Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2004

МАСТЕРСКИЕ

Ольга БУЛЫНДИНА,
учитель ГОУ СОШ № 777,
г. Москва

Я тебе желаю...

Как обучить первоклассников написанию поздравительных открыток

Поздравить – означает приветствовать по случаю чего-нибудь приятного, радостного.
В праздничные дни принято дарить подарки, писать поздравления. Вот только писать поздравления боRльшая часть из нас, к сожалению, не умеет. Если собрать открытки за год, которые были написаны близкими, знакомыми к знаменательным дням, то они по большей части будут похожи между собой, как близнецы. Одни и те же фразы, одни и те же слова, которые мы только переписываем друг другу. А ведь приятнее было бы получить поздравление, написанное только для тебя и ни для кого больше. Между тем учиться использованию жанра "поздравление" можно уже начиная с 1-го класса.

По стилю речи поздравление, скорее всего, можно отнести к разговорной речи. Поэтому очень важно показать ребятам, чем отличается разговорная речь от деловой, в каких случаях ее используют. Кроме того, говоря о поздравлении, мы говорим о культуре речи. Культура речи – это владение нормами литературного языка, а также умение использовать средства языка в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Работа по культуре речи – это совершенствование детской речи с точки зрения:

– правильности;
– точности;
– богатства;
– выразительности.

Все это необходимо учитывать при написании поздравительных открыток. Итак, чему же учить?

1. Правильному использованию разговорной речи.

2. Точности, правильности, богатству, выразительности речи. А так как ребята не обладают достаточным запасом слов, не умеют нетрадиционно начать поздравление, то и этому тоже надо учить.

Работу над жанром "поздравление" можно начать в связи с приближающимся праздником (в 1-м классе, напрмер, – к Новому году).

Приведем фрагмент такой работы.

Учитель. Когда наступают праздники, у почтальонов прибавляется работы. Это потому, что и взрослые, и дети спешат поздравить друг друга с праздником. Как вы думаете, зачем люди поздравляют друг друга?

Дети. Чтобы доставить приятное другому человеку, чтобы у него осталось что-то на память об этом дне.

У. В каких еще случаях пишут поздравительные открытки?

Д. На день рождения, юбилей, просто поздравить с началом весны, осени.

У. А что пишут в поздравительных открытках?

Д. Желают крепкого здоровья, счастья, успехов.

У. Прекрасно! Тогда послушайте и скажите: какое из поздравлений доставило одному и тому же человеку больше радости? Подумайте почему.

Дорогой дедушка! Поздравляю тебя с днем рождения! Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе.

Целую и обнимаю. Твой внук Коля. 15 марта 1998 года.

 

Мой дорогой-дорогой дедушка!
Поздравляю тебя с днем рождения!
Я очень хочу, чтобы ты никогда не болел, чтобы почаще бывал у нас дома. И еще хочу, чтобы у тебя на работе все всегда хорошо получалось. А я постараюсь тебя не огорчать.

Целую и обнимаю тебя.
Твой внук Николай.

Д. Первое поздравление обычно пишут всем и всегда, второе было приятнее получить, так как оно больше относится к дедушке.

У. Почему?

Д. Потому что в нем использовались такие пожелания: "чтобы ты никогда не болел", "чтобы почаще бывал у нас дома".

У. Хорошо. А что вы сами желаете своим родным, друзьям, когда поздравляете их?

Д. Счастья, здоровья, успехов...

У. Всегда?

Д. Да.

У. Так ведь поздравления будут одинаковыми, их не очень интересно будет читать.

Д. А как можно сделать, чтобы они были непохожими друг на друга?

У. Придумать вместо этих слов другие, более интересные пожелания. Я попробую предложить вам несколько зачинов*, – может быть, какие-то из них вы будете использовать в своих поздравлениях.

Учитель открывает запись на доске.

На доске:

1. С праздником ...

2. От всей души желаю ...

3. От всей души примите пожеланья...

4. Вот и праздник наступил! Я тебе желаю ...

5. Счастья, здоровья, веселья и смеха!

– Как вы думаете, в конце поздравления пишется, от кого оно, или нет?

Д. Да.

У. Почему?

Д. Чтобы тот человек, кому оно адресовано, понял, от кого поздравление.

У. Да. И еще потому, что некультурно оставлять поздравление без подписи. Иногда в конце подписывают и дату.

Мы с вами выяснили, что поздравление имеет начало, основную часть, окончание. Тогда подумайте, поздравление ли это?

На доске:

"Крошка Енот!
Поздравляем тебя с днем рождения!
Мы тебе сделали подарок. Твои друзья".

Д. Нет, это не поздравление.

У. Почему?

Д. Потому что поздравление должно сопровождаться пожеланиями. И совсем не нужно было подписывать, что сделали подарок.

У. А как бы вы исправили это поздравление?

Д. "Крошка Енот, с днем рождения! Желаем тебе хорошего настроения, улыбок, чтобы ты никогда не болел.

Твои друзья. Март 1992 года".

У. Молодцы! Я не так давно узнала, что у Крокодила Гены скоро день рождения. Вы ведь знаете, как он его ждет. Постарайтесь сделать ему открытку и написать поздравление. Найдите для него особые слова, интересные пожелания. Не забудьте, что вы умеете рисовать, делать аппликации.

Ребята предложили достаточно интересные варианты поздравления. Вот некоторые из них:

Дорогой Крокодил Гена!

Прими самые теплые пожелания в твой день рождения. Больше улыбайся, чаще приходи в гости, я тебя очень люблю. Вова.

 

Крокодил Гена!

С праздником тебя твоим!
Не грусти в этот день, знай, что у тебя очень много друзей. Лена.

 

Крокодил Гена!

От всей души поздравляю с днем рождения! Пусть сбываются все твои мечты, пусть у тебя будет всегда отличное настроение. Алеша.

Впоследствии ребята писали поздравительные открытки к дням рождения друг друга, к праздникам своим родителям. Такую работу, конечно, следует проводить и в дальнейшем, так как она для ребят интересна, сближает их, доставляет радость тому, кому адресованы поздравления.

Анализ проведенной работы над поздравительными открытками позволяет дать некоторые рекомендации:

1. До начала написания открыток надо обязательно проводить подготовительную работу:

а) по обогащению речи учащихся такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми (для этого вести разнообразную работу с картинками в Азбуке);
б) над умением использовать языковые средства, более уместные в том или ином случае;
в) предлагать учащимся различные нетрадиционные варианты поздравления;
г) учить правильному использованию слов-обращений в зависимости от ситуации.

2. Необходимо проводить орфографическую работу и работу по предупреждению речевых ошибок.

3. Нужно учить аккуратности, правильному оформлению открыток.

4. Нельзя забывать об эмоциональном настрое учащихся. Написанные детьми поздравительные открытки подводят к еще одному важному методическому выводу: такая работа с первоклассниками возможна и целесообразна.


* Такие зачины очень помогли, когда 23 февраля и 8 марта мальчики и девочки писали друг другу поздравления. И самое замечательное было то, что ребята старались написать поздравления индивидуальные, только для того или иного человека.