Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №41/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Алина ХОДЖАЯН,
воспитатель УВК № 6 "Солнышко",
г. Троицк,
Московская обл.

Уж как шла лиса по лесу

Тема. "Лиса в русских сказках".

Цели. Закрепить знание русских народных сказок, расширить представление о лисе как диком животном.

Оборудование. Ребусы, видеомагнитофон, телевизор, кассета с мультфильмами по сказкам Сутеева, веера с цифрами, книжки со сказками о лисе, иллюстрации с изображениями лисиц, костюмы для инсценировки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Разгадайте ребусы и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить на нашем занятии?

Дети. В ребусах зашифровано слово "лиса".

У. Сегодня на занятии мы будем говорить о лисе.

III. Проверка домашнего задания

У. Дома вы должны были найти загадки, пословицы и поговорки о лисе. Давайте посмотрим, что вам удалось подготовить.

Дети отвечают.

– Об этом красивом животном говорится во многих литературных жанрах. Так, например, лиса упоминается в потешках и прибаутках.

Потешка

Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: "Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка: "Поди, догоняй-ка!"
Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши!"
Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!"

Прибаутка

Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке*.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,
Лисе негде будет жить –
И пришлось с горя топиться.

– Лиса является героиней некоторых басен. Какие басни о ней вам известны?

Д. "Лиса и виноград", "Ворона и лисица".

У. Молодцы! К сегодняшнему занятию трое ваших одноклассников инсценировали басню "Ворона и лисица". Давайте посмотрим ее.

Дети инсценируют басню.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Уже в три-четыре года малыши, увидев на картинке лису, называют ее и даже могут рассказать известную русскую народную сказку, в которой одним из персонажей является лиса. Что это за сказка?

Д. Колобок.

У. Правильно. Становясь старше, вы узнавали об этом звере все больше и больше. Что вы можете рассказать о лисе?

Дети отвечают.

– Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки".
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает.
Учитель показывает иллюстрации с изображениями лисиц.
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает 6–10 кг, самок – 5–6 кг.
Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград. Неслучайно появилась басня "Лиса и виноград".
Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов.
Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как это происходит в природе – мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке – сейчас прочитаем.
Дети по цепочке читают сказку "Лиса и заяц".

– Лисица – одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.
Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает.
Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух.
Несмотря на то что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют.
Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты.
Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда.

Голосом лисицы издают отрывистый лай. Лисица-самка весной рожает от четырех до шести (иногда больше) слепых детенышей, которые начинают видеть через две недели. Через несколько недель лисята могут самостоятельно выходить из норы. Мать и отец оберегают их от опасностей. Если рядом появляется враг, лисят переносят в запасную нору. Пищу малышам таскают оба родителя.

У лисиц много врагов. Это люди, волки, крупные хищные птицы. Но иногда их может обидеть даже обычный муравей. Как? Посмотрите.

Учитель включает фрагмент мультфильма по сказке Сутеева "Грибок-теремок".

V. Викторина по русским народным сказкам

У. Как зовут автора этой сказки?

Д. Сутеев.

У. Правильно. Если у сказки есть автор, то мы ее называем авторской. А с какими сказками о лисе вы знакомились перед сегодняшним занятием?

Д. С русскими народными.

У. Перечислите их.

Дети отвечают. Учитель прикрепляет на доску названия сказок, написанные на карточках. В результате работы получается таблица:

Лисичка-сестричка и серый волк № 1

Медведь и лиса № 4

Петушок-золотой гребешок № 2

Лиса и дрозд № 5

Лиса и козел № 3

Кот и лиса № 6

– Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили тексты сказок. Возьмите в руки веера с цифрами. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы поднимайте тот номер, под которым записано название угаданной вами сказки:

Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня!..

Д. "Петушок – золотой гребешок".

У. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Ловись, рыбка, и мала и велика!

Д. "Лисичка-сестричка и волк".

У. Глазки, глазки, что вы делали?
– Мы смотрели, чтобы собаки лисаньку не съели.
– Ушки, ушки, что вы делали?
– Мы слушали, чтобы собаки лисаньку не скушали.

Д. "Лиса и дрозд".

У. А кто такой Котофей Иванович?

– Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.

Д. "Кот и лиса".

У. Кума, а кума, как назвали-то?
– Поскребышком.
– Это имечко и того лучше.

Д. "Медведь и лиса".

У. Что ты там, лисанька, поделываешь?

– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.

Д. "Лиса и козел".

Дети выполняют задание.

– Молодцы! В награду за хорошую работу я покажу вам еще один фрагмент из сказки Сутеева, где героиней является лиса. Посмотрите его и вспомните название сказки.

Учитель показывает фрагмент мультфильма по сказке "Кот-рыболов".

VI. Творческая работа

У. Сегодня вы узнали много нового о лисе и вспомнили известные произведения, героиней которых она является. Каким вы теперь представляете себе этого зверя?

Дети отвечают.

– А теперь представьте, что вам предложили проиллюстрировать книгу о лисе. Для выполнения этой работы возьмите бумагу, карандаши или краски, кому чем удобнее работать, и попробуйте нарисовать лису такой, какой вы ее себе представляете.

Дети работают. Затем работы выставляются.

VII. Итог занятия

У. Что вам понравилось на занятии? Что больше всего запомнилось?

Подумайте, о каком еще животном мы с вами могли бы так же интересно поговорить.