавным в его поведении?
3. Найди и прочитай лозунг дядюшки Ау. Какое благородное чувство он вложил в свой лозунг?
4. Какую закономерность в природе пытался доказать этот сказочный герой? Чем закончится его идея?
5. Советуем тебе прочитать эту интересную книгу.

4-й класс

Енот-полоскун

Енота ещё называют енотовидной собакой. Он и вправду похож на собачку с короткими ногами, длинным и пушистым мехом.
Енот хорошо лазает по деревьям. Он живёт в дуплах деревьев и норах, которые не любит рыть сам. Часто он забирается в старые барсучьи и лисьи норы. Своё жильё енот выбирает поближе к ручью или речке под кучей хвороста. Днём он спит, но, как только стемнеет, вылезает из норы и бродит по лесу в поисках пищи. Енот любит ягоды, орехи, желуди. Попадётся еноту птичье гнездо – он яйца съест, поймает кузнечика – тоже съест. На болоте он ловит лягушек. Но чаще всего его можно встретить на мелководье ручья или речки. Там он ловит раков, рыбу. Перед тем как съесть рыбу, енот долго полощет её в воде. Вот и прозвали его полоскуном.
Зимой в сильный мороз енот спит в своей норе или дупле дерева. Как потеплеет, просыпается и выходит на охоту. Енот бегает плохо, собаки и даже охотники на лыжах легко догоняют его. Енот хотя и небольшой зверь, да взять его не просто. Лиса знает острые зубы его, длинные когти и не нападает на енота. Только для волков и рыси енот – желанная добыча.

(Г. Снегирев)
(187 слов)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, что собой представляет енотовидная собака.
2. Почему енота называют "полоскун"?
3. Чьи норы любит занимать енот? Почему?
4. Кого ему следует опасаться в лесу? Прочитай это место в тексте.
5. Попробуй заменить выражение "желанная добыча" синонимом.

Птица-зима

На вершине высокой Ледяной Горы, посреди Северного полюса, живет Птица-Зима. Один раз в год поднимается она со своего гнезда и летит над полями и лесами в дальние страны.
Мерно взмахивает Птица своими огромными белыми крыльями, поднимая бураны и метели.
Спешит Зима. Только раз в год разрешается ей хозяйничать на Земле. Только раз в год, на долгие три месяца, прилетает она в наши края.
Торопится белоснежная птица, и пух из её широких крыльев всё летит и летит на Землю, засыпая холмы за рекой, дома и деревья.
Но, смотри, что это за свёрток несёт в своём клюве волшебная Птица-Зима? Из далёких краёв вечной мерзлоты бережно несет она этот сверток. В нём, завёрнутый в белые пуховые пелёнки, сладко спит розовый младенец – Новый год.
Каждый год в одно и то же время опускается Птица-Зима на площадь Старого города. На главной башне уже бьют старинные часы. А малыши и взрослые стоят, затаив дыхание в ожидании чуда. С последним двенадцатым ударом волшебных часов из таинственного свертка вдруг выскакивает задорный малыш – Новый год.
Дети с весёлыми криками бегут ему навстречу. А малыш, смеясь, водит с ними хороводы и зовёт Дедушку Мороза, который обязательно принесёт ребятам долгожданные подарки.
Как мы рады тебе, Новый год!

(М. Кондратенко)
(198 слов)

Вопросы и задания:

1. Просмотри текст и выдели слова, которые требуют пояснений? Разъясни их смысл.
2. Кратко перескажи этот текст.
3. Выдели части текста. Придумай заголовки к каждой из них.

Земляника под снегом

(Японская сказка)

Давным-давно это случилось. Жила в одной деревне вдова. И было у неё две дочери: Тие – неродная дочь, а младшая, Хана, – родная.
Родная дочь в нарядных платьях ходила, а падчерица – в лохмотьях. На долю родной дочери доставались ласка да баловство, а на долю падчерицы – колотушки да чёрная работа. Падчерица и воду носила, и стирала, и обед варила, и ткала, и пряла, и весь дом обшивала.
А родная дочь была ленивица. Не любила она трудиться, а любила лакомиться всласть.
Пришла холодная зима. Вот дочка и говорит: "Ох, как мне жарко, хочется холодненькой земляники!"
Позвала мачеха падчерицу и приказала ей :
"Эй, ты, лентяйка, живо иди в лес и набери целую корзинку земляники. А не наберешь, домой не возвращайся".
"Матушка, разве растёт земляника в середине зимы?" – говорит падчерица.
Но мачеха вытолкнула её за порог и закрыла дверь. Постояла девочка и пошла в горы.
В горах тихо. Снег валит хлопьями. Кругом сосны стоят, словно белые великаны.
Ищет Тие землянику в глубоком лесу, а сама думает: "Верно, мачеха послала меня сюда на погибель". Заплакала девочка, бредёт, не разбирая дороги. Наконец от усталости и холода упала она в сугроб.
Вдруг кто-то окликнул её по имени. Подняла она голову. Видит: наклонился над ней старый дед с белой бородой. "Скажи, Тие, зачем ты пришла сюда в такой мороз?" – спрашивает он.
"Матушка велела мне набрать земляники", – ответила Тие.
"Разве она не знает, что зимой земляника не растёт? – ворчит дед. – Но не печалься, я тебе помогу". Стало Тие вдруг тепло и радостно.

Шагает старик по снегу легко-легко. Тие за ним бежит. И вот диво: на поляне спелая земляника. Собрала девочка целую корзину ягод, а старик куда-то пропал, одни сосны кругом.

"Спасибо, дедушка!" – крикнула она, низко поклонилась и побежала домой…

(278 слов)

Вопросы и задания:

1. Какую сказку напоминает тебе эта японская народная сказка?
2. Какое отличие по содержанию ты заметил? Расскажи.
3. Как ты думаешь, чем закончится эта сказка?
4. Выдели вступление и основную часть сказки.
5. Выдели слова, которые требуют пояснений. Попробуй объяснить их значение, исходя из содержания текста.

Мороз-Красный нос

(отрывок тз поэмы)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
………………………………

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли, –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли...

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт:
………………………………….

"Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны –
Построю дворцы изо льда.

Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…
…………………………………

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…"

(Н. Некрасов)
(65 слов)

Вопросы и задания:

1. Какие особенности поэзии Н.А.Некрасова ты можешь отметить?
2. Представь, что тебе нужно поставить вопросы к этому произведению, а отвечать будут твои друзья. Расположи вопросы друг под другом.
1. _____________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________

Тексты для чтения про себя

2-й класс

* * *

Суворов с детства мечтал стать военным. Однако он был слабым и болезненным мальчиком.
"Ну где тебе быть военным! – смеялся отец. – Ты и ружья не поднимешь". Слова отца огорчали Суворова. Он решил закаляться.
Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы или не выходят из дома, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице. Наступит весна. Только вскроются реки, ещё никто не купается, а Суворов – бух в студёную воду. Его не страшили ни жара, ни холод. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Суворов окреп. В 16 лет он поступил на военную службу.
Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят четыре он провёл в армии. Начал службу простым солдатом. Кончил её фельд-мар-ша-лом.
Тридцать пять боёв и сражений провёл Суворов. Во всех был победителем.

(С. Алексеев)
(125 слов)

Вопросы и задания:

1. Расскажи, какие события описаны в тексте.
2. Прочитай предложения, в которых говорится, как закалялся Суворов.
3. Какие факты говорят о том, что Суворов стал великим полководцем?
4. Какие черты характера помогли ему стать фельдмаршалом?
5. Какова главная мысль этого произведения?
Если сможешь, – вырази эту мысль словами пословицы:
"Тяжело в ученьи – ___________________________________" .

3-й класс

Страна на одеяле

( Из журнала "Мурзилка")

Стивенсону, автору повести "Остров сокровищ", было 32 года, когда он начал писать стихи. Как же это случилось?
Однажды в его доме неделю гостили родственники. Их дети носились по комнатам, дурачились, строили друг другу рожицы. "Разве так играют?!" – удивился Стивенсон. Уж очень отличалась эта шумная возня от игр, какие он сам затевал в детстве!
Возможности поиграть со сверстниками у маленького Лу (так его тогда называли) было мало. Единственный ребенок в семье, он рос в окружении взрослых: отца – известного в Шотландии строителя маяков, матери, которая не отличалась хорошим здоровьем, и строгой няни.
Частые болезни не позволяли мальчику учиться в школе. Приятелей у него не было. Целые дни проводил он больной в кровати, в окружении игрушек. Оловянные солдатики, деревянные лошадки, тряпичные куклы… Кому-то эта компания быстро наскучила бы. Но только не Лу. Природа наградила его особым даром – воображением. Игрушки, расставленные на одеяле, благодаря этому дару оживали. И само одеяло превращалось то в крутые холмы с марширующими по ним солдатиками, то в равнину, где вырастал из кубиков город, то в бушующее море, по которому плыл в дальние страны игрушечный парусник.
Неудивительно, что беготня, которую затеяли его маленькие гости, огорчила взрослого Стивенсона. "Трудные времена ожидают Англию! – сказал он жене. – Растёт поколение, не умеющее играть!" И вскоре начал работу над стихотворным сборником для детей. Ему хотелось, чтобы поэтическое слово увлекло их в ту воображаемую страну, где он, маленький Лу, с радостью оказывался когда-то:

Ящик на полке с игрушками есть –
Кубиков в ящике этом не счесть!
С ними и в дождик не буду скучать.
Город построю… С чего бы начать?..

(М. Лукашкина)

Вопросы и задания:

1.Расскажи, каким был в детстве Стивенсон.
2. Что удивило и огорчило его в поведении детей?
3. Как он решил помочь детям жить радостно, весело и разумно? Почему он придавал игре такое большое значение?
4. Как ты понимаешь слова "природа наградила его особым даром – воображением"?
5. Советуем тебе самостоятельно или с помощью взрослых прочитать книгу "Остров сокровищ".

4-й класс

Снежная книга

Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.
Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних – круглый, маленький. Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его – другой след, побольше; в снегу от когтей дырки – лисий след.
Заячий след дал круг по полю; лисий – тоже. Заячий в сторону – лисий за ним. Оба следа кончаются среди поля.
А вот в стороне – опять заячий след. Пропадает, дальше идёт.
Идёт, идёт, идёт – и вдруг оборвался, – как под землю ушёл. А где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцем мазнул.
Куда лиса делась?
Куда заяц пропал?
Разберём по следам.
Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано-наслежено. Следы заячьи. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Наелся и опять спать захотел. Пошел искать, где бы спрятаться.
А вот – лисий след, рядом с заячьим. Было так: ушёл заяц спать. Час проходит, другой. Идёт полем лиса. Глядь – заячий след на снегу! Лиса – нос к земле.
Принюхалась – след свежий!
Пробежала по следу.
Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересёк – и в сторону. Прошёл немного вперёд, а потом обернулся – и назад по своему следу. Аккуратно шёл, лапка в лапку.
Лиса постояла, постояла и назад. Опять вернулась к перекрёстку. Всю петлю выследила.
Идёт, идёт, видит – обманул её заяц: никуда след не ведёт!
Фыркнула она и ушла в лес по своим делам.
А было вот как: заяц через куст перескочил и залёг под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала. А когда лиса ушла – как прыснет из-под хвороста и в чащу. Прыжки широкие – лапка к лапкам: гонный след.
Мчит заяц без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне…
А на пне сидит большой филин.
Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями!
Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по снегу бьёт, от земли отрывает.
Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, там знаки на снегу от перьев, будто от пальцев.
Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет.

(В.Бианки)
(350 слов)

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Лаборатория климата». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://climate-lab.ru/katalog/konditsionery/mobilnye_konditsionery/, Вы можете за пару минут подобрать себе удобный и недорогой мобильный кондиционер. Благодаря удобному поиску по категориям на сайте, Вы быстро и без особого труда найдете именно то, что Вы давно хотели приобрести. «Лаборатория климата» занимается продажей климатической техники и отопительных систем в Краснодаре.