Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2004

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Елена ВОСТОРГОВА,
Елена ЧЕСНОКОВА,
г. Москва

Называет или обозначает?
Действие или процесс?

Урок русского языка в 4-м классе

Одно из центральных понятий курса русского языка в 4 классе – части речи.

В программе В.В. Репкина и др. часть речи рассматривается как класс слов, характеризующихся общностью грамматических значений и вследствие этого обладающих одинаковым способом присоединения к другим словам в речи (в рамках предложения). Такой подход к частям речи как к грамматическим классам слов (в отличие от традиционного для начальной школы лексико-грамматического подхода) предполагает: во-первых, установление частных грамматических значений числа, рода, падежа, лица, времени; во-вторых, осознание этих значений как средства выражения общих грамматических значений слов – предметности, признаковости, процессуальности и пр.

Понятно, что при таком подходе тип лексического значения слова не учитывается. Слова "школа" и "кенгуру", "бледность" и "брюки", "десятка" и "рабочий", "печаль" и "прыжок" входят в один грамматический класс не потому, что имеют сходное лексическое значение. Оно может быть самым разным – от названия предмета (вещи) до процесса, признака, состояния, количества и пр. Эти слова относятся к одной части речи потому, что каждому из них присуще единое общее значение грамматической предметности. Ученые о таких и подобных им словах говорят, что они обозначают предмет. "Предмет" в грамматике понимается как носитель признака – это все те слова, которые могут быть охарактеризованы с помощью признака (новая школа, молодой кенгуру, целая десятка и пр.). Хотя все эти слова обозначают предмет (т.е. имеют общее грамматическое значение предмета), называть они могут не только предметы, но и признаки (синева, полнота), и действие (чтение, бег), и число (сотня, тысяча, миллион), и многое другое. Таким образом, оказывается, что слова могут обозначать одно и то же (если речь идет о грамматических свойствах слов), а называть разное (если речь идет о лексических особенностях тех же слов). И наоборот: слова могут называть примерно одно и то же (синий, синеть, синева; читать, чтение и т.п.), но обозначать разное (предмет, признак, процесс), т.е. иметь разное общее грамматическое значение и поэтому относиться к разным частям речи.

Для того чтобы прийти к кажущейся простоте способа определения части речи по общему грамматическому значению (можно присоединить прилагательное – значит, предмет, существительное), необходимо принципиально развести в сознании детей два типа значений слова – лексическое и грамматическое. Первое методически удобно фиксировать с помощью слова "называет", второе – с помощью слова "обозначает".

Урок, на который мы вас приглашаем, демонстрирует один из возможных вариантов развертки данной темы на примере слов, имеющих категории времени, лица, рода и числа (т.е. глаголов). Термин "глагол" будет введен учителем только после того, как дети научатся хорошо отличать эти слова от других частей речи по их грамматическим свойствам. Цель данного урока заключается в обнаружении общего грамматического значения слов, имеющих грамматическую модель названий действий. И первый шаг в этой работе – вывод о том, что далеко не все слова, изменяющиеся по времени, лицам, родам и числам, на самом деле называют действия…

I. Постановка задачи урока

Учитель. Запишите, пожалуйста, такие слова: несет, кричит, точит, бегает. Как мы называем такие слова?

Дети. Действия.

У. Какое действие называет каждое из этих слов?

Д. Ну, несет – это что-то несет в руках, держит и чувствует в руках вес того, что несет. Кричит – это громкий голос, оглушительный, его делают голосовые связки. Точит какую-то деталь – делает ее более гладкой. Бегает – тренирует ноги, бегает по утрам или по беговой дорожке.

У. Послушайте, пожалуйста, высказывание: "Ваня еще болеет". Найдите в нем слово, которое мы называем действием, запишите его. Подумайте и скажите: что оно называет?

Д. Действие?..

У. Какое действие?

Д. Ну, когда человек болеет, состояние болезни.

У. Значит, не действие, а состояние?

Д. Да.

У. Скажите, мы столкнулись сейчас с чем-то новым?

Д. Да.

У. С чем же?

Д. Слова, которые мы называли действиями, не всегда называют действия, но иногда еще и состояния.

У. А мы сейчас говорим о каком значении слова – лексическом или грамматическом?

Д. О лексическом.

У. Давайте это запишем так: над словами, называющими действия, напишем: "ЛЗ-Д", а над словами, называющими состояния, – "ЛЗ-С".

На доске и в тетради:

ЛЗ-д
несет,

ЛЗ-д
кричит,

ЛЗ-д
точит,

ЛЗ-д
бегает,

ЛЗ-с
болеет.

– Продолжим наблюдение за словами, которые мы привыкли называть действиями. Послушайте высказывание: "На ветках белеет иней". Найдите в нем такое слово.

Д. Белеет.

У. Что называет это слово?

Д. Признак.

У. Да, запишем: "ЛЗ-Пр".

А теперь послушайте такое высказывание: "Мне нравится наша машина". Запишем слово, которое нам нужно.

Д. Нравится. Это слово, кажется, называет отношение.

У. Запишем: "ЛЗ-О". А теперь посмотрите на наши записи, подумайте и скажите: какой вывод о словах, которые мы привыкли называть действиями, мы можем сделать?

На доске и в тетради:

ЛЗ-д
несет,

ЛЗ-д
кричит,

ЛЗ-д
точит,

ЛЗ-д
бегает,

ЛЗ-с
болеет,

ЛЗ-пр
белеет,

ЛЗ-о
нравится

Д. Эти слова не всегда называют действия, а еще и состояния, признаки, отношения, может, еще что-то.

У. Как бы вы могли это зафиксировать в схеме?

На доске и в тетради появляется такая запись:

ЛЗ

У. Первое открытие мы уже сделали и можем продолжить. Скажите, а почему мы все-таки объединяем эти слова одной фишкой, несмотря на то что они называют разное?

Д. У них вопрос одинаковый: что делать?

– У них одинаковые грамматические значения.

У. А какие грамматические значения у этих слов? Можете ли вы составить их модель?

Дети достраивают модель:

У. Какие грамматические модели вы еще знаете?

Д. Модели слов, у которых общее грамматическое значение "предмет", "признак предмета" (показывают на модели, которые зафиксированы на стенде, посвященном русскому языку).

У. А что такое общее грамматическое значение?

Д. Это общая работа всех грамматических значений.
– Это то, как слово соединяется с другим словом.
– Это то, что слово обозначает.

У. Как вы думаете, есть ли такое общее грамматическое значение для модели слов, которые мы раньше называли действиями?

Д. Да.

У. Предположим, какое оно может быть. Что обозначают эти слова?

Д. Может быть, действие предмета?

У. Кто согласен, а кто – нет?

Д. Ну, мы же выяснили, что эти слова не всегда называют действия.

У. Значит, у этих слов какое-то другое общее грамматическое значение?

Д. Наверное, да.

У. Узнаем какое?

Д. Да.

У. Как нам зафиксировать наш вопрос?

Д. Надо нарисовать скобку после грамматических значений и знак вопроса.

У. Почему именно так?

Д. Потому что общее грамматическое значение – это то, что делают вместе все остальные грамматические значения – число, род, лицо и другие, это их общая работа. Мы так рисовали его у слов со значением предмета и признака предмета.

На доске и в тетради появляется вопрос:

II. Поиск решения поставленной задачи

У. А как нам это узнать?

Д. Можно посмотреть, как такие слова соединяются с другими.

У. Посмотрим. Для этого запишем 3 высказывания: Молодая зелень растет на лужайке, Зеленая трава растет на лужайке, На лужайке зеленеет трава. Какие слова в этих высказываниях почти одинаковые?

Д. Зелень, зеленая, зеленеет.

У. Выпишите эти слова. Сравним их. Чем они похожи и чем различаются?

Д. Они все называют зеленое – одинаковый цвет. Это признак. У них лексическое значение одинаковое. Это признак.

У. Пожалуйста, зафиксируйте это сходство.

На доске и в тетради появляется запись:

ЛЗ-пр
зелень
ЛЗ-пр
зеленая
ЛЗ-пр
зеленеет

У. А какие различия?

Д. Ну, они относятся к разным моделям. Слово зелень обозначает предмет, потому что молодая: молодая зелень. Слово зеленая обозначает признак предмета: зеленая трава. А зеленеет – это третье – то, что было всегда действием.

На доске и в тетради дети фиксируют свои ответы:

ЛЗ-пр
зелень ОГЗ – предмет
ЛЗ-пр
зеленая ОГЗ – признак предмета
ЛЗ-пр
зеленеет ОГЗ – действие?

У. Как же можно назвать общее грамматическое значение третьего слова? Можно ли охарактеризовать это как действие?

Д. Наверное, нет, ведь мы уже сделали вывод о том, что не всегда такие слова называют действие.

У. Верно, действием нельзя их обозначить. Тогда, как? Попробуйте объяснить это слово.

Д. Ну, это что-то происходит. Трава зеленеет. Солнышко блестит, а ласточка летит…

– Скорей бы!

У. Хорошо. Скажите, это то, что изменяется?

Д. Да.

У. А как это изменяется?

Д. Было не очень зеленым, а потом все зеленело, зеленело и все еще зеленеет. То есть зеленело и до сих пор зеленеет. Продолжается процесс зеленения и еще будет продолжаться, наверно.

У. Вы назвали слово "процесс". Может быть, оно подойдет нам для обозначения слов, которые работают по этой модели?

Д. Да, оно подойдет.

У. А что такое процесс?

Д. Это то, что происходит, то есть изменения, которые происходят с предметом с течением времени.

У. Проверим это на тех словах, которые были в начале урока: несет, кричит, точит, бегает, болеет, белеет, нравится. Скажите, все ли эти слова можно обозначить словом "процесс"?

Д. Да, потому что, например, бегал и бегает. И так со всеми словами. Это не так, как одни – действия, а другие – состояния. Тут слово "процесс" подходит для всех слов. Потому что это то, что происходит с предметом. Получается, что слово "процесс" как бы объединяет все слова.

У. Что тогда будет являться общим грамматическим значением для слов с моделью названий действий?

Д. Процесс.

III. Моделирование

У. Запишем это.

В тетрадях и на доске появляется модель:

У. Посмотрите внимательно, нет ли в нашей модели чего-нибудь лишнего.

Д. Мне кажется, можно убрать то, что здесь написано про лексические значения. Это ведь не помогает нам определить общее грамматическое значение.

У. А что помогает?

Д. Грамматические значения, время, например: бегал – бегаю – это процесс.

IV. Контрольное задание

У. Последнее задание: одинаковые или разные слова – читать – чтение, бежать – бег, спать – сон?

Д. У них лексическое значение почти одинаковое, а ОГЗ – разное: читать – процесс, потому что читал и до сих пор читает, чтение – предмет, потому что вдумчивое чтение.

У. Что называют эти слова и что они обозначают?

Д. Называют они одно – действие, а обозначают разное: процесс и предмет. То же самое – бежать и бег. А спать и сон называют состояние, а обозначают процесс и предмет.

У. Молодцы. Мы много нового узнали на уроке. Теперь нужно только научиться быстро различать в речи слова, относящиеся к разным моделям.