Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №36/2004

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Как хорошо уметь читать…

Вот и начался для наших ребят очередной учебный год. А кто-то из малышей только первый раз переступил порог школы. Как все сложится для них в этом году? Что их ожидает за школьным порогом?

Эти вопросы, как правило, волнуют всех родителей в канун нового учебного года. Думают об этом и учителя, анализируя итоги прошлых лет, планируя свою будущую педагогическую деятельность. Профессионально значим этот вопрос также для школьных психологов и логопедов, которые уже на первом педагогическом совете, традиционно проводимом в школах перед 1 сентября, определяют совместно с учителями возможные зоны школьных трудностей и проблем.

И среди прочих важных вопросов и тем для обсуждения психологов, логопедов и учителей на особо "почетном" месте стоит проблема школьных дислексиков, то есть ребят, у которых трудно формируется навык чтения и которые, как показывает практика, долго читают по слогам. А ведь чтение в начальной школе является основным учебным навыком, от которого зависит обучение ребенка буквально по всем предметам. "Почему?" – часто спрашивают специалистов и родители, и педагоги.

А все дело в том, что процесс чтения лежит в основе усвоения информации, в котором единицей восприятия являются поэтапно буква – слог – слово – предложение. И если в процессе обучения в школе у ребенка не складывается воедино смысловой, слуховой и зрительный образ слова и предложения, то бессмысленно требовать от него грамотного письма. Ему будет сложно писать изложения, а тем более сочинения. Трудности дадут себя знать и в математике, где ученик не сможет понять контекст задачи и правильно решить ее. А уж об устных предметах и говорить не приходится. Они часто становятся для ребенка самыми нелюбимыми, "потому что параграф большой, а его надо читать да еще пересказывать…" (из разговора с учеником 3-го класса).

Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться некоторым родителям, да и педагогам. В этой статье мы постараемся осветить некоторые, на наш взгляд, наиболее важные моменты, связанные с обучением чтению, и дать несколько рекомендаций, опираясь на работы известного Санкт-Петербургского практического психолога, кандидата психологических наук Людмилы Ясюковой.

Ребенок идет в первый класс и обучается по программе 1–4. Обязательно ли ему уметь читать при поступлении в школу? На наш взгляд, да! Практика психологов и логопедов давно уже показала, что если ребенок совсем не умеет читать и писать (и к тому же слабо знаком с алфавитом), то при одновременном и параллельном обучении этим учебным навыкам, как это и предусмотрено общеобразовательной программой, у него достаточно сложно будет идти процесс формирования как чтения, так и письма.

Обучение чтению следует начинать раньше формирования у ребенка навыка письма. Если при обучении чтению у него еще не сложился зрительно-слуховой образ слова, то при письме он будет кое-как перерисовывать слова по буквам. Да и вы сами, уважаемые взрослые, можете попробовать переписать текст на каком-нибудь незнакомом вам языке, например на испанском или китайском? Интересно, что у вас получится?!

Если же ребенку приходится писать под диктовку учителя, то часто он изображает "нечто", в результате получая диагноз "дисграфия". А все дело в том, что в голове у него, очень старающегося и переживающего за свои неудачи, еще нет тех образов слов, которые бы позволили ему совершить переход от смысла слова, произносимого учителем (или родителем), к его графическому изображению, то есть написанию.

Ну, например, вы предлагаете ребенку написать слово КОШКА. Из личного опыта ребенок понимает смысл этого слова. Дайте ребенку, написав на доске или на листке, целостный образ этого слова, соединив в восприятии ребенка графический образ со звуковым (взрослый произнес это слово) и смысловым. После этого он сможет осмысленно и с удовольствием грамотно написать это слово.

А далее – еще более важный момент! При обучении чтению главная цель – понимание ребенком того, что он читает, а не озвучивание слов и проговаривание их вслух! Поэтому надо сначала дать ребенку возможность понять текст, разобрать его про себя и только потом предлагать прочесть вслух.

Когда ребенка сразу заставляют читать вслух, ему приходится одновременно выполнять сразу две операции – озвучивание текста и его осмысление. А для этого ему необходимо особое распределение внимания, которого у ребенка-первоклассника еще нет или оно сформировано достаточто слабо, поэтому большинство ребят тексты-то озвучивают, то есть "читают", а повторить потом прочитанное практически не могут. А значит, дети не смогут и пересказать текст, и ответить на вопросы! О каком же тогда "понимающем чтении" может идти речь?!

Здесь же актуально поставить вопрос: "Сможем ли мы привить любовь к чтению, если ребенок не понимает, что он читает, да еще и часто наказывается за это либо низкой оценкой учителя, либо раздражением родителя?" Предлагаю ответить на этот вопрос вам самим, уважаемые наши читатели.

Людмила Ясюкова в своей книге "Психологическая профилактика проблем обучения и развития школьников" добавляет, что убеждение в том, что произнесение ребенком текста вслух свидетельствует о его понимании, основано на заблуждении, согласно которому чтение относят к речевым навыкам. На самом деле на этом построена вся школьная методика обучения чтению, которая, как показывает практика последних лет, оказывается неэффективной для большого количества детей. Многие ученые это мнение не разделяют, считая чтение зрительным навыком, и потому строят свои методики не на методе слухового анализа, как это принято у нас, а с опорой на графему, на зрительный образ слова.

Педагоги знают, что для отработки и укрепления навыка чтения требуется несколько лет. Даже при активном чтении он автоматизируется у ребенка только к 6–7-му классу. Но если в начальной школе и учителя, и родители постоянно побуждают детей к чтению, то в среднем звене этого уже нет. Ученики часто перестают читать, и не устоявшийся еще навык чтения может деградировать.

В последние годы требования к технике чтения в начальной школе несколько снижены. Однако для того чтобы ребенок справлялся с учебой в полном объеме, быстрое чтение требуется уже во 2-м классе, так как с этого момента ученику необходимо работать с большими текстами. Психолого-логопедическая практика показывает, что многие дети, не умея бегло читать, понимая при этом прочитанное, оказываются вынужденными как можно быстрее "озвучить текст", закрепляя к тому же дефектный навык чтения.

В 3–4 классах еще возможны коррекция чтения и формирование у ребят полноценного процесса усвоения и переработки информации. Поэтому в следующей нашей публикации мы предложим вашему вниманию практические заметки и рекомендации на тему "Как научить ребенка читать".

Продолжение следует