Л.Н. ХАСАНОВА,
учитель гимназии № 75
г. Казань, Республика Татарстан
Продолжение. Начало см. № 36/2004
Три урока на одну тему
Чем руководствуется учитель, готовясь к уроку?
Конечно же, личным опытом, возможностями детей и
особенностями материала. Вашему вниманию
предлагается третий урок по теме
"Моделирование на плоскости. Аппликация из
кругов". Автор урока Л.Н. ХАСАНОВА, учитель
гимназии № 75 с этнокультурным русским
компонентом г. Казани, Республика Татарстан,
предлагает детям создать волшебный зоопарк. Эта
идея отражена и в предварительном оформлении
класса, и в подборках музыкальных произведений, и
даже в физкультминутках. Урок получается ярким,
динамичным, насыщенным.
Урок третий
Тема. "Аппликация из кругов".
Оборудование. Учебник "Умные
руки", "1-й класс, (авт. Н.А. Цирулик,
Т.Н. Проснякова); образцы аппликаций: обезьяна,
динозавр, осьминог, жираф, чайник, чашка с
блюдцем; карточки со словами "выбираем
основу", "выбираем цвет", "вырезаем по
шаблону", "наклеиваем на основу"; шаблоны
кругов; выставка художественной и научной
литературы; музыкальная физкультминутка;
аудиозапись песни "Зоопарк"; спокойная
музыка; плакаты "Как прекрасен этот мир",
"Наш веселый зоопарк".
На уроке парты соединены попарно. За
такими большими столами сидят по 4 ученика, дети
работают в малых группах. Это очень удобно и для
коллективной, и для индивидуальной работы. Дети
могут обмениваться материалами и инструментами,
обсуждать ход работы. На уроке учитель сначала
помогает ребятам разобраться в новой технологии,
обсудив с ними образы, предложенные в книге, а
затем предоставляет им возможность для
самостоятельного творчества.
Помимо персонажей, изображенных в учебнике, были
выполнены: черепаха, крокодил, динозавр,
несколько медведей, осьминог и многое другое.
ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа
Учитель. Ребята, вы бывали в
зоопарке?
Дети. Да!
У. Расскажите, кого вы там
видели?
Д. Слона.
– Жирафа.
– А мне запомнилась обезьянка.
– А мне ослик понравился.
У. Молодцы! Обитателей зоопарка
вы хорошо знаете. А знаете ли вы, почему зоопарк
назвали "зоопарком"?
Дети задумались.
У. Оказывается, в слове зоопарк
спрятались два слова. Послушайте это слово еще
раз: зоопарк. Кто-нибудь услышал знакомое для
себя слово?
Д. В слове зоопарк
спряталось слово парк.
У. Правильно. Это слово вам
действительно хорошо знакомо. А кто услышал
другое слово?
Д (неуверенно). Другое слово
– зоо.
У. Совершенно верно. А что
обозначает это слово?
Дети затрудняются ответить.
У. Слово зоо произошло от
греческого слова "зоон", которое
переводится как "животное". Значит, зоопарк
по-другому можно назвать "парк для
животных". А знаете ли вы, для чего люди создали
зоопарки?
Д. В зоопарке находятся
животные, которые живут в других странах. Мы
можем на них посмотреть.
– В зоопарке есть животные, которые водятся и
в наших лесах.
– В зоопарк попадают детеныши, которые
остались без родителей. Без помощи людей они
могут погибнуть.
У. Ребята, хотите сегодня
побывать в зоопарке?
Д. Да!
У. Мы создадим свой зоопарк и
поселим в него животных, которых сделаем своими
руками. Только зоопарк будет не совсем обычный. И
животных мы поселим в него не совсем обычных.
Может быть, даже таких, которых на нашей планете
не существует. Всё будет зависеть от вашей
фантазии.
Учитель открывает доску: "Наш
веселый зоопарк".
– А поможет нам наш учебник, в
котором столько интересных идей.
II. Работа с учебником
У. Посмотрите, сколько разных
животных мы здесь видим! А всех ли мы можем
увидеть в природе?
Д. Чебурашка – сказочный герой.
Его придумал писатель Эдуард Успенский.
У. Но мы ведь с вами
договорились, что у нас будет не совсем обычный
зоопарк, значит, в нем могут жить и сказочные
животные, и те животные, которых уже нет на нашей
планете.
Учитель вывешивает на доску
аппликацию "Динозавр".
– Из каких геометрических фигур
выполнены животные?
Д. Все животные выполнены из
кругов.
У. Вы совершенно верно угадали
тему нашего урока. Давайте прочитаем ее хором. В
учебнике она записана синими буквами.
Д (читают). Аппликация из
кругов.
У. Посмотрите на аппликацию
Чебурашки. Кто догадался, сколько кругов
понадобится, чтобы его сделать?
Выслушиваются варианты ответов.
– Хорошо. Давайте разберемся.
Голова, туловище, уши, глаза – это круги. Ну, а
лапы? Помогите мне разобраться, как они
получились.
Один ученик показывает у доски: круг
сложили пополам и разрезали.
Учитель прикрепляет на доску образец: круг,
сложенный пополам.
– Хорошо. Раз вы такие
сообразительные, скажите: сколько кругов
понадобилось, чтобы сделать аппликацию слона?
Д. 8 кругов.
У. Сколько кругов разрезали
пополам?
Д. 2 круга.
У. Кто из вас догадался, как
получились крылья у бабочки, которую мы называем
"бабочка-коробочка"? Покажите.
Один ученик показывает у доски:
половину круга сложили пополам и разрезали.
Получились четвертинки кругов.
– У изображений каких животных
встречаются такие же четвертинки кругов?
Д. У кошки – уши.
– У бабочки – крылья.
– У совы – нос и лапки.
У. Ребята, посмотрите еще раз на
Чебурашку и слона. Что еще вы можете рассказать о
кругах, из которых они сделаны?
Д. Чебурашка сделан из кругов
одного размера, а у слона круги разного размера.
Учитель вывешивает на доску
аппликацию обезьяны синего цвета.
У. Вы узнали, кто это? Чтобы
сделать такую обезьянку, я тоже использовала
круги разного размера. Чем необычна моя
обезьянка?
Д. Она синего цвета.
У. Но вы же помните, что у нас с
вами будет удивительный зоопарк, в котором могут
жить самые необычные животные.
Хорошо. С основными деталями аппликации мы
разобрались. А как сделать более мелкие детали? У
вас на столе стоят вазочки с очень маленькими
кругами. Как вы думаете, для чего они могут
пригодиться?
Д. Из них можно сделать глаза.
У. Верно. Но есть еще более
мелкие детали: усы, брови, ресницы. Как сделать их?
Книга нам дает совет. Кто увидел и прочитал?
Один ученик читает: мелкие детали
аппликации можно дорисовать.
У. Я воспользовалась этим
советом и дорисовала у обезьяны и нос, и рот, и
лапы, и хвост.
III. Технический план выполнения работы
У. А теперь давайте составим
краткий план, по которому вы будете выполнять
работу.
На доске перевернутые карточки:
1. Выбираем основу.
2. Выбираем цвет.
3. Вырезаем по шаблону.
4. Наклеиваем на основу.
|
Учитель переворачивает
карточки после того, как дети называют
определенный этап операции.
Если дети быстро сделают аппликацию
животного, можно дополнить работу аппликацией
растения.
IV. Техника безопасности на уроке
У. Ребята, когда вы мне
рассказывали об этапах выполнения работы, я
услышала два тревожных слова – "вырезаем" и
"наклеиваем". Почему слово "вырезаем"
вызвало у меня тревогу?
Дети говорят о правилах безопасности
при работе с ножницами.
– А почему мне стало тревожно от
слова "наклеиваем"?
Дети говорят о правилах безопасности
при работе с клеем.
У. Молодцы. Оказывается, я зря
волновалась. Вы всё прекрасно знаете и умеете.
Можно приступать к работе. Но сначала давайте
разомнемся, разогреем наши руки. Им сейчас
предстоит хорошо потрудиться.
V. Физкультминутка
ТЕРЕМОК
Из
пальцев, дружок,
Сложи теремок.
Вот это – ворота,
Вот это – замок.
Вот серенький зайчик,
Вот мышка-норушка,
Лисичка-сестричка,
Лягушка-квакушка.
Но вот в теремок
Медведь забрался.
Домик сломался,
Народ разбежался.
Медведь косолапый
Бродит,
Места себе
Не находит.
Теремок
Я построю большой,
И будут там
Жить со мной
Серенький зайчик,
Мышка-норушка,
Лисичка-сестричка,
Лягушка-квакушка.
VI. Выполнение работы учениками
У. Итак, мы приступаем к работе.
Наш веселый зоопарк с нетерпением ждет своих
обитателей.
Звучит спокойная музыка.
– Ребята, когда закончите работу,
принесите своих животных к нам в зоопарк и
помогите своим товарищам, если им нужна помощь.
VII. Физкультминутка
Топ-топ,
топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха на песке.
Топ-топ, топотушки!
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь?
Пляши и ты!
VIII. Итог урока
У. Посмотрите, какой веселый
зоопарк у нас получился!
Давайте поиграем. Я буду загадывать загадки, а вы
отгадывайте, есть ли эти животные в нашем
зоопарке.
Если отгадки совпадают с теми животными, которые
есть в нашем зоопарке, авторам работ предлагаю
встать, чтобы все могли на них посмотреть.
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьет,
Песни поет.
Д. Кошка.
У. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
Д. Белка.
У. Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает.
Д. Сова.
У. Сначала ползет,
Червячком живет.
Потом умирает,
Как птичка, летает.
Д. Бабочка.
У. За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала...
Нет ни дыма, ни пожара.
Д. Лиса.
У. Какая птица в лесу обитает,
Всем свое имя называет?
Д. Кукушка.
У. У маленькой скотинки
Сто серебристых монет на спинке.
Д. Рыба.
У. А какие вы знаете загадки о
животных?
Дети загадывают.
У. Последняя загадка – моя.
Догадайтесь, почему я сделала аппликацию
обезьянки синего цвета?
Д. По восточному календарю 2004
год – год синей или зеленой обезьяны.
У. Говорят, что по характеру
животного, которое является символом года, можно
судить, каким будет весь год. Как вы думаете,
какой характер у обезьяны?
Ответы детей.
У. Я думаю, что год нас ожидает
веселый, непредсказуемый, полный неожиданных
сюрпризов.
IХ. Домашнее задание
У. Дома вы можете сделать свой
зоопарк. Некоторые детали можно не дорисовывать,
а заменить косичками, которые вы уже умеете
плести.
Образец аппликаций: осьминог, жираф.
– Из кругов можно сделать много
других аппликаций.
Образцы аппликаций: чайник, чашка с
блюдцем, будильник.
– Главное – фантазируйте и воплощайте свои
фантазии в жизнь. Книги о животных помогут вам
узнать о них много интересного и полезного.
|