Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №41/2004

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Валентина СОКОЛОВА,
консультант Управления экономики
Федерального агентства по образованию

Вы спрашивали...

Слышали, что вопросы установления норм, касающихся льгот по коммунальным услугам, будут отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Правда ли это?

Да, действительно, в настоящее время в связи с принятием Федеральных законов от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Российской Федерации рассматривается вопрос об отнесении к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вопросов, связанных со штатами, оплатой труда, льготами педагогических работников и различных категорий детей, учащихся и студентов образовательных учреждений, находящихся на бюджете субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, и других вопросов.

Каким образом и на основании чего производится индексация заработной платы педагогических работников образовательных учреждений?

Индексация заработной платы работников бюджетной сферы, которым оплата труда производится на основе Единой тарифной сетки, осуществляется путем повышения размера ставки заработной платы (оклада) первого разряда ETC (от размера которого зависят размеры ставок заработной платы (окладов) других разрядов Единой тарифной сетки). Размер ставки первого разряда ETC устанавливается Федеральным законом. В настоящее время размер ставки первого разряда ETC составляет 600 рублей. Он был установлен 1 октября 2003 года Федеральным законом от 1 октября 2003 г. № 128-ФЗ "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".

Относится ли значок "Отличник народного просвещения" к государственным наградам и является ли его наличие основанием для увеличения заработной платы, а также при присвоении квалификационной категории в результате аттестации?

Значок "Отличник народного просвещения" не является государственной наградой, он относится к ведомственным наградам, которыми награждало Министерство просвещения СССР. Наличие этого знака отличия не дает оснований для повышения заработной платы и для автоматического присвоения квалификационной категории при прохождении аттестации.

В каком размере формируется надтарифный фонд и в каком размере выплачиваются доплаты и надбавки работникам образовательных учреждений за выполнение ими дополнительных видов работы, не входящих в круг их должностных обязанностей?

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1992 г. № 1037-р разрешено формирование фонда на установление надбавок и доплат работникам учреждений образования в размере, не превышающем 25% фонда оплаты труда.
Из этого следует, что так называемый надтарифный фонд в субъекте Российской Федерации может быть сформирован и в размере менее 25% фонда оплаты труда.
В соответствии со ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" установление доплат, а также определение их размеров в пределах средств, выделяемых на оплату труда работников образовательных учреждений, относится к компетенции образовательного учреждения.

Имею 25-летний педагогический стаж работы в школе. 23 года из них работала учителем начальных классов, а 2 года – воспитателем группы продленного дня. В настоящее время пенсионный фонд исключает из моего педстажа эти 2 года. Правильно ли это?

Изначально в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г., с Положением о школах с продленным днем и группах продленного дня в школах Министерства просвещения РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 3 октября 1962 г. Уставом средней общеобразовательной школы, одобренным постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 г., для воспитательной работы с учащимися в группах продленного дня предусматривались должности воспитателей, на которых были распространены льготы и преимущества, порядок пенсионного обеспечения и продолжительность очередного отпуска, установленные для учителей общеобразовательных школ.
Позднее Типовыми штатами руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ, утвержденными приказом Министерства просвещения СССР от 31 декабря 1986 г. № 264, нормативы которых продолжают применяться и в настоящее время, в пункте 13 примечаний к указанным Типовым штатам было предусмотрено, что должность воспитателя устанавливается из расчета 1 единицы на группу продленного дня, а в группах, скомплектованных из детей 6-летнего возраста, устанавливается 1,25 единицы должности.
Кроме того, тарифно-квалификационная характеристика, на основании которой определяются должностные обязанности работника и условия оплаты его труда, предусматривается также для должности "воспитатель", в связи с чем указанное наименование должности применяется в образовательных учреждениях независимо от их типов и видов, а также особенностей воспитательной работы с детьми в конкретном образовательном учреждении.
Дополнительным доказательством того, что должности с наименованием "воспитатель группы продленного дня" не предусмотрено, а слова "группа продленного дня" – это трудовая функция, служит принятое Правительством Российской Федерации постановление от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", в котором в пункте 3 приложения предусмотрено, что норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 30 часов в неделю установлена "воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах".
Таким образом, воспитатель, состоящий в штате образовательного учреждения, может выполнять работу с обучающимися, воспитанниками, детьми в группе продленного дня или в интернате при школе, в общежитии учреждения начального или среднего профессионального образования, непосредственно в конкретной группе детского дома, школы-интерната либо дошкольного образовательного учреждения в ясельной или дошкольной группе, а также по определенному направлению воспитательной работы: по изобразительному искусству, физическому воспитанию и т.д.
Учитывая, что в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, указываются лишь наименования должностей работников "воспитатель", "учитель", "преподаватель", "мастер производственного обучения" и другие без уточнения профиля их работы, преподаваемого предмета или трудовой функции в структуре образовательного учреждения, то записи в трудовых книжках о работе в указанных должностях с указанием на трудовую функцию, преподаваемый предмет, например, принят (назначен): "учителем начальных классов", "учителем музыки", "преподавателем информатики", "мастером производственного обучения по автоделу", "тренером-преподавателем по легкой атлетике", "воспитателем группы продленного дня" и т.д. – не могут означать, что запись в трудовой книжке не соответствует наименованиям должностей, предусмотренным в указанном выше Списке.
В связи с этим время работы воспитателем группы продленного дня должно включаться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Судебная практика, сложившаяся в Российской Федерации, свидетельствует о том, что суды, рассматривая аналогичные вопросы, принимают решения, как правило, в пользу педагогических работников.
Одновременно для сведения сообщаем, что Минтруда России и Пенсионный фонд России по нашему ходатайству в настоящее время приняли решение установить тождество наименования должности "воспитатель группы продленного дня" наименованию должности "воспитатель". После издания Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации соответствующего постановления и его государственной регистрации в Минюсте России органы управления образованием будут поставлены об этом в известность.

Каким образом производится оплата труда учителям, привлекаемым летом для работы с детьми в оздоровительных лагерях?

Для работы в лагерях с дневным пребыванием детей, создаваемых органами управления образованием и образовательными учреждениями для учащихся той же местности, педагогические работники в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются в пределах установленного им до начала каникул объема учебной нагрузки (объема педагогической работы) с сохранением заработной платы, предусмотренной при тарификации.
В случае привлечения педагогических работников с их согласия к работе в лагерях с дневным пребыванием детей в период, не совпадающий с отпуском, сверх указанного времени им дополнительно производится оплата, установленная по выполняемой работе, за фактически отработанное время.

На сколько процентов производится повышение ставки заработной платы учителю начальных классов за работу с детьми с задержкой психического развития?

Ставка заработной платы учителей за работу в классе для детей с задержкой психического развития повышается на 20 процентов.

Будет ли решен вопрос о снижении нормы часов за ставку заработной платы учителям начальных классов?

В соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" установление норм труда в образовательных учреждениях отнесено к компетенции Российской Федерации.
В настоящее время органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления при определении объемов финансирования образовательных учреждений исходят из норм учебной нагрузки за ставку заработной платы, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений". В этом постановлении установлено, что ставка заработной платы учителям начальных классов выплачивается за 20 часов преподавательской работы в неделю.
При подготовке проекта указанного выше постановления Правительства Российской Федерации нами предусматривалось снижение нормы часов за ставку заработной платы учителям начальных классов до 18 часов в неделю. Однако при согласовании этого проекта Минтруда России и Минфин России, к сожалению, не поддержали наши предложения из-за невозможности выделения дополнительных ассигнований на эти цели.
С тем чтобы вновь попытаться решить этот вопрос на федеральном уровне, но за счет средств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, Минобразования России в октябре 2003 г. обратилось с данной просьбой к руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Но, как следует из ответов, полученных нами от руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, они не имеют финансовых возможностей для решения вопроса о снижении нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы учителям начальных классов образовательных учреждений.

Как должна производиться оплата труда учителей начальных классов за работу с больными детьми на дому?

Месячная заработная плата учителей, индивидуально обучающих на дому больных детей, определяется в порядке, установленном п. 92 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1995 г. № 94 (то есть по тарификации), если работа с детьми для этих учителей носит постоянный характер, то есть продолжается в течение учебного года или полугодия.
За часы преподавательской работы с больными детьми на дому ставка заработной платы учителя повышается на 20 процентов (основание: приложение № 7 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. № 94).
Ассигнования на оплату труда учителей, индивидуально обучающих на дому больных детей, должны планироваться.

Включается ли время обучения в высшем учебном заведении в педагогический стаж?

В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. № 94, время обучения в высшем учебном заведении включается педагогическим работникам в стаж педагогической работы при определении разряда по оплате труда, при условии если этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность.
Что касается включения времени обучения в высшем учебном заведении в стаж, дающий право на пенсию по старости и на досрочную трудовую пенсию по старости (то есть на пенсию за выслугу лет), то Пенсионный фонд России со ссылкой на Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации не включает указанный период в стаж при назначении этих видов пенсии. По поводу зачета в стаж, дающий право на пенсию, времени обучения в высшем учебном заведении Минобразования России обращалось с предложением в Минтруда России, однако положительного решения этот вопрос не получил.

На основании чего и с какого момента устанавливаются квалификационная категория и соответственно оплата труда по более высокому разряду при прохождении учителем начальных классов аттестации на присвоение квалификационной категории?

Руководитель образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссией.
При присвоении квалификационной категории изменение размеров ставок заработной платы (окладов) производится со дня вынесения решения аттестационной комиссией.
Педагогические работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию. За работниками, признанными по результатам аттестации не соответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия (основание: Типовое положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 1908).