Вера Алексеевна
ИЛЮХИНА,
заслуженный учитель Российской Федерации,
кандидат педагогических наук
Должностные инструкции
Должностная инструкция заместителя
директора школы по учебно-методической работе
(начальная школа)
1. Общие положения
1.1. Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
назначается и освобождается от должности
директором школы. На период отпуска и временной
нетрудоспособности заместителя директора по
учебно-воспитательной работе начальной школы
его обязанности могут быть возложены на других
заместителей директора или учителей из числа
наиболее опытных педагогов. Временное
исполнение обязанностей в этих случаях
осуществляется на основании приказа директора
школы, изданного с соблюдением требований
законодательства о труде.
1.2. Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
должен иметь высшее профессиональное
образование и стаж работы не менее 3-х лет в
педагогической или руководящей должностях.
1.3. Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
подчиняется непосредственно директору школы.
1.4. Заместителю директора по
учебно-методической работе начальной школы
непосредственно подчиняются:
1.5. В своей деятельности заместитель
директора по учебно-методической работе
начальной школы руководствуется Конституцией
Российской Федерации, Законом Российской
Федерации "Об образовании", Типовым
положением об общеобразовательном учреждении,
указами Президента Российской Федерации,
решениями Правительства Российской Федерации и
правительства Москвы и органов управления
образованием всех уровней по вопросам
образования и воспитания обучающихся;
административным, трудовым и хозяйственным
законодательствами; правилами и нормами охраны
труда, техники безопасности и противопожарной
защиты, а также уставом и локальными правовыми
актами школы (в том числе правилами внутреннего
трудового распорядка, приказами и
распоряжениями директора, настоящей должностной
инструкцией), трудовым договором (контрактом).
Заместитель директора по учебно-методической
работе начальной школы соблюдает Конвенцию о
правах ребенка.
2. Функции
Основными направлениями деятельности
заместителя директора по учебно-методической
работе начальной школы являются:
2.1. Организация учебного процесса и
методической работы в начальной школе и в ГПД,
руководство ими и контроль за осуществлением
этого процесса.
2.2. Методическое руководство
педагогическим коллективом начальной школы и
ГПД.
2.3. Обеспечение режима соблюдения
норм и правил техники безопасности в учебном
процессе начальной школы и ГПД.
3. Должностные обязанности
Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Анализирует:
проблемы учебного процесса и
методической работы в начальной школе и в ГПД;
результаты учебно-методической
работы начальной школы и ГПД;
перспективные возможности педагогов
начальной школы и воспитателей ГПД в области
учебно-методической работы;
ход и развитие учебного процесса и
методической работы начальной школы и ГПД;
форму и содержание посещенных уроков
и других видов деятельности в начальной школе и в
ГПД (не менее 180 часов в год).
3.2. Прогнозирует:
тенденции изменения ситуации и
обществе и в образовании для корректировки
стратегии развития школы;
последствия запланированной
учебно-методической работы в начальной школе и в
ГПД.
3.3. Планирует и организует:
текущее и перспективное планирование
деятельности педагогического коллектива
начальной школы и ГПД;
участие в процессе разработки и
реализации образовательной программы школы;
разработку необходимой
учебно-методической документации по начальной
школе и ГПД;
осуществление систематического
контроля за качеством образовательного процесса
и объективностью оценки результатов
образовательной подготовки обучающихся, работой
кружков и факультативов; посещение уроков и
других видов учебных занятий, проводимых
педагогическими работниками начальной школы и
ГПД;
работу по подготовке и проведению
переводных экзаменов в начальной школе;
просветительскую работу для
родителей (законных представителей), принимает
родителей (законных представителей) по вопросам
организации учебного процесса в начальной школе
и в ГПД;
контроль за учебной нагрузкой
обучающихся начальной школы и ГПД;
правильное ведение учителями
начальной школы и воспитателями ГПД классных
журналов и другой установленной отчетной
документации;
изучение учащимися начальной школы и
ГПД правил для учащихся;
повышение квалификации и
профессионального мастерства педагогов
начальной школы и ГПД;
оснащение учебных кабинетов
начальной школы и ГПД современным оборудованием,
наглядными пособиями и техническими средствами
обучения; пополнение библиотеки
учебно-методической и художественной
литературой, журналами и газетами;
работу по соблюдению в
образовательном процессе начальной школы и ГПД
норм и правил охраны труда;
с участием заместителя директора по
административно-хозяйственной работе
своевременное и качественное проведение
паспортизации учебных кабинетов начальной
школы, а также помещений ГПД;
разработку и периодический пересмотр
не реже 1 раза в 5 лет инструкций по охране труда в
начальной школе и в ГПД;
совместно с профкомом безопасность
использования, хранения учебных приборов и
оборудования, наглядных пособий, школьной
мебели. Своевременно принимает меры к изъятию
учебного оборудования, приборов, не
предусмотренных типовыми перечнями, в том числе
самодельного, установленного в учебных и других
помещениях без соответствующего
акта-разрешения, приостанавливает
образовательный процесс в помещениях
образовательного учреждения, если там создаются
условия, опасные для здоровья работников,
обучающихся и воспитанников.
3.4. Координирует:
работу учителей и других
педагогических работников начальной школы и ГПД
по выполнению учебных планов и программ;
разработку необходимой
учебно-методической документации в начальной
школе и в ГПД;
взаимодействие представителей
администрации, служб и подразделений школы,
обеспечивающих учебный процесс начальной школы
и ГПД.
3.5. Руководит:
методической работой в начальной
школе и в ГПД;
созданием благоприятной учебной
обстановки в начальной школе и в ГПД;
осуществлением системы
стимулирования участников учебного процесса и
методической работы начальной школы и ГПД.
3. 6. Контролирует:
правильность и своевременность
оформления журналов и другой отчетной
документации педагогами начальной школы и
воспитателями ГПД в соответствии с учебным
планом и программами;
своевременное проведение
инструктажа по технике безопасности
обучающихся, воспитанников начальной школы и ГПД
и его регистрацию в журнале;
безопасность используемых в
образовательном процессе начальной школы и ГПД
оборудования, приборов, технических и наглядных
средств обучения;
работу учителей начальной школы и
воспитателей ГПД;
соблюдение учащимися начальной школы
и ГПД правил для учащихся;
качество образовательного процесса и
объективность оценки результатов
образовательной подготовки обучающихся
начальной школы;
работу кружков, факультативов,
секций, студий и т.п. в начальной школе и в ГПД;
учебную нагрузку учащихся начальной
школы и ГПД.
3.7. Корректирует:
3.8. Разрабатывает:
методические документы,
обеспечивающие учебный процесс в начальной
школе и в ГПД;
нормативные документы для участников
образовательного процесса начальной школы и ГПД;
фрагменты образовательной программы
школы и других стратегических документов;
правила ведения журналов и другой
отчетной документации в начальной школе и в ГПД в
соответствии с учебным планом и программами;
методику и порядок обучения ПДД
(правилам дорожного движения), поведения на воде
и улице, пожарной безопасности в начальной школе
и в ГПД;
на основании полученных от
медицинского учреждения материалов списки лиц
начальной школы и ГПД, подлежащих периодическим
медицинским осмотрам, с указанием фактора, по
которому установлена необходимость
периодического медицинского осмотра.
3.9. Консультирует участников
образовательного процесса начальной школы и ГПД
по принципиальным методическим вопросам.
3.10. Оценивает и экспортирует:
стратегические документы школы в
части, касающейся начальной школы
(образовательную программу, учебный план и т.п.);
предложения по организации
учебно-методической работы в начальной школе и в
ГПД и установлению связей с внешними партнерами.
3.11. Редактирует подготовленные к
изданию методические материалы, разработанные
учителями начальной школы и воспитателями ГПД.
4. Права
Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Присутствовать на любых занятиях,
проводимых с учащимися начальной школы и ГПД (без
права входить в класс после начала занятий без
экстренной необходимости и делать замечания
педагогу в течение занятия), предупредив
педагога не позднее чем накануне.
4.2. Давать обязательные распоряжения
учителям начальной школы, педагогам
дополнительного образования начальной школы,
воспитателям ГПД, классным воспитателям,
младшему обслуживающему персоналу.
4.3. Привлекать к дисциплинарной
ответственности обучающихся начальной школы и
ГПД за проступки, дезорганизующие
учебно-воспитательный процесс, в порядке,
установленном правилами о поощрениях и
взысканиях.
4.4. Принимать участие:
в разработке образовательной
политики и стратегии школы, в создании
соответствующих стратегических документов;
в разработке любых управленческих
решений, касающихся вопросов образовательной и
методической работы начальной школы и ГПД;
в ведении переговоров с партнерами
школы по учебно-методической работе в начальной
школе и в ГПД;
в аттестации педагогов и работе
педагогического совета;
в подборе и расстановке
педагогических кадров в начальной школе и в ГПД.
4.5. Вносить предложения:
о начале, прекращении или
приостановлении конкретных методических
проектов в начальной школе и в ГПД;
по совершенствованию
учебно-методической работы;
о поощрении, моральном и материальном
стимулировании участников учебно-методической
деятельности в начальной школе и в ГПД.
4.6. Устанавливать от имени школы
деловые контакты с лицами и организациями,
способствующими совершенствованию
учебно-методической работы в начальной школе и в
ГПД.
4.7. Запрашивать для контроля и внесения
коррективов рабочую документацию различных
подразделений и отдельных лиц, находящихся в
непосредственном подчинении.
4.8. Проводить приемку
учебно-методических работ для начальной школы и
ГПД, выполненных по заказу школы различными
исполнителями (как из числа сотрудников школы,
так и из сторонних организаций).
4.9. Контролировать и оценивать ход и
результаты групповой и индивидуальной
методической работы в начальной школе и в ГПД,
налагать вето на методические разработки,
чреватые перегрузкой учащихся и педагогов,
ухудшением их здоровья, нарушением техники
безопасности, не предусматривающие
профилактики, компенсации и преодоления
возможных негативных последствий.
4.10. Повышать свою квалификацию.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее
исполнение без уважительных причин устава и
правил внутреннего трудового распорядка школы,
законных распоряжений директора школы и иных
локальных нормативных актов, должностных
обязанностей, установленных настоящей
инструкцией, в том числе за неиспользование прав,
предоставленных настоящей инструкцией, а также
принятие управленческих решений, повлекших
дезорганизацию образовательного процесса,
заместитель директора по учебно-методической
работе начальной школы несет дисциплинарную
ответственность в порядке, определенном
трудовым законодательством. За грубое нарушение
трудовых обязанностей в качестве
дисциплинарного наказания может быть применено
увольнение.
5.2. За применение, в том числе
однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и(или) психическим насилием над
личностью обучающегося, заместитель директора
по учебно-методической работе начальной школы
может быть освобожден от занимаемой должности в
соответствии с трудовым законодательством и
Законом Российской Федерации "Об
образовании". Увольнение за данный проступок
не является мерой дисциплинарной
ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной
безопасности, охраны труда,
санитарно-гигиенических правил организации
учебно-методического процесса заместитель
директора по учебно-методической работе
начальной школы привлекается к административной
ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным
законодательством.
5.4. За причинение школе или
участникам образовательного процесса ущерба (в
том числе морального) в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей,
а также неиспользование прав, предоставленных
настоящей инструкцией, заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы
несет материальную ответственность в порядке и в
пределах, установленных трудовым и(или)
гражданским законодательствами.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Заместитель директора по
учебно-методической работе начальной школы:
6.1. Работает в режиме
ненормированного рабочего дня по графику,
составленному исходя из 36-часовой рабочей недели
и утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою
работу на каждый учебный год и каждую учебную
четверть. План работы утверждается директором
школы не позднее пяти дней с начала планируемого
периода.
6.3. Представляет директору
письменный отчет о своей деятельности объемом не
более пяти машинописных страниц в течение 10 дней
по окончании каждой учебной четверти.
6.4. Получает от директора школы
информацию нормативно-правового и
организационно-методического характера,
знакомится под расписку с соответствующими
документами.
6.5. Визирует приказы директора школы
по вопросам организации учебного процесса и
методической работы в начальной школе и в ГПД.
6.6. Систематически обменивается
информацией по вопросам, входящим в его
компетенцию, с педагогическими работниками
начальной школы и воспитателями ГПД,
заместителями директора школы.
6.7. Исполняет обязанности директора
школы и его заместителей в период их временного
отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение
обязанностей осуществляется в соответствии с
законодательством о труде и уставом школы на
основании приказа директора.
6.8. Передает директору информацию,
полученную на совещаниях и семинарах,
непосредственно после ее получения.
Дорогие коллеги!
Мы ждем ваших вопросов и предложений по поводу
содержания новой рубрики. Надеемся, что опытные
педагоги с большим стажем работы в должности
завуча начальной школы поделятся с нами своими
разработками. Ваши письма с вопросами и
пожеланиями, а может быть, и с опытом
административной работы направляйте по адресу:
121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, редакции газеты
"Начальная школа" с пометкой "Страничка
завуча начальной школы".
|